Конструирование из различных материалов как средство формирования познавательной мотивации у дошкольников в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструирование из различных материалов как средство формирования познавательной мотивации у дошкольников в



Рассмотрим один из самых распространенных видов конструирования – из бумаги.

Этому виду деятельности в отличие от предыдущих детей обучают на специальных занятиях. Однако, как показывает анализ практики, обучение строится только на подражательной основе — используются образцы, показ и подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки. Основными причинами такого традиционно сложившегося подхода к обучению конструированию из бумаги являются, на наш взгляд, две: во-первых, объективно существующие сложности этой деятельности — большое количество операций, последовательность которых можно только механически запомнить, в результате чего они не складываются у ребенка в единое целое — способ; и, во-вторых, невозможность практически опробовать найденное решение и исправить его в случае необходимости (складывание, надрезание и т.п.). При таком обучении каждый способ оказывается «привязанным» к конкретной поделке и существует для ребенка только в контексте ее изготовления. В результате этого не происходит обобщения способов конструирования, и ребенок не пользуется ими для создания других поделок[13].

В основу этой системы было положено овладение детьми обобщенными способами конструирования из бумаги в процессе определенным образом построенного их «распредмечивания».

Для реализации этой общей стратегии, прежде всего, было отобрано несколько (для каждого возраста) достаточно простых способов конструирования, включающих небольшое количество взаимосвязанных операций способ образования, каждая из которых приводит к ярко выраженному промежуточном изменению конструкции. Одновременно эти способы позволяли создавать большое количество разных поделок.

Парамонова Л.А., разработала поэтапную систему обучения детей. На первом этапе осуществлялось вынесение способов конструирования из контекста практической деятельности конкретного характера и последующее введение их в процесс изготовления различных игрушек[13].

А.В. Запорожец считает, что успешно использовались игровые ситуации и речь взрослого, в стихотворной форме отражающая «образ действия». На втором этапе перед детьми ставили задачи проблемного характера, требующие соотнесения усвоенных способов с новыми условиями и их переноса в новую ситуацию либо прямого (младший возраст), либо трансформированного (старший возраст), что обеспечивало их обобщение. На третьем этапе дети занимались самостоятельным конструированием по замыслу.

Такое обучение, построенное по принципу «от общего к частному», обеспечивало переориентацию детей с получения практического результата (знакомой поделки) на осознание способов конструирования как средств изготовления разных новых и интересных поделок, игрушек.

Как показало детское конструирование по замыслу, в результате такого обучения у детей было сформировано самостоятельное творческое конструирование, которое проявилось в умении создавать новые оригинальные замыслы (вне задачи, идущей от взрослого); находить нестандартные решения, осуществляя существенные изменения и разнообразное комбинирование известных операций, часто приводящих к изобретению детьми новых способов; подбирать материал по фактуре, цвету, форме, величине в определенном сочетании, соответствующем замыслу. Последнее говорит о возникновении художественного характера деятельности (что было невозможным при традиционном подходе) и о влиянии такого обучения на эстетическое развитие детей[13].

 

Детей третьего года жизни воспитатели приобщают к конструированию, разыгрывая с ними простые сюжеты типа «Куклы спят и гуляют», «Куклы едят», «Машины едут по улице и въезжают в гараж», «Прилетели птички и сели на башенку, ворота», «Маленькая матрешка живет в маленьком домике, а большая – в большом» и т. п.

Занятия по «сюжетному конструированию» проводят по подгруппам (по 4-5 детей). Инициатива всегда принадлежит воспитателю.

Например, воспитатель, собрав за столом детей, строит домик и помещает туда матрешку. Затем говорит детям: «Вышла Машенька погулять и захотела пройти по дорожке. А где у нас дорожка? Давайте её сделаем. Какого цвета она будет? Красная? Зеленая? А, может быть, жёлтая будто из песочка? (Дети соглашаются с желтым цветом.) Возьмите, каждый по одному вот такому желтому кирпичику и давайте, их соединим вот так (строит дорожку.) Гуляла она, гуляла по песчаной дорожке (имитирует движения матрешки) и устала. Где же ей отдохнуть?». Дети отвечают: «На стульчике, в кроватке ит. п.». Воспитатель продолжает: «Лучше мы построим скамеечку зеленую (строит скамеечку из двух кирпичиков и двух пластилин и называет детали). Посади, Сашенька, Машу на скамеечку. Вот как ей здесь удобно. Посидела Машенька и пошла к себе в домик, пора обедать и отдыхать».

