История рай-ния. Цели, задачи, принципы. С-Э рай-ние: проблемы и понятие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История рай-ния. Цели, задачи, принципы. С-Э рай-ние: проблемы и понятие



ТОО. Понятие ТОС.

Категория «территориальная организация общества» является основополагающей в эконом, соц и полит географии. Она наиб сложная, т.к. в ней интегрируются основные положения о территориальной структуре всех видов человеческой деятельности (трудовой, бытовой, рекреационной и др.) и компонентов общества (населения, мат. производства, ПРП, инфраструктуры управления и др.), а также о территориальных формах жизнедеятельсности людей, сис-х управления и самоуправления. ТОО - взаимообусловленное сочетание и функционирование систем расселения, хозяйства и природопользования, систем информации и жизнеобеспечения, административно-территориального устройства и управления, сложившееся на определённом этапе социально-экономического развития.

Главная цель с-эк развития страны и регионов - рост благосостояния населения и всестороннее развитие личности, предполагает решение задачи территориальной организации, упорядоченности, пропорциональности и гармоничности всех сфер жизни общества. ТОО рассматривается: как процесс и как явление. Как процесс она проявляется в постоянном движении и пульсации всей жизни людей в пространстве-времени. Здесь выделяют процессы функц-ния, развития, воспроизводства и перемещения. Как явление ТОО реализуется в форме иерархически структурированных с-эк регионов разного ранга и профиля. Каждый регион – звено в с-эк пространстве страны и относительно самостоятельное тер-ное образование.

ТСЭС – пространственно – временное сочетание социально-экономических элементов жизнедеятельности людей, включенное в процессы общественного воспроизводства, развивающееся как звено географического разделения труда, услуг, информации. Наиболее интегральной формой является ТОС как сочетание всех сторон жизнедеятельности людей. ТОС – это пространственно-временная форма организации ойкумены, в которой взаимосвязанно и взаимообусловленно сочетаются все сферы жизни людей, включенные в процессы общественного развития и воспроизводства (по Шарыгину). Ее содержание шире чем у ТСЭС за счет включения духовного, психологического, нравственного, поведенческого и других аспектов. Ведущей целью функционирования ТОС повышение уровня и качества жизни населения, проживающего в благоприятной экологической среде, на основе устойчивого экономического развития. «ТОС» следует рассматривать с 2 сторон. Как концептуальную (гипотетическую) модель (здесь ТОС носит обобщающий характер, воплощая в себе все реальные формы человеческого бытия). С др стороны, ТОС можно рассматривать как конкретные территориальные образования на уровне планеты, страны, региона, поселения.

Ядром ТОС является человек и ТОЛ (социумы, объединенные общими интересами и отношением к местожительству).

Для ТОС характерны: - антропоцентричность; - социальные приоритеты; - сочетание целостности и открытости, саморазвития и регулирования, самоорганизации и управления; - сбалансированность компонентов и территориальное воспроизводство: социальное, духовное, демографическое, материальное и др.; - динамизм и цикловое развитие и др.

Субстратный аспект строения ТОС: население, материально-техническая подсистема, природно-ресурсная подсистема. Функциональный аспект строения ТОС: материально пр-во (производство, распределение, обмен, потребление) и духовное пр-во(п, р, о, п).

Поволжье

S=536,4 тыс. км². ЧН=16 млн чел.

1) Состав: Калмыкия, Татарстан, Астрах, Волгогр, Пенз, Самара, Саратов, Ульян.

2) Предпосылки развития.

1)Выгодное ЭГП; соседское положение с разв. р-ми, ТРП: Волга-главная водная артерия Евр.России, прожодят важные трансп.магистали станы-Транссиб

2)кадры, труд.ресурсы.

3)промышл-произв. фонды

4)агроклиматические ресурсы

5)гидрологические рес.

6)строительные (доломиты, мергели, кварцевые пески).

 

3) Место и роль: 80% всех легковых авт страны, самолетостроение, вертолетостроение, станкостроение(1/3), химическая пр-ть.

