Этиобстоятельстваопределяютактуальностьпредставленнойработы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этиобстоятельстваопределяютактуальностьпредставленнойработы.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Внастоящеевремя,всвязиспостоянновозрастающейрольюРоссиинамировомрынкеи,соответственно,рольюФТСвреализациивнешнеэкономическойполитикиРФ,особоезначениеприобретаеторганизацияиуправлениемеждународнойдеятельностьюФедеральнойтаможеннойслужбы.Этимиобъясняетсяактуальностьвыбраннойтемы.

Системыуправлениявтаможенныхорганахимеютсвоейглавнойцельюдостижениеединодействиявсехсотрудниковтаможенныхорганов.Системадолжнаработатьводномнаправлениииобеспечиватьрешениепоставленныхпереднейзадач.Дляэтоготребуетсячеткоеуправлениевнутринее.

Расширениесотрудничествасмеждународнымиэкономическимиифинансовымиинститутами,общностьинтересовРоссииидругихгосударствприрешениимногихпроблемвобластимеждународнойбезопасности,втомчислевсферепротиводействияраспространениюоружиямассовогоуничтожения,борьбысмеждународнымтерроризмомиторговлейнаркотиками,острыхэкологическихпроблем,вчастностипроблемвобластиобеспеченияядернойирадиационнойбезопасности,обусловилипоявлениеновыхзадач,врешениикоторыхдолжныучаствоватьтаможенныеорганыРоссийскойФедерацииикоторыепредопределяютихдальнейшееразвитие.

Этиобстоятельстваопределяютактуальностьпредставленнойработы.

Целеваяустановканавыполнениевыпускнойквалификационнойработы:«Провестиоценкупоказателейэффективностидеятельноститаможенныхоргановивыдатьпредложенияпоихсовершенствованию».

Переченьосновныхвопросовподлежащихразработке:

-провестианализзадачифункцийтаможенныхоргановвсовременныхусловияхнапримереЦентральнойБазовойтаможни;

-изучитьметодическоеобеспечениепоказателейэффективностидеятельноститаможенныхорганов;

-рассмотретьпредложенияпосовершенствованиюметодическогообеспеченияоценкиэффективностидеятельноститаможенныхорганов(напримереЦентральнойбазовойтаможни).

Объектомисследованияявляетсядеятельностьтаможенныхорганов(напримереЦентральнойбазовойтаможни).

Предметомисследованияявляетсяметодическоеобеспечениеоценкиэффективностидеятельноститаможенныхоргановиегосовершенствование.

Принаписанииработыбылииспользованытрудыотечественныхизарубежныхавторов,материалыпериодическойпечати,атакжекадроваядокументацияЦентральнойбазовойтаможни.

ГЛАВА1.АНАЛИЗЗАДАЧИФУНКЦИЙТАМОЖЕННЫХОРГАНОВВСОВРЕМЕННЫХУСЛОВИЯХНАПРИМЕРЕЦЕНТРАЛЬНОЙБАЗОВОЙТАМОЖНИ

Основныезадачи,функциииструктураЦБТ

Центральнаябазоваятаможня—структурноеподразделениеФедеральнойтаможеннойслужбы.Центральнаябазоваятаможняведётсвоюисториюсянваря1990года,когдасогласноприказуГлавногоуправленияГосударственноготаможенногоконтроляприСоветеМинистровСССРсцельюобеспечениявсейполнотыхозяйственнойдеятельностиаппаратаГлавногоуправленияГосударственноготаможенногоконтроляитаможенСССРбылаорганизованаЦентральнаятаможня.

Расширениеинфраструктурытаможеннойслужбывпервойполовине1990-хгодовспособствовалоусилениюролитыловогообеспеченияеёорганов. НабазеЦентральнойтаможниприказомГосударственноготаможенногокомитетабылосозданоРегиональноетаможенноеуправлениепоэксплуатацииобъектовтаможеннойинфраструктурыисоциальномуразвитию.Однакопрактикадеятельноститаможенныхоргановтребоваласозданияновоговидатаможни,удовлетворяющегопотребности,вчастности,центральногоаппарататаможеннойслужбыРоссииитаможенныхоргановМосковскогорегиона.ВсвязисэтимприказомГосударственноготаможенногокомитетав1996годубыласозданаидействуетвнастоящеевремяЦентральнаябазоваятаможня.

Центральнаябазоваятаможня(ЦБТ)осуществляетсвоюдеятельностьподруководствомФедеральнойтаможеннойслужбы.

