Конструирование как вид продуктивной деятельности вдетском саду 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструирование как вид продуктивной деятельности вдетском саду



Конструирование является одним из наиболее содержательных видов продуктивной деятельностидошкольников, так как представлено во всех возрастных группах дошкольной образовательной организации, начиная с первой младшей группы.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.

А.П. Усова предлагаетпод детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению[11].

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

А.Н.Леонтьев и Д.Б. Эльконин считают, что конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей[11].

В.С. Мухина считает, что продуктивная деятельность ребенка под руководством взрослого, в результате которого появляется определенный продукт созданный ребенком[5].

А.В. Запорожец считает, что продуктивная деятельность в детском саду – это вид культурной практики, где происходит успешное формирование и реализация способностей воспитанников, и который можно организовать в форме совместной деятельности взрослого с детьми[5].

Н.И. Ганошенко считает, чтопродуктивная деятельность это получение продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами детей[11].

Таким образом, можно сказать, что продуктивная деятельность без участия взрослого не может быть, потому что взрослые мотивируют ребенка и у ребенка развивается воображение, он начинает создавать, что-то, но без конструирования ребенок не может этого сделать. Можно говорить, что продуктивная деятельность стимулирует ребенка к чему-то, а с помощью конструирования ребенок начинает создавать продукт.

Параманова Л.А. считает, что под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструкторов. А также изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного материала. Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное[12].

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образцами из сказок, фильмов. При этом знаки:здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурваломи т.п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); из деталей конструкторов, имеющие разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер. Используют такой приём, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму. Например, веселый клоун, худой волк, прекрасный принц и т.п., что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов»[12].

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала.

Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой ребенок либо взрослый перед ним (через компьютерную программу)[12].

Детское конструирование, и особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Выявленные особенности игры и конструирования (Л.А. Парамонова, 1989) убеждают в целесообразности принципиального разделения этих двух видов деятельности и в необходимости отказа от термина «строительные игры» (Е.А. Флёрина,1929; В.Г. Нечаева, 1966; З.В.Лиштван, 1971 и др.), поскольку таких игр просто не существует. Здесь мы имеем дело либо с ролевой игрой (в которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета), либо с полноценным конструированием как деятельностью, в которой используется игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования[12].

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировали процесса предстоящей практической деятельности-в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения[12].

И ряд отечественных ученых (Д.Б. Эльконин, Н.И. Стрелянова, Ю.А. Полуянов, Л.А. Венгер и др.) считают, что только к старшему дошкольному возрасту ребенок может идти от замысла к его реализации. Однако другие исследования (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что при целенаправленном обучении дети четырех лет уже оказываются способными в своей деятельности идти от замысла к исполнению[12].

Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра, и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности[12].

При этом особенно важным, по нашим данным (Л.А. Парамонова, И.Ю. Пашилите), является умение оперировать образами в пространстве как с целью изменения пространственного положения целостного образа (вращение, перемещение в пространстве), так и с целью преобразования структуры образа (перегруппировка его составных частей, деталей и т.п.). Такое овладение пространственным мышлением значительно расширяет возможности детей в разных видах творческого конструирования (из бумаги, из деталей конструктора, модулей и др.)[12].

Сравним 2 программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» Васильева М.А.: рассмотрим содержание задач по разным видам конструирования

В первой младшей группе: знакомить детей с формой, величиной деталей строительного материала (кубики, кирпичики, пластины).

Во второй младшей группе: подводить детей к простейшему анализу сооруженных построек, совершенствовать конструктивные умения, учить различать и называть основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины), сооружать постройки, используя ранее полученные умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета

Средняя группа: учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме, устанавливать пространственное расположениеэтих частей относительно другдруга (в домах-стены, вверху-перекрытие, крыша и т.д.).

Старшая группа: формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта с учетом определенных условий.

Подготовительная группа: познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Учить создавать различные конструкции (мебель, машины), по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. Учить создавать конструкции, объединенные общей темой.

Таким образом, конструирование в жизни ребенка является неотъемлемой составляющей в его развитии. Ребенок может создавать из различных видов конструирования. Они могут быть как из бумаги, пластика, металла, так и природных материалов.

Программа «Развитие» Венгер Л.А., Павлова Л.Н., Агаева Е.Л.

Вторая младшая группа: применение указанных изображений в конструировании помогает детям правильно размещать детали в пространстве (вдоль линии, подравнивая к ней), отрабатывать технику их точного соединения, выделять в предметах те свойства, которые должны быть переданы постройке, более четко представлять себе строение предмета.

Средняя группа: в течении года дети должны овладеть умением самостоятельно создавать схематические изображения предметов по готовому образцу конструкции, по названию предмета и словесному описанию требований к его конструкции по собственному замыслу.

Начинается обучение с формирования действий замещения (обозначения) отдельных частей предмета или элементов конструкции их графическими изображениями. Затем детей обучают включению отдельных частных изображений в уже готовую или незавершенную графическую модель предмета. Далее дети учатся самостоятельно составлять целые схемы и применять их для анализа условий конструирования предмета[17].

Старшая группа: ознакомление детей с особенностями графических моделей объектов (упрощенными схематическими изображениями), спецификой используемых в них обозначений (линий, форм, условных знаков) и с действиями соотнесения компонентов модели между собой.

Подготовительная группа: в работе с детьми подготовительной группы могут быть использованы графические модели разных типов: контурные и расчлененные, обобщенные модели предметов и конкретные, единичные модели определенного предмета или его конструкции. Кроме действий по использованию готовых графических моделей, изображающих предмет сначала в одной, затем в двух и трех прямоугольных проекциях (или одной объемной аксонометрической проекции), необходимо в процессе обучения вводить действия по их самостоятельному построению детьми и творческому преобразованию.

Особое значение в работе с детьми этого возраста придается составлению между собой схематических изображений постройки в трех прямоугольных проекциях (вид спереди, сверху и сбоку). Это приучает детей видеть предмет с разных позиций, проделывать рядсложных интегрирующих операций с проекционными образами в уме[17].

Таким образом, разные способы и приемы детей возникает способность к построению новых и оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так самой детской деятельности конструирования. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (игра, театр и т.д.) делает интересным, эмоционально насыщенным. Потребность в такой деятельностиу детей становится ярко выраженной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.160.219 (0.009 с.)