4) Отрасли специализации

1) Машиностоение. Автомобилестроение: 15% грузовых авт., 80%- легковых. Пр-во ВАЗ- Тольятти 700 тыс/год, КамАЗ груз.авт – Наб.Челны. УАЗ-Ульяновск.Балашев –автом.прицепы. Энгельс - 100% троллейбусов. Авиастроение: Самолеты, вертолеты - Самара, Саратов, Казань -50% гражд. вертолотов, Ульяновск-Ан-124 «Руслан»-грузопер, Ил-476-воен, Ту-204-пассаж. Судостроение: Астрахань- судостр-е, судоремонт. Заводы компл автом: Пр-во подшипников - Самара, Волжский. Станков- Самара, Ульян. Электротех.изд.- Самара, Казань. Вычисл.техники- Казань, приборов- Пенза.

2) ТЭК. 10% электроэнергии РФ. дают ее даже в западный Казахстан Волжско-камский каскад ГЭС: Волгоградская (2,5 млн кВт), Волжская (2,3), Саратовская(1,2), Нижнекамская(1). ТЭС: Заинская КЭС(2,4). Новокуйбышев., Тольятт, Нижнекамская. ТЭЦ Балаковская ТЭЦ(200тыс). Балаковская АЭС (4млн). Добыча: м.р Ромашкинское, Бавлинское, Ново-Елховское. Самар.обл.: Мухановское, Дмитриевское, Кулиновское.

3) АПК -1 место по S с/х угодий. 20% зерна (2м). Озимая пшеница- правобережье. Астраханская обл.- рис. Увлажненные р-ны- гречиха, засушливые- просо. Горчица- 1м. Волгоград - горчичники. Конопля- Пенз, Ул.обл. Лен-долгунец- Татар., Ульяновск. Бахча (арбузы, помидоры)-Астраханская обл. Молочно-мяс. жив-во. Овц-во. Калмыкия- коневодство, пр-во кумыса. Мукомольная пр-ть. Орошение земель= увелич. с/х. Саратовский оросит-обводнит канал, Палласовский, Тажинская и др. 4)Нефтехимическая.- 70% шин России.Новокуйбышевск- синт.спирт, полиэтилен. Тольятти- синт.каучук, мин.удобр. Нижнекамск - синт.каучук, стирол, полиэтилен, шины. Казань- полиэтилен. Волжский химкомбинат: синт.каучук, спирт, иск.волокна, шины. Волгоград- пр-во соды, каустика, хлора, ядохим, удобр. НПЗ: Волгоградский (масла 15%), Сызрань, Новокуйбышевск, Саратов, Нижнекамск.

Транспорт Нефтепровод «Дружба»: Альметьевск-Н. Новгород – Ярославль – Москва-Рязань. Самара-Новороссийск. Альметьевск-Самара- Брянск- Мозырь- в траны вост. Европы. Аммиакопровод от Тольятти- Одесса.

Проблемы: 1) транспортная – очень мало мостов через Волгу. 2) экол. Загрязнение Волги, засухи в Калмыкии 3) Сепаратизм Татарстана

Развитие 1) нефтегазохим. комплекс. Расширение собст. сырьевой базы, усиление геологоразвед.работ, реконструкция и модернизация нефтеперераб и нефтехим. предпр., внедрение новых технологий, позволяющих углубить переработку нефти. 2) Маш/c. Авиац. И ракетно-космич. пр-ти, ВПК, фед. программы развития и поддержки предпр.: сохранение и модернизация. Автомобилестроение: усиление связей по кооперированию между автомоб.заводами и предприятиями смежниками в р-не.3) расширение орошаемых с/х земель. Строительство новых каналов оросит. Систем. 4) тр-т. Стр-во 2 новых ж/д мостов через Волгу.

ТЭК России

ТЭК- сложная межотраслевая система добычи и пр-ва топлива и энергии, их транспортировки, распеделения и использования. Состав: топливная пр-ть (нефть, газ, уголь, сланцы, торф), электроэнергетика. Россия полностью обеспечена топл-энергет.ресурсами, крупный экспортер топлива и энергии. ТЭ ресурсы: по развед.запасам нефти 13%, прир.газа-40, угля >50%.

РФ находится (2010г.) на 1 м. в мире по добыче прир. газа (654 млрд м), 2-е нефти (497 млн.т), 5-е по добыче угля (Китай, Сша, Индия, Австралия), 4- по пр-ву элЕ (США, КНР, Японии).

Нефтяная промышленность по запасам нефти РФ делит вместе с Саудовской Аравией 1-2 место. 1/3 сырой нефти идет на экспорт. Крупный производитель З.Сибирь. Нефть З.С. более светлая (менее сернистая).

