Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История рай-ния. Цели, задачи, принципы. С-Э рай-ние: проблемы и понятиеСтр 1 из 26Следующая ⇒
ТОО. Понятие ТОС. Категория «территориальная организация общества» является основополагающей в эконом, соц и полит географии. Она наиб сложная, т.к. в ней интегрируются основные положения о территориальной структуре всех видов человеческой деятельности (трудовой, бытовой, рекреационной и др.) и компонентов общества (населения, мат. производства, ПРП, инфраструктуры управления и др.), а также о территориальных формах жизнедеятельсности людей, сис-х управления и самоуправления. ТОО - взаимообусловленное сочетание и функционирование систем расселения, хозяйства и природопользования, систем информации и жизнеобеспечения, административно-территориального устройства и управления, сложившееся на определённом этапе социально-экономического развития. Главная цель с-эк развития страны и регионов - рост благосостояния населения и всестороннее развитие личности, предполагает решение задачи территориальной организации, упорядоченности, пропорциональности и гармоничности всех сфер жизни общества. ТОО рассматривается: как процесс и как явление. Как процесс она проявляется в постоянном движении и пульсации всей жизни людей в пространстве-времени. Здесь выделяют процессы функц-ния, развития, воспроизводства и перемещения. Как явление ТОО реализуется в форме иерархически структурированных с-эк регионов разного ранга и профиля. Каждый регион – звено в с-эк пространстве страны и относительно самостоятельное тер-ное образование. ТСЭС – пространственно – временное сочетание социально-экономических элементов жизнедеятельности людей, включенное в процессы общественного воспроизводства, развивающееся как звено географического разделения труда, услуг, информации. Наиболее интегральной формой является ТОС как сочетание всех сторон жизнедеятельности людей. ТОС – это пространственно-временная форма организации ойкумены, в которой взаимосвязанно и взаимообусловленно сочетаются все сферы жизни людей, включенные в процессы общественного развития и воспроизводства (по Шарыгину). Ее содержание шире чем у ТСЭС за счет включения духовного, психологического, нравственного, поведенческого и других аспектов. Ведущей целью функционирования ТОС повышение уровня и качества жизни населения, проживающего в благоприятной экологической среде, на основе устойчивого экономического развития. «ТОС» следует рассматривать с 2 сторон. Как концептуальную (гипотетическую) модель (здесь ТОС носит обобщающий характер, воплощая в себе все реальные формы человеческого бытия). С др стороны, ТОС можно рассматривать как конкретные территориальные образования на уровне планеты, страны, региона, поселения.
Ядром ТОС является человек и ТОЛ (социумы, объединенные общими интересами и отношением к местожительству). Для ТОС характерны: - антропоцентричность; - социальные приоритеты; - сочетание целостности и открытости, саморазвития и регулирования, самоорганизации и управления; - сбалансированность компонентов и территориальное воспроизводство: социальное, духовное, демографическое, материальное и др.; - динамизм и цикловое развитие и др. Субстратный аспект строения ТОС: население, материально-техническая подсистема, природно-ресурсная подсистема. Функциональный аспект строения ТОС: материально пр-во (производство, распределение, обмен, потребление) и духовное пр-во(п, р, о, п). Поволжье S=536,4 тыс. км². ЧН=16 млн чел. 1) Состав: Калмыкия, Татарстан, Астрах, Волгогр, Пенз, Самара, Саратов, Ульян. 2) Предпосылки развития. 1)Выгодное ЭГП; соседское положение с разв. р-ми, ТРП: Волга-главная водная артерия Евр.России, прожодят важные трансп.магистали станы-Транссиб 2)кадры, труд.ресурсы. 3)промышл-произв. фонды 4)агроклиматические ресурсы 5)гидрологические рес. 6)строительные (доломиты, мергели, кварцевые пески).
3) Место и роль: 80% всех легковых авт страны, самолетостроение, вертолетостроение, станкостроение(1/3), химическая пр-ть. 4) Отрасли специализации 1) Машиностоение. Автомобилестроение: 15% грузовых авт., 80%- легковых. Пр-во ВАЗ- Тольятти 700 тыс/год, КамАЗ груз.авт – Наб.Челны. УАЗ-Ульяновск.Балашев –автом.прицепы. Энгельс - 100% троллейбусов. Авиастроение: Самолеты, вертолеты - Самара, Саратов, Казань -50% гражд. вертолотов, Ульяновск-Ан-124 «Руслан»-грузопер, Ил-476-воен, Ту-204-пассаж. Судостроение: Астрахань- судостр-е, судоремонт. Заводы компл автом: Пр-во подшипников - Самара, Волжский. Станков- Самара, Ульян. Электротех.изд.- Самара, Казань. Вычисл.техники- Казань, приборов- Пенза.
