Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 36. Назовите важнейшие факторы, влияющие на продуктивность учебного процесса↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
После длительных исследований И.П. Подласым “выделено четыре генеральных фактора, определяющих в комплексе формирование продуктов дидактического процесса”: 1. учебный материал; 2. организационно-педагогическое влияние; 3. обучаемость учащихся; 4. время. Генеральный фактор “учебный материал” содержит в своем составе два комплексных (объективная информация, дидактическая обработка), шесть общих (содержание, количество, качество, форма, структура, способ изложения) и свыше пятидесяти причин общего характера. Продуктогенные причины, объединяемые генеральным фактором “организационно-педагогическое влияние”, характеризуют “деятельность учителей, качественные уровни организации учебного процесса, условия учебного и педагогического труда”. В его составе выделяются два комплексных фактора: организационно-педагогическое влияние на уроках и влияние с учебными целями вне школьных занятий. В первый из них входят такие общие факторы: методы преподавания и учения, организационные формы, учебные ситуации, работоспособность педагога, работоспособность учащихся, контроль и проверка результатов работы (в том числе общая и средняя частота контролирования), тип и структура учебного занятия, практическое применение приобретенных знаний и умений, применение средств обучения, оборудование учебного процесса, условия обучения (в том числе санитарно-гигиенические, психофизиологические, этические, организационные). “Третий генеральный фактор – “обучаемость учащихся” – это способность (пригодность) школьников к учению и возможность достижения ими запроектированных результатов в установленное время”. В нем также выделяются два комплексных фактора: обучаемость на уроках и обучаемость во внеурочной деятельности. Первый из них включает такие, например, общие факторы, как уровень общей подготовки обучаемых, способности к овладению определенным учебным материалом, общие способности к учебно-познавательной деятельности, общие характеристики внимания, особенности мышления учащихся при изучении конкретного учебного предмета, общие характеристики мышления, психологическая установка на сознательное и прочное усвоение учебного материала, мотивация обучения, темпы усвоения знаний, умений, здоровье учащихся и др. В составе второго комплексного фактора среди прочих указаны работоспособность и состояние здоровья. В четвертом генеральном факторе – “Время” – выделяются затраты времени непосредственно на уроке и затраты времени на самоподготовку. К первым относятся время восприятия и первичного усвоения знаний, закрепления и упрочения изученного, периодичность контролирования, повторения и закрепления, время, прошедшее после завершения обучения, время сохранения информации в памяти в соответствии с целевой установкой и др. На наш взгляд, приведенная классификация не лишена отдельных недостатков. Так, в генеральном факторе “организационно-педагогическое влияние” объединены достаточно разнородные факторы, в том числе и не относящиеся непосредственно к процессу обучения (например, среди условий обучения указаны, в частности, “отношения между педагогами и родителями”), а такие факторы, как “работоспособность” и “состояние здоровья”, “общая и средняя частота контролирования” и “периодичность контролирования”, достаточно тесно взаимосвязанные, включается одновременно в состав двух генеральных факторов. Задача 37. Положительных изменений в поведении сына не произошло, так как отец перечислил только его отрицательные черты характера и недостатки в поведении, но не перечислил положительные черты характера. После лекции отца, ребенок посчитал, что он состоит только из отрицательных черт и поступает каждый раз плохо, что выражается в недостатках в поведении. Поэтому у него нет мотивации поступать хорошо. Для того, чтобы воспитательный процесс прошел эффективно и достигнул намеченной цели, отцу необходимо было опираться на положительное, т.е. перечислить положительные черты характера. Принцип воспитания «опора на положительное» утверждает, что воспитателю необходимо выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и сочетания. Задача 38 Преподаватель поступил неверно, так как дал указание развесить на передней стене аудитории ряд плакатов и схем. Это повлекло к тому, что студенты были увлечены рассматриванием схем и картинок, тем самым у них было рассеяно внимание, которое необходимо было сконцентрировать на изучаемом материале. Также они рассмотрели наглядное пособие, без объяснения его учителем, что могло повлечь к искажению даваемой информации учителем. Не было выполнено правило: не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное; а также – не показывать наглядные пособия до того, как объясняете материал, изображенный на наглядном пособии. Задача 39 Первой ошибкой отца было то, что он потребовал от сына выполнять ежедневно зарядку. Отцу необходимо было провести разъяснительную беседу с сыном о пользе утренней зарядки. Второй ошибкой является – то, что отец не мотивировал, не заинтересовал сына к выполнению утренней зарядки. Третьей ошибкой является – то, что отец не применял воспитательный метод поощрения. Четвертой ошибкой является – то. Что отец не подавал личного примера сыну по выполнению утренней зарядки. Данные ошибки могут быть причинами того, что сын бросил делать утреннюю зарядку. Задача 40 В начале занятия преподаватель не проверил по списку учащихся, не проверил домашнее задание, а также не установил положительную атмосферу в учебном коллективе. Преподаватель не применил такие принципы обучения, как: принцип прочности и принцип связи нового материала с ранее изученным. Принцип прочности заключается в том, что преподаватель должен акцентировать внимание учащихся на повторении изученного материала, тем самым, укрепляя полученные знания. Принцип связи нового материала с ранее изученным состоит в том, что при начале изучения нового материала, преподаватель должен вспомнить ранее изученный материал. Преподаватель, либо вкратце рассказывает изученный материал, либо делает опрос учащихся по раннее пройденному материалу. Задача 41 Принцип сознательности и активности обучаемых. Обучение эффективно тогда, когда обучаемые проявляют на занятиях познавательный интерес. Для реализации данного принципа необходимо выполнять следующие правила 1.