Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и значение анализаторов↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Структура и значение анализаторов Основные содержательные линии Значение анализаторов. Роль анализаторов в познании окружающего мира. Свойства и закономерности деятельности рецепторных образований. Классификация рецепторных образований. Материал для теоретического анализа и подготовки к занятию Организм связан с внешним миром с помощью органов чувств. Поражение болезнью или частичное выключение органов чувств вызывает у человека резкое снижение его активности. Сложные нервные аппараты, воспринимающие и анализирующие раздражения, поступающие из внешней и внутренней среды организма, И.П. Павлов назвал анализаторами. Анализатор, по И.П. Павлову, состоит из трех тесно связанных между собой отделов: периферического, проводникового и центрального. Рецепторы являются периферическим звеном анализатора. Они представлены нервными клетками, реагирующими на определенные изменения в окружающей среде. Рецепторы различны по строению, местоположению и функциям. Некоторые рецепторы имеют вид сравнительно просто устроенных нервных окончаний, либо они являются отдельными элементами сложно устроенных органов чувств, как, например, сетчатки глаза. Рецепторы обладают более низким порогом раздражения на адекватные раздражители и более высоким - на неадекватные. В обычных условиях они воспринимают только раздражения определенного рода, например глаз реагирует только на световые волны, кортиев орган внутреннего уха - на звуковые волны, орган вкуса - на химические вещества и т. д. При помощи рецепторов осуществляется первоначальный, периферический анализ раздражений. Центростремительных нейроны, проводящие пути от рецептора до коры больших полушарий, составляют проводниковый отдел анализатора. Участки коры больших полушарий головного мозга, воспринимающие информацию от соответствующих рецепторных образований, составляют центральную часть, или корковый отдел анализатора, осуществляющий сложные функции анализа. Все части анализатора действуют как единое целое. Нарушение деятельности одной из частей вызывает нарушение функций всего анализатора. Различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и кожный анализаторы, двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах, сухожилиях, суставах, и вестибулярный анализатор, его рецепторы раздражаются при изменении положения тела. В деятельности анализаторов важную роль играют саногенетические (лат. sanitas здоровье, genesis развитие) механизмы. Эти механизмы действуют в организме человека как адаптационные, защитные и компенсаторные физиологические процессы. При нарушении зрения, слуха, повреждении кожи или расстройствах речи, обоняния и вкуса включаются саногенетические механизмы защиты (репарация, регенерация, свертывание крови и др.). В случае повреждения анализаторов проявляется ряд патологических реакций (воспаление, местные расстройства кровообращения и др.). В начальный период (предболезни) и период самой болезни в патологический процесс вовлекаются многие органы и системы организма (в том числе и сенсорные). Для восстановления работы органов и систем необходимо проводить лечение и разные виды коррекций. Под влиянием коррекции могут восстанавливаться здоровье и работа нарушенного анализатора, его чувствительность, адаптация и защитные функции. Обонятельные рецепторы. Обонятельные рецепторы находятся в верхней части носовой полости и занимают область величиной с ноготь большого пальца. Они обладают удивительно высокой чувствительностью, способны реагировать на действие 2-3 молекул пахучего вещества. Интенсивность обонятельных ощущений зависит от химической природы такого вещества и его концентрации. В жизни человека запахи играют важную роль. В процессе эволюции мы утратили способность воспринимать тончайшие запахи, но очень часто наше поведение и состояние связано с их присутствием. В настоящее время доказано реальное влияние запахов на уровень физической и умственной работоспособности человека, его самочувствие и настроение. Приятные запахи благотворны для нас, неприятные могут вызвать болезненные ощущения. Вкусовые рецепторы. Вкусовые рецепторы расположены в составе сосочков разной формы на