ЦБТрасположенапоадресу:

Телефон:449-78-16

Ихэксплуатацияиремонт,

ЦентральнаябазоваятаможнявходитвединуюсистемутаможенныхоргановРоссийскойФедерациииосуществляетсвоюдеятельностьподруководствомФедеральнойтаможеннойслужбы.ЦБТнаходитсявнепосредственномподчиненииФТСРоссии.Создание,реорганизациюиликвидациюЦБТосуществляетФТСРоссии.

ЦБТвсвоейдеятельностируководствуетсяКонституциейРоссийскойФедерации,федеральнымизаконами,указамиираспоряжениямиПрезидентаРоссийскойФедерации,постановлениямиираспоряжениямиПравительстваРоссийскойФедерации,нормативно-правовымиактамиФТСРоссиииПоложениемоЦентральнойбазовойтаможне.

ЦБТобладаетправомоперативногоуправлениявотношениизакрепленногозанейимущества,являющегосяфедеральнойгосударственнойсобственностью.

ЦБТосуществляетследующиефункции:

ОснащаетвцентрализованномпорядкетаможенныеорганыврегионедеятельностиЦБТтехническимисредствамитаможенногоконтроля,системамисвязиипередачиданных,оргтехникойиинымисредствамиавтоматизации,транспортнымисредствами,атакжематериаламииоборудованием,необходимымидлянормальнойдеятельноститаможенныхоргановврегионедеятельностиЦБТ.

ГлавныйпоказателькачестваработыЦБТ–этокогдадеятельностьорганизациинезаметнаивокругприсутствует«коммунальнаяцивилизация».СотрудникФТСРоссиисприходомнаслужбувидитчистую,ухоженнуютерриторию,накоторойлетомцветы,газоны,зимойонаубранаотснега,льда.Лифтыдвигаютсябесшумно,вслужебныхпомещенияхтепло,светло,уютно.Водаидетбесперебойно,ихолодная,итеплая.Автотранспортноеобеспечениеневызываетдискомфортаупассажиров.Этоимногоедругоеявляетсянашейобязанностью,показателемработыизалогомхорошегонастроенияусотрудниковФТСРоссии.

Дляформированияиреализацииуправляющеговоздействиянеобходимоналичиесубъектауправления(управляющейсистемы,подсистемы),объектауправления(управляемойсистемы,подсистемы)иопределеннымобразоморганизованныхпрямыхиобратныхсвязеймеждуними.Всовокупностисубъектуправления,объектуправленияивзаимосвязимеждунимиобразуютсистемууправлениявтаможенныхорганах.

Ксубъектамуправлениявтаможенныхорганахотносятсявсеруководители,имеющиеполномочияприниматьуправленческиерешения,даватьпорученияподчиненнымсотрудникамиколлективамитребоватьихвыполнения,т.е.всеэлементыиподсистемытаможенногопоста,таможни,региональноготаможенногоуправленияиФТСРоссии,осуществляющиецеленаправленноевоздействие.Вкачествеобъектовуправлениявтаможенныхорганахвыступаютисполнителирешений,приказов,порученийуправляющейподсистемы,специалистытаможенногодела,таможенныеколлективы,организационныеструктуры,технологическиетаможенныепроцедуры,всевидыдеятельностипоосуществлениюфункций,возложенныхнатаможенныеорганы,ресурсытаможеннойдеятельностиидр(Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. -Екатеринбург, 2010.- с.36.).

Дляболееглубокогопониманиясущностиуправлениявтаможенныхорганахнеобходимознатьособенности,которыеприсущиэтомууправлению.Книмможноотнести:ярковыраженнуюнацеленностьуправлениянаконечныйрезультатслужебнойдеятельности;сочетаниеуправленческойдеятельностивнутрисистемысработойсучастникамиВЭД;осуществлениеполномочийорганагосударственногоуправления;допустимостьразумногорискавпроцессеуправления;динамичностьпроцессовуправлениявусловияхпротивоборствасотрудниковтаможенныхоргановснедобросовестнымиучастникамиВЭД,контрабандистамииихпособниками;относительнаянеопределенностьусловий,вкоторыхосуществляетсяуправление.Управлениевтаможенныхорганахопираетсякакнаобъективныеэкономическиезаконыизаконыуправления,такинаформирующуюсянаихосновеединуюсистемуинтересоввсехучастниковоперативно-служебнойдеятельности:общественных,коллективныхиличных.Важнойособенностьюуправленияявляетсято,чтооноиграетсозидательнуюроль,повышаяэффективностьтаможеннойдеятельности (Драганов В. Г. Основы таможенного дела: Учеб.для вузов / Под общ. ред. В. Г. Драганова; Рос. тамож. акад. ГТК РФ.- М.: ОАО "Изд- во" Экономика", 2008. – с. 28).

