Экономическая теория, часть 1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая теория, часть 1



Н.Р. ТЕРЕХОВА

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, часть 1

Методические указания по подготовке контрольных работ

 

 

Иваново 2012

 

 


 

 

ББК У02(0)5/6

Б82

Терехова Н.Р. Экономика: Метод. указания / ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина» – Иваново, 2012. – с.

ISBN

 

В методических указаниях представлены варианты заданий контрольных работ по предмету «Экономическая теория, часть 1» для студентов экономических специальностей заочной формы обучения, а также даны рекомендации к подготовке и оформлению этих работ.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина»

 

 

Научный редактор

доктор экономических наук, профессор В.В. Борисов

 

Рецензент

кафедра общей экономической теории ГОУВПО

«Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина»

 

 

ISBN Н.Р. Терехова, 2012


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предлагаемые методические указания содержат 4 части:

1. перечень заданий контрольных работ;

2. рекомендации по выполнению контрольных работ;

3. требования к оформлению титульного листа, основного текста, ссылок на источники информации, библиографического списка;

4. рекомендации по оформлению рисунков, диаграмм, таблиц, формул, расчетов.

 

Часть 1. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема: Предмет, методы и функции экономической теории

 

Вариант № 1

1. Объясните сущность проблемы детерминизма общественного развития.

2. Представьте в виде схем классификации ресурсов с пояснением их составляющих.

3. Выскажитесь подробно о соотношении содержания понятий «труд» и «рабочая сила».

4. Согласны ли вы с положением: «В каждый данный момент объем потребностей больше объема ресурсов»?

5. Дайте определение вмененных (альтернативных) издержек и обоснуйте закон их роста.

 

Вариант № 2

1. Почему кривую производственных возможностей можно использовать в прогностических целях? Как меняется положение кривой в случаях улучшения технологий производства двух альтернативных благ или только одного из них?

2. Можно ли, основываясь на кривой производственных возможностей, судить об эффективности национальной экономики? Ответ обоснуйте.

3. Дайте характеристику категории «собственность» через отношения владения, пользования, распоряжения.

4. Назовите факторы, которыми определяется необходимость и возможность той или иной формы собственности в обществе?

5. Проанализируйте исторически возможные способы регулирования общественного производства с точки зрения трансакционных издержек.

 

Вариант № 3.

1.Назовите критерии классификации экономических систем.

2. Сформулируйте понятия экономической категории и экономического закона, обоснуйте объективный характер последних.

3. Определите содержание понятий «метод исследования», «методика исследования», «методология исследования».

4. Назовите методы экономической науки, опишите суть метода научной абстракции и приведите примеры его практического использования.

5. Назовите и поясните фу выполнения наукой идеологической функции.

Тема: Современная экономическая мысль: основные течения

 

 

Вариант № 4.

 

1. Раскройте сущность метода материалистического понимания истории.

2. Охарактеризуйте вклад марксизма в развитие трудовой теории стоимости и назовите его принципиальные отличия от классической школы в подходе к проблеме стоимости.

3. Раскройте содержание категории прибавочной стоимости и поясните, как другие экономические школы относятся к проблеме эксплуатации труда?

4. Перечислите основные элементы методологии маржинализма.

5. Раскройте суть теории предельной полезности и предельной производительности факторов производства.

 

Вариант № 5.

1. Приведите трактовки различных экономических школ категорий стоимости, цены, различных видов доходов и их источников.

2. Назовите различия подходов экономических школ к решению вопроса о регулировании экономических процессов.

3. В чем состоит существо подхода Дж. М. Кейнса к анализу экономических процессов?

4. Почему экономическую теорию Кейнса часто называют теорией «эффективного спроса» и что означает «управление спросом»?

5. Каково содержание теорий «экономики предложения» и «рациональных ожиданий»?

 

Вариант № 6.

1.Раскройте суть теории монетаризма.