поверхности языка. Они реагируют на четыре разновидности раздражителей: кислые, соленые, сладкие и горькие. Существенное значение для восприятия всего многообразия вкусовых ощущений, которые человек получает в процессе принятия пищи, имеют обонятельные, а также тактильные и температурные рецепторы полости рта и зрительные сигналы. Кожа. Строение и функции. Кожа образует общий покров тела человека и выполняет уникальные функции. Она обеспечивает защиту от повреждений, проникновения микроорганизмов и других вредных веществ, участвует в водо- и теплообмене с внешней средой. В коже под влиянием солнечных лучей образуется витамин D. В период эмбрионального развития, при образовании органов, кожа и нервная система очень тесно взаимосвязаны. Вот почему врачи говорят, что кожа - это нервы, вывернутые наизнанку. Многие нарушения деятельности нервной системы отражаются на коже. Кожный покров представляет собой огромное рецепторное поле, где сосредоточены осязательные, температурные и болевые нервные окончания (до 300 чувствительных точек на 1 кв. см кожи). В коже выделяют несколько слоев. Поверхностный слой называется эпидермисом. Он состоит из многослойного плоского ороговевающего эпителия. Наиболее поверхностно расположен роговой слой, который постепенно слущивается. Непосредственно под роговым слоем находится ростковый слой, за счет которого в течение всей жизни обновляются клетки эпидермиса. Здесь же имеются клетки, содержащие пигментное вещество меланин. Его концентрация определяет цвет кожи. Глубокий наиболее толстый слой кожи - собственно кожа (дерма). В этом слое проходят кровеносные сосуды, нервы, расположены чувствительные нервные окончания (рецепторы), обеспечивающие восприятие температурных, тактильных (в виде прикосновений) и болевых воздействий, потовые и сальные железы, а также волосяные мешочки. Потовые железы (в виде клубочков) располагаются в самых глубоких слоях кожи, а их выводные протоки пронизывают все слои и открываются на поверхности кожи. Сальные железы располагаются неглубоко, их протоки открываются в волосяной мешочек. Они отсутствуют в коже ладоней и подошв. Волосы - эластичные роговые нити, имеют стержень и корень, который лежит в толще кожи и заканчивается луковицей - ростковой частью волоса. На дне луковицы находится соединительная ткань - сосочек, содержащий сосуды и нервы Взаимодействие анализаторов Деятельность анализаторов наиболее успешно проявляется при их взаимодействии. Взаимодействие анализаторов проявляется в получении индивидом такой информации, которую нельзя получить без совокупной их деятельности; например, бинокулярная оценка удаленности объекта осуществляется в результате совместной работы зрительного и проприоцептивного анализаторов. Аналитико-синтетическая функция анализаторов играет большую роль во взаимодействии анализаторов. Процессы анализа и синтеза протекают в результате изменений окружающей и внутренней среды организма как на внутрианализаторном, так и на межанализаторном уровнях. В результате анализа происходит тщательная оценка внешних раздражителей, их свойств и качеств. Синтез позволяет более полно использовать различные анализаторы для «выбора своего поведения» в целом ряде ситуаций. Взаимосвязь анализаторов обеспечивается функциями всех звеньев и уровней центральной нервной системы (ЦНС). Например, на основе взаимодействия анализаторов у слепых и слабовидящих включаются компенсаторные механизмы, которые способствуют осуществлению различных видов деятельности. В зависимости от характера деятельности может осуществляться замена одного анализатора другим у слепых либо совместная деятельность остаточного зрения и осязания у слабовидящих. Патологии рефракции. Миопия (близорукость) – результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза (роговицы, хрусталика) или слишком большой длины оси глазного яблока. При миопии входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдалённых предметов, собираются не на сетчатке, а перед ней. · До –3 -близорукость слабой степени; · До –6 – средней степени; · От -6 – высокой степени. Гиперметропия (далнозоркость) – недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии; зависит от слабой преломляющей силы роговицы и хрусталика или слишком короткой передне-задней оси глаза. · До +3 -близорукость слабой степени; · До +6 – средней степени; · От +6 – высокой степени. Астигматизм – искажение изображений оптической системой вследствие неодинаковой рефракции по горизонтальным и вертикальным полям · Простой астигматизм (ast) · Сложный астигматизм · Смешанный астигматизм Анизометропия – неодинаковая по виду и по степени рефракция глаза. Амблиопия - оптически некорригируемое снижение остроты зрения без видимых патологических изменений глаза - относится к наиболее распространенным детским глазным заболеваниям.
