Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закрепление беспредложных конструкций существительных единственного числа
Закрепление беспредложных падежных конструкций существительных единственного числа проводится в аналогичной последовательности с учетом следующих лингвистических факторов: продуктивности флексий, места ударения и его подвижности, наличия изменений в основе (чередования, появления беглого гласного, супплетивизма, наращивания основы и др.). 1. Винительный падеж. В процессе логопедической работы над данной падежной конструкцией учитывается вариативность окончаний, отличие окончаний одушевленных и неодушевленных существительных мужского рода. Поэтому в начале работы отрабатывается значение одушевленности-неодушевленности. Для этого детям предлагается выбрать среди предложенных картинок те, которые отвечают на вопрос: а) «Кто?»; б) «Что?». Затем уточняется, что на вопрос «Кто?» отвечают названия живых предметов, а на вопрос «Что?» — названия неживых предметов. В дальнейшем проводится работа над каждым окончанием формы винительного падежа с учетом последовательности его появления в онтогенезе (нулевое окончание, -у, -а/-я).
Примерный речевой материал для закрепления винительного падежа формы
Игровые упражнения для закрепления существительных винительного падежа единственного числа а) Игр а «Кто больше подберет слов». слов, отвечая на заданный вопрос. Например: «Что можно шить?» — «Рубашку, шубу, юбку»; «Что можно есть?» — «Яблоко, лимон, помидор, арбуз»; «Кого можно угощать?» — «Девочку, кошку, собаку, мальчика, зайца» и т. д. б) Дополнение предложения с помощью Предлагается незаконченное предложение и картинка, название которой ребенок должен поставить в определенной форме. Например, Оля рисует...(дом, кошку, щенка). 2. Родительный падеж существительных единственного числа. Логопедическая работа над данной падежной конструкцией проводится в следующей последовательности: а) грамматические формы с окончанием -а/-я; б) грамматические формы с окончанием -и/-ы.
Примерный речевой материал для закрепления родительного падежа формы
Безударное окончание-ы/-и Существительные женского рода: де- (капусты), ваза (вазы) Задания для закрепления существительных родительного падежа единственного числа а)Игра «Какой картинки не стало?». Логопед выставляет ряд картинок и убирает картинки по одной. Ребенок говорит, какой картинки не стало. б)Игра «Кто живет в доме? Кого не стало?». Логопед предлагает ребенку поиграть в «волшебный» домик. Он показывает ребенку домик с игрушками животных, а затем убирает по одной игрушке. Ребенок говорит, какой игрушки не стало. в) Дополнение предложения с помощью г) Игр а «Что без чего?». Перед ребенком сломанные предметы. Логопед задает вопрос: «Что без чего?» Ребенок отвечает на вопрос. Например, стол, без... (ножки); машина без... (колеса); кастрюля без... (ручки); часы без... (стрелки); чайник без... (крышки); чашка без... (ручки). 3.Дательный падеж существительных единственного числа. В дательном падеже у существительных мужского и среднего рода отмечается окончание -у/-ю, а у существительных женского рода — окончание -е. Работа начинается с закрепления окончания -у/-ю, затем отрабатывается окончание -е.
Примерный речевой материал для закрепления данной падежной формы
Задания для закрепления существительных дательного падежа единственного числа. а) Дополнение предложенияс помощью предмет б) Игра «Кому приготовили угощенье?». На столе игрушки животных: белка, коза, корова, медведь, волк, заяц, собака, лиса — и угощенье для них: орехи, шишка, трава, хлеб, мед, малина, мясо, морковь, кость. Логопед предлагает объединить угощенье и игрушку, для которой это угощенье приготовлено, например: морковь — зайцу. в) Игра «Кому что дадим?». Для игры нужны картинки с изображением животных и корма для них. Ребенок отвечает на вопрос: «Кому что дадим?» Например: «Траву дадим корове»; «Мед дадим медведю»; «Овощи дадим свинье» и т. д. 4. Творительный падеж (со значением орудийности). Главенствующим окончанием существительных в творительном падеже единственного числа является окончание мужского рода -ом/-ем, которое появляется в онтогенезе раньше, чем окончание -ой существительных женского рода. На начальных этапах логопедической работы даются задания на уточнение рода существительных (например: «Покажи картинку, о которой можно сказать он, она»). При закреплении каждой грамматической формы в первую очередь отрабатываются ударные окончания, затем — безударные. Задания и игровые упражнения для закрепления творительного падежа существительных единственного числа а) Дополнение предложения по вопросам с помощью предметной картинки. Например: «Траву косят
Примерный речевой материал для закрепления творительного
Падежа формы