2) ТЭК. 10% электроэнергии РФ. дают ее даже в западный Казахстан Волжско-камский каскад ГЭС: Волгоградская (2,5 млн кВт), Волжская (2,3), Саратовская(1,2), Нижнекамская(1). ТЭС: Заинская КЭС(2,4). Новокуйбышев., Тольятт, Нижнекамская. ТЭЦ Балаковская ТЭЦ(200тыс). Балаковская АЭС (4млн). Добыча: м.р Ромашкинское, Бавлинское, Ново-Елховское. Самар.обл.: Мухановское, Дмитриевское, Кулиновское. 3) АПК -1 место по S с/х угодий. 20% зерна (2м). Озимая пшеница- правобережье. Астраханская обл.- рис. Увлажненные р-ны- гречиха, засушливые- просо. Горчица- 1м. Волгоград - горчичники. Конопля- Пенз, Ул.обл. Лен-долгунец- Татар., Ульяновск. Бахча (арбузы, помидоры)-Астраханская обл. Молочно-мяс. жив-во. Овц-во. Калмыкия- коневодство, пр-во кумыса. Мукомольная пр-ть. Орошение земель= увелич. с/х. Саратовский оросит-обводнит канал, Палласовский, Тажинская и др. 4)Нефтехимическая.- 70% шин России.Новокуйбышевск- синт.спирт, полиэтилен. Тольятти- синт.каучук, мин.удобр. Нижнекамск - синт.каучук, стирол, полиэтилен, шины. Казань- полиэтилен. Волжский химкомбинат: синт.каучук, спирт, иск.волокна, шины. Волгоград- пр-во соды, каустика, хлора, ядохим, удобр. НПЗ: Волгоградский (масла 15%), Сызрань, Новокуйбышевск, Саратов, Нижнекамск. Транспорт Нефтепровод «Дружба»: Альметьевск-Н. Новгород – Ярославль – Москва-Рязань. Самара-Новороссийск. Альметьевск-Самара- Брянск- Мозырь- в траны вост. Европы. Аммиакопровод от Тольятти- Одесса. Проблемы: 1) транспортная – очень мало мостов через Волгу. 2) экол. Загрязнение Волги, засухи в Калмыкии 3) Сепаратизм Татарстана Развитие 1) нефтегазохим. комплекс. Расширение собст. сырьевой базы, усиление геологоразвед.работ, реконструкция и модернизация нефтеперераб и нефтехим. предпр., внедрение новых технологий, позволяющих углубить переработку нефти. 2) Маш/c. Авиац. И ракетно-космич. пр-ти, ВПК, фед. программы развития и поддержки предпр.: сохранение и модернизация. Автомобилестроение: усиление связей по кооперированию между автомоб.заводами и предприятиями смежниками в р-не.3) расширение орошаемых с/х земель. Строительство новых каналов оросит. Систем. 4) тр-т. Стр-во 2 новых ж/д мостов через Волгу. ТЭК России ТЭК- сложная межотраслевая система добычи и пр-ва топлива и энергии, их транспортировки, распеделения и использования. Состав: топливная пр-ть (нефть, газ, уголь, сланцы, торф), электроэнергетика. Россия полностью обеспечена топл-энергет.ресурсами, крупный экспортер топлива и энергии. ТЭ ресурсы: по развед.запасам нефти 13%, прир.газа-40, угля >50%. РФ находится (2010г.) на 1 м. в мире по добыче прир. газа (654 млрд м), 2-е нефти (497 млн.т), 5-е по добыче угля (Китай, Сша, Индия, Австралия), 4- по пр-ву элЕ (США, КНР, Японии). Нефтяная промышленность по запасам нефти РФ делит вместе с Саудовской Аравией 1-2 место. 1/3 сырой нефти идет на экспорт. Крупный производитель З.Сибирь. Нефть З.С. более светлая (менее сернистая). Нефтегаз.провинции: Зап-Сиб 70%(Самотлорское 930 млн тонн), Салымское, Приобское), Волго-Урал 25% (Ромашкинское - в Татарстане (26 млн тонн), Арланское и Туймазинское -в Башкирии, Мухановское -в Сам.обл., Павловское —в Пермском кр.), Тимано-Печор, Сев.Кав, Прикасп.низ-ть, О.Сахалин, шельф.зоны морей.
