С. А. Ермаков – полесск: кф фгоу во спбгау, 2015. - 27 С. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С. А. Ермаков – полесск: кф фгоу во спбгау, 2015. - 27 С.



Кафедра (Агрономия)

 

Методические указания по изучению дисциплины

«Ботаника»

(для изучения дисциплины, выполнения контрольных работ студентов заочной и очной формы обучения)

«Ботаника»

 

35.03.04.62 Агрономия

__________________________________________

(код и наименование направления подготовки бакалавра)

Агрономия

___________________________________________

(наименование профиля подготовки бакалавра)

 

 

Полесск

 

Рецензент

кандидат химических наук, О.Л. Косинский

 

 

Методические указания по изучению дисциплины«Ботаника» /сост.

С.А. Ермаков – Полесск: КФ ФГОУ ВО СПбГАУ, 2015. - 27 с.

 

 

Методические указания предназначены для преподавания дисциплины Б3.Б.1 «Ботаника»

базовой части профессионального цикла

студентам очной и заочной формы обучения в 2-3 семестрах.

 

Составитель ____________________ С.А. Ермаков

11.09.2015 г. (подпись)

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

По учебному плану, первом курсе студент заочного обучения должен изучить первый раздел ботаники — «Морфология и анатомия растений» и выполнить при подготовке к лабораторно-экзаменационной сессии одну контрольную работу. На втором курсе студент должен усвоить второй раздел курса - «Флорография. Систематика растений» и третий — «Основы фитогеографии и экологии растений», в межсессионный период написать вторую контрольную работу.

Большое разнообразие учебного материала в курсе ботаники создает трудности в его изучении. Это требует от студента систематической и упорной самостоятельной работы, которая должна находиться под контролем преподавателя.

При изучении курса рекомендуем придерживаться следующего плана:

1. Подбор литературы, изучение ее, краткое конспектирование и составление ботанического словаря.

2. Самопроверка знаний по вопросам, приведеным в каждой теме.

3. Выполнение контрольной работы.

4. Проведение наблюдений и сбор гербария в природе.

5. Гербаризация растений.

6. Учебная работа в период сессии в вузе.

 

МОРФОЛОГИЯ И АНАТОМИЯ РАСТЕНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ

ДИСЦИПЛИНЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ПРОВЕРКИ ЗНАНИЯ

 

Курс ботаники начинается с изучения первого раздела темы «Основы учения о клетке». При изучении этой темы особое внимание следует уделить изучению протопласта (цитоплазма, ядро, пластиды, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи и т. д.). Следует указать, какие функции выполняет тот или иной органоид. Во втором разделе темы говорится о продуктах жизнедеятельности протопласта клетки: клеточном соке, клеточной оболочке, запасных питательных веществах, ферментах, ядовитых и прочих веществах.

Здесь обратите внимание на те вещества, которые имеют большое значение в жизни человека, а также на те, которые регулируют жизненные процессы в самом растении (гормоны роста, витамины и т. д.).

В теме «Ткани» следует дать четкое представление о строении той или иной ткани, ее нахождении в растении, о функциях, которые ткань выполняет.

Знание этой темы значительно облегчает изучение темы «Органография и размножение», в которой изучается анатомическое и морфологическое строение вегетативных органов растений, строение корня, стебля и листа, а также строение почек, побегов и их видоизменения.

Каждый вегетативный орган следует рассматривать в следующем порядке: 1) функция, которую выполняет орган; 2) его внешнее строение (морфология); 3) анатомическое строение; 4) видоизменения (метаморфозы) органа.

При изучении этой темы студент должен не только хорошо знать строение того или иного вегетативного органа, но и уметь схематично изобразить его на бумаге и доске.

При изучении тем: «Побег, видоизменения (метаморфозы) побега», «Стебель», «Лист» следует знать морфологиче-ское и анатомическое строение органов и функции, которые они выполняют.

С темой «Метаморфозы побега» тесно связана тема «Вегетативное размножение растений», в которой студенты должны четко знать способы естественного и искусственного вегетативного размножения растений.

Большое место при изучении ботаники на I курсе отведено темам: «Цветок», «Плоды и семена».