Нефтегаз.провинции: Зап-Сиб 70%(Самотлорское 930 млн тонн), Салымское, Приобское), Волго-Урал 25% (Ромашкинское - в Татарстане (26 млн тонн), Арланское и Туймазинское -в Башкирии, Мухановское -в Сам.обл., Павловское —в Пермском кр.), Тимано-Печор, Сев.Кав, Прикасп.низ-ть, О.Сахалин, шельф.зоны морей.

1) «Дружба» (свыше 60 млн тонн) от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря, затем разветвляется на 2 участка: северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии, Венгрии и Хорватии).

Зап.Сиб: 1) на запад — Усть-Балык — Курган — Альметьевск; Нижневартовск — Самара; Самара – Лисичанск - Кременчуг – Херсон-Одесса; Сургут - Новополоцк (Белоруссия); Альметьевск -Ярославль - Кириши — Приморск; 2) на юг - Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск; Омск – Павлодар — Чимкент (Казахстан); 3) на восток — Александровское — Анжеро-Судженск — Ангарск. Сев.Кавказ: Тенгиз. местор. (Казахстан)-Новороссийск. Новороссийск-Баку. Вост Сибирь-Т.О: через Вост. Сибирь до Сковородино – до Владивостока.

НПЗ: на нефтепроводах- Кириши, Туапсе, Москва, Омск, Ангарск, Пермь и др. С выгодным ТГП-Хабаровск, в местах добычи - Ухта,Уфа, Салават, Ишимбай.

Нефтяные терминалы: Новороссийск, Приморск, Туапсе, порт Варандей на танкера, Бухта Индига (делают нефтяной терминал).

Газовая промышленность свыше 2/5 мировых разве­данных запасов природного газа. сосредоточена в Зап. Сибири (Уренгойское, Ямбургское, Бованенково, Медвежье и др.). Сев.р-н (Штокмановское), Урал (Оренб).

Газопроводы: действующие

1) «Голубой поток» в Турцию по дну Черного моря г.Самсун.

2) Ямал-Европа. Бованенково - Ухта-грязовец- Торжок

3) Выборг-Грязовец

4) «Северный поток» Выборг – Грайфсвальд (Германия)

5) Джубга - Лазаревское – Сочи (по дну черного моря)

6) Уренгой – Помыры – Ужгород

7) «Союз» Оренбург – Вост. Европа

8) Сахалин – Комсомольск- на - Амуре 9) планир. До Владивостока)

Планируются. 1)Мурманск - Волхов (Штокмановское мест), 2) «Южный поток» р-н Анапы – по дну черного моря – Варна (Болгария) до Италии, Австрии. 3) «Алтай» Новосибирск - Барнаул – Бийск – Респ. Алтай до Китая; 4) «Сила Сибири» Сковородино – Хабаровск – Владивосток (аналогичен нефтепроводу). Благовещенск – Китай. Владивосток – КНДР. «Прикаспийский газопровод» по территории Туркменистана, Казахстана и РФ, предназначенный для транспортировки природного газа с месторождений Каспийского моря и других территорий Туркменистана и Казахстана в РФ. Строительство с 2009 года.

 

Угольная промышленность. Общие разведанные запасы угля (на 1 января 2007 г.) 6,8 трлн т. – 50% Мировых запасов, 5 место в мире по добыче.

Лучшими по своему качеству угли залегают в Кузнецком и Печорском бассейнах. Ресурсы углей размещены по тер-ии неравномерно, 93% всех угольных запасов приходится на вост.р-ны, а его осн. потребителя в Европ. части.

1. Кузнецкий (67 млрд т)- 40% всей добычи страны – 200 млн.т, 80% добычи коксующихся углей. 2. Печорский (23,9млрд т) - Добыча угля ведётся подземным способом, глубина разработки на Воркутинском месторождении — 300-900 м, Интинском — 150-600 м. 3. Донецкий (57,5 млрд. т) 4. Южно-Якутский (35,4 млрд.т). 5. Канско-Ачин. буроугольный (114 млрд. т) имеет самую себестоимость и используется как энергетическое топливо.