Заболевания наружного уха Атрезия наружного слухового прохода. Врожденные дефекты наружного слухового прохода встречаются редко. Обычной формой этих дефектов является полное заращение (атрезия). Врожденная атрезия наружного слухового прохода почти, как правило, встречается одновременно с аномалией развития ушной раковины, чаще всего с ее недоразвитием. Из заболеваний, которые могут повести к резкому сужению наружного слухового прохода, следует указать на хроническое разлитое воспаление его стенок. Иногда атрезия наружного слухового прохода образуется вследствие рубцевания его стенок после травмы (удара, ушиба, огнестрельного ранения) или ожога. При атрезии наружного слухового прохода понижение слуха носит характер поражения звукопроводящего аппарата, т. е. страдает главным образом восприятие низких звуков; восприятие высоких тонов сохраняется, костная проводимость остается нормальной или даже несколько улучшается. Серная пробка. В нормальных условиях ушная сера, смешиваясь с частицами пыли, попадающими в наружный слуховой проход из внешнего воздуха, превращается в крошковидные комочки, которые незаметно, обычно ночью при лежании на боку, высыпаются из уха или скапливаются у входа в наружный слуховой проход и удаляются при умывании. Иногда этот процесс самоочистки ушей от серы оказывается нарушенным и сера накапливается в наружном слуховом проходе. Причинами такого накапливания могут являться: 1) повышенная функция серных желез (обычно в результате раздражения кожи слухового прохода); 2) узость и ненормальная изогнутость наружного слухового прохода, затрудняющие выведение серы наружу; 3) ненормальные химические свойства серы: повышенная ее вязкость, клейкость, способствующая прилипанию серы к стенкам слухового прохода. Постепенно накапливаясь, сера образует пробку, заполняющую просвет наружного слухового прохода. Жалобы больных в этих случаях очень характерны: внезапно, среди полного благополучия, после купания в реке или мытья в бане, наступила глухота на одно, а иногда и на оба уха, появился шум в ухе и в голове, искаженное восприятие собственного голоса, который стал резонировать в заложенном ухе и вызывать неприятное ощущение. Инородные тела. Инородные тела в ухе находят чаще всего у детей, которые из шалости засовывают в ухо различные мелкие предметы: горошины, вишневые косточки, семена, бусинки, колосья злаков и пр. У взрослых, имеющих привычки почесывать и ковырять в ухе, часто обнаруживаются обломки карандаша, спичек, веток и других предметов. Иногда в ухе остаются и заталкиваются в глубину ватные шарики, вкладываемые некоторыми для предупреждения простуды. В летнее время во время сна на открытом воздухе в ухо иногда заползают мелкие насекомые, которые могут своими движениями и раздражением барабанной перепонки причинять большое беспокойство, а порой и сильные боли. Опасность представляет не столько наличие инородного тела в ухе, сколько неудачные попытки его удаления. Заболевания среднего уха Болезни среднего уха относятся к числу весьма частых заболеваний во всех возрастных группах, особенно в детском возрасте. При неблагоприятном течении эти заболевания нередко ведут к стойкому понижению слуха, достигающему иногда резкой степени. В силу анатомо-физиологической связи среднего уха с внутренним и его топографической близости к мозговым оболочкам воспалительные процессы в среднем ухе могут вызвать тяжелые осложнения в виде заболевания внутреннего уха, мозговых оболочек и самого мозга. Различают две основные формы воспалительных процессов в среднем ухе - катаральную и гнойную. Катар среднего уха. Воспалительные процессы в носоглотке, возникающие при насморке, гриппе, ангине и других заболеваниях, могут распространиться на