ВВЕДЕНИЕ

Теоретические вопросы

1. Что изучает ботаника? Разделы ботаники. Роль ботаники для специалистов сельского хозяйства.

2. Значение растений в природе (экосистемах) и жизни
человека.

Ткани (гистология)

Теоретические вопросы

27. Понятие о тканях. Появление тканей в филогенезе.
Классификация тканей.

28. Типы образовательных тканей: апикальные, латеральные, интеркалярные, раневые. Характерные особенности меристематических тканей, ихстроение и функции. Значение для вегетативного размножения растений.

29. Типы покровных тканей: эпидерма, перидерма, корка,
спородерма (семенная кожура), их краткая характеристика.

30. Особенности строения эпидермиса листа, строение, механизм работы устьица. Функции эпидермиса, значение волосков (трихом) в защитной функции эпидермиса.

31. Эпиблема: строение, расположение, функции.

32. Комплекс перидермы, образование и строение чечевичек, функции перидермы, использование пробки.

33. Корка, ее возникновение и функции.

34. Типы основных тканей: водопоглощающая, фотосинтезирующая, запасающая, воздухоносная и водоносная. Расположение в органах, строение, функции.

35. Типы механических тканей: колленхима, склеренхима и склереиды. Расположение в органах, строение, функции. Использование механических тканей в народном хозяйстве.

36. Проводящие ткани: трахеиды, трахеи (сосуды), сито
видные трубки. Расположение в органах, строение, функции.
Онтогенез трахеи и ситовидной трубки.

37. Гистологические элементы ксилемы (древесины), функции ксилемы, вещества, передвигающиеся по ксилеме.

38. Гистологические элементы флоэмы (луба), функции
флоэмы. Вещества, передвигающиеся по флоэме.

39. Проводящие пучки. Типы проводящих пучков.

40. Структуры выделительных тканей внутренней секреции:
млечники членистые и нечленистые. Схизогенные и лизигенные вместилища, функции.

41. Структуры выделительных тканей внешней секреции:
железистые волоски (трихомы), гидатоды, нектарники, осмофоры,их функции.

ЗАДАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1

Контрольная работа выполняется по теоретическим вопросам, указанным в каждом разделе морфологии и анатомии растений. Номера вопросов следует найти по таблице № 2 согласно двум последним цифрам своего шифра, причем по горизонтали берется последняя цифра, а по вертикали — предпоследняя. Студент выполняет контрольную работу письменно и присылает ее в институт на проверку. Работа зачитывается после устного собеседования. Собеседование проводится в любое удобное для студента время, но не позднее чем за два-три дня до начала сессии.

При выполнении контрольных вопросов по теме «Основы учения о клетке» обратите особое внимание на строение клетки и ее органоидов в световом и в электронном микроскопах. Описывая отдельные органоиды, укажите их субмикроскопическое строение, химический состав и выполняемые функции. Особенно тщательно рассмотрите пигменты пластид. Излагая материал о продуктах жизнедеятельности клетки, обратите внимание на места их отложения в клетке, в тканях, обязательно приведите примеры растений.

При описании разных типов тканей отметьте своеобразие их строения и функций, местонахождение в теле растений. Тщательно излагайте материал по проводящим пучкам: открытым и закрытым — по наличию камбия; коллатеральным, концентрическим и радиальным — по расположению луба и древесины. Указывайте ткани, входящие в их состав.

При ответе на вопросы по вегетативным органам растений детально описывайте их внутреннее строение, последовательность расположения тканей и их роль в жизни растения. Детально излагайте материал по морфологии растений, приводите больше конкретных примеров растений и примеры использования вегетативных органов растений и их метаморфозов в практике сельского хозяйства.

При изложении вопросов по теме «Цветок», «Плоды и семена» четко раскрывайте поставленный вопрос, приводите примеры строения цветков и плодов растений различных семейств. Особенно внимательно отнеситесь к вопросам по развитию цветка и его органов, описанию микроспорогенеза и мегаспорогенеза, двойного оплодотворения. Ответы иллюстрируйте рисунками.

 

Таблица 1

ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Систематика растений — это большой раздел ботаники, изучающий многообразие ныне существующих и вымерших растений, их родственные отношения и пути эволюции растительного мира в целом, а также его отдельных ветвей.

