Фейерабенд (Против методологического принуждения) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фейерабенд (Против методологического принуждения)



Гегель

1) Гегель дает определение философии

2) Гегель указывает условия возникновения философии

1.Философия- наука о синтезе искусства и религии. Философия и религия совпадают по содержанию, их предметом является всеобщее. Предмет науки – не всеобщее, а конкретное, поэтому предметы науки и философии не совпадают.

2.Условие возможности философии – свобода мышления. Возникновение философии – в др.Греции. Философия- роскошь, позволенная человеку, котоый имеет свободное время. Философия возникает в состоянии расцвета. Эпоха и философия совпадают.

Шопенгауэр

1) Предлагает определенный характер философского знания. Суть исторического подхода.

2) Дает характеристику нынешнего состояния философии.

1.Философия носит теоретический характер. Философия должна давать толкование вещей. Исторический подход выяснения сущности мира – космогония (наука о возникновении космических тел). Исторический подход- постановка вопроса откуда и как возник мир. Шопенгауэр: сущность мира – философия задает вопрос что? Шопенгауэр критикует подход. 2.Философия служит средством достижения цели (личной или гос-ной). Философия- познание сущности вещей. Философ должен служить для себя. Шопенгауэр объясняет интерес к философии – ее использование в своих целях, философия превращается в некий товар, софистику. Философия не средство, а нечто самоценное.

Шопенгауэр склоняется к мнению, что сущность мира не изменяется, мир неопределен, в развитии мира нет ничего постоянного и неизменного. В мире есть нечто вечное и неизменное а это неизменное – есть изменчивость.

Ницше

Речь идет о философах:

1)нынешних

2)будущих

3)должны быть некие философские работники.

1.Возникновению лжефилософов способствует демократия. Ницше выступал против демократии. Философами нужно родиться. Нынешние философы –люди поверхностные, ищут проблемы философии в прошлом, а не в себе. 2.Демократия - пагубное влияние на будущих философов. Сторонник идеи иерархии. Истинный философ – человек, стремящийся к власти философии – это право избранных; философия предписывает и указывает как человеку действовать, а значит практическое применение. Раскрытие понятия сверхчеловека – его еще нет, он в будущем - законодатель, сила воли и духа. Негативное отношение к идее сострадания. Опасность для философии – лжефилософы, не обладающие силой воли, некритичны; и наука.

Мерсье

Вопрос о соотношении философии и науки, указывает способ определения мира. Не согласен, что философия – это наука. Наука – конечное, философия – бесконечное. Научное знание превращается в товар. В искусстве не создается ни чего нового, подражание. Целостность духа достигается в единстве аспектов: когнитивное познание (мораль), субъективный (искусство), объективный (наука), созерцательный (мистика).

Грот

Дифференциация человеческой деятельности обусловлена целями и задачами. Философия ближе к искусству. Искусство основано на чувствах, творчество, воображение. Философия и искусство – многообразие подходов, авторский характер. Грот говорит об иерархии в искусстве: 1-музыка и ваяние (работа органов чувств), 2- живопись (включается воображение), 3-жанровое… 4-поэзия, 5 –выше всего – философия (сфера отвлеченных понятий). В основании этой классификации – сложность восприятия. Способ восприятия предмета! Тайну мироздания может раскрыть наука.

Соловьев

1.Две трактовки философии: 1)Философия-школа, только теория. 2)Философия- жизнь. Ее предмет «я», «всеобщее». Этимология слова «философия»- «любовь к мудрости». Соловьев за второй подход- ближе к искусству, воображение. 2. Что сделала философия? Она делает человека вполне человечным Философия освобождает человека, делает его свободным, уметь освобождаться от социальных институтов. Процесс начинается с Востока, с Индии, утверждение «все есть одно», следовательно возникает буддизм. Буддизм предлагает способ существования вопреки современному существованию, предлагает технику погружения в нирвану, уход в «ничто». Античная культура: софисты, Сократ, Платон; далее – христианство.

Софисты – основа-отрицание, человек стремится к власти, использование философии в корыстных целях. Софисты «переоценивают» ценности – это форма освобождения. Человек сам в состоянии совершить переоценку стандартов. Измени свое отношение к тому, что тебя беспокоит. Навязывание позиции софистов. Сократ полагал, что все-таки субъективизм плох, но он тоже софист. Платон тоже предложил свой способ освобождения. Платонизм: разделение на мир материальный и мир идеальный. Способ свободы – погружение в мир идеальных сущностей -> христианство (молитвы, посты). Философия: рационалистическая и мистическая (бог внутри человека). Философия вносила в разные эпохи разные способы освобождения.