слуховую трубу и вызвать закрытие ее просвета вследствие воспалительной набухлости слизистой оболочки. Закрытие просвета слуховой трубы может возникнуть и при аденоидных разращениях в носоглотке. Между барабанной перепонкой и стенками барабанной полости иногда образуются соединительнотканные перемычки. В результате нарушения подвижности барабанной перепонки наступает понижение слуха, появляется шум в ухе. Остро возникший катар среднего уха при отсутствии своевременного и правильного лечения может перейти в хроническую форму. Хронический катар среднего уха может развиваться и без предшествующего острого катара, а именно при хронических воспалительных процессах в носоглотке и при аденоидах. В этих случаях процесс в среднем ухе развивается медленно, постепенно и становится заметным для больного и окружающих лишь тогда, когда понижение слуха достигает значительной степени Катар среднего уха особенно часто наблюдается у детей дошкольного и младшего школьного возраста и является одной из главных причин возникающих в этом возрасте стойких нарушений слуха. Основную роль в возникновении катара среднего уха у детей играют аденоидные разращения в носоглотке. Острое гнойное воспаление среднего уха (острый гнойный средний отит). Острое воспаление среднего уха возникает главным образом вследствие перехода инфекции из носа и носоглотки через слуховую трубу в барабанную полость. Чаще всего острый отит развивается при острых инфекционных болезнях: гриппе, ангине, кори, скарлатине и др. Более редкими путями внедрения инфекции в среднее ухо является проникновение микробов из наружного уха через поврежденную барабанную перепонку и передача возбудителей из других органов по кровеносным сосудам. Различают две формы хронического гнойного среднего отита. При первой форме воспалительный процесс ограничивается только слизистой оболочкой среднего уха, не переходя на костные стенки барабанной полости. Эта форма характеризуется доброкачественным течением и, как правило, не дает осложнения. При второй форме воспалительный процесс переходит на костные стенки барабанной полости, вызывает так называемую костоеду, т. е. некроз (омертвение) костной ткани, разрастание грануляций и полипов и сопровождается выделением гноя с резким гнилостным запахом. Во всех этих случаях возникает стойкое понижение слуха, так как воздушная звукопередача оказывается резко нарушенной. Понижение слуха при рубцовых процессах, в особенности если они распространяются на лабиринтные окна, может быть очень значительным, не достигая, однако, степени глухоты, так как костная проводимость в этих случаях сохраняется. Полная глухота после воспаления среднего уха может развиться лишь в результате перехода гнойного процесса из среднего уха во внутреннее. Отосклероз. Этим названием обозначают своеобразный процесс, развивающийся в костной капсуле ушного лабиринта и заключающийся в разрастании костной ткани, чаще всего в области ниши овального окна. Отосклероз начинается чаще всего в юном возрасте (15 - 16 лет), но наблюдались отдельные случаи развития этого заболевания и у детей. Болезнь заключается в прогрессирующем падении слуха и шуме в ушах; она развивается медленно, постепенно, начало ее часто остается незамеченным, и больные обращаются к врачу обычно уже в стадии выраженного нарушение слуховой функции. Часто отосклероз приводит к резкой тугоухости или даже полной глухоте. 4. Заболевания внутреннего уха Как уже было сказано, жидкость лабиринта и основная мембрана относятся к звукопроводящему аппарату; однако изолированные заболевания лабиринтной жидкости или основной мембраны почти не встречаются, а сопровождаются обычно нарушением также и функции кортиева органа; поэтому практически все заболевания внутреннего уха можно отнести к поражению звуковоспринимающего аппарата. Методы исследования слуха. Субъективные методики. Речевое исследование слуха. Исследование шепотной и разговорной речи. Методика. Обследуемого ставят на расстоянии 6 м от себя. Исследуемое ухо направлено в сторону врача, противоположное ухо закрывает медицинская сестра, прижимая козелок к отверстию слухового прохода II пальцем, слегка потирая этот палец III-м. Пациент не должен смотреть на врача во избежание чтения с губ. Специалист шепотом, используя