Региональная политика в РФ и за рубежом. Общественно-географическое обеспечение регионального развития и управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональная политика в РФ и за рубежом. Общественно-географическое обеспечение регионального развития и управления.



Рег политика - совокупность воздей-вий органов управ. по созданию усл-вий для повышения уровня и кач-ва жизни людей на основе устойчивого с-эк развития территории и сохранения с-э пространства страны.

В управл-ии СССР преобладали диктат центра и ведомст-й монополизм. На первом плане были эконом. и техн. задачи, без внимания была соц. сфера, состояние ОС. Недостаточный учёт местной специфики часто был причиной, которая тормозила проведение региональной политики: 1 этап (1917 - 1927 гг.) связан с устан-ем советской власти и поиском путей выхода из хоз. кризиса, неопределённостью адм-тер. устройства, формированием новой нац. пол. Наиболее яркими событиями были: - разработка плана ГОЭЛРО; - создание комиссии Госплана; - введение НЭПа; - образование СССР и др. Региональная политика на общесоюзном уровне стала проводиться на основе следующих принципов: - экономического, предполагающего формирование ТПК с учётом природных, потребительских, трудовых и др. ресурсов; - нац, обеспечивающего соблюдение равенства всех наций и народов; - пол., обеспечивающего укрепление гос.аппарата; - культурного, предполагающего формирование пролетарской культуры; - территориально - организационного, предполагающего формирование регионов, способных осуществлять региональную политику. 2 этап (1928 - 1932 гг.) разработка и реализации первого 5-его плана. Основные черты: - сочетание отраслевого и территориального подходов в план-и и развитии нар. хоз.;- пром. политика, направленная на инду-цию страны;- аграрная политика, направленная на формирование кол-х хозяйств. 3 этап (1933 - 1945 гг.) Во втором Пятилетнем плане основное внимание уделено отраслевому развитию нар. хозяйства СССР. Интегральное экономическое рай-ие, ориентированное на комплексное развитие регионов, стало игнорироваться. Началось разукрупнение адм-тер. единиц, созданных на основе экономических районов. Так, на территории Уральской области были выделены Свердловская, Пермская, Челяб и Обско-Иртышская с центром в Тюмени. С 1934 по 1940 г. на тер-и России было выделено 20 новых областей и краёв. В 1940-х гг. Госплан СССР стал использовать 13 -членную сетку районов, 9 из которых находились на территории РФ. 4этап (1946 - 1956 гг.) связан с вос-ем разрушенного войной хоз-ва. Особое внимание в региональной политике было уделено подъёму экономики западных районов России и союзных республик (Украина, Белоруссия, Молдавия, Прибалтика). 5 этап (1957 - 1964 гг.) перестройка управления промышленностью. Были образованы адм-экон районы, а для управления промышленными предприятиями и стройками созданы совнархозы (органы государственного управления на местах). 6 этап (1965 - 1985 гг.) ликвидация, совнархозов и восстановление отраслевой системы управ. Гос. политика, нацелена на решение нац. проблем. Нац. политика по отношению к союзным республикам или политика по возрождению Нечернозёмной зоны РСФСР, строительству БАМа и др. 7 этап (1986 - 1991 гг.) ознаменовался перестроечными действиями правительственных органов. Больше внимания стало уделяться территориальному планированию. 8. этап современный: Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности России, недопущении ее распада на суверенные территории.

Основные задачи – обеспечение достойного уровня благосостояния населения в каждом регионе, постепенное выравнивание уровня жизни, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях. Для отдельных регионов необходимы разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это относится к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также к регионам, наиболее экономически отсталым и регионам с экстремальными природными условиями. На всем пространстве РФ должен функционировать единый рынок.

ЕС - в ней разрабатывается и активно проводится конструктивная рег. пол. Она осуществляется по линии сокращения разрыва в уровнях развития между отдельными территориями, аграрной интеграции, регулирования предприн. деятельности и др. Одним из главных направлений является содействие развитию проблемных стран и регионов. Для этого создан межрегиональный фонд, учреждены Комиссия регионов, Собрание регионов Европы и др.управл. стр-ры. Разработана стратегия региональной политики, в русле которой осуществляются отраслевые (межотраслевые) и территориальные программы. Отраслевые программы носят инновационный характер и способствуют интеграции стран ЕС.

В Великоб были разработаны мягкие, косвенные методы стимулирующего и сдерживающего контроля за размещением производства. Рег. пол. опиралась на: 1) финанс. меры, стимулирующие размещение и рост производства в депрессивных регионах (гарантии на капиталовложения, займы, налоговые льготы, региональные премии за занятость и др.); 2) инвест-ная деятельность гос-ва по развитию произв. и соц. инф.

В ФРГ: - большая степень нерав-ого развития рег-в, особенно после объединения Германии; -создание условий для равномерного развития. Прав-ство:— предлагает доп. помощь регионам, которые не могут разрешить возникшие проблемы своими силами;— обеспечивает единую схему для проведения реструктуризации и развития всех земель;— создает системы оказания помощи, которые исключают конкуренцию между землями.

США. Для амер. рег. пол. характерно чёткое разделение функций рынка и гос-ва. Важнейший принцип респуб-кая форма правления штатов. При этом основной закон США содержит действенные механизмы поддержания целостности страны.

Китай. Одна из важных особенностей рег. пол. в ее поэтапном проведении. 1. Эконом. реформы 1980—1990-х гг. Приоритет был отдан Вост. эконом. зоне (выгодное ЭГП, наличие развитой пром. и транспорт. инфр, наличие пром. потенциала, резервы дешевой раб. силы) 2. переход к ускоренному развитию Центр. зоны, с использованием админ, организ и эконом. мер. Так, были поставлена задача переводить все энергоемкие и материалоемкие производства, связанные с перевозками значительного количества грузов, из восточных в центральные (и западные) районы страны. 3 –ий этап время развития наиболее отстающей Западной зоны. Пока предпочтение здесь отдается с/х, использованию местных минерально-сырьевых ресурсов, первичной переработке сырья.

Роль СЭГ. Концепция ТОС:Каждый регион должен формироваться как ТОС соот-щего иерархического уровня, в которой функционирует множество взаимооб-х ком-нтов, явлений и процессов: ТОЛ, духовные и культ. ценности, с-ма гор. и сел.поселений, рег. эк-ка, инфр-ое обустройство, соц. сервис, управл. структура и т.д. Важным условием развития регионов является четкая иерархическая орг-ция и гуманная целевая направленность на повышение уровня и качества жизни населения. Эф-ность рег. управ. зависит от степени его соответствия интересам тер-рии (-сов-ность ин-сов проживающих на ней людей). Реализация интересов территории должна стать целю деятельности управ органов всех уровней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.004 с.)