Электроэнергетика 1 трлн киловатчасов, 4 место в мире (США, Китай, Япония). ТЭС два вида: 1) КЭС (по 2 млн кВт и более каж­дая) расположены в Центральном районе — Конаковская и Костромская, в Поволжье — Заинская ГРЭС, на Урале — Ириклинская, Перм­ская, Рефтинская и Троицкая ГРЭС, в Западной Сибири — Сургутская ГРЭС, в Восточной Сибири — Назаровская ГРЭС. Особенно выделяются своими размерами ГРЭС: Сургутская № 2 (4,8 млн кВт), Рефтинская (3,8 млн кВт) и Костромская (3,6 млн кВт). Ряд ТЭС действует на углях открытой добычи: канско-ачинском — Березов­ская ГРЭС-1 (проектная мощность 6,4 млн кВт), южноякутском — Нерюнгринская ГРЭС. 2) ТЭЦ привязаны к потребителям, так как радиус передачи тепла (пара, горячей воды) невелик (максимум — 10 — 12 км). АЭС На долю АЭС приходится немногим более 1/6, тогда как в США — 1/5» ФРГ — свыше 1/з, Франции — более 2/3 общего коли­чества производимой электроэнергии. Крупнейшие: Балаковская (3,8 млн.кВт), Ленинградская(3,7), Курская(3,7). ГЭС. В составе Волжско-Камского каскада: Волжская (2,5 млн кВт), Волгоградская (2,3 млн кВт), Саратовская (1,4 млн кВт), Чебоксарская (1,4 млн кВт), Воткинская (1 млн кВт) и др. общей мощностью 11,5 млн кВт. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС: Саяно-Шушенская (6,4 млн кВт), Красноярская (6 млн кВт), Брат­ская (4,5 млн кВт), Усть-Илимская (3,8 млн кВт). Сооружается Богучанская ГЭС (4 млн кВт). ПЭС Кислогубская ПЭС (0,5 тыс. кВт) у северного побережья Кольского п-ова, планируется Пенжинская ПЭС на Камчатке и Магадан обл, проектируется Северная ПЭС на Кольском п-ве. Геотермальные –Камчатка- Мутновская, Паужетская.

 

33. Машиностроительный комплекс России: отраслевая и территориальная структура, роль в современной экономике, проблемы размещения и развития.

М – самая слож и диффер-ная отрасль пр-ти. Наибол. объемы выпуска продукции характерны для – Центр.экон.района - 43%, Поволжский ЭР -32%, Урал-13%. В машиностроении занято 35% труд.населения. доля машиностроения в стр-ре обраб. пр-ти – 20%.

Тяжелое: включает пр-во металлургического, горного и подъемно-транспортного оборуд-я, паровых котлов, атом реакторов, турбин и др. Для него хар-ны предприятия полного цикла с небольшим выпуском продукции. Ориентация на ресурсы и потр-ля. С-Пет (паровые и гидравлические турбины), Новосибирск (турбины), Иркутск (обрудование для горно-рудной), Черемхово (для уголных шахт), Ижевск (нефтепромысловое оборудовние), Новокузнецк, Кемерово (Угольное оборудование), Екатеринбург (Уралмаш паровые турбины и гидрогенераторы), атомные реакторы (Колпино, рядом с С-П), паровые котлы - Белгород, Таганрог. Красноярск (элеваторы).

Общее: ж/д машиностроение. Локомотивостроение

Тепловозы: Брянск, Коломна, Людиново. Электровозы: Новочеркасск. Электропоезда: Демихово, Тверь. Вагоны: Абакан, Мытищи, С-П, Торжок, Тверь, Н.Тагил, Усть-катав - трамвайные вагоны. Калининград- рефрежераторы. Судостроение: наиболее мощное судостроение оказалось за пределами России (г.Николаев). СПб–ледоколы-атомоходы. Северодвинск-атомное судостроение. Морское судост и судоремонт: Архангельск, Мурманск,Владивосток, Калининград. Речное судост и судоремонт: Москва, Тюмень, Хабаровск, Тобольск, НиНо. Авиационная пром-ть: самолеты: Воронеж, Иркутск, Казань, Таганрог, Улан-Удэ, Омск, Ульяновск. Вертолеты: Арсеньев, Казань, Люберцы, Ростов-на-Дону, Улан-Удэ. Авиадвигатели: Казань, Пермь, Рыбинск, Тюмень, Уфа. Ракетостроение: Пермь, Самара, Королев. Зенитные ракеты: Екатеринбург, Златоуст, Подмосковье, Йошкар-Ола. Сельскохозяйственное маш-ние: Зерновые комбайны - Ростов-на-Дону, Омск, Красноярск, Биробиджан. Льноуборочные – Бежецк. Картофелеубор. техн.- Рязань, Тула, Самара.