1) «Дружба» (свыше 60 млн тонн) от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря, затем разветвляется на 2 участка: северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии, Венгрии и Хорватии). Зап.Сиб: 1) на запад — Усть-Балык — Курган — Альметьевск; Нижневартовск — Самара; Самара – Лисичанск - Кременчуг – Херсон-Одесса; Сургут - Новополоцк (Белоруссия); Альметьевск -Ярославль - Кириши — Приморск; 2) на юг - Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск; Омск – Павлодар — Чимкент (Казахстан); 3) на восток — Александровское — Анжеро-Судженск — Ангарск. Сев.Кавказ: Тенгиз. местор. (Казахстан)-Новороссийск. Новороссийск-Баку. Вост Сибирь-Т.О: через Вост. Сибирь до Сковородино – до Владивостока. НПЗ: на нефтепроводах- Кириши, Туапсе, Москва, Омск, Ангарск, Пермь и др. С выгодным ТГП-Хабаровск, в местах добычи - Ухта,Уфа, Салават, Ишимбай. Нефтяные терминалы: Новороссийск, Приморск, Туапсе, порт Варандей на танкера, Бухта Индига (делают нефтяной терминал). Газовая промышленность свыше 2/5 мировых разведанных запасов природного газа. сосредоточена в Зап. Сибири (Уренгойское, Ямбургское, Бованенково, Медвежье и др.). Сев.р-н (Штокмановское), Урал (Оренб). Газопроводы: действующие 1) «Голубой поток» в Турцию по дну Черного моря г.Самсун. 2) Ямал-Европа. Бованенково - Ухта-грязовец- Торжок 3) Выборг-Грязовец 4) «Северный поток» Выборг – Грайфсвальд (Германия) 5) Джубга - Лазаревское – Сочи (по дну черного моря) 6) Уренгой – Помыры – Ужгород 7) «Союз» Оренбург – Вост. Европа 8) Сахалин – Комсомольск- на - Амуре 9) планир. До Владивостока) Планируются. 1)Мурманск - Волхов (Штокмановское мест), 2) «Южный поток» р-н Анапы – по дну черного моря – Варна (Болгария) до Италии, Австрии. 3) «Алтай» Новосибирск - Барнаул – Бийск – Респ. Алтай до Китая; 4) «Сила Сибири» Сковородино – Хабаровск – Владивосток (аналогичен нефтепроводу). Благовещенск – Китай. Владивосток – КНДР. «Прикаспийский газопровод» по территории Туркменистана, Казахстана и РФ, предназначенный для транспортировки природного газа с месторождений Каспийского моря и других территорий Туркменистана и Казахстана в РФ. Строительство с 2009 года.
Угольная промышленность. Общие разведанные запасы угля (на 1 января 2007 г.) 6,8 трлн т. – 50% Мировых запасов, 5 место в мире по добыче. Лучшими по своему качеству угли залегают в Кузнецком и Печорском бассейнах. Ресурсы углей размещены по тер-ии неравномерно, 93% всех угольных запасов приходится на вост.р-ны, а его осн. потребителя в Европ. части.