Знаниерассмотренныхкатегорийимеетважноезначение:во-первых,онипозволяютпонятьсущностьимеханизмуправления;во-вторых,ониспособствуютметодологическиправильной,осознаннойорганизацииработыруководителейтаможенныхоргановпоуправлениюоперативно-служебнойдеятельностьюподчиненныхколлективов;в-третьих,правильноенаучноепониманиезначенийосновныхкатегорийспособствуетсовершенствованиюимеющихсяисозданиюкачественноновыхструктуруправлениятаможеннойдеятельностью,чтоособенноважновпериодмодернизациитаможеннойслужбы.

РазвитиесистемытаможенныхоргановРоссиитесносвязаносрешениемуправленческихпроблем,ибоуправлениевсегданачинаетсясустановлениячеткихвзаимосвязеймеждуотдельнымизвеньямитойилидругойорганизации,распределениямеждунимиправиответственности.Организационноеоформлениеэтихвопросовпредполагаетразработкуоптимальнойорганизационнойструктурыуправлениятаможеннымиорганами.

Подорганизационнойструктуройуправлениячащевсегопонимаютупорядоченнуюсовокупностьэлементовиерархическойсистемыуправленияиихвзаимоотношенийдругсдругом,обеспечивающихразвитиеэтихэлементовкакединогоцелого.Прианализеорганизационныхструктуруправлениявних,какправило,выделяютсяследующиеэлементы:звеньяуправления,уровниуправленияивзаимоотношения (Драганов В. Г. Основы таможенного дела: Учеб.для вузов / Под общ. ред. В. Г. Драганова; Рос. тамож. акад. ГТК РФ.- М.: ОАО "Изд- во" Экономика", 2008. – с. 29).

Кзвеньямуправлениявсистеметаможенныхоргановотносятся:ФТСРоссии,управленияисамостоятельныеотделыФТСРоссии,РТУ,отделыРТУ,таможни,отделытаможен,таможенныепостыиотдельныеспециалисты,выполняющиесоответствующиепрофессиональныеилиуправленческиефункции.Этизвеньяуправлениянаходятсянасоответствующихуровняхиерархииуправления.

Диагональныеотношения—этоотношения,возникающиемеждузвеньямиуправления,находящимисянаразличныхуровняхсистемыуправления,несостоящимивотношенияхпрямогоподчинения,новзаимодействующимимеждусобойвоисполнениерешенийвышестоящихуровней.Примерамитакихотношенийявляютсявзаимноеинформированиепридоставкетоваров,направлениизапросов,обязательныхдляисполнения,повопросамосуществленияправоохранительныхфункцийит.п.

Вкачествепримерастихийногопрограммно-целевогообразованияможноназватьоперативнуюгруппу,создаваемуювтаможенноморганедлявыявленияконтрабандыилипредупреждениядругихнарушенийтаможеннойграницы.

Центральнаябазоваятаможня(далее–таможня)являетсяспециализированнымтаможенныморганов,входящимвединуюфедеральнуюцентрализованнуюсистемутаможенныхоргановРоссийскойФедерации,обеспечивающимреализациюполномочийФТСРоссиивпределахкомпетенции,определеннойнастоящимПоложениемоЦентральнойбазовойтаможне(далее–Положение),инаходящимсявнепосредственномподчиненииФТСРоссии.

Таможняосуществляетсвоюдеятельностьвовзаимодействиистерриториальнымиорганамидругихфедеральныхоргановисполнительнойвласти,органамиисполнительнойвластисубъектовРоссийскойФедерации,органамиместногосамоуправления,общественнымиобъединениямииинымиорганизациями,юридическимиифизическимилицами.

Рис.1.ОрганизационнаяструктураЦБТ

Организационнаяструктурауправления,применяемаявЦБТ,относитсяклинейно-функциональномутипу,когдалинейномуруководителювразработкеконкретныхвопросовиподготовкесоответствующихрешений,программ,плановпомогаетспециальныйаппаратуправления,состоящийизфункциональныхподразделений,именуемыхслужбами.Такиеподразделенияпроводятсвоирешениячерездиректора.