(чем?)... (косой)»; «Олялюбуется (чем?)... (морем)»; «Воду несут (чем?)... (ведром)»; «Хлебрежут (чем?)... (ножом)»; «Сын гордится (кем?)... (мамой)». б) Игра «Кто чем работает». Дидактический материал — картинки с изображением профессий людей и предметные картинки. Ребенка просят подобрать пары картинок, отвечая на вопрос: «Кто чем работает?» Например, плотник — топором; дворник — метлой; садовник — лопатой; художник — карандашом и т. д. Подбор существительных к глаголу. Логопед задает вопрос: «Чем можно писать, пилить, рисовать и т. д.?» Ребенок отвечает на вопрос и приносит соответствующий предмет. Например: писать можно — ручкой, карандашом; пилить — пилой; рисовать — краской, карандашом; копать — лопатой, совком; умываться — мылом и т. д. Образование предложно-падежных конструкций единственного числа Логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями проходит с учетом последовательности их появления в онтогенезе. Поэтому сначала отрабатываются предлоги в, на, под, имеющие конкретные значения (I этап); затем предлоги из, за, перед, по, из-за, из-под (II этап). При проведении логопедической работы учитывается, что с предлогами употребляются следующие падежные формы: 1) винительный падеж с предлогами в, на, за, под со значением направления действия, например: кладет на стол, кладет в стол, кладет под стол, кладет за стол; 2) предложный падеж с предлогами в, на со значением местонахождения, например: стоит на столе, лежит в столе; 3) дательный падеж с предлогом по (значение местонахождения), с предлогом к (значение направления действия), например: идет по дороге, подходит к дому;
4) родительный падеж с предлогом у (значение местонахождения), с предлогами с, из (значение направления действия), например: взял с коробки, взял из стола;
5) творительный падеж с предлогами за, над, под, перед (значение местонахождения предмета), обозначающими часть пространства, в пределах которого совершается действие (лежит за кубиком, перед кубиком), а также с предлогом с со значением совместности, например: сидит с чашкой. Один и тот же предлог, который употребляется с разными предложно-падежными конструкциями, может иметь различные значения: значения направления действия, местонахождения предмета, место действия, часть пространства, в пределах которого совершается действие; предлог на с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом — местонахождение (кладет на стол, лежит на столе). В процессе обучения первоначально осуществляется работа над отдельным предлогом, затем проводится дифференциация предлогов. Работа ведется в 3 этапа: выделение пространственных отношений на основе анализа неречевой ситуации (I этап); уточнение предлога в импрессивной речи (II этап); употребление предлога в экспрессивной речи (III этап). На каждом этапе коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется по следующим направлениям: 1) уточнение значений одного и того же предлога: а) с существительными одного склонения; б) с существительными других склонений; 2) дифференциация различных значений одного и того же предлога; 3) дифференциация понимания и употребления различных предлогов с одинаковым общим значением (местонахождения или направления); 4) 4) закрепление связи между приставочным глаголом и пред-ложно-падежной конструкцией, так как значение предлога и падежная форма существительного зависят от характера глагола. Для уточнения значения предлогов вкоррек-ционной работе используются графические схемы. Рассмотрим примерный план работы по закреплению значений предлога в. 1. Понимание и употребление предлога в со значением местонахождения предмета (предложный падеж): а) существительные 1 склонения, 2 склонения (в больнице, в доме); б) существительные 3 склонения (в тетради, в печи). 2. Понимание и употребление предлога в со значением направления действия (винительный падеж): а) существительные 2 склонения, затем существительные 3 склонения (в стол, в шкаф, в тетрадь, в печь); б) существительные 1 склонения (кладет в книгу, в машину). 3. Дифференциация понимания и употребления предлога в со значением местонахождения предмета и значением направления действия (кладет в стол, лежит в столе). 4. Дифференциация предлога в с другими предлогами: а) значение направления действия (в и из; в и за; в и под; в и на); б) значение местонахождения предмета (в и на; в и у; в и за; в и над; в и под; в и перед). 