Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оптические механизмы зрения и их нарушения

Поиск

Оптические механизмы зрения обеспечиваются: 1) построением изображения; 2) взаимосвязью объекта с субъектом, т.е. конечным сенсорным эффектом (образом); 3) рассеянным источником в глазу.

Построение образа определяется четкостью зрения, его остротой, величиной раздражающего поля сетчатки, локализацией изображения. Формирование изображения во многом зависит от преломления в глазу.

Неправильное преломление (аметропия) может быть обусловлено: 1) изменением длины осей глазного яблока; 2) сдвигами в кривизне поверхности роговой оболочки глаза или хрусталика или изменениями преломления различных оптических сред; 3) изменениями иннервации, меняющей преломляющую силу хрусталика. Различают аметропию осевую, вызванную изменениями длины осей глазного яблока; рефракционную, возникающую в результате изменения силы диоптрийной системы; аккомодационную или функциональную, которая связана с изменением преломляющей силы аккомодации вследствие нарушения иннервации.

Близорукость (миопия) это аномалия рефракции глаза, при которой главный фокус оптической системы глаза находится между сетчаткой и хрусталиком.

Различают две формы близорукости: кажущуюся и простую. При близорукости в связи с отклонениями в рефракции глаза изображение находится впереди сетчатки.

При кажущейся близорукости ребенок может ясно видеть на расстоянии 4-6 см, т.е. расстоянии более близком, чем для дальнозоркого и нормальновидящего взрослого человека. Это явление объясняется большей силой аккомодации, которая может превышать 20 дптр, и обусловлено тем, что при сокращении ресничной мышцы хрусталик принимает почти шарообразную форму.

Кажущаяся близорукость сохраняется в течение всего дошкольного периода. Даже у детей семилетнего возраста расстояние до точки ясного видения может не превышать 6-7 см. Этот факт необходимо учитывать педагогу, воспитателю и родителям.

Простая близорукость, как правило, развивается у ослабленных детей старше трех лет и чаще всего связана с увеличением переднезаднего диаметра глаза. Близорукость резко изменяет поведение, и даже характер детей.

Они становятся рассеянными, горбятся при рассмотрении рисунков, часто жалуются на головные боли и боли в глазах, усталость, расплывчатость предметов. На все это необходимо обращать внимание воспитателей и родителей. При настоящей близорукости параллельные лучи сходятся не на сетчатке, а впереди нее. На сетчатку могут попасть лишь те лучи, которые отражены от близко расположенных предметов. Благодаря этим лучам «канал связи» будет нарушен, а рассматриваемый предмет будет восприниматься размытым и неясным. При резко выраженной близорукости точка ясного видения может находиться на расстоянии не ближе 25 см от глаза. Для исправления близорукости применяют очки с двояковогнутыми линзами и другие коррекционные средства.

При оптической коррекции уменьшается преломление аккомодационных сил и лучи, идущие от удаленных предметов, будут сходиться на сетчатке и предмет будет четко виден. Дети, которым выписаны очки, должны обязательно ими пользоваться, иначе близорукость будет прогрессировать. В развитии близорукости задействованы почти все механизмы зрения: анатомический, оптический, физиологический и глазодвигательный. По мнению B.C. Беляева, возникновение близорукости связано с двумя моментами: перегрузкой цилиарной мышцы и общей гиподинамией. Дальнозоркость (гиперметропия) - аномалия рефракции глаза, при которой главный фокус оптической системы глаза находится позади сетчатки. Различают два вида дальнозоркости: естественную (детскую) и обычную. У новорожденных роговица и хрусталик более выпуклые, чем у взрослого человека.

Для исправления дальнозоркости требуется усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми линзами.

При профориентации школьников с расстройствами зрения, особенно при выборе профессий зрительного профиля, важную роль приобретает оценка офтальмо-эргономических показателей, определяющих их зрительную работоспособность. Зрительная работоспособность это способность человека выполнять зрительную работу с допустимым числом негрубых ошибок в течение определенного периода времени. Она в значительной мере определяется характером зрительного утомления, основными составляющими которого являются центральный, периферический (мышечный) компоненты и зрительная продуктивность.

Относительно высокая зрительная работоспособность у слабовидящих учащихся с близорукостью (миопией) объясняется наличием больших приспособительных возможностей зрительного анализатора. У детей с дальнозоркостью (гиперметропией), осложненной амблиопией, и афакией напряженная зрительная работа вблизи часто вызывает зрительное утомление, что следует учитывать и исключать продолжительную непрерывную зрительную работу.

У школьников с заболеваниями зрительного нерва и сетчатки низкий уровень их зрительной работоспособности является одной из причин быстрой утомляемости в процессе занятий. Это обстоятельство обусловливает необходимость соблюдения щадящего режима в отношении школьников, страдающих заболеваниями нервно-зрительного аппарата, при проведении занятий и должно учитываться при выборе профессии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.32 (0.008 с.)