ВЦБТсуществуютлинейныеифункциональныесвязимеждуподразделениямииработниками.Линейныесвязиотражаютдвижениеуправленческихрешенийинформациимеждулинейнымируководителями.Линейныесвязи–отношения,вкоторыхначальникреализуетсвоивластныеправаиосуществляетпрямоеруководствоподчиненными;этисвязиидутвиерархиисверхувнизивыступаютвформеприказа,распоряжения,команды.

Функциональныесвязиимеютместополиниидвиженияинформациииуправленческихрешенийпофункциямуправления.Функциональныесвязиимеютсовещательнуюприроду,реализуютинформационноеобеспечениекоординации.Ониимеютнаправленностьснизувверхивыступаютвформесовета,рекомендации,альтернативногорешения

Первыйзаместительначальникатаможни,главныйбухгалтер(начальникотделабухгалтерскогоучетаиконтроля),начальникюридическогоотделаназначаютсянадолжностииосвобождаютсяотдолжностейприказамиФТСРоссиипопредставлениюначальникатаможни.

Последнийуровеньоцениванияявляетсяглавным,посколькуфункционированиесистемыможетсчитатьсякачественнымтогдаитолькотогда,когдатребуемымикачествамиобладаютвсебезисключениярезультатыфункционирования.Приэтомкритерииоцениваниякачествфункционированиясистемыиеерезультатовдолжнывыбиратьсянезависимодруготдруга.

Обеспечивающие.

Ксвойствамдеятельноститаможенныхоргановкакцеленаправленныхпроцессоввообщеотносятсярезультативность,ресурсоемкость,оперативность.Всовокупностиэтисвойствапорождаюткомплексноесвойство-эффективность,присущеетолькоцеленаправленнымпроцессамфункционирования.

Изсказанногоследует,чтокачествооперациинельзяохарактеризоватьоднимизперечисленныхчастных(единичных)свойстввотдельности,дляэтоготребуетсяихсовокупность,включающаявсебятригруппыкомпонент(минимумтрикомпоненты).Изэтогоследует,чтокачествофункционированиявсегдаширеили,вкрайнемслучае,тождественноэффективностифункционирования.

Таможеннаядеятельностьестьактивнаясторонатаможеннойсистемы.Эффективностьтаможеннойдеятельностиестькомплексноесвойство,характеризующееприспособленностьилипригодностьтаможеннойдеятельностикдостижениюглавнойцели.

Вобщемслучаепоотношениюкцелирассматриваемогодействияэффектможетбытькакположительным,такиотрицательным,однакоприопределениипоказателякачестварезультатовфункционированиясистемыречьидетвсегдаоположительномэффекте.Таковосвойствосубъектовуправления-рассматриватьэффекттольковположительномсмысле.Поэтомуэффективность-этонепростоспособностьдаватьэффект,аэффекткакрезультативность,соотнесеннаясзатратамиресурсоввсехвидов(материальных,людских,временныхит.п.).

Показательэффективностифункционирования-этокомплексныйпоказателькачествафункционированиясистемыкакобъектаисследования,акритерийоцениваниякачестварезультатовпроцессафункционированияиегоэффективности-этоматематическиеформулировкицелиоперацииитребуемойстепениеедостижения.

Итак,следуетпонимать,чтопонятие"эффективность"-свойствофункционирующейсистемы,"показательэффективности"-количественнаямераэтогосвойства,а"критерийэффективности"-совокупностьусловий,определяющихцелифункционированиясистемы.Численноезначениекритерияэффективностипозволяетсудить:достигнутацельилинет.

Наиболееинформативнымкомплекснымпоказателемэффективностифункционированиясистемыявляетсявероятностьдостиженияцелифункционирования.Приданномподходекоцениваниюкачестварезультатовиэффективностиоперацийвсецеленаправленныепроцессыоказываютсясравнимымипоэффективности,имеющейединуюмеру-вероятностьдостиженияцелиоперации.Нарядусэтимширокоераспространениеприисследованиифункционированиясистемиспользуютсяидругиепоказатели,отражающиечастныесвойстварезультатовфункционирования.Этипоказателиотражаютотдельныеаспектыфункционированиясистем,тоестьявляютсячастнымипоказателямииликритериями.