5. Работа с приставочными глаголами и предложно — падежной конструкцией, включающей предлог в (значение направления действия) (влетела в клетку, входит в дом). Для уточнения понимания предлогов в им-прессивной речи можно предложить следующие задания: 1) ответы на вопросы с опорой на картинки с различным пространственным расположением предметов. Например, логопед задает вопрос: «Покажи, где мяч на коробке? Где мяч в коробке?» Ребенок показывает соответствующую картинку; 2) выполнение действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда, например: Положи мяч на стол (под стол; в стол); положи ручку на альбом; (в альбом; под альбом и т. д.). Для закрепления правильного употребления предлогов в экспрессивной речи ребенку предлагают: 1) сказать, где расположен предмет на картинке {птичка в клетке, мяч на столе, книга ё шкафу, мяч под диваном, мяч за диваном, собака за будкой, кошка у кресла и т. д.); 2) назвать действия с предметами, выполняемые логопедом; 3) придумать предложение с опорой на выполненное действие или по сюжетной картинке; 4) составить предложение из слов в начальной форме, например: бабушка, собирать, яблоки, в, корзина. Примерные виды заданий и игровых упражнений а)Лото «Закрой картинку». Материал — схемы предлогов, картинки, например: птичка в клетке, птичка, на клетке, книга в столе, карандаш под книгой и т. д. Логопед называет картинки. Ребенок закрывает картинку схемой предлога. б) Игра «Закрой, не ошибись». Материал — карточки с написанными на них предлогами; картинки на различные предлоги, например: синица на ветке, мяч под креслом, ложка в чашке и т. д. Логопед называет предлог. Ребенок закрывает карточку с предлогом соответствующей картинкой. в) Добавление предлога и падежной флек г) Дополнение предложения словосочета Материал — картинки. Логопед читает начало предложения и вместо конца предложения показывает картинку. Ребенок повторяет начало предложения и заканчивает его, добавляя словосочетание с предлогом. Например: Папа кладет молоток... (в ящик). Бабушка ставит вазу... (на стол). Мама убирает ботинки... (под шкаф). Петя поливает цветы... (из лейки). Оля вдевает нитку... (в иголку). Собака сидит... (за деревом) и т. д. д)Игра «Исправь ошибку». Логопед говорит ребенку: «Послушай, как Незнайка читал книжку: «Дед в печи, дрова на печи». «Это правильно?»; «На столе сапоги, под столом пироги». «А как сказать правильно?»; «Корова в реке, щука на траве». «Исправь, пожалуйста». е) Выполнение действий по инструкции. Логопед предлагает ребенку внимательно послушать инструкцию, а затем выполнить ее (например, положи руки в карман; положи руки под колено; положи руки на голову; достань книгу из ящика; достань мяч из-под дивана и т. д.). Образование форм существительных множественного числа Образование форм существительных множественного числа проводится в следующем порядке: а) образование беспредложных конструкций существительных множественного числа; б) образование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа. Образование форм существительных множественного числа осуществляется в следующей последовательности: дательный падеж, творительный падеж, родительный падеж, предложный падеж (предложные конструкции). Последовательность работы внутри каждой падежной формы определяется закономерностями появления отдельных форм в онтогенезе. При этом учитывается, является ли продуктивной данная форма, какое окончание (ударное или безударное) она имеет. Можно выделить следующие этапы образования форм множественного числа существительных:
I этап — продуктивные формы: а) с ударным окончанием; б) с безударным окончанием. II этап — менее продуктивные формы: а) с ударным окончанием; б) с безударным окончанием. III этап — дифференциация грамматических форм. Особое внимание на всех этапах работы уделялось наличию чередования звуков, изменению ударения и звуковой структуры основы слова в процессе формообразования. Закрепление падежных срорм существительных множественного числа Примерный речевой материал для закрепления падежных форм существительных множественного числа
Творительный падеж Окончания -ами/-ями Ударное окончание -ами/ -ями при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Безударное окончание -ами/ -ями при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные всех склонений: столы (столами), ежи (ежами), львы (львами), пни (пнями), овощи (овощами), кусты (кустами), ноги (ногами),руки (руками), дома (домами), мячи (мячами), жуки (жуками), леса (лесами), врачи (врачами), ковры (коврами), карандаши (карандашами) Существительные всех склонений: куклы (куклами), ведра (ведрами), полотенца (полотенцами), кресла (креслами), платья (платьями), стулья (стульями), березы (березами), коляски (колясками), дятлы, (дятлами), белки (белками), тетради (тетрадями) Родительный падеж Окончания -ов/-ев Ударное окончание -ов/-ев при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Безударное окончание -ов/ -ев при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные мужского рода: дома (домов), коты (котов), пироги (пирогов), волки (волков), шкафы (шкафов), дубы (дубов), пауки (пауков), топоры (топоров), платки (платков), щенки (щенков), шары (шаров), воробьи (воробьев), ручьи (ручьев), муравьи (муравьев) Существительные мужского рода: мальчики (мальчиков), тигры (тигров), стулья (стульев), дятлы (дятлов), маки (маков), зайцы (зайцев). Существительные среднего рода: платья (платьев), деревья (деревьев), крылья (крыльев)