Среднее: Автомобилестроение. Легковые- Ижевск,Калуга, Москва, Тольятти, Ульяновск. Грузовые: Миасс, Наб.Челны, Н.Новгород, Ульяновск. Автобусы: Курган, Ликино-Дулево, Н.Новгород, Павлово, Голицино. Троллейбусы: Уфа, Энгельс. Станкостроение: научно-ис.базы+опытно-констр.центры. Исторически в центре М и СПб, сейчас представлено во всех р-ах. Тракторостроение: Волгоград, Челябинск, Владимир, Липецк, Рубцовске, СПб, Петрозаводске, Чебоксары.

Приборы, точные машины: Телевизоры, радиоприемники – М, Александров, СПб, Воронеж. Вычисл.техника – М, СПб.

Роль в экономике: эта отрасль является материальной основой технического перевооружения экономики, и это предопределяет ее ведущую роль в промышленности в целом.

Основные проблемы: - низкое качество по сравнению с импортными, низкая конкурентоспособность; - конверсия машиностроит.предприятий; - необходимость реконструкции и перевооружения; - снижение темпов пр-ва.

Северо-западный ЭР

S=211,6 тыс км2, ЧН< 8 млн чел. ГП. Приморское положение, близость к круп.пром центрам. Предпосылки развития. 1) Выгодное ЭГП, на речных путях + связан с Европой, мы сырье, они продукцию. 2) Высокие квалиф кадры (маш/с, ср-ва связи, торг.), 3) фонды (пром, ист-арх, трудов.). 4)Ресурсы: водные, лесные, очнь много строит мат-ов. П/и: бокситы (1 Al завод), гидроЕ, фосфориты.

1)Маш/с. А) предприятия радиоэлектр. Приборостр, электроники. Темпы роста опр-ся потр-ми РФ. Б) тяж и ср.маш. значит металлоемкость, бол потр-ти в труде, - предпр. энергетич, с/х, полиграфич, строительно-дорожные машины, электротех изд. «Электросила»- генераторы. Ижорский завод тяж.маш.- атомные реакторы для АЭС. В) металлич.судостр-е. Судостр.з-ды: Выборг, Кал-д, Спб. Военные суда- дизел подвод лодки. Сверхмощные дизел установки на суда. З-д Самон. Пр-во вертолет двигателей. Пр-во косм ср-в связи. Оптика. Автосбороч пр-во. Атом реакторы. Крупнейший космических средств связи Светлана, Про-во оптики.

2) Химия. «верхние этажи». Нефтегазохим пр-во- СПб, В.Новг, Кириши, Сланцы: синт смолы, пластмассы, лакокрас изд, резинотех изд, лаборат реактивы, фармоцевт. предпр. Охтинский хим комб. Волховский глинозем з-д, Кингисеппский з-д фосфат удоб. лаки, краски, изоляционные материалы

3) Легкая пр-ть. Развита полиграфия. Текст пр-ть. Х/б пр-во. Швейн.пр-ть. Пр-во грубых джутовых тканей. Льняные комб на юге. Обув фабрики в СПб. 4) Пищ.пр-ть. Покуп.сп-ть возрастает. Люди тратят много денег на пищу. Пище-вкус предпр работают на сырье из Дании. Очень большая окупаемость. 5) Транспорт. Обеспечение внешне-эк связей. Порты: Приморск-экспорт нефтепрод, Спб- экспорт-импорт генер грузов (маш. Оборудование, химия, лесомат-л, продовольствие), Усть-Луга - перевозка сыпучих массовых грузов (кокс, уголь, кокс.железоруд.окатыши) обратно- глинозем. Калининград- экспорт местной сырой нефти, рыба. Выборг- лесная прод из Карелии. Через Спб рыба.

Вспомогательные отрасли. 1) ТЭК. НПЗ Кириши. Газопровод «Сев.сияние». Транзит в Финл., Эстонию. Через порты идет сырая нефть, уголь из Кузбасса. ½ Ленингр АЭС мощ-ю 4 млн кВт. Киришская ГРЭС газо-мазутная: учет экологии, перенос ветров с З на В. Псковская и Сев КЭС исп-т в кач-ве энергетич топлива торф. 20 ТЭС в СПб+ в обл городах. ГЭС: каскады- ок. Выборга р.Вуокса из оз.Сайма, р.Свирь, р.Волхов, Нарвская (Эстония). На Кольском п-ве ПЭС – Кислогубская, строится Северная и Мезенская. 2) чер и цв мет. Малая мет-я: сортовый прокат (Кировск и сталепрокат з-ды в СПб), трубопрокат- Ижорский. Пр-во стали, литья- Колпино. Al- Волхов. Глинозем, бокситы- Бокситогорск (+добыча).