Юшкевич

Описывает идею развития в сфере человеческого духа, он имеет тенденцию развития. Как развивалась человеческая мысль? Сначала – целостность, затем – выделение множества наук из философии. Философия стала более узкой, предметной, есть специальные науки. Существует интерес людей к философии. Но он считает, что рано или поздно философия исчезнет. Автор объясняет современный всплеск интереса к философии: 1- это своего рода «агония» перед кончиной философии. 2- время идет, философия будет, а интерес к ней будет потухать и возникать. (Кант) Есть разница между научным и философским понятием. По-разному развиваются философия и наука. Наука идет вперед, не возвращаясь к своим открытиям, а возникают новые. Философия же может идти по кругу, возможны возвращения к старым точкам зрения. Погружение в искусство, в религию. Природа философии заложена в самой природе человека. Понятие «все» не сводится к одной части, дать определение «все» невозможно. «все» есть «все», дать понятие «все» - значит, сведение к части. Юшкевич выделяет ряд эпох: эпоха равнодушия к философии (это благополучная эпоха) и эпоха кризиса –благоприятная для философии, интерес к философии. Автор выделяет 3 фактора, которые оказывают влияние на философию: 1-наука, 2- социальный момент, 3- личностный психологический аспект.

Августин

Христианский библейский источник. Бог- прародитель, создатель человека. Признаки Бога: он существует, может творить, он вечен, имеет волю. Способность создавать что-то из ничего. Мудрость. Идея вечности, 2 основных аспекта: 1-Идея творения, 2-Идея откровения.

Спиноза

У Августина Бог отделен от природы, Бог вечен, природа – наоборот. У Спинозы эти понятия тождественны. Субстанция – нечто, что существует само по себе. Атрибут – главная особенность содержания вещи, существенные признаки вещей. Атрибуты субстанции – временность, протяженность, мышление. Модус- видоизменения. Модус субстанции- любые вещи и предметы, другие особенности. Реальность = совершенство. Все, что совершенно- 1)совершенно, реально; 2)лучшее

Беркли

Рассуждает о понятии материи. Материалисты считали, что можно описать мир, используя понятие «материя», идеалисты – идея духа.

Гольбах

Человек- дело рук природы. Выделяет разные модусы в человеке: дикий, цивилизованный, добрый, образованный, счастливый.

Фрейд

Психический аппарат личности состоит из 3х сфер: я, сверх-я, оно. Оно-страсти, первобытные эмоции, сексуальное влечение. Я – здравый смысл, адаптация с внешним миром. Сверх-я – предписывает нормы поведения. 2 понятия психоанализа.

Юнг

Понятие «бессознательного». 2 слоя: личностный бессознательный – этот слой покоится под другим- ­«коллективный бессознательный». Коллективный бессознательный идентично у всех людей. В личном бессознательном – комплексы, содержание личного бессознательного- называются архетипы. Сознание –ориентировка в пространстве.

Шлик (Поворот в философии.)

Способы проверки истин: наблюдение и эмпирические науки. Наука – это система познавательных предложений, т.е истинных утверждений опыта. Все науки – есть система познаваний. Философия не является системой утверждений, это не наука, но ее можно удостоить звания Царицы наук (т.к ни где не написано, что Царица наук сама должна быть наукой). Поворот: мы видим в философии ни систему познаваний, но систему действий.

Философия- такая деятельность, которая позволяет обнаруживать или определять значение предложений. Философия занимается тем, что предложения на самом деле означают. Окончательное поделение смыслом всегда происходит с помощью деяний, именно они составляют философскую деятельность. Ошибка метафизики направлена на абсурдную цель – высказать невысказываемое – они могут быть лишь показаны в опыте. Поворот в философии означает также отказ от ошибочных путей, философия доказывает достоверный характер своих основ. В результате нового взгляда на вещи, мы можем сегодня считать спор систем законченным.

Поппер (с 375)

Рационализм (в узком значении) – это интеллект, противоположность – эмпиризм.