Поскольку такие игры-занятия проводятся по подгруппам, важно, чтобы все дети участвовали в разыгрывании и конструировании всех сюжетов[13].

Таким образом, в раннем возрасте познавательная мотивация предлагается в сюжетных играх, так как воспитатель придумает сюжет детям интересно. В таком возрасте, и развивается воображение, сенсорные способности детей и умения ориентироваться в пространстве.

В младшем возрасте дети этого возраста уже могут строить некоторые постройки по памяти, например мебель. Сначала воспитатель вспоминает, какую они мебель уже строили и из каких деталей, показывая при этом несколько различных образцов (столы, стулья, диванчики ит. п.), а затем убирает образцы, и дети конструируют по 2-4 постройки на выбор. В основном они воспроизводят образцы, однако некоторые могут по-своему сочетать детали и получать конструкции, отличные от образцов, что конечно, воспитатель должен поощрять и показывать всем детям[15].

Например, рассматривая мебель в групповой комнате, в кабинете заведующей, воспитатель вместе с детьми устанавливает, что у стула есть сиденье, спинка, ножки; у дивана тоже есть сиденье, спинка, только они длинные; на диване сидеть можно и не только сидеть, но и лежать и т. д.

Роль игрушки для развития конструирования у детей в этом возрасте по-прежнему велика: именно игрушка побуждает ребенка строить (домик для зайчика, кроватку для куклы и т. д.), служит стимулом к игре с постройкой. Однако воспитатель должен помнить, что дети этого возраста еще только начинают выделять пространственные характеристики постройки и игрушки (высоту, длину, ширину) и соотносить их между собой. Поэтому нужно давать такие игрушки, чтобы они соответствовали размерам детских построек[19].

Таким образом, в младшем возрасте познавательная мотивация формирует у ребенка умения расставлять предметы вертикально, горизонтально, также плотно друг другу и замыкая пространство. Воспитатель мотивирует детей так же сюжетом и использование игрушек соотносить их с постройками с размером самой игрушки. Формировать у детей пространственные представления «широкий-узкий»[19].

Средний дошкольный возраст детей, первые одно-два занятия следует посвятить повторению пройденного материала: уточнить названия основных деталей строительного материала (кубик, кирпичик, пластина) и их конструктивные свойства, закрепить представления «высокий-низкий», «широкий-узкий» «длинный - короткий», вспомнить два способа изменения постройки в высоту и длину (замена мелких деталей)[17].

Овладение двумя способами изменения высоты, ширины и длины постройки позволит детям в дальнейшем самостоятельно решать задачи, требующие выбора адекватного способа выполнения («Построй такой же домик, но высокий»)[19].

Детям дошкольного возраста при рассматривании предмета свойственно воспринимать отдельные его части, наиболее заинтересовавшие их, а на весь предмет в целом. В результате представление о предмете может быть неполным, а воспроизведение его затрудняется. Поэтому очень важно добиваться того, чтобы у детей возникло целостное представление о предмете. Рассматривая вместе с ними образец конструируемого объекта, воспитатель должен назвать его и обозначить контур рукой. Затем он обращает внимание детей на части предмета (например, у домика – стены, перекрытия, крыша). Обычно дети сами называют знакомые им части-стены, окна, крыша. А перекрытие они не выделяют; это делает воспитатель[18].

Таким образом, формирование у детей целостно-расчлененного представления о конструируемом объекте, не только выделение отдельных частей и деталей, но существенные отношений между ними, что имеет большое значение для формирования мыслительных процессов детей.

С целью обучения конструированию детей шестого года жизни можно использовать следующие темы: «Грузовые машины», «Гаражи», «Горки». Каждая тема должна быть представлена несколькими конструкциями: одну взрослый задает как образец, а другие дети создаю сами, преобразуя образец в соответствии с определенными условиями. Условия могут быть выражены не только словесно (как в младшем возрасте), но и через предметы, поскольку дети уже научились выделять пространственные характеристики предметов (высота, длина, ширина)[15].

Перед началом обучения конструированию по теме «Грузовые машины» необходимо ознакомить детей с разными видами грузового транспорта: рассмотреть картинки, фотографии с изображением машин, провести экскурсию по ближайшей улице. Необходимо помочь детям установить зависимость конструкции каждой грузовой машины от ее практического назначения (например, у машин для перевозки стройматериалов длинный кузов и иногда прицеп, у машин для перевозки мебели, телевизоров, холодильников более короткий кузов, но высокий и обязательно крытый и т.п.), выделить общие части: кабину, кузов, раму, колеса, фары. При этом важно уточнить функциональное назначение этих частей[15].