1. Кузнецкий (67 млрд т)- 40% всей добычи страны – 200 млн.т, 80% добычи коксующихся углей. 2. Печорский (23,9млрд т) - Добыча угля ведётся подземным способом, глубина разработки на Воркутинском месторождении — 300-900 м, Интинском — 150-600 м. 3. Донецкий (57,5 млрд. т) 4. Южно-Якутский (35,4 млрд.т). 5. Канско-Ачин. буроугольный (114 млрд. т) имеет самую себестоимость и используется как энергетическое топливо. Электроэнергетика 1 трлн киловатчасов, 4 место в мире (США, Китай, Япония). ТЭС два вида: 1) КЭС (по 2 млн кВт и более каждая) расположены в Центральном районе — Конаковская и Костромская, в Поволжье — Заинская ГРЭС, на Урале — Ириклинская, Пермская, Рефтинская и Троицкая ГРЭС, в Западной Сибири — Сургутская ГРЭС, в Восточной Сибири — Назаровская ГРЭС. Особенно выделяются своими размерами ГРЭС: Сургутская № 2 (4,8 млн кВт), Рефтинская (3,8 млн кВт) и Костромская (3,6 млн кВт). Ряд ТЭС действует на углях открытой добычи: канско-ачинском — Березовская ГРЭС-1 (проектная мощность 6,4 млн кВт), южноякутском — Нерюнгринская ГРЭС. 2) ТЭЦ привязаны к потребителям, так как радиус передачи тепла (пара, горячей воды) невелик (максимум — 10 — 12 км). АЭС На долю АЭС приходится немногим более 1/6, тогда как в США — 1/5» ФРГ — свыше 1/з, Франции — более 2/3 общего количества производимой электроэнергии. Крупнейшие: Балаковская (3,8 млн.кВт), Ленинградская(3,7), Курская(3,7). ГЭС. В составе Волжско-Камского каскада: Волжская (2,5 млн кВт), Волгоградская (2,3 млн кВт), Саратовская (1,4 млн кВт), Чебоксарская (1,4 млн кВт), Воткинская (1 млн кВт) и др. общей мощностью 11,5 млн кВт. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС: Саяно-Шушенская (6,4 млн кВт), Красноярская (6 млн кВт), Братская (4,5 млн кВт), Усть-Илимская (3,8 млн кВт). Сооружается Богучанская ГЭС (4 млн кВт). ПЭС Кислогубская ПЭС (0,5 тыс. кВт) у северного побережья Кольского п-ова, планируется Пенжинская ПЭС на Камчатке и Магадан обл, проектируется Северная ПЭС на Кольском п-ве. Геотермальные –Камчатка- Мутновская, Паужетская.
33. Машиностроительный комплекс России: отраслевая и территориальная структура, роль в современной экономике, проблемы размещения и развития. М – самая слож и диффер-ная отрасль пр-ти. Наибол. объемы выпуска продукции характерны для – Центр.экон.района - 43%, Поволжский ЭР -32%, Урал-13%. В машиностроении занято 35% труд.населения. доля машиностроения в стр-ре обраб. пр-ти – 20%. Тяжелое: включает пр-во металлургического, горного и подъемно-транспортного оборуд-я, паровых котлов, атом реакторов, турбин и др. Для него хар-ны предприятия полного цикла с небольшим выпуском продукции. Ориентация на ресурсы и потр-ля. С-Пет (паровые и гидравлические турбины), Новосибирск (турбины), Иркутск (обрудование для горно-рудной), Черемхово (для уголных шахт), Ижевск (нефтепромысловое оборудовние), Новокузнецк, Кемерово (Угольное оборудование), Екатеринбург (Уралмаш паровые турбины и гидрогенераторы), атомные реакторы (Колпино, рядом с С-П), паровые котлы - Белгород, Таганрог. Красноярск (элеваторы).
Общее: ж/д машиностроение. Локомотивостроение Тепловозы: Брянск, Коломна, Людиново. Электровозы: Новочеркасск. Электропоезда: Демихово, Тверь. Вагоны: Абакан, Мытищи, С-П, Торжок, Тверь, Н.Тагил, Усть-катав - трамвайные вагоны. Калининград- рефрежераторы. Судостроение: наиболее мощное судостроение оказалось за пределами России (г.Николаев). СПб–ледоколы-атомоходы. Северодвинск-атомное судостроение. Морское судост и судоремонт: Архангельск, Мурманск,Владивосток, Калининград. Речное судост и судоремонт: Москва, Тюмень, Хабаровск, Тобольск, НиНо. Авиационная пром-ть: самолеты: Воронеж, Иркутск, Казань, Таганрог, Улан-Удэ, Омск, Ульяновск. Вертолеты: Арсеньев, Казань, Люберцы, Ростов-на-Дону, Улан-Удэ. Авиадвигатели: Казань, Пермь, Рыбинск, Тюмень, Уфа. Ракетостроение: Пермь, Самара, Королев. Зенитные ракеты: Екатеринбург, Златоуст, Подмосковье, Йошкар-Ола. Сельскохозяйственное маш-ние: Зерновые комбайны - Ростов-на-Дону, Омск, Красноярск, Биробиджан. Льноуборочные – Бежецк. Картофелеубор. техн.