Рационализм (в широком значении) – интеллект, эмпиризм, критика, коллективный характер знаний. Метод проб и ошибок – главный. Эмпиризм – противоположность иррационализма. В наши дни используется широкое значение. Разум – для общения с людьми. 2 вида рационализма: подлинный (Сократ) и псевдорационализм. Подлинный- способности разума не только ограничены, некоторым способом решения всех проблем. Псевдорационализм (Платон) - есть способности, которые обладают разумностью свыше своих норм, претендуют на власть. Человек (по иррационалистам) природа человека не рациональна, человек хуже чем животное. Поппер (не?) сторонник рационализма, вопрос о творчестве Поппера. Сторонник сократа.

Аристотель «Метафизика»

О причинах говорится в 4х значениях: одной такой причиной мы счи­таем сущность(суть бытия); другой причиной мы считаем материю, (субстрат); третьей — то, откуда начало движе­ния; Четвертой — причину, противолежащую последней, а именно «то, ради чего», или благо.

Большинство первых философов считало началом то, из чего состоят все вещи. Потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает, ибо такое есте­ство всегда сохраняется.

Должно быть некоторое естество, откуда возникает все остальное, в то время как само это естество сохраняется.Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково,для кого-то это вода,огонь,воздух и тд. За единственную причину можно было бы признать так называемую материальную при­чину. Сама истина побудила искать дальнейшее начало. Что одни вещи бы­вают, а другие становятся хорошими и прекрасными, причиной этого не может, естественно, быть ни огонь, ни земля, ни что-либо другое в этом роде; но столь же неверно было бы предостав­лять такое дело случаю и простому стечению обстоятельств.

Должна быть среди существующего причина, которая приводит в движение вещи и соединяет их. Философы касаются двух причин— материю и то, откуда движение.

Эмпедокл первый признал не одно начало движения, а два разных, и притом противоположных. Кроме того, он пер­вый назвал четыре материальных элемента, однако он толкует их не как четыре, а словно их только два.Левкипп и его по­следователь Демокрит признают элементами полноту и пустоту, называя одно сущим, другое не-сущим.Материальной причиной существую­щего они называют и то и другое.

Сущим называется, с одной стороны, то, что существует как привходящее, с другой – то, что существует само по себе.Бытие само по себе приписывается всему тому, что обозначается через формы категориального выска­зывания.«Бытие» и «есть» означают, что нечто истин­но, а «небытие» — что оно не истинно, а ложно, оди­наково при утверждении и отрицании.Бытие и сущее означают, что одно есть в возможности, другое — в дей­ствительности.

Сущностью называются простые тела и то, что из них состоит.То, что, находясь в таких вещах, которые не сказываются о субстрате, составляет причину их бытия.

Суть бытия каждой вещи, обозна­чение которой есть ее определение, также называется ее сущностью. Т.е о сущности гово­рится в двух [основных] значениях: в смысле послед­него субстрата, и в смысле того, что, будучи определенным не­что, может быть отделено [от материи только мысленно], а таковы образ, или форма, каждой вещи.

О сущности материальной:то не надо упускать из виду, что, если даже все происходит из од­ного и того же первоначала или из одних и тех же пер­воначал и материя как начало всего возникающего одна и та же, тем не менее каждая вещь имеет некоторую свойственную лишь ей материю. Несколько материй бывает у одного и того же тогда, когда одна материя есть материя для другой, С другой стороны, из одной материи могут воз­никать различные вещи, если движущая причина раз­ная.Поэтому одно и то же может быть сделано из разной материи.Если отыскивают причину, то, следует ука­зывать все причины, какие возможно.

О сущности естественной:Некоторые из них, пожалуй, не имеют материи, или [во всяком случае] не такую, а лишь допускающую пространственное движе­ние. И также нет материи у того, что хотя и существует от природы, но не есть сущность, а сущность — его субстрат.

Ничто не возникает из не-сущего, а все из сущего — это общее мнение почти всех рассуждающих о природе

Противолежащие друг другу высказывания об одном и том же не могут быть истинны в одно и то же время; не могут быть таковыми и противоположности

Невозможно, чтобы высказывания были все ложными или все истинными.

Хайдеггер «Основные понятия метафизики»

Несравнимость философии

а) Философия – ни наука, ни мировоззренческая проповедь

Метафи­зика — центральное учение всей философии.

В философии, тем более в метафизике, все шатко, несчетные разные концепции, позиции и школы сталкиваются и раздирают друг друга

Философия не достигла зрелости пауки. Философия как абсолютная наука — высокий, непревосходимьй идеал.