Таблица 1

Рис. 1. Динамика и структура результатов валютного контроля, млрд.долл.США

За 2011 год подразделениями валютного контроля таможенных органов проведено 37,6 тысяч проверок (за 2010 год – 22,3 тыс.), в ходе которых выявлено 23,2 тысяч нарушений валютного законодательства на сумму 720 млн. долл. США (за 2010 год – 9,3 тысяч на сумму 942 млн. долл. США). Возбуждено 4,2 тысяч дел об административных правонарушениях, которые направлены в территориальные управления Росфиннадзора для рассмотрения, где в результате рассмотрения дел по 64% (2010 год - 49 %) назначено административное наказание.

Таблица 2

В рамках первой составляющей деятельность таможенных органов нацелена на решение задач по обеспечению экономической безопасности государства, выявление и пресечение фактов незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также уклонения от уплаты таможенных платежей недобросовестными и связанными с криминалом участниками ВЭД.

Основную угрозу экономической безопасности РФ прежде всего создают:

при ввозе (импорт) – незаконные операции с товарами с высоким налогообложением (легковой автотранспорт, бытовая аудио- и видеотехника, оргтехника, мебель, одежда, обувь, ковры и ковровые изделия, алкогольная и табачная продукция);

Наводнение внутреннего рынка дешевыми, часто контрафактными товарами, которые ввозятся с нарушением таможенного законодательства, то есть не облагаются или не полностью облагаются таможенными пошлинами и не проходят должного контроля качества, создает серьезные препятствия для развития отечественного производства. Масштабы такого теневого импорта варьируются по товарным позициям и странам-поставщикам.

Один из возможных подходов к оценке и анализу теневой составляющей внешней торговли состоит в построении «зеркальной» статистики экспортно-импортных потоков, то есть в сопоставлении оценок, фиксируемых в таможенной статистике одной страны, с соответствующими оценками тех же потоков статистике стран – торговых партнеров. Такой подход позволяет оценивать каждый отдельный поток с двух точек зрения: со стороны отправителя груза и со стороны его получателя. При этом предполагается, что оценки импортера и экспортера должны быть близки. Допустимые различия определяется соотношением цен СИФ/ФОБ и принимаются в пределах 10%. Чтобы установить степень вовлеченности импортных товаров в ту или иную схему «растаможки», недостаточно одного лишь «зеркального» сопоставления импорт/экспорт по таможенной стоимости. Необходимо сравнить также физические объемы (в натуре) и цены.

Таблица 3

Динамика возбуждения дел

Показатель 2010 год 2011 год
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях
Количество возбужденных уголовных дел

Рис. 2. Структура возбуждаемых дел по субъектам правонарушений в 2011 году

Больше всего дел с составлением обвинительного акта в 2011 году окончили подразделения дознания ЦТУ (97%), УТУ (96%), ДВТУ и СЗТУ (по 94%), а также СТУ (90%).

Одним из важных элементов таможенного регулирования является проведение контроля после выпуска товаров (постконтроль), который проводят подразделения таможенной инспекции. Это способствует решению задач по смещению акцента при проведении таможенного контроля с этапа таможенного оформления на таможенный контроль после выпуска товаров, а также по контролю за соблюдением участниками ВЭД, лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, и лицами, осуществляющими розничную или оптовую торговлю ввезенными товарами, таможенного законодательства России.

Таблица 4

Рис. 3. Количество проверок, проведенных подразделениями таможенных инспекций

Рис. 4. Суммы таможенных платежей, пеней, штрафов, взысканных подразделениями таможенной инспекции в 2010 и 2011 году, тыс.руб.

Рис. 5. Суммы доначисленных таможенных платежей, пеней, наложенных штрафов подразделениями таможенной инспекции в 2010 и 2011 году, тыс.руб.

В настоящее время приобрела особую актуальность проблема борьбы с преступлениями коррупционной направленности. Работа подразделений собственной безопасности таможенных органов направлена на активную борьбу с преступлениями, совершаемыми должностными лицами таможенных органов с использованием своего служебного положения, а также с таможенными правонарушениями. Результаты этой работы в 2011 году по РТУ представлены в таблице 5, а в таблице 6 представлена динамика этой работы.

Таблица 5

Таблица 6

Качествотаможенныхорганов-этонеэффективностьтаможенныхорганов.Эффективность-этосвойствоиликачествопроцесса,действия,тоестьдеятельностьтаможенныхорганов.Понятиеэффективностиотноситсятолькокоперации,т.е.понятиекачестваоперацииширепонятияэффективностиоперации.Всвоюочередь,понятиекачествасистемыужепонятияэффективностифункционирования(применения)системы.Длятогочтобыотличатькачествостатикиоткачествапроцесса,последнеесталиименоватьтакимтермином,как«эффективность».