Главные таксономические (систематические) / единицы: вид (species), род (genus), семейство (familia), порядок (ordo), класс (class), отдел (divisio), растительный мир (regnum vegetabile). Основная единица систематики - - вид.

Научное название вида по бинарной (двойной) номенклатуре, предложенной в середине XVIII века шведским ученым К. Линнеем, состоит из двух латинских слов. Первое слово -это название рода, второе — видовой эпитет, редко видовой эпитет состоит из двух и более слов. После латинского названия вида пишется сокращенно фамилия или инициалы автора, давшего название виду. Например, вид Pyrus communis L. -груша обыкновенная, состоит из двух слов: родовое название — Pyrus — груша, видовой эпитет — communis — обыкновенная. Буква «L» в конце названия вида указывает, что такое название было дано Линнеем. В «Списке важнейших растений» указаны основные виды растений различных семейств, которые следует знать студентам (100 видов).

Иногда в определителях растений после фамилии автора в скобках стоят другие названия растения, данные ему различными авторами. Например, Fragaria moschata, Duch. (F. elator Ehrh.) - - земляника мускусная, клубника; Poten-tilla erecta L. Raeusch. (Tormenilla erecta L. Potentilla. Tor-mentilla Neck.) —лапчатка прямостоячая, калган, узик. Для учебных целей нужно писать которое считается современным, а названия видов, данные в скобках, следует опускать.

Особенностью систематики растений является большое разнообразие растений, отличающихся по местам обитания, внешнему и внутреннему строению, жизненным циклам, по происхождению, роли в природе и народном хозяйстве.

При изучении систематики растений используются различные методы: наблюдения в природе за дикорастущими и культурными растениями, сбор и определение гербария, морфологическое описание растений, выращивание растений в полевых и комнатных условиях, проведение фенологических наблюдений, работа с учебником и дополнительной литературой, посещение лекций и лаборатордо-практических занятий в период сессии, участие в работе добровольного общества охраны природы. Особенно надо подчеркнуть значение непосредственных наблюдений в природе и определения растений.

Учебный материал изучается в следующей последовательности.

Низшие растения — Tallobionta

1. Подцарство Предклеточные — Procytobionta
Отдел Вирусы — Virophyta

2. Подцарство Таллофиты предъядерные - Tallobionta
procariota

Отдел Бактерии — Bacreriophyta

Отдел Синезеленые водоросли — Cyanophyta

3. Подцарство Таллофиты ядерные пластидные -- Tallo
bionta eucaryota

Отдел Золотистые водоросли — Chrysophyta Желтозеленые — Xanthophyta Диатомовые или кремнистые — Diatomophyta Пирофитовые — Pyrrophyta Криптофитовые — Cryptophyta Эвгленовые — Euglenophyta Бурые — Phaeophyta Красные — Rhodophyta

Зеленые — Chlorophyta

Лишайники — Lichenophyta

4. Подцарство Таллофиты беспластидные - Thallophyta

aplastidae

Отдел Грибы — Mycophyta

Слизевики — Myxophyta

 

Высшие или зародышевые растения — Cormobionta

5. Подцарство Предпобеговые архегоииальные — Ргосо-

rmobionta archegoniatae

Отдел Моховые — Bryophyta

Риниевые — Rhyniophyta

Псилотовые — Psilotophyta

6. Подцарство Побеговые архегониальные - Cormobionta archegoniatae

Отдел Плауновые — Lycopodiohpyta

Хвощевые — Equisetophyta

Папоротниковые — Polypodiophyta

Сосновые (Голосеменные) - Pinophyta (Gymnospermae)

7. Подцарство Побеговые пестичные — Cormobionta gy-

Noeciatae

Отдел Цветковые, или Покрытосеменные - Anthophyta

(Angiosperrnae)

Класс Двудольные — Dicotyledoneae

Класс Однодольные — Monocotyledoneae

Необходимо усвоить методы филогенетической систематики и современные филогенетические системы (Веттштейн, Галлир, Бэсси, Буш, Энглер, Кузнецов, Гроссгейм, Тахтаджян и др.).