Философия (метафизика) - ни наука, ни мировоззренческая проповедь.

В таком случае философия есть нечто самостоятельное, последнее.

b) К сущностному определению философии не ведет окольный путь сравнения с искусством и религией

Как бы не были близко к философии исскуство и религия мы не охватим с их помощью сущность философии.

Декарт «Начало философии»

 

Соображение касающиеся наук. Здравомыслие есть вещь, распределенная справедливее всего. Способность правильно рассуждать и отличать истину от заблуждения (разум) от природы одинакова у всех людей. Количественное различие может быть только между случайными свойствами, а не между формами, или природами, индивидуумов одного рода.

Его намерение состоит не в том, чтобы научить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы верно направлять свой разум, а только в том, чтобы показать, каким образом старался я направить свой собственный разум.

Разные науки воздействуют и развивают разные типы мышления и разные представления.

Основные правила метода: Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

Второе — делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

Третье — располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

И последнее — делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Несколько правил морали из этого метода. Во-первых, повиноваться законам и обычаям моей страны, неотступно придерживаясь религии, в которой, по милости божией, я был воспитан с детства, и руководствуясь во всем остальном наиболее умеренными и чуждыми крайностей мнениями, сообща выработанными самыми благоразумными людьми, в кругу которых мне предстояло жить.

Моим вторым правилом было оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько это было в моих силах, и с не меньшим постоянством следовать даже самым сомнительным мнениям, если я принял их за вполне правильные.

Третьим моим правилом было всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу (fortune), изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли.

Наконец, в завершение этой морали я решил рассмотреть различные занятия людей в этой жизни, чтобы постараться выбрать лучшее из них. Не касаясь занятий других, для себя я решил, что нет ничего лучшего, как продолжать те дела, которыми я занимаюсь.

Бэкон «Заблуждения людей».

Есть 4 вида идолов,кт осаждают ум человека.

1.Идолы рода. Находят основание в природе человека.Все восприятия покоятся на аналогии человека,а не мира.

2.Идолы пещеры. Суть заблуждений отдельного человека. Происходит от прирожденных свойств каждого,бесед с др,чтения книг и тд.

3.Идолы площади.Происходят в силу связанности и сообщества людей.Т.е люди объед. речью,то плохое и нелепое установление слов осаждает разум.

4.Идолы театра.Идолы которые вселились в души из разных догматов философии.

Идолы,которые навязываются разуму словами делятся на:

1.Имена несуществующих вещей(ведь у некоторых вещей нет имени,т.е судьба,элемент огня,круги планет и тд)

2.Имена существующих вещей.

Все идолы должны быть отброшены и отвергнуты и разум должен быть освобожден от них.

Гегель

1) Гегель дает определение философии

2) Гегель указывает условия возникновения философии

1.Философия- наука о синтезе искусства и религии. Философия и религия совпадают по содержанию, их предметом является всеобщее. Предмет науки – не всеобщее, а конкретное, поэтому предметы науки и философии не совпадают.

2.Условие возможности философии – свобода мышления. Возникновение философии – в др.Греции. Философия- роскошь, позволенная человеку, котоый имеет свободное время. Философия возникает в состоянии расцвета. Эпоха и философия совпадают.

Шопенгауэр

1) Предлагает определенный характер философского знания. Суть исторического подхода.

2) Дает характеристику нынешнего состояния философии.

1.Философия носит теоретический характер. Философия должна давать толкование вещей. Исторический подход выяснения сущности мира – космогония (наука о возникновении космических тел). Исторический подход- постановка вопроса откуда и как возник мир. Шопенгауэр: сущность мира – философия задает вопрос что? Шопенгауэр критикует подход. 2.Философия служит средством достижения цели (личной или гос-ной). Философия- познание сущности вещей. Философ должен служить для себя. Шопенгауэр объясняет интерес к философии – ее использование в своих целях, философия превращается в некий товар, софистику. Философия не средство, а нечто самоценное.

Шопенгауэр склоняется к мнению, что сущность мира не изменяется, мир неопределен, в развитии мира нет ничего постоянного и неизменного. В мире есть нечто вечное и неизменное а это неизменное – есть изменчивость.

Ницше

Речь идет о философах:

1)нынешних

2)будущих

3)должны быть некие философские работники.