Предложный падеж Окончание -ах/-ях Ударное окончание -ах/ -ях при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Безударное окончание -ах/-ях при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные всех склонений: рукава (рукавах), столы, (столах), ноги (ногах), дожа (домах), щенки (щенках), карандаши (карандашах), ежи (ежах), поля (полях), мячи (мячах), лошади (лошадях), руки (руках), петухи (петухах), зеркала (зеркалах), пни (пнях) Существительные всех склонений: стулья (стульях), клетки (клетках), девочки (девочках), сумки (сумках), котята (котятах), лопаты (лопатах), мальчики (мальчиках), бабочки (бабочках), книги (книгах),реки (реках), ведра (ведрах), деревья (деревьях), кресла (креслах), качели (качелях), вазы (вазах), платья (платьях) Задания и игры, использованные для понимания, закрепления и употребления форм существительных множественного числа. Первоначально коррекционную работу следует направить на уточнение беспредложных конструкций. В дальнейшем работа проводится с предложными конструкциями в аналогичной последовательности. В ходе работы с вышеназванными формами в импрессив-ной речи используются такие задания, как: «Покажи картинку (предмет), принеси картинку (предмет)». Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления падежных конструкций существительных множественного числа в экспрессивной речи а) Дополнение предложенияс опорой на картинку. Дидактический материал — незаконченные предложения, предметные картинки. Логопед читает начало предложения и показывает картинку. Ребенок заканчивает предложение. Например: Зина шьет юбки... (куклам). Папа купил мячи... (сыновьям). Витя рисует... (карандашами). Мальчики кормят... (щенков). Девочка ловит... (бабочек). Кошки сидят... (на стульях). Заяц убегает... (от собак). Мальчики стоят... (за деревьями) и т. д. б) Ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определенный падеж. Логопед показывает ребенку картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает на вопросы. Например: Кого нарисовал Вова? — Вова нарисовал зайцев. Кем любуется Вова? — Вова любуется зайцами. К кому подбежала собака? — Собака подбежала к кошкам. Кого боятся мыши? — Мыши боятся кошек и т. д. в)Игра «Что кому дадим?». Закрепление формы дательного падежа существительных множественного числа по теме «Дикие и домашние животные». Дидактический материал — картинки с изображением животных и корма для них. Ребенок отвечает на вопрос: «Кому это дадим?» — и подбирает соответствующие картинки. Например: Кости дадим собакам. Грибы дадим белкам и т. д.) г) Игра «Приготовим обед». Закрепление формы родительного падежа существительных по теме «Овощи и фрукты». На доске — картинки с изображением фруктов и овощей. Ребенок называет картинки и составляет предложения. Например: Я сварю компот из яблок (груш, слив и т. д.). Я сварю суп из свеклы (моркови, лука, картофеля и т. д.). Я сделаю салат из капусты (огурцов, помидоров и т. д.] д)Игра «Что с чем?». (Закрепление формы творительного падежа с предлогом с.) Дидактический материал — картинки. Ребенку предлагается назвать картинки, например, чашки с блюдцами; корзины с яблоками; вазы с цветами; клетки с птицами и т. д.. Формирование словоизменения глагола В процессе логопедической работы по формированию системы словоизменения глаголов и закреплению связей глагольных форм с существительными придается особое значение. Это связано с тем, что именно глагол выполняет предикативную функцию, являясь организующим звеном предложения. На I этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола проводится работа по дифференциации глаголов настоящего времени единственного и множественного числа и их согласованию с существительными. Данные формы являются наиболее простыми и появляются раньше других в онтогенезе. На II этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола осуществляется работа по дифференциации глаголов настоящего времени по лицам, а также по согласованию глаголов прошедшего времени и существительных в роде. Эти формы появляются в процессе онтогенеза на более поздних этапах и вызывают большие сложности при усвоении их детьми с ЗПР. Согласование в числе глаголов настоящего времени и существительных На начальных этапах логопедической работы закрепляются глагольные формы без чередования звуков основы, с ударными окончаниями, например, стоит — стоят; говорит — говорят; молчит — молчат. В дальнейшем большое внимание уделяется глагольным формам с чередованием звуков в основе, например, бежит — бегут, печет — пекут, течет — текут и т. д. С целью уточнения согласования глаголов настоящего времени и существительных в числе в импрессивной речи логопед называет глагол, например, читает — читают, стоят — стоит, лежит — лежат и т. д. Ребенок должен догадаться, идет ли речь: об одном предмете или о нескольких (например, стоит —... (ваза), стоят —... (вазы)). Примерные виды, упражнений для закрепления правильного употребления глаголов в самостоятельной речи: а) ответы на вопросы: «Что делает?», «Что делают?»; б) составление словосочетаний и предложений по картинкам [Девочка читает. Девочки читают и т. д.); в) добавление слова (существительного или глагола)в словосочетание или предложение (Бежит... (мальчик).