Таким образом, воспитатель учить детей самостоятельно анализировать объект, выделяя в нем основные части деталей. Определять назначение каждой детали, формировать у детей соотносить размеры отдельных частей конструкции с размерами предметов, ее назначение конструкции.

У детей седьмого года жизни уже накоплен значительный опыт конструирования из строительного материала: они научились по-разному располагать строительные детали и возводить достаточно сложные постройки, анализировать образцы и сами объекты: выделять части, в них - детали, устанавливать их пространственные отношения, выделять и соотносить пространственные характеристики предметов (высота, длина, ширина) и т.д. Это дает возможность формировать у детей более сложные умения: анализировать объект с точки зрения его практического использования, создавать собственные замыслы конструкций с учетом их функционального назначения. С этой целью детям можно предлагать строить различные конструкции таких объектов, как мосты (автодорожный, пешеходный, железнодорожный и т.п.), здания и др[14].

При обучении конструированию детей этого возраста в основном используется такие приемы, которые опираются на представления и воображение, на умение выполнять словесные указания или руководствоваться рисунком, фотографией. Чаще всего детям предлагают только тему постройки условия, которым она должна соответствовать. Образцы же даются в основном как примерные в виде фотографий, рисунков, на которых изображены постройки, выполненные из того строительного материала, с которым работают дети. Образец постройки, выполненный воспитателем, можно использовать, когда детям предлагается самостоятельно преобразовать его в соответствии с определенными условиями, сохранив при этом заданную конструкцию (например, построить такой же дом, но стремя подъездами). Иногда при объяснении задания можно использовать частичный показ нового способа конструирования (например, как соорудить балкон)[14].

Особое место в обучении занимают экскурсии и предварительные беседы, направленные на подготовку детей к восприятию тех конкретных задач, которые они будут решать на предстоящем занятии, на активизацию знаний, необходимых для этого. Так, на экскурсии по городу воспитатель обращает внимание детей на пространственное расположение зданий, пешеходных дорожек на улицах, площадях, а в беседе активизирует их знания, полученные на экскурсии[14].

Также на ряду с экскурсиями, беседами, лепкой и т.д. не малозначимое место занимает оригами. Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать.

С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги и т.д. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений» [14].

Эти наблюдения обязывают педагогов обратить самое серьёзное внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук. Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие.

Программа «Детство» предполагает, на мой взгляд, недостаточный объём возможного использования бумаги как материала для конструирования. Значительно большее внимание уделяется аппликации. Первый опыт по конструированию из бумаги – складывание прямоугольного листа пополам, для ребёнка, у которого не было (или был недостаточный опыт работы с бумагой) чаще бывает неудачным, чем успешным. Это происходит потому, что ребёнку приходится оперировать сразу с двумя уголками листа. Если учесть, что мелкая моторика рук ещё развита слабо, процесс складывания даётся ребёнку достаточно сложно. Я решила использовать при первоначальном складывании бумаги другой приём, где ребёнок овладевает первоначальным навыком, складывая пополам не прямоугольник, а квадрат по диагонали. Эта операция получается у детей более успешно, что позволяет обучать оригами детей, имеющих проблемы в развитии[14].

Не только теоретические предположения, но и практические исследования подтверждают важность работы по развитию мелкой моторики. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук[15].

Значение оригами для развития ребёнка:

- Развивает у детей точность движений пальцев рук, совершенствует мелкую моторику, развивает глазомер.

- Учит детей различным приёмам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

- Развивает концентрацию внимания, умение сосредоточиться.

- Стимулирует развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.

- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина.

- Развивает пространственное воображение.

- Активизирует воображение детей и фантазию.

- Развивает художественный вкус и творческие способности.

- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Цель обучения детей оригами: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста, повышение эффективности обучения.

Задачи:

- Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.

- Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.

- Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Детям среднего дошкольного возраста сложно воспринимать такие определения как угол, сторона, центр, диагональ, вершина. Поэтому для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами мной разработаны следующие приёмы: на углах квадрата, которые будут совмещены, рисуются бабочка и цветок (жук и листок). Ребёнку предлагается аккуратно взять уголок, на котором изображена бабочка и «посадить» её на цветок. Когда бабочка «сядет» на цветок, для того, чтобы она «не улетела» нужно пальчиком левой руки удерживать совмещённые уголки, а ноготком большого пальца левой руки прогладить полученную складку. Таким образом, ребёнок осваивает первый важнейший приём складывания квадрата по диагонали. Как правило, даже дети, имеющие недостаточно развитую мелкую моторику пальцев, успешно справляются с поставленной задачей. Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приёмы складывания бумаги. Для того чтобы интерес к оригами не ослабевал, можно демонстрировать возможность изготовления из бумаги игрушек, подарков для членов семьи. Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность[15].

Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей среднего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В среднем возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.

Для создания мотивации использую игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово[15].

 

Таким образом, дети более самостоятельны и творчески создают конструкции. При этом они руководствуются собственными интересами и потребностями.

Заключение

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж» занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности необходимые не только для перехода к следующему «этажу» но и для всей будущей жизни имеющие непреходящее значение.

Нами были изучены особенности формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Напомним, что дошкольный возраст – период для развития познавательной потребности. Поэтому очень важно своевременное и адекватное осознавание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы.

В ходе данной исследовательской работы были решены следующие задачи:

· Рассмотрено понятие и особенности развития познавательной мотивации у детей дошкольного возраста.

· Охарактеризовано конструирование из различных материалов как средство формирования познавательной мотивации у дошкольников.

Посредством решения вышеперечисленных задач, была достигнута цель исследовательской работы - рассмотрение формирования познавательной мотивации у дошкольников в процессе конструирования из различных материалов.

Цель достигнута, задачи решены.

В ходе дальнейшего исследования определена перспектива практической части работы: проведение занятий по формированию различных материалов конструирования у детей дошкольного возраста, посредством которых у дошкольников будут формироваться представления о познавательной мотивации у дошкольников


Библиографический список

1. Безруких, М.М. Ступеньки к школе: учебник для педагогов и родителей/ М.М. Безруких. – М.: Дрофа, 2001. – 362 с.

2. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков: учебник/ Л.И. Божович – М.: Просвещение, 2003. – 345 с.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Божович Л. И. - Просвещение,1968.

4. Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -Божович Л. И. - М.,1972.

5. Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка [Электронный ресурс]: свобод.Интернет-энцикл./vliyanie-produktivnoy-deyatelnosti-na-razvitie-lichnosti-rebenka-Электрон.текст.Данные URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/16/vliyanie-produktivnoy-deyatelnosti-na-razvitie-lichnosti-rebenka (14.04.2016)

6. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками: учебник/ М.И. Лисина: Вопросы психологии. 1989. - № 4. – С 35 – 38.

7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность М., 2001 с. 218.

8. Мотивация видов деятельности в ДОУ [Электронный ресурс]:свобод. Интернет-энцикл./motivatsvidov-deyatelnosti-v-douiya-Электрон.текст.Данные URL:

motivatsvidov-deyatelnosti-v-douiya-

9. Морозова Е.А. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова Смоленск, 2004.

10. МотивациявидовдеятельностивДОУ[Электронныйресурс]: свобод.Интернет-энцикл./motivatsiya-vidov-deyatelnosti-v-douЭлектрон.текст.Данные: URL http://ns portal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/12/13/motivatsiya-vidov-deyatelnosti-v-dou

11. Продуктивная деятельность [Электронный ресурс]: свобод. Интернет-энцикл./product_activ.Электрон.текст.Данные.URL:http://prometeu.org.ua/pages/product_activ.php (14.04.2016)

12. Продуктивная деятельность в детском саду [Электронный ресурс]: свобод.Интернет-энцикл./produktivnaja-dejatelnost-v-detskom-sadu-Электрон.текст.Данные URL: http://www.virtualacademy.ru/news/produktivnaja-dejatelnost-v-detskom-sadu/(14.04.2016)

13. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду:учебно-методическое пособие / Л.А. Парамонова: «Академия», 2002. — 192 с.

14.. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 2004.

15. Сели Д.Очерки по психологии детства М., 2009.

16. Условия становления познавательной мотивации старших дошкольников [Электронный ресурс]: свобод. Интернет-энцикл. /Books– Электрон.текст. Данные. URL:http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18164.php(15.03.16)

17. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике М., 2001 с.34.

18.. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009.

19. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008.

20. Исследователь научного познания[ Электронный ресурс]: свобод. Интернет-энцикл./yaroshevskiy-lsvyigotskiy-issledovatel - Электрон.текст. Данные. URL: http://texts.news/uchebniki-istoriya-filosofii/yaroshevskiy-lsvyigotskiy-issledovatel-31679.html (11.01.16)

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.47 (0.047 с.)