Особенности словоизменения существительных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности словоизменения существительных



Существительные появляются в речи ребенка в числе пер­вых слов (А. Н. Гвоздев, Н. С. Жукова, Ф. А. Сохин и др.)

На начальных этапах онтогенеза речи существительные употребляются преимущественно в форме именительного падежа единственного числа (1 год 8 мес. — 1 год 10 мес). В дальнейшем овладение формой числа не вызывает значи­тельных трудностей, и в возрасте 2 лет 1 мес. — 2 лет 3 мес. (по данным А. Н. Гвоздева) усваивается окончание ы/и име­нительного падежа множественного числа, а в период с 2 лет 3 мес. до 3 лет — окончание а/я множественного числа. Не­значительное число ошибок при овладении категорией чис­ла существительных обусловлено тем, что грамматическая форма множественного числа доступна маленьким детям по семантике. Дифференциация единственного и множественного числа существительных отража­ет конкретное, зрительно воспринимаемое различие одного и нескольких предметов.

На начальном этапе усвоения формы множественного числа в детской речи распространены ошибки, проявля­ющиеся в выборе неправильной флексии: замене оконча­ния а/я более продуктивным окончанием ы/и.

Для детской речи характерно также явление «унифи­кации» словоформ единственного и множе­ственного числа, которое выражается в стремлении сохранить идентичность основ единственного и множествен­ного числа. Эта тенденция проявляется в устранении супплетивизма (человек-человеки, дети-детъ), в отсутствии чередования согласных основы (ухо-ухи), беглости гласных (пень-пени, лев-левы), в сохранении неподвижного ударе­ния (кот-коты). Вышеназванные ошибки характерны для речи детей до 4 лет.

Более трудным для детей является овладение категори­ей рода (особенно среднего рода).

В процессе онтогенеза первыми в речи детей усваиваются различия между формами мужского и женского рода суще­ствительных, так как выбор данных форм подкрепляется соотнесенностью с естественным полом одушевленных су­ществительных.

Трудности усвоения среднего рода объясняются, с одной стороны, отсутствием семантической обусловленно­сти, а с другой стороны, особенностью системы флексий су­ществительных среднего рода. Во многих формах окончания существительных среднего рода в косвенных падежах совпа­дают с окончаниями форм мужского рода, а форма среднего рода именительного падежа единственного числа при безу­дарной флексии совпадает в звуковом оформлении с подоб­ной формой существительных женского рода (кукла-зер­кало). При этом выявляется следующая закономерность: дети в первую очередь овладевают парадигмой существительных с ударным окончанием; для усвоения существительных с бе­зударным окончанием требуется значительно больше времени.

Усвоение форм существительных среднего рода проис­ходит в течение всего дошкольного возраста. Большинство ошибок проявляется в замене существительных среднего рода формами существительных женского рода (другая уха) или мужского рода (маленький колесик).

Овладение категорией падежа существительных происходит раньше, чем категорией рода. Уже к концу вто-рого-началу третьего года жизни у детей наблюдается раз­граничение отдельных падежей (А. Н. Гвоздев, М. И. Попова, Ф. А. Сохин, А. В. Захарова и др.). После трех лет практичес­ки не встречаются случаи смешения различных падежей друг с другом. Вместе с тем, правильно выбирая падеж, дети длительное время неправильно конструируют падежную форму, т.е. смешивают или заменяют отдельные окончания в пределах одного падежа. При этом отмечается следу­ющая закономерность: чем больше вариативность оконча­ний внутри одного падежа, тем медленнее происходит ов­ладение формами данного падежа. При замене окончаний существительных прослеживается главенствующее положе­ние одного из них, которое вытесняет другие, менее про­дуктивные окончания данного падежа.

На усвоение падежных форм оказывает влияние и род существительных. Существительные женского рода на -а (1 склонение) и мужского рода (2 склонение) имеют наи­более яркую грамматическую оформленность, что способ­ствует более быстрому усвоению падежных форм 1 и 2 скло­нения.

Последовательность усвоения словоизме­нения существительных при нормальном онтогенезе ока­залась общей закономерностью как для детей с нормальным развитием, так и для детей с ЗПР. Однако овладение фор­мами словоизменения существительных у детей с ЗПР про­исходит в более длительные сроки, задерживается вплоть до школьного возраста.

Наряду с этим, в процессе словоизменения существи­тельных у детей с ЗПР наблюдаются и качественные осо­бенности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.117.101 (0.019 с.)