2. Определите понятия «социальное рыночное хозяйство» и «общественные институты».

3. Какие силы общественного развития признаются представителями институционализма главными?

4. Охарактеризуйте особенности современного институционализма.

5. Раскройте основное содержание различных теорий современного общества.

 

Тема: Рыночная экономика как особый тип экономической системы

Вариант № 7.

1. Сформулируйте определение рынка как экономической категории.

2. Дайте характеристику натурального и центрально-управляемого хозяйства

3. Что следует понимать под смешанной экономической системой общества?

4. Назовите субъектов рынка.

5. Дайте подробное определение и представьте схему экономического кругооборота.

 

Вариант № 8.

1. Каким образом осуществляется хозяйственный оборот между субъектами рыночной экономики?

2. Докажите объективную необходимость рынка на современном этапе развития России.

3. Опишите современную инфраструктуру рынка России, охарактеризуйте её составные части.

4. Тождественны ли понятия: «рынок» и «рыночная экономика»? Ответ обоснуйте.

  1. Назовите достоинства и недостатки рынка.

 

Вариант № 9.

    1. Что вы понимаете под смешанной экономикой?
    2. Перечислите функции денег в их логической последовательности.
    3. Какие теории генезиса денег вам известны? Подробно их охарактеризуйте.
    4. Опишите компоненты современной денежной системы.

5. Определите сущность механизма рынка и объясните взаимосвязь и взаимодействие его элементов.

 

Вариант № 10.

1.Сформулируйте функции рыночного механизма.

2.Индивидуальные затраты труда на выпуск единицы продукции в первой группе товаропроизводителей составляют 5 часов, во второй – 8 часов, в третьей – 10 часов. Общественно необходимое время равно 8 часам. Объясните, каким образом закон стоимости побуждает товаропроизводителей сокращать индивидуальные затраты труда.

2. За 10 часов производится 10 изделий общей стоимостью 10 долларов. Какова будет стоимость массы единицы товара, если: а) интенсивность труда увеличиться в 2 раза, б) производительность труда возрастет в 2 раза?

3. Общественно необходимые затраты времени на изготовление одной пары обуви составляют 10 часов, а на добычу одного грамма золота – 4 часа. Как изменится цена обуви, если: а) стоимость обуви уменьшится в 2 раза, б) производительность труда при добыче золота возрастет в 2 раза?

4. Что произойдет со спросом на легковые малолитражные автомобили при повышении цен на бензин? Ответ объясните.

5. Объясните, эластичным ли окажется спрос на кофе при существенном повышении цены на этот товар.

 

Вариант № 11.

1. Определите количество денег, необходимое для обращения при следующих условиях: сумма цен товаров и услуг, подлежащих реализации в планируемом периоде, составит 500 млрд.дол.; сумма цен товаров, поступающих в распоряжение потребителей по безналичному расчету и в кредит – 120 млрд.дол.; продолжительность оборота денежных знаков – 90 дней; вклады населения в сберегательные кассы – 50 млрд.дол.; сумма платежей, для которых наступил срок уплаты, - 20 млрд.дол. Объясните, как действует закон денежного обращения?

2. Объясните сущность конкуренции, назовите субъектов конкурентной борьбы.

3. Охарактеризуйте виды конкурентной борьбы.

4. Каковы функции конкуренции в обществе?

5. Как на ваш взгляд, взаимосвязаны конкуренция и монополия?

6. Дайте определение предпринимательской деятельности.

 

Тема: Зарождение и становление экономической теории. Классическая политическая экономия.

Вариант № 12.

1. Опишите меркантилизм как исторически первую форму политической экономии и одновременно всего лишь как ее предысторию.

2. Составьте таблицу, в которой изложите общее и различное в позициях авторов классической школы политической экономии.

3. Сопоставьте и проанализируйте позиции Ф. Кенэ и А.Смита относительно сущности и структуры капитала.

4. Опишите и проанализируйте макроэкономическую модель Ф. Кенэ.