1.Возникновению лжефилософов способствует демократия. Ницше выступал против демократии. Философами нужно родиться. Нынешние философы –люди поверхностные, ищут проблемы философии в прошлом, а не в себе. 2.Демократия - пагубное влияние на будущих философов. Сторонник идеи иерархии. Истинный философ – человек, стремящийся к власти философии – это право избранных; философия предписывает и указывает как человеку действовать, а значит практическое применение. Раскрытие понятия сверхчеловека – его еще нет, он в будущем - законодатель, сила воли и духа. Негативное отношение к идее сострадания. Опасность для философии – лжефилософы, не обладающие силой воли, некритичны; и наука.

Мерсье

Вопрос о соотношении философии и науки, указывает способ определения мира. Не согласен, что философия – это наука. Наука – конечное, философия – бесконечное. Научное знание превращается в товар. В искусстве не создается ни чего нового, подражание. Целостность духа достигается в единстве аспектов: когнитивное познание (мораль), субъективный (искусство), объективный (наука), созерцательный (мистика).

Грот

Дифференциация человеческой деятельности обусловлена целями и задачами. Философия ближе к искусству. Искусство основано на чувствах, творчество, воображение. Философия и искусство – многообразие подходов, авторский характер. Грот говорит об иерархии в искусстве: 1-музыка и ваяние (работа органов чувств), 2- живопись (включается воображение), 3-жанровое… 4-поэзия, 5 –выше всего – философия (сфера отвлеченных понятий). В основании этой классификации – сложность восприятия. Способ восприятия предмета! Тайну мироздания может раскрыть наука.

Соловьев

1.Две трактовки философии: 1)Философия-школа, только теория. 2)Философия- жизнь. Ее предмет «я», «всеобщее». Этимология слова «философия»- «любовь к мудрости». Соловьев за второй подход- ближе к искусству, воображение. 2. Что сделала философия? Она делает человека вполне человечным Философия освобождает человека, делает его свободным, уметь освобождаться от социальных институтов. Процесс начинается с Востока, с Индии, утверждение «все есть одно», следовательно возникает буддизм. Буддизм предлагает способ существования вопреки современному существованию, предлагает технику погружения в нирвану, уход в «ничто». Античная культура: софисты, Сократ, Платон; далее – христианство.

Софисты – основа-отрицание, человек стремится к власти, использование философии в корыстных целях. Софисты «переоценивают» ценности – это форма освобождения. Человек сам в состоянии совершить переоценку стандартов. Измени свое отношение к тому, что тебя беспокоит. Навязывание позиции софистов. Сократ полагал, что все-таки субъективизм плох, но он тоже софист. Платон тоже предложил свой способ освобождения. Платонизм: разделение на мир материальный и мир идеальный. Способ свободы – погружение в мир идеальных сущностей -> христианство (молитвы, посты). Философия: рационалистическая и мистическая (бог внутри человека). Философия вносила в разные эпохи разные способы освобождения.

Юшкевич

Описывает идею развития в сфере человеческого духа, он имеет тенденцию развития. Как развивалась человеческая мысль? Сначала – целостность, затем – выделение множества наук из философии. Философия стала более узкой, предметной, есть специальные науки. Существует интерес людей к философии. Но он считает, что рано или поздно философия исчезнет. Автор объясняет современный всплеск интереса к философии: 1- это своего рода «агония» перед кончиной философии. 2- время идет, философия будет, а интерес к ней будет потухать и возникать. (Кант) Есть разница между научным и философским понятием. По-разному развиваются философия и наука. Наука идет вперед, не возвращаясь к своим открытиям, а возникают новые. Философия же может идти по кругу, возможны возвращения к старым точкам зрения. Погружение в искусство, в религию. Природа философии заложена в самой природе человека. Понятие «все» не сводится к одной части, дать определение «все» невозможно. «все» есть «все», дать понятие «все» - значит, сведение к части. Юшкевич выделяет ряд эпох: эпоха равнодушия к философии (это благополучная эпоха) и эпоха кризиса –благоприятная для философии, интерес к философии. Автор выделяет 3 фактора, которые оказывают влияние на философию: 1-наука, 2- социальный момент, 3- личностный психологический аспект.

Августин

Христианский библейский источник. Бог- прародитель, создатель человека. Признаки Бога: он существует, может творить, он вечен, имеет волю. Способность создавать что-то из ничего. Мудрость. Идея вечности, 2 основных аспекта: 1-Идея творения, 2-Идея откровения.