необходимо показать обучаемым практическую ценность и полезность изучаемого материала для жизни, для будущей деятельности. 2.добиваться, чтобы обучаемые не запоминали материал механически. 3.важные теоретические положения сопровождать фактами и примерами. 4.чаще на занятиях использовать вопрос «почему?» 5.поощрять самых активных и мыслящих обучаемых. Задача 42 Качества гражданина: патриотизм; гражданственность; ответственность перед родиной; моральные качества - как доброта, милосердие, любовь (к Родине, родителям, окружающей природе и др.), мужество, вера, честность, простота, жизнерадостность, сотрудничество, достоинство, бескорыстие, решительность, ответственность, терпение, толерантность, дисциплинированность и другие. Качества работника: Доброжелательность - стремление человека быть открытым другим людям, добросовестность - честное соблюдение обязательств и нравственных норм. Добросовестность с положительной стороны характеризует: - работников, старательно и ответственно выполняющих обязанности; и - предпринимателей, тщательно следящих, чтобы не преступить закон, не причинить вреда интересам других, Эрудиция - глубокие познания в одной или нескольких областях знания. интеллигентность - совокупность личностных качеств индивида, отличающихся высоким уровнем развития интеллекта, образованностью и культурой, коммуникабельность - способность человека к коммуникации, установлению контактов и связей. компетенция - единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью, самообладание - способность индивида к сознательной волевой организации психических процессов и осуществлению деятельности в критических ситуациях, Трудолюбие - положительное качество человека, отличающегося любовью к труду, усердием в работе. Честь и достоинство - неукоснительное соблюдение человеком профессионального долга и нравственных норм делового общения; достойные уважения и гордости моральные качества, принципы человека. Качества семьянина: Ответственность Уступчивость Умение идти на компромисс Качества воспитателя Любовь к окружающим людям, направленность на другого человека, способность к браку. Адекватные брачно-семейные представления. Задача 43 Когда в воспитании участвует много людей, для эффективности воспитательного процесса им необходимо придерживаться принципов воспитания: единство требований и уважение к личности; единство воспитательных воздействий. Если же воспитатели не будут придерживаться данных принципов воспитания, то воспитуемый не будет знать, кого ему необходимо слушать, чье мнение является единственно правильным. Когда воспитуемый находится в состоянии растерянности, он начинает действовать по своему усмотрению. Необходимо объединить усилия воспитателей. Задача 44 Формула – по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье означает то, что воспитательный процесс проходит изначально в семье. Социализация личности также происходит в семье. Первыми воспитателями маленького человека являются его родители. Также авторитетом для ребенка являются его родители. Каждый ребенок считает, что его родитель является самым лучшим человеком, только его родитель всегда прав и его необходимо слушать. Воспитание ребенка в семье происходит постоянно и ежедневно, что ведет к эффективности воспитательного процесса. Задача 45 Беседа не оказала большого воспитательного воздействия на учеников, так как она могла проводиться в виде рассуждения учителя на тему «О вреде курения». Учителю необходимо было использовать прием убеждения – дискуссию. При проведении дискуссии учитель бы задействовал в обсуждении темы и учащихся, узнал бы их взгляд на обсуждаемый вопрос. Ученики же считали бы, что их мнение учитывается и уважается. Успеху убеждения сопутствует: 1.личная убежденность воспитателя 2.наличие точных фактов. 3.правильный учет индивидуальных особенностей личности. 4.обстановка доверия, доброжелательности. 5.авторитет воспитателя. 6.единство слова и дела 7.компетентность воспитателя Задача 46 Мать была не права в совеем поведении. Мать не разобралась в ситуации, не спросила причины получения данной оценки, не выслушала объяснений дочери. Мать использовала воспитательный метод наказания, но в данном случае он не был воспитательным. Для того чтобы наказание было эффективным необходимо: 1.не увлекаться наказаниями, применять их в крайних случаях. 2.наказание должно быть справедливо и законно. 3.наказание должно соответствовать тяжести проступка и учитывать его прошлое поведение. 4.не выносить наказание в состоянии нервного раздражения. 5. своевременность наказания. 6.наказние не должно сопровождаться унижением достоинства личности. 7.наказав человека, надо помочь ему исправить свою ошибку. Задача 47 Первой ошибкой преподавателя было то, что он подготовил большой объем информации, который не соответствует времени отведенному для проведения лекции; второй – преподаватель сосредоточил внимание только на прочтении лекции, но при этом не заинтересовал учащихся в прослушивании материала, также он не старался получить обратную связь от учащихся. Преподавателю необходимо было задавать вопросы, касающиеся изучаемого материала, для того чтобы учащиеся включались в учебный процесс, и была задействована мыслительная деятельность учащихся. Преподавателю при подготовке к лекции необходимо было вычленить главную информацию в тексте. Также ему нужно было составить краткий план-проспект лекции. Преподавателю, при прочтении лекционного материала, необходимо было следить за поведением и вниманием учащихся. Тех учащихся, которые отвлекались и слушали лекцию, необходимо было поправлять и спрашивать на чем остановился преподаватель при прочтении лекции. Задача 48 Просьбу целесообразнее применить в таких случаях, как негативная атмосфера в группе. Таким образом, преподаватель при помощи просьбы меняет негативную атмосферу в группе на позитивную. 2. когда человек находится в нервно-психическом напряжении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.255.63 (0.011 с.) |