5. Составьте словарь основных понятий этой темы с их краткими определениями.

Тема: Деловые предприятия как субъекты рыночной экономии

Вариант № 13.

1. Что понимается под целевым предприятием (фирмой)?

2. Что собой представляет классификация предприятий по признаку форм собственности?

3. Определите роль и значение малого предпринимательства в развитии рыночной экономики.

4. Охарактеризуйте формы взаимодействия крупного и мелкого производства (франшизинг, венчурный капитал).

5. Назовите и охарактеризуйте организационно-правовые формы деловых предприятий, принятые в странах с рыночной экономикой.

 

Вариант № 14.

1. Назовите особенности акционерных обществ.

2. Назовите недостатки акционерной формы предприятий.

3. Что понимается под хозяйственным товариществом? Дайте характеристику этой форме предприятия.

4. В чем основное отличие товарищества на вере от полного товарищества?

5.На каких принципах организуется производственный кооператив?

6. Охарактеризуйте такие формы государственных предприятий, как унитарные и казенные.

7. Какие организации относятся к некоммерческим? В каких случаях допускается их коммерческая деятельность?

8. Проанализируйте формы предприятий по признаку хозяйственной деятельности.

Вариант № 15.

 

1. Какие зависимости характеризуют закон спроса и закон предложения?

2. Какими детерминантами определяется величина (объем) спроса и спрос, величина (объем) предложения и предложение? Детерминанты назовите и подробно поясните их действие.

3. Объясните подходы к объяснению процесса установления рыночного равновесия и представьте графическое изображение:

- концепции Л. Вальраса;

- концепции А. Маршалла;

- концепции «паутинообразной модели»;

- концепции «негибких цен».

- концепции «дискриминации покупателей».

- концепции государственного регулирования (концепция «очереди»), описывающей

механизм воздействия государственной налоговой политики на рыночное равновесие (с использованием графической модели).

4.В каком из представленных ниже утверждений термины «спрос» и «предложение» употребляются правильно? Ответ подробно поясните и сопроводите графическим изображением правильного утверждения.

5. Объясните последствия приведенных ниже взаимодействий и изобразите графически, сопровождая подробными пояснениями:

- увеличение дохода на кривую спроса на товар низшей категории;

- снижение цены продукта С на спрос на продукт-заменитель Т;

- сокращение дохода на кривую спроса на нормальный товар;

- повышение цены продукта В на спрос на сопряженный товар К.

Вариант № 16.

 

1. Что измеряют показатели ценовой, перекрестной и дуговой эластичности спроса?

  1. Как влияет на показатель эластичности спроса изменение цены товара и общей выручки от его продажи?

3. Объясните, почему производители нефтяной отрасли объясняют свое нежелание снижать цены, ссылаясь на то, что спрос на их продукцию неэластичен.

4. Каковы основные факторы, влияющие на эластичность спроса? Опираясь на эти факторы, обоснуйте свое мнение по поводу эластичности (неэластичности) на следующие продукты: а) апельсины, б) сигареты, в) бензин, г) соль, д) автомобили, е) ювелирные украшения, ж) данное учебное пособие.

5. Какую роль играет фактор времени при определении эластичности предложения?

 

Вариант № 17.

 

1. При каком условии нарушается рыночное равновесие, и при каких обстоятельствах возникают неравновесные ситуации дефицита или перепроизводства товаров?

2. Спрос на товар и предложение товара представлены следующими уравнениями: Pd=10 – 0,2Qd; Ps=2 + 0,2Qs, где Р – цена товара, а Q – количество товара. Используя условия рыночного равновесия, решите эти уравнения, определите равновесную цену и равновесное количество. В подтверждение полученных результатов дайте графическое изображение заданных уравнений.

3. Во многих штатах США власти установили максимальную ставку процента, которую банки вправе взимать с заемщиков. Выскажите подробно ваши предположения о том, что произойдет на рынке кредитов в те периоды, когда равновесная процентная ставка превысит установленный максимум. Ответ сопроводите графическим изображением рассматриваемой ситуации.