- Рязань, Тула, Самара. Среднее: Автомобилестроение. Легковые- Ижевск,Калуга, Москва, Тольятти, Ульяновск. Грузовые: Миасс, Наб.Челны, Н.Новгород, Ульяновск. Автобусы: Курган, Ликино-Дулево, Н.Новгород, Павлово, Голицино. Троллейбусы: Уфа, Энгельс. Станкостроение: научно-ис.базы+опытно-констр.центры. Исторически в центре М и СПб, сейчас представлено во всех р-ах. Тракторостроение: Волгоград, Челябинск, Владимир, Липецк, Рубцовске, СПб, Петрозаводске, Чебоксары. Приборы, точные машины: Телевизоры, радиоприемники – М, Александров, СПб, Воронеж. Вычисл.техника – М, СПб. Роль в экономике: эта отрасль является материальной основой технического перевооружения экономики, и это предопределяет ее ведущую роль в промышленности в целом. Основные проблемы: - низкое качество по сравнению с импортными, низкая конкурентоспособность; - конверсия машиностроит.предприятий; - необходимость реконструкции и перевооружения; - снижение темпов пр-ва. Северо-западный ЭР S=211,6 тыс км2, ЧН< 8 млн чел. ГП. Приморское положение, близость к круп.пром центрам. Предпосылки развития. 1) Выгодное ЭГП, на речных путях + связан с Европой, мы сырье, они продукцию. 2) Высокие квалиф кадры (маш/с, ср-ва связи, торг.), 3) фонды (пром, ист-арх, трудов.). 4)Ресурсы: водные, лесные, очнь много строит мат-ов. П/и: бокситы (1 Al завод), гидроЕ, фосфориты. 1)Маш/с. А) предприятия радиоэлектр. Приборостр, электроники. Темпы роста опр-ся потр-ми РФ. Б) тяж и ср.маш. значит металлоемкость, бол потр-ти в труде, - предпр. энергетич, с/х, полиграфич, строительно-дорожные машины, электротех изд. «Электросила»- генераторы. Ижорский завод тяж.маш.- атомные реакторы для АЭС. В) металлич.судостр-е. Судостр.з-ды: Выборг, Кал-д, Спб. Военные суда- дизел подвод лодки. Сверхмощные дизел установки на суда. З-д Самон. Пр-во вертолет двигателей. Пр-во косм ср-в связи. Оптика. Автосбороч пр-во. Атом реакторы. Крупнейший космических средств связи Светлана, Про-во оптики. 2) Химия. «верхние этажи». Нефтегазохим пр-во- СПб, В.Новг, Кириши, Сланцы: синт смолы, пластмассы, лакокрас изд, резинотех изд, лаборат реактивы, фармоцевт. предпр. Охтинский хим комб. Волховский глинозем з-д, Кингисеппский з-д фосфат удоб. лаки, краски, изоляционные материалы 3) Легкая пр-ть. Развита полиграфия. Текст пр-ть. Х/б пр-во. Швейн.пр-ть. Пр-во грубых джутовых тканей. Льняные комб на юге. Обув фабрики в СПб. 4) Пищ.пр-ть. Покуп.сп-ть возрастает. Люди тратят много денег на пищу. Пище-вкус предпр работают на сырье из Дании. Очень большая окупаемость. 5) Транспорт. Обеспечение внешне-эк связей. Порты: Приморск-экспорт нефтепрод, Спб- экспорт-импорт генер грузов (маш. Оборудование, химия, лесомат-л, продовольствие), Усть-Луга - перевозка сыпучих массовых грузов (кокс, уголь, кокс.железоруд.окатыши) обратно- глинозем. Калининград- экспорт местной сырой нефти, рыба. Выборг- лесная прод из Карелии. Через Спб рыба. Вспомогательные отрасли. 1) ТЭК. НПЗ Кириши. Газопровод «Сев.сияние». Транзит в Финл., Эстонию. Через порты идет сырая нефть, уголь из Кузбасса. ½ Ленингр АЭС мощ-ю 4 млн кВт. Киришская ГРЭС газо-мазутная: учет экологии, перенос ветров с З на В. Псковская и Сев КЭС исп-т в кач-ве энергетич топлива торф. 20 ТЭС в СПб+ в обл городах. ГЭС: каскады- ок. Выборга р.Вуокса из оз.Сайма, р.Свирь, р.Волхов, Нарвская (Эстония). На Кольском п-ве ПЭС – Кислогубская, строится Северная и Мезенская. 2) чер и цв мет. Малая мет-я: сортовый прокат (Кировск и сталепрокат з-ды в СПб), трубопрокат- Ижорский. Пр-во стали, литья- Колпино. Al- Волхов. Глинозем, бокситы- Бокситогорск (+добыча). Проблемы. 1) Защита СПб от наводнений. 2) Реконструкция и конверсия предпр. 3) Транспортная. В СПб- судох-во по Неве только ночью. Тоннель для прохода авто. Расширение портов: Балтийск (военный), Приморск, Усть-Луга, Выборг (лес.грузы). 