Длявсестороннегоисследованиятеорииэффективноститаможенногоделапервоочереднойзадачейявляетсярассмотрениееговкачествесистемы.Рассмотренныевышеособенностипоказывают,чтотеорияэффективностиоперируетпонятиями,связаннымиссистемой,процессомфункционированиясистемыкакоперации,понятиямиресурсовизатрат,атакжепонятиямикачестваиэффективности,аэффективностьестьсвойстволюбойцеленаправленнойдеятельности,втомчислеитаможенной,апоказателиэффективности-естьрезультатыфункционированиясистемы.

Ввопросахвыборапоказателейэффективноститаможеннойдеятельностинесуществуетполнойоднозначности.Этосвязанострудностямивыраженияоднихпоказателейчерездругиеиихкомплексированиемводинпоказатель,отражающийглавнуюцельтаможеннойдеятельности

Приформированиипоказателейэффективностиспозицийполитико-правовогоподходатаможеннаядеятельность,согласноТаможенномукодексуРФ,сводитсякрешениюкомплекснойзадачиобеспечениянормативногопорядкаинормативныхусловийперемещениячерезтаможеннуюграницулиц,товаровитранспортныхсредств.Приэтомподходенедостаточноиспользоватьтолькопоказательсуммарныхтаможенныхсборов,отчисляемыхвгосбюджетРоссии,посколькуэтотпроцессопределяетсямножествомразнообразных,случайновозникающихфакторов.

Приоценкевыполненияпланапоказательэффективностиможетбытьпредставленкакотношениефактическойвеличинысуммарныхтаможенныхотчисленийвгосбюджетлибокзапланированнойвеличине,либокпрогнозируемомузначениюпоказателя.Здесьпланируемаяилипрогнозируемаявеличинаможетопределятьсяпостатистическимданным.

Приподходекопределениюэффективноститаможеннойдеятельностинаосновеоценкивыполненияфункцийирешенияоперативно-технологическихзадачпоказателиэффективностимогутотражатьзначениярезультатовсравненияфактическидостигнутыхуровнейрешениязадачсуровнями,заданныминормативнымидокументами.

Традиционноеуправлениетаможеннойдеятельностьюосновываетсянанеизменномследованииправиламипроцедурам.Оценкадействийсотрудниковпроисходитвзначительноймерепокритериямтого,насколькочеткобылисоблюденысуществующиеинструкции.Этозачастуюзаслоняетвозможностьоценкирезультативностидеятельноститаможенныхоргановвстепенидостиженияцелей.

Специалистыотмечают,чтоподрезультатамидолжнапониматьсястепеньдостиженияпоставленныхцелейиколичественноесоотношениерезультатовизатрат,атакжеэффект«обратнойсвязи»,т.е.отношениеиоценканаселениемдеятельностигосударственныхслужб.

Такимобразом,результативностьследуетпониматькакмеруэффективности,котораяхарактеризуетсядостижениемрезультаталибоцелитаможеннойдеятельностиилистепеньюприближениякней.Результативностьтаможеннойдеятельностиопределяетсязначениямипоказателей,отражающихдостигнутыйконечныйрезультаттруда.

АктивноевовлечениеРоссиивмирохозяйственныесвязипосредствоммеханизмаглобализацииобуславливаетнеобходимостьперманентнойоценкирезультативностифункционированиятаможеннойсистемывкачественеотъемлемогорегуляторамежстрановыхтоварныхпотокови,какследствие,разработкисоответствующихметодик.

Многообразиеразработанныхподходовкоценкеэффективностидеятельноститаможенногоорганаобусловленоабстрактно-отвлеченнымхарактеромпонятия«эффективностьдеятельноститаможенныхорганов»,подкоторымвданнойработеподразумеваетсякомплекснаяхарактеристикатаможенногодела,выраженнаявотношенииполученныхвпроцессефункционированиярезультатовкпонесеннымзатратам.

Сложностьобъектаисследования(эффективностьдеятельноститаможенногооргана)делаетцелесообразнымприменениямногокритериальнойоценкинасистемнойоснове.Например,предложенныйДиановымА.Ю.интегральныйподходпредусматриваетвключаеттриэтапа:анализструктурырезультативностисовокупногопроцессадеятельноститаможенныхорганов,формированиеинтегрирующихпоказателейирасчетэтихпоказателейвовремени

ВинойплоскостирассматриваетпроблемуКлищН.Н.:оценкаэффективностидеятельностигосударственныхорганов(служащих)базируетсянарезультативномподходе,предусматривающем5групппоказателей:входящиересурсы,процессы,непосредственныерезультаты,конечныеэффекты,влияние.[1](см.таб.7).