Проблемы. 1) Защита СПб от наводнений. 2) Реконструкция и конверсия предпр. 3) Транспортная. В СПб- судох-во по Неве только ночью. Тоннель для прохода авто. Расширение портов: Балтийск (военный), Приморск, Усть-Луга, Выборг (лес.грузы). 4) Топливно-Энергетическая проблема. Улучшить энергосберег технологии на основе отходов лесоперераб комплекса - топлив прикеты, кот сушатся. Мини ГЭС- Карельский перешеек (20-30 тыс кВт), Ленингр АЭС- 4 млн кВт, кот надо расширить. Стр-во ТЭЦ- газовое топливо. Расширение мощ-ти Киришского НПЗ. Созд-е мини НПЗ в Калинин обл. 5) Экологическая. Вокруг Ладожского озера 5 ЦБК.

ТОО. Понятие ТОС.

Категория «территориальная организация общества» является основополагающей в эконом, соц и полит географии. Она наиб сложная, т.к. в ней интегрируются основные положения о территориальной структуре всех видов человеческой деятельности (трудовой, бытовой, рекреационной и др.) и компонентов общества (населения, мат. производства, ПРП, инфраструктуры управления и др.), а также о территориальных формах жизнедеятельсности людей, сис-х управления и самоуправления. ТОО - взаимообусловленное сочетание и функционирование систем расселения, хозяйства и природопользования, систем информации и жизнеобеспечения, административно-территориального устройства и управления, сложившееся на определённом этапе социально-экономического развития.

Главная цель с-эк развития страны и регионов - рост благосостояния населения и всестороннее развитие личности, предполагает решение задачи территориальной организации, упорядоченности, пропорциональности и гармоничности всех сфер жизни общества. ТОО рассматривается: как процесс и как явление. Как процесс она проявляется в постоянном движении и пульсации всей жизни людей в пространстве-времени. Здесь выделяют процессы функц-ния, развития, воспроизводства и перемещения. Как явление ТОО реализуется в форме иерархически структурированных с-эк регионов разного ранга и профиля. Каждый регион – звено в с-эк пространстве страны и относительно самостоятельное тер-ное образование.

ТСЭС – пространственно – временное сочетание социально-экономических элементов жизнедеятельности людей, включенное в процессы общественного воспроизводства, развивающееся как звено географического разделения труда, услуг, информации. Наиболее интегральной формой является ТОС как сочетание всех сторон жизнедеятельности людей. ТОС – это пространственно-временная форма организации ойкумены, в которой взаимосвязанно и взаимообусловленно сочетаются все сферы жизни людей, включенные в процессы общественного развития и воспроизводства (по Шарыгину). Ее содержание шире чем у ТСЭС за счет включения духовного, психологического, нравственного, поведенческого и других аспектов. Ведущей целью функционирования ТОС повышение уровня и качества жизни населения, проживающего в благоприятной экологической среде, на основе устойчивого экономического развития. «ТОС» следует рассматривать с 2 сторон. Как концептуальную (гипотетическую) модель (здесь ТОС носит обобщающий характер, воплощая в себе все реальные формы человеческого бытия). С др стороны, ТОС можно рассматривать как конкретные территориальные образования на уровне планеты, страны, региона, поселения.

Ядром ТОС является человек и ТОЛ (социумы, объединенные общими интересами и отношением к местожительству).

Для ТОС характерны: - антропоцентричность; - социальные приоритеты; - сочетание целостности и открытости, саморазвития и регулирования, самоорганизации и управления; - сбалансированность компонентов и территориальное воспроизводство: социальное, духовное, демографическое, материальное и др.; - динамизм и цикловое развитие и др.

Субстратный аспект строения ТОС: население, материально-техническая подсистема, природно-ресурсная подсистема. Функциональный аспект строения ТОС: материально пр-во (производство, распределение, обмен, потребление) и духовное пр-во(п, р, о, п).