  1. Как должен учитываться фактор эластичности спроса при определении перечня товаров, продажу которых следует обложить акцизным налогом?

5. Приведите и подробно объясните примеры практического применения понятия «эластичность».

 

Вариант № 18.

 

1. Объясните различия между изменением спроса и изменением количества (объема) спроса, приведите причины каждого из этих изменений и покажите их графическое изображение.

2. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество продукта на конкурентном рынке (т.е. что произойдет с равновесной ценой и равновесным количеством – увеличатся, уменьшатся или останутся неизменными, в зависимости от количественных параметров изменений предложения и спроса)? Для подтверждения правильности своих ответов представьте их графическое изображение:

- предложение сокращается, а спрос остается неизменным;

- спрос сокращается, а предложение остается неизменным;

- предложение увеличивается, а спрос остается неизменным;

- и спрос, и предложение увеличиваются;

- спрос повышается, а предложение остается неизменным;

- предложение увеличивается, а спрос сокращается;

- спрос повышается, а предложение сокращается.

3. Опираясь на знание рыночных законов спроса, предложения и денежного обращения, представьте Ваши подробные логичные рассуждения по следующему вопросу: к чему приведет (при прочих равных условиях) сокращение доходов в США или снижение спроса американцев на иностранные товары – к падению или к повышению курса доллара, и, как следствие, какие изменения произойдут в масштабах производства и занятости в США и за границей?

4. Общий объем спроса на пшеницу и ее предложения характеризуется следующими данными, представленными в таблице 1.

Таблица 1.

Спрос, тыс. т Цена за 1 тонну, руб Предложение, тыс. т Избыток(+) Нехватка (-)
  3,4    
  3,7    
  4,0    
  4,3    
  4,6    
  4,9    

 

- Используя данные таблицы 1, постройте график рыночного равновесия, отметьте равновесную цену и равновесное количество.

- Подробно поясните (и подтвердите пояснение графическим изображением), почему цены 3,4 руб. и 4,9 руб. не являются на рынке равновесными?

5. Охарактеризуйте виды и типы эластичности спроса, дайте их графическое изображение и приведите расчеты эластичности спроса.

 

Вариант № 19.

 

 

1. В чем заключается принципиальное отличие кардиналистской и ординалистской теорий полезности?

2. Охарактеризуйте подробно три типа поведения потребителей на рынке, объясните полезность знания их для производителя и приведите примеры практического применения этих знаний.

3. Какую информацию несет в себе бюджетная линия?

4. Как изменится на графике положение бюджетной линии, если денежный доход потребителя изменится: а) увеличится, б) уменьшится?

5. Какую информацию несет в себе кривая безразличия?

Вариант № 20.

1. Почему кривые безразличия не могут пересекаться и почему совокупная полезность увеличивается в случае перехода потребителя на кривую безразличия, расположенную дальше от начала координат?

2. Изобразите графически эффект дохода и эффект замещения для нормального товара, товара низшей категории и товара Гиффена.

3. Объясните, почему любая точка, в которой бюджетная линия пересекает кривую безразличия, не является равновесной, и представьте графическое изображение потребительского равновесия.

4. При помощи метода графических построений покажите, каким образом кривые безразличия могут быть использованы для построения кривой спроса.

5. Докажите, что условие равновесия потребителя MRS=Pb/Pa эквивалентно правилу максимизации полезности MU a/Pa=MU b/Pb.

Вариант № 21.

 

1. Назовите свойства производственных факторов.

2. Приведите структуру средств предприятия.

3. Объясните процесс кругооборота и оборота капитала предприятия.

4. Как определяется время оборота капитала и скорость оборота капитала?

5. Дайте характеристику и приведите примеры физического и морального износа капитала.

Вариант № 22.