Спиноза

У Августина Бог отделен от природы, Бог вечен, природа – наоборот. У Спинозы эти понятия тождественны. Субстанция – нечто, что существует само по себе. Атрибут – главная особенность содержания вещи, существенные признаки вещей. Атрибуты субстанции – временность, протяженность, мышление. Модус- видоизменения. Модус субстанции- любые вещи и предметы, другие особенности. Реальность = совершенство. Все, что совершенно- 1)совершенно, реально; 2)лучшее

Беркли

Рассуждает о понятии материи. Материалисты считали, что можно описать мир, используя понятие «материя», идеалисты – идея духа.

Гольбах

Человек- дело рук природы. Выделяет разные модусы в человеке: дикий, цивилизованный, добрый, образованный, счастливый.

Фрейд

Психический аппарат личности состоит из 3х сфер: я, сверх-я, оно. Оно-страсти, первобытные эмоции, сексуальное влечение. Я – здравый смысл, адаптация с внешним миром. Сверх-я – предписывает нормы поведения. 2 понятия психоанализа.

Юнг

Понятие «бессознательного». 2 слоя: личностный бессознательный – этот слой покоится под другим- ­«коллективный бессознательный». Коллективный бессознательный идентично у всех людей. В личном бессознательном – комплексы, содержание личного бессознательного- называются архетипы. Сознание –ориентировка в пространстве.

Шлик (Поворот в философии.)

Способы проверки истин: наблюдение и эмпирические науки. Наука – это система познавательных предложений, т.е истинных утверждений опыта. Все науки – есть система познаваний. Философия не является системой утверждений, это не наука, но ее можно удостоить звания Царицы наук (т.к ни где не написано, что Царица наук сама должна быть наукой). Поворот: мы видим в философии ни систему познаваний, но систему действий.

Философия- такая деятельность, которая позволяет обнаруживать или определять значение предложений. Философия занимается тем, что предложения на самом деле означают. Окончательное поделение смыслом всегда происходит с помощью деяний, именно они составляют философскую деятельность. Ошибка метафизики направлена на абсурдную цель – высказать невысказываемое – они могут быть лишь показаны в опыте. Поворот в философии означает также отказ от ошибочных путей, философия доказывает достоверный характер своих основ. В результате нового взгляда на вещи, мы можем сегодня считать спор систем законченным.

Фейерабенд (Против методологического принуждения)

Наука- анархическое предпр-е: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок. Анархизм- политика философии необходимая как для эпистематологии, так и философии науки. Единственный принцип, не препядствующий прогрессу – принцип «допустимо все».

Великие открытия случаются потому, что некоторые мыслители либо сознательно решили отойти от установленных правил, либо непроизвольно нарушили их. Такая практика не только факт истории науки – она и разумна и абсолютно необходима для развития знания.

Не существует единственного предмета – логики, который способен раскрыть логическую структуру областей фактов и регулярности. Существуют и противоположные научные высказывания, которые нарушают даже простые логические правила.

1)Правила(стандарты) действительно нарушаются и чуткие ученые это осознают.

2)Они должны нарушаться.

Строгое соблюдение правил задерживает прогресс наук. Если наша оценка опирается на признанные стандарты, то единственное, что мы можем сказать это «все дозволенно». В науке нет таких областей, в которых никогда не нарушаются какие-либо правила. Изобретатели мифа положили начало культуре. А рационалисты и ученые только изменяли ее, причем не всегда в лучшую сторону. Все новое – хорошо забытое старое.

Поппер (с 375)

Рационализм (в узком значении) – это интеллект, противоположность – эмпиризм.

Рационализм (в широком значении) – интеллект, эмпиризм, критика, коллективный характер знаний. Метод проб и ошибок – главный. Эмпиризм – противоположность иррационализма. В наши дни используется широкое значение. Разум – для общения с людьми. 2 вида рационализма: подлинный (Сократ) и псевдорационализм. Подлинный- способности разума не только ограничены, некоторым способом решения всех проблем. Псевдорационализм (Платон) - есть способности, которые обладают разумностью свыше своих норм, претендуют на власть. Человек (по иррационалистам) природа человека не рациональна, человек хуже чем животное. Поппер (не?) сторонник рационализма, вопрос о творчестве Поппера. Сторонник сократа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.27.122 (0.126 с.)