Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Региональная политика в РФ и за рубежом. Общественно-географическое обеспечение регионального развития и управления.
Рег политика - совокупность воздей-вий органов управ. по созданию усл-вий для повышения уровня и кач-ва жизни людей на основе устойчивого с-эк развития территории и сохранения с-э пространства страны. В управл-ии СССР преобладали диктат центра и ведомст-й монополизм. На первом плане были эконом. и техн. задачи, без внимания была соц. сфера, состояние ОС. Недостаточный учёт местной специфики часто был причиной, которая тормозила проведение региональной политики: 1 этап (1917 - 1927 гг.) связан с устан-ем советской власти и поиском путей выхода из хоз. кризиса, неопределённостью адм-тер. устройства, формированием новой нац. пол. Наиболее яркими событиями были: - разработка плана ГОЭЛРО; - создание комиссии Госплана; - введение НЭПа; - образование СССР и др. Региональная политика на общесоюзном уровне стала проводиться на основе следующих принципов: - экономического, предполагающего формирование ТПК с учётом природных, потребительских, трудовых и др. ресурсов; - нац, обеспечивающего соблюдение равенства всех наций и народов; - пол., обеспечивающего укрепление гос.аппарата; - культурного, предполагающего формирование пролетарской культуры; - территориально - организационного, предполагающего формирование регионов, способных осуществлять региональную политику. 2 этап (1928 - 1932 гг.) разработка и реализации первого 5-его плана. Основные черты: - сочетание отраслевого и территориального подходов в план-и и развитии нар. хоз.;- пром. политика, направленная на инду-цию страны;- аграрная политика, направленная на формирование кол-х хозяйств. 3 этап (1933 - 1945 гг.) Во втором Пятилетнем плане основное внимание уделено отраслевому развитию нар. хозяйства СССР. Интегральное экономическое рай-ие, ориентированное на комплексное развитие регионов, стало игнорироваться. Началось разукрупнение адм-тер. единиц, созданных на основе экономических районов. Так, на территории Уральской области были выделены Свердловская, Пермская, Челяб и Обско-Иртышская с центром в Тюмени. С 1934 по 1940 г. на тер-и России было выделено 20 новых областей и краёв. В 1940-х гг. Госплан СССР стал использовать 13 -членную сетку районов, 9 из которых находились на территории РФ. 4этап (1946 - 1956 гг.) связан с вос-ем разрушенного войной хоз-ва. Особое внимание в региональной политике было уделено подъёму экономики западных районов России и союзных республик (Украина, Белоруссия, Молдавия, Прибалтика). 5 этап (1957 - 1964 гг.) перестройка управления промышленностью. Были образованы адм-экон районы, а для управления промышленными предприятиями и стройками созданы совнархозы (органы государственного управления на местах). 6 этап (1965 - 1985 гг.) ликвидация, совнархозов и восстановление отраслевой системы управ. Гос. политика, нацелена на решение нац. проблем. Нац. политика по отношению к союзным республикам или политика по возрождению Нечернозёмной зоны РСФСР, строительству БАМа и др. 7 этап (1986 - 1991 гг.) ознаменовался перестроечными действиями правительственных органов. Больше внимания стало уделяться территориальному планированию. 8. этап современный: Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности России, недопущении ее распада на суверенные территории.
Основные задачи – обеспечение достойного уровня благосостояния населения в каждом регионе, постепенное выравнивание уровня жизни, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях. Для отдельных регионов необходимы разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это относится к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также к регионам, наиболее экономически отсталым и регионам с экстремальными природными условиями. На всем пространстве РФ должен функционировать единый рынок. ЕС - в ней разрабатывается и активно проводится конструктивная рег. пол. Она осуществляется по линии сокращения разрыва в уровнях развития между отдельными территориями, аграрной интеграции, регулирования предприн. деятельности и др. Одним из главных направлений является содействие развитию проблемных стран и регионов. Для этого создан межрегиональный фонд, учреждены Комиссия регионов, Собрание регионов Европы и др.управл. стр-ры. Разработана стратегия региональной политики, в русле которой осуществляются отраслевые (межотраслевые) и территориальные программы. Отраслевые программы носят инновационный характер и способствуют интеграции стран ЕС.
В Великоб были разработаны мягкие, косвенные методы стимулирующего и сдерживающего контроля за размещением производства. Рег. пол. опиралась на: 1) финанс. меры, стимулирующие размещение и рост производства в депрессивных регионах (гарантии на капиталовложения, займы, налоговые льготы, региональные премии за занятость и др.); 2) инвест-ная деятельность гос-ва по развитию произв. и соц. инф. В ФРГ: - большая степень нерав-ого развития рег-в, особенно после объединения Германии; -создание условий для равномерного развития. Прав-ство:— предлагает доп. помощь регионам, которые не могут разрешить возникшие проблемы своими силами;— обеспечивает единую схему для проведения реструктуризации и развития всех земель;— создает системы оказания помощи, которые исключают конкуренцию между землями. США. Для амер. рег. пол. характерно чёткое разделение функций рынка и гос-ва. Важнейший принцип респуб-кая форма правления штатов. При этом основной закон США содержит действенные механизмы поддержания целостности страны. Китай. Одна из важных особенностей рег. пол. в ее поэтапном проведении. 1. Эконом. реформы 1980—1990-х гг. Приоритет был отдан Вост. эконом. зоне (выгодное ЭГП, наличие развитой пром. и транспорт. инфр, наличие пром. потенциала, резервы дешевой раб. силы) 2. переход к ускоренному развитию Центр. зоны, с использованием админ, организ и эконом. мер. Так, были поставлена задача переводить все энергоемкие и материалоемкие производства, связанные с перевозками значительного количества грузов, из восточных в центральные (и западные) районы страны. 3 –ий этап время развития наиболее отстающей Западной зоны. Пока предпочтение здесь отдается с/х, использованию местных минерально-сырьевых ресурсов, первичной переработке сырья. Роль СЭГ. Концепция ТОС:Каждый регион должен формироваться как ТОС соот-щего иерархического уровня, в которой функционирует множество взаимооб-х ком-нтов, явлений и процессов: ТОЛ, духовные и культ. ценности, с-ма гор. и сел.поселений, рег. эк-ка, инфр-ое обустройство, соц. сервис, управл. структура и т.д. Важным условием развития регионов является четкая иерархическая орг-ция и гуманная целевая направленность на повышение уровня и качества жизни населения. Эф-ность рег. управ. зависит от степени его соответствия интересам тер-рии (-сов-ность ин-сов проживающих на ней людей). Реализация интересов территории должна стать целю деятельности управ органов всех уровней.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.004 с.) |