История рай-ния. Цели, задачи, принципы. С-Э рай-ние: проблемы и понятие

Истоки российского экономического районирования берут начало с XVIII столетия. Труды И.К. Кирилова, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, и др. Тер-рия РФ еще на 1-х этапах стан-я Рос. гос-ва требов терр-го изуч-я особ-тей, прир - рес потенциала, созд-я адм-х органов для сбора налогов и упр-я соц - экон проц-ми; возникла необ-ть деления России на отд-е адм. ед.

При Петре I в 1708г страна разделена на 8 крупных губерний, уезды. В 1727г.- выделена промежуточная единица м/у губерниями и уездами – провинция. В 1775г. по указу Екатерина II проведена новая адм-ая реформа - разукрупнение губерний, их стало 40, а затем 68. 1-ая пол 19 в. Ознаменовалась неизменностью адм-терр устройства. Пестель составил проект «русская правда» (10 областей и 50 округов), Муравьев предлагал выделить 13 держав. Во 2-ой пол.19-нач 20в. появилось множ-во проектов П.П. Семеновым-Тян-Шанским, Докучаевым, Рихтером и др. Октябрьская рев-ция и создание СССР внесли коренные изм-ния в струк-ру ад-тер устройства. Были разработаны и реализованы сетки экономических районов в разные периоды развития страны. В 20-е годы активно работали над планом ГОЭРЛО, в соответствии с ним выделили 21 район. В 40-е госплан стал использовать 13 – членную сетку, 9 из которых были на территории России, с некоторыми изменениями она сущ-ет и сейчас (дополнительно выделены волго-вятский и цент-черн районы). Наибольший вклад в теорию и методологию экономического районирования внес отечественный ученый Н.Н. Колосовский. Он полагал, что в основе выделяемых районов находится ТПК – взаимосвязанное сочетание предприятий и производств, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного (планового) подбора предприятий в соответствии с природными и экономическими условиями района, с его транспортным и экономико-географическим положением.

Социально - экономическое районирование осуществляется на основе анализа всех видов общественных связей (экономические, социальные, культурные, политические, духовные), учитываются природно - ресурсный, трудоресурсный, энергоресурсный, интеллектуальный потенциал территории, циклический ход исторического и перспективного развития и др.

Район (регион) - тер-рия (акватория) выделенная по сов-ти взаимообусл. явлений, характер-ся общностью генезиса, взаимосвязью эл-в и компонентов.

Общие принципы: - энергет, - эконом (мат пр-во), - экол безоп-ть, - относительная автоном-ть функц-ия (форм-ие рег. рынков и обесп-ние повсед-х потр-тей нас-я), - откр-ть выдел-х р-в, - персп-ть разв-я, - тяг-ние тер-рии к опр-м ядрам – СЭ узлам и центрам, учет систем рассел-я, произ-ной и соц инф-ры, - район должен спос-ть разв-ю ТОЛ с учетом особ-ей нас-я, - принцип выравнивания уровней экономического и социального развития районов страны.

Гл цель район-я - соверш-е тер-го упр-ния и оптим-ция тер-ной орг-ции прир, общ-ва, ойкумены. Интегральное районирование нацелено на выявление территориальных сочетаний всех видов человеческой деятельности и всех сфер жизни общества.

Проблемы: 1.исследования районов не имют практич. применения, это теоретическая форма. Нет госзаказа на исследования. 2. Отсутствие критичности новых проектов предлагаемых админист-ей (например, предлагают ликвидировать национальные республики и вернуться к укрупненным губерниям на основе принятого экономического районирования). 3. Проблема объективности и субъективности. 4 Проблема таксономии. Макроуровнь - ФО. Мезоуровень - эк. районы. Микроуровень-уровень межмуницип округов. Выделение топорайонов как основы для муниц.районов. Нано-создание сельских и гор.поселений. 5. Проблема границ - мы их проводим там, где понижена степень тяготения к центру. Самые большие проблемы с границами в муниц обр-ях. 6. Проблема методики и методов рай-ния (д.б. учет соц.связей, тяготения нас-ия.) 7. Организация с-мы управления и планирования.

Задача исслед-ля выявить район, описать и изучить пр-сы и явления, закон-ти в районе. Интегральное районирование нацелено на выявление территориальных сочетаний всех видов человеческой деятельности и всех сфер жизни общества. Район-ние по отдельным признакам (отраслевое) производится с разной целью и разными методами. Оно чаще всего носит функциональный характер и несет черты субъективизма в отношении конкретных границ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.048 с.)