При изучении низших растений обратите особое внимание на отделы: синезеленые и зеленые водоросли, грибы. По каждому отделу необходимо знать конкретных представителей, их систематическое положение, строение клеток, способы питания и размножения, а также условия местообитания и роль в природе и жизни человека. Роль синезеленых и зеленых водорослей в «цветении» водоемов, повышения плодородия почвы. Применение сапропеля в сельском хозяйстве. Использование хлореллы и других зеленых водорослей для кормления домашних животных, а также для осуществления системы жизнеобеспечения в космических полетах.

Среди грибов имеются грибы-сапрофиты и грибы-паразиты. Необходимо обратить особое внимание на грибы-паразиты, приносящие значительный ущерб сельскохозяйственному производству (фикомицеты, ржавчинные, головневые). Следует знать не только их строение, но и жизненный цикл, основные меры борьбы.

В природе очень распространены грибы-сапрофиты. Следует изучить их строение, питание, размножение. Необходимо знать использование этих грибов в народном хозяйстве: грибов-фикомицетов для получения кормового белка, грибов-гименомицетов для питания человека и диких животных. Особое значение приобрело выращивание этих грибов в теплицах (шампиньоны, вешенка). Следует четко понимать роль в круговороте веществ автотрофов и гетеротрофов, их взаимосвязь и взаимозависимость. Роль грибов-сапрофитов в повышении плодородия почв, использование их как микоризо-образователей.

Изучая высшие архегониальные растения, четко усвойте строение представителей этой группы растений, чередование гаметофита (половое поколение) и спорофита (бесполое поколение) в жизненном цикле, выясните преобладающее поколение. Необходимо усвоить, что в процессе эволюции высших растений шла редукция (упрощение) гаметофита и усложнение спорофита. Такое направление эволюции связано с приспособлением высших растений к жизни на суше. Крайнев степени редукции гаметофит достигает у цветковых растений, а спорофит достигает высокой степени совершенства.

Обратите внимание на народнохозяйственное значение представителей этой группы растений и их роль в природе: использование торфа в сельском хозяйстве, роль мохообразных в заболачивании территорий, хвощи как показатели кислых почв, использование спор плауна в медицине и металлургии.

Изучите разностороннее применение значение голосеменных растений особенно из порядка сосновых. Следует знать примеры растений, занесенных в Красную книгу СССР.

Среди цветковых растений изучите семейства из класса Двудольных растений: Лютиковые, Бобовые, Капустные (Крестоцветные), Пасленовые, Астровые (Сложноцветные), Сельдерейные (Зонтичные), Тыквенные, а среди класса Однодольных семейства: Мятликовые (Злаки), Лилейные, Луковые. Следует знать строение вегетативных и генеративных органов растений этих семейств, характерных представителей и практическое значение.

В различных семействах необходимо выделить: культурные (овощные, плодовые, ягодные, масличные, зерновые и т. д.), дикорастущие, сорные, лекарственные, медоносные, декоративные, алкалоидные, дубильные и другие группы растений. Их применение в народном хозяйстве. План характеристики семейства приводится ниже.

 

Вопросы для самопроверки

 

Для самостоятельной проверки знаний служит программа и вопросы, помещенные ниже. Большую помощь при проверке знаний имеет выполнение схем жизненных циклов и рисунков, написание формул и диаграмм цветков, составление надписей к ним, а также проверка усвоения основных ботанических терминов, латинских и русских названий растений. При этом необходимо контролировать по учебнику или пособию правильность ответов.

Низшие растения. Подцарства: предклеточные

таллофиты предъядерные, таллофиты беспластидные,

таллофиты ядерные

1. Систематика растений как наука. Таксономические
(систематические) единицы растительного мира.

2. Понятие о виде у растений. Бинарная номенклатура.
Филогенетические системы растительного мира.

3. Строение первых сухопутных растений.

4. Характерные признаки низших растений (среда обитания, строение тела, питание, размножение). Круговорот
веществ в природе и роль в нем низших растений.

5. Классификация низших растений. Краткая характеристика отделов.

6. Синезеленые водоросли, строение их клеток. «Цветение
водоемов». Использование сапронелл в сельском хозяйстве и медицине.

 

7.Диатомовые водоросли, строение их клеток, размножение.

8.Зеленые водоросли. Строение их клеток, размножение,
классификация. Хлорелла, ее использование в животноводстве и для космических полетов.