4) Топливно-Энергетическая проблема. Улучшить энергосберег технологии на основе отходов лесоперераб комплекса - топлив прикеты, кот сушатся. Мини ГЭС- Карельский перешеек (20-30 тыс кВт), Ленингр АЭС- 4 млн кВт, кот надо расширить. Стр-во ТЭЦ- газовое топливо. Расширение мощ-ти Киришского НПЗ. Созд-е мини НПЗ в Калинин обл. 5) Экологическая. Вокруг Ладожского озера 5 ЦБК. ТОО. Понятие ТОС. Категория «территориальная организация общества» является основополагающей в эконом, соц и полит географии. Она наиб сложная, т.к. в ней интегрируются основные положения о территориальной структуре всех видов человеческой деятельности (трудовой, бытовой, рекреационной и др.) и компонентов общества (населения, мат. производства, ПРП, инфраструктуры управления и др.), а также о территориальных формах жизнедеятельсности людей, сис-х управления и самоуправления. ТОО - взаимообусловленное сочетание и функционирование систем расселения, хозяйства и природопользования, систем информации и жизнеобеспечения, административно-территориального устройства и управления, сложившееся на определённом этапе социально-экономического развития. Главная цель с-эк развития страны и регионов - рост благосостояния населения и всестороннее развитие личности, предполагает решение задачи территориальной организации, упорядоченности, пропорциональности и гармоничности всех сфер жизни общества. ТОО рассматривается: как процесс и как явление. Как процесс она проявляется в постоянном движении и пульсации всей жизни людей в пространстве-времени. Здесь выделяют процессы функц-ния, развития, воспроизводства и перемещения. Как явление ТОО реализуется в форме иерархически структурированных с-эк регионов разного ранга и профиля. Каждый регион – звено в с-эк пространстве страны и относительно самостоятельное тер-ное образование. ТСЭС – пространственно – временное сочетание социально-экономических элементов жизнедеятельности людей, включенное в процессы общественного воспроизводства, развивающееся как звено географического разделения труда, услуг, информации. Наиболее интегральной формой является ТОС как сочетание всех сторон жизнедеятельности людей. ТОС – это пространственно-временная форма организации ойкумены, в которой взаимосвязанно и взаимообусловленно сочетаются все сферы жизни людей, включенные в процессы общественного развития и воспроизводства (по Шарыгину). Ее содержание шире чем у ТСЭС за счет включения духовного, психологического, нравственного, поведенческого и других аспектов. Ведущей целью функционирования ТОС повышение уровня и качества жизни населения, проживающего в благоприятной экологической среде, на основе устойчивого экономического развития. «ТОС» следует рассматривать с 2 сторон. Как концептуальную (гипотетическую) модель (здесь ТОС носит обобщающий характер, воплощая в себе все реальные формы человеческого бытия). С др стороны, ТОС можно рассматривать как конкретные территориальные образования на уровне планеты, страны, региона, поселения. Ядром ТОС является человек и ТОЛ (социумы, объединенные общими интересами и отношением к местожительству). Для ТОС характерны: - антропоцентричность; - социальные приоритеты; - сочетание целостности и открытости, саморазвития и регулирования, самоорганизации и управления; - сбалансированность компонентов и территориальное воспроизводство: социальное, духовное, демографическое, материальное и др.; - динамизм и цикловое развитие и др. Субстратный аспект строения ТОС: население, материально-техническая подсистема, природно-ресурсная подсистема. Функциональный аспект строения ТОС: материально пр-во (производство, распределение, обмен, потребление) и духовное пр-во(п, р, о, п). История рай-ния. Цели, задачи, принципы. С-Э рай-ние: проблемы и понятие Истоки российского экономического районирования берут начало с XVIII столетия. Труды И.К. Кирилова, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, и др. Тер-рия РФ еще на 1-х этапах стан-я Рос. гос-ва требов терр-го изуч-я особ-тей, прир - рес потенциала, созд-я адм-х органов для сбора налогов и упр-я соц - экон проц-ми; возникла необ-ть деления России на отд-е адм. ед. При Петре I в 1708г страна разделена на 8 крупных губерний, уезды. В 1727г.