Таблица7

Продолжение таблицы №7

Показателиконечныхэффектов Показатели,характеризующиестепеньдостиженияцелейизадачтаможенныхорганови(или)изменениевсостояниицелевойгруппыпотребителейуслуг -числопогибшихнаавтодорогах,прошедшихинспекциюнеболеегоданазад; -сокращениечисласовершенныхпреступленийна10тыс.жителей;
Показателивлияния Показатели,характеризующиеэффектвоздействиягосударственногослужащегонауправляемуюподсистемуилиопределеннуюцелевуюгруппу -суммасредств,сэкономленныхпривнедрениипредложения; -числограждан,удовлетворенныхкачествомисвоевременностьюоказанияуслуги

Дляанализаэкономическойэффективноститаможеннойединицы[2]А.В.Губинпредлагаетметодсравнениярасчетногоифактическогобюджетногорезультатов:эффективностьобратнопропорциональнаразностимеждуэтимипоказателями[3].Сутьпредлагаемогоподходазаключаетсявсравнениимаксимальновозможныхпоступленийоттаможенныхопераций(расчетногобюджетногорезультата)сфактическими(фактическимбюджетнымрезультатом).Нарядусэтимданныйученыйпредлагаетсопоставлениесовокупныхзатратирезультатов(втомчисле,таможенныхсбороввфедеральныйбюджет)таможеннойдеятельности[4].

Таблица8

Продолжение таблицы №8

Организационный Повышениеэффективноститаможенногоконтроля Доначисленныеплатежизатаможенныйконтроль(вевро)
Количествоособоопасныхнарушенийв1000отобранныхтаможенныхдекларациях
  Сокращениерасходовнасборытаможенныхплатежей Средняястоимостьпроцедурысборатаможенныхплатежей,приходящаясяна100евро(вевро) 0.51

ВиномракурседанныйвопросрассматриваютвтаможеннойадминистрацииНидерландов:таможеннаядеятельностьсутьнепрерывныйпроцесс,навходекоторогоимеетместоисходныересурсы,используемыесразнойстепеньюинтенсивности(пропускнаяспособность),анавыходеобразуютсякакрезультатыконкретныхрешенийлокальныхтаможенныхорганов(приемтаможеннойдекларации,задержаниепродукции),такивцеломвоздействиетаможеннойсистемынаобщество(поощрениеблагоприятныхпрактик,правомерногоповедения,поддержаниедолгосрочногосотрудничествачерезинститутуполномоченногоэкономическогооператора)[6].

Рис.6.СистемаоценкиэффективностидеятельноститаможенныхоргановвНидерландах

ВыработаннаянасегодняшнийденьвРоссииметодикаоценкиэффективностидеятельноститаможенныхоргановпостроенанасистемепоказателейэффективностидеятельности(ПЭД)иимеетряддопущений:эффективностьтаможеннойдеятельностипредставленавкачествесистемы,состоящейиз3разделов-подсистемвсоответствиисостратегическимицелямиФТСРоссии;высокиеагрегаты(разделы)разукрупненынаконкретныеиндикаторы;балльноевыражениенекоторыхпоказателей;наличиепоказателейбезбалльнойоценки[7].

Витогенаосновеэкспертныхоценокможнополучитьрезультирующийпоказатель–эффективностьдеятельноститаможеннойединицы:

,

где-показательэффективностиподсистемы(разделапоказателей;

-удельныйвеспоказателяэффективностиподсистемы;

-числоподсистем.

Такимобразом,несмотрянапредставленнуювышедифференциациюподходов,ниоднаизрассмотренныхметодикнераскрываетвполноймересодержаниеэффективностидеятельноститаможеннойединицы.Соднойстороны,этодемонстрациясложностиобозначеннойпроблемы,сдругой,-широкоеполедлядальнейшихнаучныхисследований.

Крометого,стремительнаядинамикаиусложнениеформвнешнеэкономическихотношений,новыйинституциональныйдизайнвконтекстеожидаемоговступленияРоссийскойФедерациивоВсемирнуюторговуюорганизациюпредъявляюткоценкетаможеннойдеятельностивсеновыеиновыетребования.Очевидно,чтовследствиевышесказанногомеханизмоцениваниядеятельноститаможенныхоргановдолженнаходитьсявсостояниинепрерывногоразвитияисовершенствования.