1. Назовите методы определения амортизации основного капитала и обоснуйте наличие их разнообразия и приведите расчеты.

2. Поясните, для чего используются в экономическом анализе понятия совокупного (общего), среднего и предельного продукта.

3. Объясните зависимость, которую характеризует закон убывающей предельной производительности.

4. Раскройте и охарактеризуйте закономерности комбинирования факторов производства.

5. С помощью графика покажите, как происходит техническое замещение одного ресурса (капитала) другим (трудом).

 

Тема: Издержки и прибыль предприятия

Вариант № 23.

 

1. Покажите различие между внутренними и внешними издержками.

2. Объясните, почему экономисты считают нормальную прибыль элементом издержек.

3. Разграничьте приведенные изменения в составе поизводственных ресурсов на краткосрочные и долгосрочные: а) строительство новой нефтеперерабытывающей установки; б) найм корпорацией еще 100 дополнительных рабочих; в) увеличение количества применяемых удобрений на участке фермера; г) введение на предприятии второй рабочей смены. Ответ обоснуйте.

4. Перечислите постоянные и переменные издержки, которые несет автомобилист при эксплуатации собственного автомобиля для поездки к морю в период отпуска, и поясните, понесет ли он какие-либо внутренние издержки при этом.

5. Изобразите графически кривые общего объема производства, предельной и средней производительности и подробно объясните, как связана между собой каждая пара кривых.

Вариант № 24.

  1. Начертите кривые постоянных, переменных и общих издержек и покажите, каким образом закон убывающей отдачи воздействует на форму кривых переменных и общих издержек.

2. Представьте графическое изображение кривых издержек AFC, AVC, ATC и MC, объясните форму каждой из них, характер их взаимодействия, а также способы вычисления.

3. Ответьте, каким образом повлияет на расположение кривых издержек AFC, AVC, ATC и MC на графике каждое из следующих событий (указывая при этом направление перемещения каждой кривой):

а) снижение налогов на имущество;

б) увеличение номинальной заработной платы производственных рабочих;

в) снижение тарифов на электроэнергию;

г) увеличение транспортных расходов;

д) удорожание страхования производственного оборудования.

4. Перечислите последствия, к которым приводят положительный и отрицательный эффекты от масштаба производства.

5. Сформулируйте и обоснуйте принцип, по которому определяется минимально эффективный размер (МЭР) предприятия.

 

Вариант № 25.

1. Назовите основные признаки совершенной (чистой) конкуренции.

2. Укажите, что из перечисленного соответствует понятию совершенной конкуренции:

а) супермаркет, расположенный в центре города;

б) сталелитейная промышленность;

в) автомобильная промышленность;

г) банк, в котором Вы имеете счет;

д) фермерское хозяйство, занимающееся выращиванием пшеницы.

3. Объясните и изобразите графически ответ на вопрос: согласны ли Вы с высказыванием, что предельный доход является изменением в валовом доходе?

4. Поясните и проиллюстрируйте графически следующее утверждение: «Тот отрезок кривой предельных издержек конкурентной фирмы, который лежит выше кривой ее средних переменных издержек, представляет собой кривую предложения фирмы в краткосрочном периоде».

5. Приведите аргументы в пользу того факта, что в совершенно конкурентной отрасли в правиле MR=MC цена может быть заменена на предельный доход.

 

Вариант № 26.

  1. Объясните, почему конкурентный производитель должен следить за средними переменными издержками при решении вопроса о том, продолжать или нет производство в краткосрочном периоде, за предельными издержками – при принятии решения об оптимальном объеме производства, а за средними валовыми издержками, чтобы вычислить прибыли или убытки.

2. Используя диаграммы для отрасли и для типичной фирмы, проиллюстрируйте долговременное конкурентное равновесие, а также покажите на графике, как увеличение и уменьшение рыночного спроса нарушат это равновесие.

3. Обоснуйте значение для экономической эффективности равенства Р и АС, а также равенства Р и МС при долговременном равновесии Р=АС=МС.