воздух, оставшийся в легких после нефорсированного выдоха, произносит слова с низкими звуками, затем с высокими; пациент их повторяет. Норма: шепотная речь – 6 м, разговорная речь – 20 м. Аудиометрия. Основные виды – тональная, речевая, шумовая. Тональная пороговая аудиометрия. Методика. Определение пороговой чувствительности к восприятию звуков различных частот, подаваемых через воздушные наушники или костный телефон. Признаки нарушения звукопроведения: повышение порогов слуха по воздушной проводимости преимущественно в диапазоне низких частот; сохранение порогов по костной проводимости; костно-воздушный разрыв между кривыми. Признаки нарушения звуковосприятия: воздушная и костная проводимость страдают в одинаковой степени; костно-воздушный разрыв практически отсутствует (тип кривых слипчивый, нисходящий); в начальных стадиях страдает преимущественно восприятие высоких тонов; наличие обрывов кривых (отсутствие восприятия на те или иные частоты), «островков» слуха (сохранение восприятия 1-2 частот). Смешанная тугоухость: наряду с повышением порогов при костном проведении имеет место костно-воздушный интервал. Тональная надпороговая аудиометрия – выявляет ФУНГ (феномен ускоренного нарастания громкости): наряду с понижением остроты слуха имеется повышенная чувствительность к громким звукам, при этом нарастание восприятия громкости происходит так быстро, что достигает нормы раньше, чем при здоровом ухе. Косвенные признаки ФУНГ: жалобы на непереносимость громких звуков; шепотно-разговорная диссоциация: шепотную речь пациент не воспринимает или воспринимает у раковины, а разговорную слышит на расстоянии более 2 м; при проведении опыта Вебера – смена или внезапное исчезновение латерализации восприятия звука; при камертональном исследовании – внезапное прекращение слышимости камертона при медленном отдалении его от больного уха. Исследование слуховой чувствительности к ультразвукам: при поражении улитки восприятие ультразвука и звуков речевых частот часто не совпадает, что уточняет характер поражения. Кроме того, можно уточнить латерализацию, далее, клинически значимы ее расхождения (обычных звуков и ультразвуков). Речевая аудиометрия: через наушники, через костный телефон, в свободном звуковом поле. Объективные методики: оценка безусловных рефлексов на звук (расширение зрачков – улитково-зрачковый, закрывание век – ауропальпебральный или мигательный, кожно-гальваническая и сосудистые реакции). Импедансометрия: тимпанометрия – регистрация импеданса барабанной перепонки (оценка подвижности тимпано-оссикулярной системы среднего уха и проходимость слуховой трубы); регистрация рефлекса внутриушных мышц на звуковое раздражение барабанной перепонки (оценка слуховой функции). Компьютерная аудиометрия. Отоакустическая эмиссия – звук, сформировавшийся в результате активных механических колебаний наружных волосковых клеток.
Физиология органов речи. Периферический речевой аппарат в функциональном отношении обычно сравнивают с язычковой органной трубой, которая, как известно, состоит из трех частей: 1) нагнетающего меха; 2) пружинных язычков, являющихся прерывателем воздушной струи, поступающей в мехи; 3) надставной трубы, служащей резонатором. Роль нагнетающего меха выполняют легкие с системой дыхательных мышц и дыхательными путями (бронхами, трахеей); роль язычкового прерывателя исполняют голосовые складки, а надставной трубой являются глотка, полость рта и носовая полость. Соответственно такому делению речевого аппарата и в речевом акте можно рассматривать три связанные друг с другом функции: 1) образование воздушной струи, 2) голосообразование (фонация), 3) образование звуков речи (артикуляция). Воздушная струя, необходимая для образования голоса и звуков речи, возникает в процессе дыхательного акта, именно в фазе выдоха. Дыхание. Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена, т. е. доставка в ткани организма кислорода и выведение из них углекислого газа. Этот обмен совершается благодаря периодическому обновлению воздуха в легких, которое происходит при попеременном чередовании дыхательных фаз - вдоха и выдоха. При обычном спокойном дыхании вдох и выдох производятся через нос. Проходя через полость носа, вдыхаемый воздух, благодаря извилистости носовых ходов и наличию ворсинок в мерцательном эпителии слизистой оболочки носовой полости, очищается от пыли и микробов, увлажняется и согревается. Типы дыхания. Различают три основных типа дыхания: а) ключичный, б) реберный (грудной) и в) диафрагмальный (брюшной). Чистых типов дыхания в действительности не наблюдается. В частности, при любом типе дыхания в большей или меньшей степени активно действует диафрагма. Типы дыхания зависят от пола, возраста, профессии. Так, у женщин чаще наблюдается грудной тип дыхания, т. е. средний между брюшным и грудным. При глубоком, или полном, дыхании сочетаются все три типа дыхания - ключичный, грудной и брюшной. В течение 1 минуты происходит 16 - 20 дыхательных циклов (вдохов и выдохов). Емкость легких. Количество воздуха, вдыхаемое и выдыхаемое при спокойном дыхании, составляет в среднем около 600 см3. Этот объем носит название дыхательного воздуха (рис. 49), Если сделать возможно более глубокий вдох, то можно ввести в легкие еще 1500 - 1800 смг дополнительного воздуха. При выдохе, даже максимальном, легкие не освобождаются полностью от воздуха. Воздух, остающийся в легких после усиленного выдоха, называется остаточным. Объем его равен 1000 - 1500 см. При обычном, спокойном выдохе в легких, кроме остаточного воздуха, содержится еще так называемый резервный воздух, который выдыхается только при максимальном выдохе. Объем резервного воздуха составляет 1500 - 1800 см3. Таким образом, после глубокого вдоха человек может при максимальном выдохе вывести из легких в среднем около 3500 - 4000 см3. Этот объем воздуха, состоящий из дыхательного, дополнительного и резервного воздуха, носит название жизненной емкостилегких. Приведенные цифры являются средними для мужчин. У женщин соответственные величины несколько меньше. Дыхание при речи. Во время речи органы дыхания, продолжая выполнять свою основную биологическую функцию газообмена, осуществляют одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание при речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с обычным спокойным дыханием имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи. Как известно, речь образуется в фазе выдоха. Для слитного произношения целых смысловых отрезков (фраз, синтагм), облегчающего восприятие связной речи, необходим удлиненный выдох. Вдох же, напротив, должен быть как можно более коротким, чтобы сократить паузы между отрезками речи. Первая особенность речевого дыхания и состоит в том, что выдох становится значительно длиннее вдоха. Если при обычном дыхании продолжительность вдоха и выдоха приблизительно одинакова, то при речевом дыхании фаза выдоха в 5 - 8 раз продолжительнее фазы вдоха. Удлинение выдоха происходит не только за счет перераспределения времени внутри дыхательного цикла (вдох - выдох), но и за счет увеличения продолжительности всего цикла (рис. 50). При обычном дыхании число дыхательных движений (циклов) равно 16 - 20 в минуту, т. е. на один цикл приходится 3-4 секунды; во время речи количество дыхательных движений уменьшается вдвое (8-10 в минуту) и, следовательно, на каждый дыхательный цикл отводится вдвое больше времени (6 - 8 секунд). Это вторая особенность речевого дыхания. В результате такой перестройки дыхательного акта продолжительность пауз между речевыми отрезками сокращается примерно до 1 секунды, а продолжительность самих речевых отрезков увеличивается до 5 - 7 секунд вместо 1!/г - 2 секунд при обычном дыхании. Для более длительного выдоха необходим и больший, чем при обычном дыхании, запас воздуха. Объем выдыхаемого, а следовательно, и вдыхаемого воздуха достигает при речи 1500 - 2000 см3 вместо 500 - 600 см3 при обычном дыхании. Таким образом, при речи выдох становится не только более коротким, но и значительно более глубоким. Необходимость быстрого и глубокого вдоха обусловливает третью особенность речевого дыхания, которая заключается в том, что вдох при речи производится через рот, а не через нос, как при обычном дыхании, так как быстрому и глубокому вдоху через нос препятствует узость носовых ходов. Четвертой особенностью речевого дыхания является то, что выдох во время речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Это оказывается необходимым для того, чтобы, во-первых, обеспечить более глубокий выдох и, во-вторых, чтобы образовалось достаточное давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь. Голосообразование (фонация) Механизм голосообразования. При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника, основание которого обращено кзади (к черпаловидным хрящам), а вершина - кпереди (к щитовидному хрящу). Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель. При фонации истинные голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т. е. срединное, положение, с тем, чтобы в силу продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны, и т. д. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не продольном направлении, т. е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу. В результате колебаний голосовых складок движение струи воздуха, текущей по трахее под давлением, превращается над голосовыми складками в колебания частиц воздуха; эти колебания, подвергшись в надставной трубе (глотке, полости рта и носовой полости) соответствующим изменениям, передаются в окружающую среду и воспринимаются как звуки голоса. При каждом расхождении голосовых складок во время их колебаний при фонации прорывается очень небольшое количество воздуха. Поэтому давление поступающей в окружающую среду звуковой волны ничтожно по сравнению с давлением свободно выдыхаемой воздушной струи. Механизм шепота. Если во время звукопроизнесения смыкание голосовых складок происходит без участия поперечной черпаловидной мышцы, то при шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается в виде шепота. Механизм фальцета. Фальцетом (от итал. falso - ложный, фальшивый) называется неестественно высокий мужской голос. Механизм образования фальцета состоит в том, что голосовые складки колеблются не по всей своей толщине, а лишь тонкими краями, причем колебания совершаются не в поперечном, а в продольном направлении, т. е. вверх и вниз. При фальцетном звуке голосовые складки смыкаются не полностью - между ними остается веретенообразная щель. Сила, высота и тембр голоса. Как и звуки другого происхождения, голос обладает силой, высотой и тембром. Сила, голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха. При большем наполнении легких воздухом и при большей интенсивности выдыхания получается и более громкий голос. Однако во всех случаях голос, возникающий в гортани, относительно слаб. Значительное влияние на силу голоса оказывают резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука. Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, которая, в свою очередь, находится в зависимости от их длины, толщины и напряжения. Чем длиннее голосовые складки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса. Изменение высоты голоса обеспечивается работой мышечного аппарата гортани. При произнесении (или пении) низких звуков натяжение голосовых складок невелико: натягивающая голосовую складку перстне-щитовидная мышца не работает; активна голосовая (щито-черпаловидная) мышца, которая при своем сокращении становится толще и тем самым увеличивает толщину голосовой складки. Повышение звука достигается увеличением натяжения голосовых складок посредством сокращения перстне-щитовидной мышцы. Этот механизм действует, однако, лишь до известного предела. После максимального сокращения перстне-щитовидной мышцы дальнейшее увеличение натяжения голосовых складок невозможно, и тогда начинает действовать другой механизм - укорочение колеблющейся части голосовых складок. Это достигается посредством сокращения поперечной мышцы, которая прижимает черпаловидные хрящи друг к другу, вследствие чего задние концы голосовых складок лишаются возможности колебаться; колеблется только передняя часть голосовых складок, которые укоротившись, как прижатые пальцем струны скрипки, начинают издавать более высокий звук. Для дальнейшего повышения голоса вновь начинает усиливаться натяжение уже укороченных голосовых складок. Когда же наступает предел натяжению и укорочению колеблющихся отрезков голосовых складок, вступает в действие механизм фальцета. Таким образом, частота колебаний голосовых складок, т. е. высота голоса, зависит от взаимодействия двух факторов давления воздушной струи на голосовые складки и структуры голосовых складок (длины, толщины, степени натяжения). Частота колебаний голосовых складок обусловливает