Как отмечает А.Л.Гапоненко: «Переход менеджмента в государственной службе от традиционной бюрократической модели к новой модели управления, ориентированной на поиск эффективного решения постоянно нарождающихся проблем, характеризуется ориентацией на цели и миссию по сравнению с ориентацией на правила и процедуры».

Новые подходы акцентируют внимание на результатах, которые получены в процессе тех или иных действий государственной службы. Ключевым вопросом должен стать вопрос о том, в какой степени достигнуты поставленные цели и соответствуют ли затраты полученным результатам, как используется человеческий ресурс, каково отношение населения к результатам работы. Именно поэтому в практике современного менеджмента в государственной службе измерение и мониторинг результатов начинают занимать центральное место.

Ключевым аспектом повышения результативности таможенной деятельности во многих странах становится создание объективной и комплексной системы индикаторов, отражающих выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, позволяющих сфокусировать внимание сотрудников на основных приоритетах органов власти. Для этих целей широко используются всевозможные показатели результативности.

Основное направление совершенствования систем показателей результативности в последнее десятилетие в большинстве западных стран было связано с нахождением оптимального баланса между определением показателей для органов власти и гражданских служащих и установления тесной взаимосвязи между ними.

В настоящее время наиболее распространенным является подход, при котором на уровне органов государственной власти используются интегральные показатели результативности, отражающие основные политические или экономические параметры его деятельности.

Тем не менее, одна из самых больших трудностей при построении комплексных систем показателей результативности состоит в следующем. Ориентация на конечные результаты, которые выражаются в социальном и экономическом эффекте, приводит к сложности определения конечного вклада отдельно взятого сотрудника таможенного органа в достигнутый результат, а для объективной оценки его деятельности необходимо сформировать как можно более четкие показатели.

Также следует отметить, что показатели результативности во многом зависят и от внешних эффектов, на которые государственный служащий не может оказать значительного влияния. На практике оказывается очень трудным оценить конечные результаты деятельности сотрудников таможенных органов в чистом виде, без учета воздействия внешних факторов.

Таким образом, необходимо сформулировать и выбрать такие показатели результативности, которые максимально отражали бы «степень причастности и вклада» конкретного сотрудника по отношению к определенному фактору.

Другой проблемой является выбор оптимального количества критериев оценки результативности таможенной деятельности. Если их будет слишком много, то сложность оценки и издержки на мониторинг большого количества показателей могут превысить положительный результат от практического применения показателей результативности.

Если же, наоборот, показателей недостаточно, то может проявиться «результат искажающего поведения» со стороны сотрудников таможенных органов, когда они переносят все внимание на виды деятельности, которые в конечном итоге будут измерены показателями и «забывают» об остальных должностных обязанностях.

Показатели результативности таможенной деятельности должны отвечать следующим основным критериям:

1. Быть четко увязаны с целями и задачами органов власти;

2. Отражать степень вклада каждого сотрудника в достижение целей и задач;

3. Полностью отражать выполнение основных должностных обязанностей сотрудником таможенного органа;

Четкость (Clearness),

Полнота (Completeness),

Комплексность (Complexity),

В 2011 году таможенные органы решали задачи по снижению административных барьеров, созданию благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, обеспечению полноты собираемости таможенных платежей и эффективному противодействию правонарушениям.

Деятельность таможенных органов, направленная на повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, позволила перечислить в доходную часть федерального бюджета свыше 6 трлн. рублей. По сравнению с 2010 годом поступления в бюджет Российской Федерации возросли более чем на треть, размер среднедневного перечисления увеличился на 45 % и составил 24,3 млрд. рублей.

В 2011 году продолжился процесс совершенствования таможенного законодательства в рамках Таможенного союза, обеспечивающий дальнейшую унификацию таможенных законодательств государств, упрощение таможенных процедур, совершенствование правоохранительной деятельности.

Плодотворное взаимодействие таможенных служб Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан позволило подписать наряду с иными актами Договор об Объединенной коллегии Таможенных служб государств – членов Таможенного союза, которая будет координировать действия таможенных служб в условиях перехода на единые принципы таможенного администрирования, выступать площадкой для обсуждения взаимоприемлемых унифицированных решений и оперативного урегулирования проблем.

Результаты выполнения таможенными органами установленных значений контрольных показателей эффективности деятельности показывают, что на протяжении 2009 – 2011 годов наблюдалась положительная динамика



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.021 с.)