4. Выскажитесь критически по поводу уверенности некоторых экономистов в том, что неравномерное распределение доходов могло бы уменьшить эффективность, с которой конкурентная рыночная система распределяет ресурсы.

10. Объясните и покажите графически процессы приспособления, с помощью которых восстанавливается долговременное равновесие отрасли с постоянными издержками.

 

Вариант № 27.

 

1. Как и почему кривая спроса на продукцию чистой монополии отличается от кривой спроса на продукцию конкурентной фирмы и какое значение имеет это различие?

2. Объясните существо дилеммы регулирования.

3. Оцените общественную значимость предложения о разрешении естественной монополии определять самостоятельно объем выпуска продукции и цену на нее, максимизирующие прибыль, а затем государству изымать часть прибыли посредством налогов и распределять эти налоговые суммы потребителям пропорционально их покупкам у монополии.

4. Критически оцените следующие утверждения:

а) в отраслях с монополистической конкуренцией экономические прибыли в долгосрочном периоде исчезают в результате конкуренции, поэтому нет основания для критики поведения и эффективности таких отраслей;

б) монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде приводит к монополистической цене, а не к монополистическим прибылям.

5. Сравните эластичность кривой спроса производителя на ресурсы в условиях монополистической конкуренции с кривой спроса производителя в условиях чистой конкуренции и чистой монополии и объясните результаты такого сравнения.

Вариант № 28.

1. При прочих равных условиях могли бы Вы утверждать, что всеобщая взаимозависимость в олигополии изменится прямо пропорционально или обратно пропорционально степени дифференциации продукта; числу фирм в отрасли и почему?

2. Объясните, как лидерство в ценах могло бы осуществляться и развиваться в олигополистической отрасли и является ли ценообразование по принципу «издержки плюс» совместимым с тайным сговором?

3. Назовите условия, при которых результаты деятельности чистой монополии по цене и объему производства могли бы быть лучше, с точки зрения общества, чем при олигополии.

4. Сформулируйте причины, по которым олигополисты обычно не занимаются конкуренцией, связанной со снижением цен на продукцию.

5. Выявите особенности поведения олигополистической отрасли и проанализируйте реакцию отечественных производителей автомобилей на усиливающуюся иностранную конкуренцию.

Вариант № 29.

1. Объясните, почему спрос на ресурсы называют производным от спроса на готовую продукцию.

2. Если каждый фактор производства оплачивается в соответствии с его предельным продуктом в денежном выражении, то можно ли считать такое распределение полученного дохода этически справедливым?

3. Представьте графически и объясните ситуацию, при которой формирование заработной платы (цены труда) на рынке труда происходит в условиях, когда рабочие не объединены в профсоюзы, а многие фирмы активно конкурируют за услуги труда.

4. Используйте понятие «инвестиции в человеческий капитал» для объяснения: а) дифференциации заработной платы; б) роста реальной заработной платы.

5. Объясните, почему для экономики в целом экономическая рента является излишком, а для индивидуальных фирм и отраслей выступает как издержки производства.

Вариант № 30.

  1. Охарактеризуйте номинальную и реальную ставки процента и определите, какая из них в большей степени учитывается при принятии инвестиционных решений.

2. Назовите причины и опишите процесс возникновения абсолютной и дифференциальной земельной ренты.

3. Определите различия между понятиями «арендная плата» и «рентные платежи» за пользование землей.

4. Опишите процедуру дисконтирования дохода, обоснуйте ее необходимость и поясните, что показывает коэффициент дисконтирования.

5. Каким способом принято определять цену участка земли и в чем заключается целесообразность этого способа?

 


Часть 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант контрольной работы должен быть выбран студентов в соответствии с порядковым номером студента в алфавитном списке. В процессе выполнения задания студент должен ответить на поставленные вопросы и выполнить предложенные задания.