9.Важнейшие представители зеленых водорослей, их
строение, размножение, среда обитания, роль в природе. Охрана низших растений.

 

10. Красные водоросли, среда обитания, строение и размножение.

11. Бурые водоросли, среда обитания, строение, размножение. Практическое значение бурых водорослей. Выращивание водорослей в культуре.

12. Общая характеристика грибов (среда обитания, строение тела, питание, размножение). Классификация грибов.

13. Характеристика класса фикомицетов. Наиболее распространенные грибы-паразиты из этого класса, строение их тела, размножение, роль в природе и сельском хозяйстве. Использование фикомицетов для получения кормового белка.

14. Характеристика класса сумчатых грибов. Формирование сумки. Типы плодовых тел. Классификация.

15. Наиболее распространенные грибы-паразиты и грибы-сапрофиты из класса сумчатых, строение их тела, основные
черты жизненного цикла. Вред, причиняемый культурным растениям грибами-паразитами.

16. Характеристика класса базидиальных грибов. Формирование базидии. Классификация.

17. Грибы-сапрофиты из класса базидиальных, строение их тела, размножение, роль в природе. Выращивание грибов-сапрофитов в теплицах. Правила сбора грибов в природе.Ядовитые грибы.

18. Грибы-паразиты из класса базидиальных, их строение. Жизненный цикл однохозяйного и двухозяйного паразита.
Основные понятия о мерах борьбы с грибами-паразитами.
Вред, причиняемый культурным растениям грибами-паразитами.

 

Высшие растения. Подцарства: предпобеговые архегониальные и побеговые архегониальные

1. Происхождение и пути развития высших растений.Классификация высших растений.

2. Приспособления высших растений к жизни на суше
(морфологические, анатомические, биологические).

3. Понятие об архегониальных растениях. Строение ар-
хегония и антеридия. Чередование гаметофита и спорофита
в жизненном цикле.

4. Отдел Мохообразные растения (общая характеристика). Строение и жизненный цикл кукушкина льна. Сфагнум
и его роль в образовании торфа. Роль кукушкина льна и
сфагнума в образовании болот. Использование торфа в сельском хозяйстве.

5. Отдел Плауновые. Строение и жизненный цикл равноспоровых (плаун булавовидный) и разноспоровых (селагинелла) плаунов.

6. Отдел Хвощевые. Жизненный цикл хвоща полевого.
Строение гаметофита и спорофита. Хвощ как показатель кислых почв.

7. Отдел Папоротниковые. Строение и жизненный цикл мужского папоротника. Чередование гаметофита и спорофита. Разнообразие папоротников и их охрана

8. Отдел Голосеменные растения. Характерные представители этого отдела, их распространение по поверхности
земли. Голосеменные. Охрана и рациональное использование хвойных лесов.

9. Строение и жизненный цикл сосны обыкновенной.
Строение мужского и женского гаметофита. Оплодотворение.
Развитие семян.

 

10. Строение и эволюция гаметофита и спорофита современных архегониальных растений.

11. Разноспоровость (на примере архегониальных растений) и ее эволюционное значение.

Подцарство побеговые пестичные (цветковые)

1. Характерные признаки покрытосеменных растений.
Класс Однодольные и класс Двудольные.

2. Филогенетические системы покрытосеменных растений. Основные положения, лежащие в их основе.

3. Строение и эволюция цветка. Признаки высокой и низкой организации цветка.

4. Строение и развитие тычинки. Микроспорогенез. Строение мужского гаметофита цветковых растений.

5. Строение и развитие пестика. Мегаспорогенез. Строение женского гаметофита цветковых растений.

6. Сем. Лютиковые. Характеристика вегетативных и генеративных органов на примере конкретных представителей.
Формулы цветков. Дикорастущие, декоративные, лекарственные растения из этого семейства и их использование. Латинские названия растений.

7. Сем. Камнеломковые. Ботаническая характеристика смородины.

8. Сем. Розановые. Строение листьев, цветков и плодов
представителей подсемейств: шиповниковые, яблоневые, сливовые. Формулы и схемы цветков.

 

10. Строение и жизненный цикл сосны обыкновенной.
Строение мужского и женского гаметофита. Оплодотворение.
Развитие семян.