Бегут... (мальчики). Птицы... (летят). Птица... (летит) и т. д.); г) добавление окончаний глаголов. Логопед называет первый слог глагола, ребенок договаривает слово (Карандаш ле... (жит). Карандаши ле... (жат) и т. д.). Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам Дифференциация глаголов проводится с учетом появления грамматических форм глаголов в онтогенезе в следующем порядке: а) формы глаголов 1 и 2 лица единственного числа; б) формы глаголов 3 лица единственного и множественного числа; в) формы глаголов 1 и 2 лица множественного числа. Примерные виды заданий на дифференциацию форм глаголов по лицам а) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица единственного числа. Речевой материал — слова (говоришь, говорю, думаешь, думаю, смотрю, смотришь, ухаживаю, ухаживаешь, решаю, решаешь, собираю, собираешь, катаю, катаешь и т. д.). Логопед предлагает ребенку внимательно послушать названное им слово и подставить к нему слова я или ты. б) Дифференциация глаголов 3 лица единственного и множественного числа. Материал — картинки с изображением одного и двух мальчиков. Речевой материал — слова (читает, говорят, рисуют, говорит, читают, болеют, пьет, болеет, пьют, рисует и т. д.).
Логопед предлагает ребенку внимательно послушать названное им слово (глагол) и отгадать, это слово относится к одному мальчику или к двум мальчикам, а затем поднять нужную картинку. в) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица множественного числа. Речевой материал — слова (собираем, катаете, лечите, собираете, лечим, думаем, думаете, копаете, копаем и т. д.). Логопед просит ребенка внимательно послушать слово, а затем подставить к нему слово мы или вы. Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе Коррекционная работа по дифференциации глагольных форм проводится сначала в импрессивнои речи (I этап), затем — в экспрессивной речи (II этап). На каждом этапе работа над глагольными формами осуществляется в следующей последовательности: а) формы мужского рода глаголов прошедшего времени; б) формы женского рода глаголов прошедшего времени; в) формы среднего рода глаголов прошедшего времени; г) дифференциация глагольных форм прошедшего времени. В логопедической работе большое внимание уделяется формам среднего рода глаголов прошедшего времени, которые вызывают значительные трудности у дошкольников сЗПР. Для закрепления понимания глагольных форм прошедшего времени в импрессивнои речи предлагается показать картинки, принести предметы, о которых говорит логопед (Покажи картинку, о которой скажем «упала», «упал», «упало»; Принеси игрушку, которая на столе «лежала», «лежал» и т. д.). Примерные виды заданий на дифференциацию глагольных форм в экспрессивной речи а) Добавление существительного или глагола в предложение с опорой на картинки. (Разбилась.... Разбился.... Разбилось.... Разбились....Девочка.... Мальчик.... Облако... и т. д.). б) Добавление последнего слога слова (глагола). картинку и закончить начатое им слово (например, стул у па...; дерево у па...; кукла у па...). в) Выбор из предложенных картинок тех, которые соответствуют названной глагольной форме, например, лежало —... (дерево, яйцо, яблоко); висело —... (пальто, платье,зеркало); сидел —... (щенок, папа, кот, мальчик); плыла — г) Исправление ошибок в окончании глагольной формы. Логопед предлагает ребенку внимательно послушать предложение и исправить ошибку (На поляне выросла дерево. Девочка уже вырос. Около дома выросла дуб. Пошла снег. Река замерзло. Озеро замерз и т. д.). Формирование системы словоизменения прилагательных Формирование системы словоизменения прилагательных проходит с учетом появления форм прилагательных в процессе онтогенеза речи и предполагает работу по следующим направлениям: 1. Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа. 2. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (беспредложные конструкции; конструкции с предлогами). 3. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа: а) беспредложные конструкции; б) конструкции с предлогами. Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже осуществляется в следующей последовательности:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.144 с.) |