При подготовке контрольной работы следует воспользоваться предлагаемым списком литературы, а также самостоятельно привлекать библиографические источники.

 

Часть 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА, ОСНОВНОГО ТЕКСТА, ССЫЛОК НА ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА.

 

 


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный энергетический университет

имени В. И. Ленина»

 

 

Кафедра общей экономической теории

 

К О Н Т Р ОЛ Ь Н А Я Р А Б О Т А

По дисциплине «Экономическая теория, часть 1»

Вариант № ___

 

Выполнил: студент (ка) гр. ____

ФИО______________________

Проверил: докт. экон. наук

(канд. экон. наук), проф. (доцент)

кафедры ОЭТ

Ф.И.О. _____________________

 

 

Иваново 20__

 

 

В тексте контрольной работы на каждой странице должны быть ссылки на используемую литературу, приводимые статистические материалы по теме, формулы, рисунки, диаграммы. Ссылаться следует только на материалы тех источников, которые обозначены в библиографическом списке.

Пример оформления ссылки: «……..текст оригинала»[1] или положение, пересказанное близко к тексту оригинала[2].

Ссылки (сноски) на источники информации оформляются внизу страницы 12 кеглем с одинарным интервалом.

ОБЩИЙ ОБЪЕМ РАБОТЫ: 10-15 страниц печатного текста на листах формата А-4 кеглем 12 с полуторным интервалом шрифтом Times New Roman. Поля: справа – 1 см, слева – 3 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Список оформляется в алфавитном порядке на отдельной странице после заключения по работе.

Минимальное обязательное количество источников – 10.

В библиографическом списке приводятся только те источники, которые использованы при написании курсовой работы и на которые есть ссылки в работе.

Используемая при написании работы основная литература должна быть новой – годы издания не ранее трех-четырех лет до года написания курсовой работы.

Пример оформления библиографического списка.

1. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 224 с.

2. Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Макроэкономика. Тесты и задачи. - СПб: Издательский дом «Нева», 2002. – 220 с.

3. И т.д.

 

Указание издательства, года выпуска и общего объема страниц источника обязательно!

 

Часть 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РИСУНКОВ,ДИАГРАММ, ТАБЛИЦ, ФОРМУЛ, РАСЧЕТОВ.

Если в тексте контрольной работы цифровой материал приводится в виде таблиц, графиков, рисунков, то все таблицы, графики, рисунки должны быть подписаны (кегль 12 жирный шрифт Times New Roman) и пронумерованы.

Пример оформления таблицы.

Рис. 1. Действие модели теории ожидания по предприятию № 1

 

 

Формулы необходимо набирать в формульном редакторе Microsoft Eguation.

Пример оформления формул.

Несмещенная оценка истинного параметра записывается следующим образом:

. (1)

 

 

 

 

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник / Е. Ф. Борисов. – М., 2008. – 302 с.

2. Гальперин, В. М. Микроэкономика / В. М. Гальперин,

С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. – СПб, 2008. – 348 с.

3. Гурова, И. П. Мировая экономика: учебник / И. П. Гурова. – М., 2008. – 394 с.

4. Курс экономической теории: учебник. – 6-е изд. – Киров, 2007. – 848 с.

5. Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. В.2 т.; пер. с англ. 11-го изд. Т. 1. – М., 1992. – 399 с.

6. Мировая экономика: учебник / под ред. Ю. А. Щербанина. – М., 2007. – 415 с.

7. Мэнкью, Г. Принципы микроэкономики: учебник /

Г. Мэнкью. – СПб, 2007. – 592 с.

8. Никифоров, А. А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учеб. пособие / А. А. Никифоров. – М., 2008. – 534 с.

9. Самуэльсон, П. Э. Экономика / П. Э. Самуэльсон, В. Д. Нордхаус. Пер. с англ.; 18-е изд. – М., 2007. – 1300 с.

10. Тарасевич, Л. С. Микроэкономика: учебник / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. Г. Леусский. – М., 2007. – 391 с.

11. Экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. – 4-е изд. – М., 2006. – 831 с.

12. Экономика: учебник / под ред. А. И. Архипова. – М., 2008. – 840 с.

13. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича – СПб, 2008. – 544 с.

14. Экономическая теория: учебник /под ред. Р. М. Гусейнова, В. А. Семенихиной. – М., 2008. – 440 с.

15. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В. И. Видяпина [и др.] – изд-е испр. и доп. – М., 2008. – 672 с.

16. Экономическая теория: учебник для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В. Д. Камаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М., 2000. – 640 с.

 


 

 


[1] Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Макроэкономика. Тесты и задачи. – СПб: Издательский дом «Нева», 2002. – С. 15-16.

[2] Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы. – М.: ИНФРА-М, 1999.- С. 58.

 

Н.Р. ТЕРЕХОВА

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, часть 1

Методические указания по подготовке контрольных работ

 

 

Иваново 2012

 

 


 

 

ББК У02(0)5/6

Б82

Терехова Н.Р. Экономика: Метод. указания / ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина» – Иваново, 2012. – с.

ISBN

 

В методических указаниях представлены варианты заданий контрольных работ по предмету «Экономическая теория, часть 1» для студентов экономических специальностей заочной формы обучения, а также даны рекомендации к подготовке и оформлению этих работ.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина»

 

 

Научный редактор

доктор экономических наук, профессор В.В. Борисов

 

Рецензент

кафедра общей экономической теории ГОУВПО

«Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина»

 

 

ISBN Н.Р. Терехова, 2012


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предлагаемые методические указания содержат 4 части:

1. перечень заданий контрольных работ;

2. рекомендации по выполнению контрольных работ;

3. требования к оформлению титульного листа, основного текста, ссылок на источники информации, библиографического списка;

4. рекомендации по оформлению рисунков, диаграмм, таблиц, формул, расчетов.

 

Часть 1. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема: Предмет, методы и функции экономической теории

 

Вариант № 1

1. Объясните сущность проблемы детерминизма общественного развития.

2. Представьте в виде схем классификации ресурсов с пояснением их составляющих.

3. Выскажитесь подробно о соотношении содержания понятий «труд» и «рабочая сила».

4. Согласны ли вы с положением: «В каждый данный момент объем потребностей больше объема ресурсов»?

5. Дайте определение вмененных (альтернативных) издержек и обоснуйте закон их роста.

 

Вариант № 2

1. Почему кривую производственных возможностей можно использовать в прогностических целях? Как меняется положение кривой в случаях улучшения технологий производства двух альтернативных благ или только одного из них?

2. Можно ли, основываясь на кривой производственных возможностей, судить об эффективности национальной экономики? Ответ обоснуйте.

3. Дайте характеристику категории «собственность» через отношения владения, пользования, распоряжения.

4. Назовите факторы, которыми определяется необходимость и возможность той или иной формы собственности в обществе?

5. Проанализируйте исторически возможные способы регулирования общественного производства с точки зрения трансакционных издержек.

 

Вариант № 3.

1.Назовите критерии классификации экономических систем.

2. Сформулируйте понятия экономической категории и экономического закона, обоснуйте объективный характер последних.

3. Определите содержание понятий «метод исследования», «методика исследования», «методология исследования».

4. Назовите методы экономической науки, опишите суть метода научной абстракции и приведите примеры его практического использования.

5. Назовите и поясните фу выполнения наукой идеологической функции.

Тема: Современная экономическая мысль: основные течения

 

 

Вариант № 4.

 

1. Раскройте сущность метода материалистического понимания истории.

2. Охарактеризуйте вклад марксизма в развитие трудовой теории стоимости и назовите его принципиальные отличия от классической школы в подходе к проблеме стоимости.

3. Раскройте содержание категории прибавочной стоимости и поясните, как другие экономические школы относятся к проблеме эксплуатации труда?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.256 с.)