- выделена промежуточная единица м/у губерниями и уездами – провинция. В 1775г. по указу Екатерина II проведена новая адм-ая реформа - разукрупнение губерний, их стало 40, а затем 68. 1-ая пол 19 в. Ознаменовалась неизменностью адм-терр устройства. Пестель составил проект «русская правда» (10 областей и 50 округов), Муравьев предлагал выделить 13 держав. Во 2-ой пол.19-нач 20в. появилось множ-во проектов П.П. Семеновым-Тян-Шанским, Докучаевым, Рихтером и др. Октябрьская рев-ция и создание СССР внесли коренные изм-ния в струк-ру ад-тер устройства. Были разработаны и реализованы сетки экономических районов в разные периоды развития страны. В 20-е годы активно работали над планом ГОЭРЛО, в соответствии с ним выделили 21 район. В 40-е госплан стал использовать 13 – членную сетку, 9 из которых были на территории России, с некоторыми изменениями она сущ-ет и сейчас (дополнительно выделены волго-вятский и цент-черн районы). Наибольший вклад в теорию и методологию экономического районирования внес отечественный ученый Н.Н. Колосовский. Он полагал, что в основе выделяемых районов находится ТПК – взаимосвязанное сочетание предприятий и производств, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного (планового) подбора предприятий в соответствии с природными и экономическими условиями района, с его транспортным и экономико-географическим положением. Социально - экономическое районирование осуществляется на основе анализа всех видов общественных связей (экономические, социальные, культурные, политические, духовные), учитываются природно - ресурсный, трудоресурсный, энергоресурсный, интеллектуальный потенциал территории, циклический ход исторического и перспективного развития и др. Район (регион) - тер-рия (акватория) выделенная по сов-ти взаимообусл. явлений, характер-ся общностью генезиса, взаимосвязью эл-в и компонентов. Общие принципы: - энергет, - эконом (мат пр-во), - экол безоп-ть, - относительная автоном-ть функц-ия (форм-ие рег. рынков и обесп-ние повсед-х потр-тей нас-я), - откр-ть выдел-х р-в, - персп-ть разв-я, - тяг-ние тер-рии к опр-м ядрам – СЭ узлам и центрам, учет систем рассел-я, произ-ной и соц инф-ры, - район должен спос-ть разв-ю ТОЛ с учетом особ-ей нас-я, - принцип выравнивания уровней экономического и социального развития районов страны. Гл цель район-я - соверш-е тер-го упр-ния и оптим-ция тер-ной орг-ции прир, общ-ва, ойкумены. Интегральное районирование нацелено на выявление территориальных сочетаний всех видов человеческой деятельности и всех сфер жизни общества. Проблемы: 1.исследования районов не имют практич. применения, это теоретическая форма. Нет госзаказа на исследования. 2. Отсутствие критичности новых проектов предлагаемых админист-ей (например, предлагают ликвидировать национальные республики и вернуться к укрупненным губерниям на основе принятого экономического районирования). 3. Проблема объективности и субъективности. 4 Проблема таксономии. Макроуровнь - ФО. Мезоуровень - эк. районы. Микроуровень-уровень межмуницип округов. Выделение топорайонов как основы для муниц.районов. Нано-создание сельских и гор.поселений. 5. Проблема границ - мы их проводим там, где понижена степень тяготения к центру. Самые большие проблемы с границами в муниц обр-ях. 6. Проблема методики и методов рай-ния (д.б. учет соц.связей, тяготения нас-ия.) 7. Организация с-мы управления и планирования. Задача исслед-ля выявить район, описать и изучить пр-сы и явления, закон-ти в районе. Интегральное районирование нацелено на выявление территориальных сочетаний всех видов человеческой деятельности и всех сфер жизни общества. Район-ние по отдельным признакам (отраслевое) производится с разной целью и разными методами. Оно чаще всего носит функциональный характер и несет черты субъективизма в отношении конкретных границ.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.048 с.) |