высоту основного тона. Наряду с основным тоном образуются и добавочные тоны, или обертоны, количество и сила звучания которых зависят от особенностей строения гортани, а также величины и формы резонаторных полостей надставной трубы глотки, полости рта, носовой полости). Определенное сочетание обертонов и обусловливает индивидуальную «окраску» голоса, или тембр, наличие которого позволяет узнавать людей по голосу. Диапазон голоса. Голос человека может изменяться по высоте приблизительно в пределах двух октав. Для обычной разговорной речи достаточно 4 - б тонов. Диапазоны голоса, т. е. пределы возможных изменений голоса по высоте, у разных людей различны. Для основных типов голосов эти пределы в среднем таковы: бас 80 - 340 гц, контральто 170 - 680 гц, б аритон 96 - 426 гц, м еццо-сопрано 216 - 864 гц, т енор 128 - 512 гц, с опрано 256 - 1024 гц. Диапазон голоса у детей значительно меньше, чем у взрослых. Регистры. Регистром голоса называют ряд звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания. Различают три регистра: грудной, головной и смешанный (микст). Грудной регистр получил свое название вследствие того, что при нем резонирует грудная клетка, стенки которой дают ясно ощутимую рукой вибрацию. Грудной голос богат обертонами. При грудном голосе голосовые складки плотно смыкаются, колеблются всей своей массой в направлении, перпендикулярном току воздушной струи, т. е. в поперечном направлении. К. грудному регистру относятся низкие тоны голоса. Головной регистр характеризуется головным резонансом, который можно обнаружить в виде вибрации черепа, положив руку на темя. Типичным образцом головного регистра является фальцетный голос. Фальцет отличается бедностью обертонов. Механизм образования фальцета был уже описан. Головным регистром пользуются на верхних тонах диапазона. Смешанный голос (микст) богаче обертонами, чем фальцет, но беднее, чем грудной голос. Голосовая щель закрывается не вполне, голосовые складки колеблются более широкой поверхностью, чем при фальцете, а иногда и всей своей массой. К миксту относятся средние тоны голосового диапазона. В пении используются все три регистра, в разговорной же речи (у взрослых) преимущественно микст. У детей до периода полового созревания функционирует только фальцетный голос. Атака звука. Образным термином «атака» обозначают способ, которым пользуется говорящий или поющий, чтобы привести в действие голосовые складки, находящиеся в покое. Атаку звука называют иногда «взятием» звука, «приступом», «голосоначалом». Различают три вида атак: твердую, мягкую и придыхательную. При твердой атаке голосовые складки плотно смыкаются до начала звука, затем выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосовую щель и приводит голосовые складки в колебание. Для твердой атаки характерно наличие в самом начале звучания ясно слышимого призвука. Примером твердой атаки может служить произнесение междометий, обозначающих досаду, недовольство, возмущение: «Ах, какая досада!». При мягкой атаке момент соприкосновения голосовых складок и начало прохождения струи воздуха совпадают, и сразу же после соприкосновения голосовые складки начинают вибрировать. Мягкая атака используется для выражения удовольствия, покоя, например: «Ах, как здесь хорошо!». Во время придыхательной атаки выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель до смыкания голосовых складок, причем слышен шум трения воздуха о края складок, и лишь затем голосовые складки смыкаются и начинают вибрировать. Примером придыхательной атаки является произнесение украинского г и английского или немецкого h в сочетании с последующим гласным, например в слове Ганна (украинское произношение) или в немецком слове haben. У грудных детей крик, выражающий недовольство, сопровождается твердой атакой, а лепет, выражающий довольство и спокойство, происходит при мягкой атаке. В гигиеническом отношении мягкой атаке должно быть отдано предпочтение, так как при твердой атаке происходит излишнее напряжение голосовых складок. Мутация. В детском возрасте диапазоны голосов мальчиков и девочек почти не отличаются друг от друга. С наступлением периода полового созревания у мальчиков голос резко изменяется
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.99.18 (0.022 с.) |