 

12. Строение и эволюция гаметофита и спорофита современных архегониальных растений.

13. Разноспоровость (на примере архегониальных растений) и ее эволюционное значение.

Подцарство побеговые пестичные (цветковые)

9. Характерные признаки покрытосеменных растений.
Класс Однодольные и класс Двудольные.

10. Филогенетические системы покрытосеменных растений. Основные положения, лежащие в их основе.

11. Строение и эволюция цветка. Признаки высокой и
низкой организации цветка.

12. Строение и развитие тычинки. Микроспорогенез.
Строение мужского гаметофита цветковых растений.

13. Строение и развитие пестика. Мегаспорогенез. Строение женского гаметофита цветковых растений.

14. Сем. Лютиковые. Характеристика вегетативных и генеративных органов на примере конкретных представителей.
Формулы цветков. Дикорастущие, декоративные, лекарственные растения из этого семейства и их использование. Латинские названия растений.

15. Сем. Камнеломковые. Ботаническая характеристика
смородины.

16. Сем. Розановые. Строение листьев, цветков и плодов
представителей подсемейств: шиповниковые, яблоневые, сливовые. Формулы и схемы цветков.

9. Важнейшие дикорастущие и культурные растения из сем. Розановых. Их рациональное использование и охрана. Латинские названия растений.

10. Сем. Мотыльковые. Характеристика вегетативных и
генеративных органов на примере конкретных представите
лей. Формула цветка.

11. Важнейшие дикорастущие и культурные растения из
сем. Мотыльковых. Латинские названия растений. Роль этих
растений в повышении плодородия почвы и использование их
в народном хозяйстве.

12. Сем. Льновые. Ботаническая характеристика льна.

13. Сем. Сельдерейные. Строение вегетативных и генеративных органов. Важнейшие культурные и дикорастущие растения этого семейства. Ядовитые растения. Латинские названия растений.

14. Сем. Виноградные. Ботаническая характеристика винограда.

15. Сем. Пасленовые. Важнейшие овощные, ядовитые, дикорастущие растения и их использование. Латинские названия
растений.

16. Сем. Маревые. Ботаническая характеристика свеклы.

17. Сем. Капустные. Характеристика вегетативных и генеративных органов. Видоизменения вегетативных органов.
Овощные, сорные, дикорастущие растения из этого семейства, их использование. Латинские названия растений.

18. Сем. Тыквенные. Овощные и дикорастущие растения
из этого семейства.

19. Сем. Астровые. Типы цветков и корзинок. Формулы
цветков. Важнейшие представители этого семейства (овощные, декоративные, сорные, лекарственные, дикорастущие),
их значение.

20. Сем. Лилейные. Овощные, декоративные, дикорастущие растения из этого семейства, их значение. Латинские названия растений.

21. Сем. Луковые. Овощные, дикорастущие растения из
этого семейства, их значение. Латинские названия растений.

22. Сем. Мятликовые. Характеристика вегетативных и
генеративных органов. Схема строения простого колоска
злаков.

23. Важнейшие зерновые, луговые, сорные злаки. Группы
злаков по степени кормового достоинства и степени кущения.
Латинские названия растений.

 

24. Культурные растения из класса Однодольных и класса Двудольных.

25. Декоративные растения из разных семейств.

26. Лекарственные, медоносные и ядовитые растения из
разных семейств.

27. Сорные растения из класса Однодольных и класса
Двудольных. Латинские названия растений.

28. Важнейшие пищевые и кормовые растения из разных
семейств. Латинские названия растений.

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2

Ниже приводятся 100 вариантов контрольной работы. Студент выполняет задание того варианта, номер которого соответствует последней цифре личного шифра, обозначенной по горизонтали, и предпоследней — по вертикали. Некоторые вопросы контрольной работы могут быть заменены при выдаче индивидуального задания после чтения лекции на I курсе.

При оформлении контрольной работы следует выполнять общие требования, которые изложены в начале методических указаний. Весь программный материал разбит на 98 вопросов. В каждом варианте имеется 9 вопросов, которые охватывают различные разделы курса. Как правило, во всех вариантах первые и вторые вопросы относятся или к общим вопросам систематики растений, или к низшим растениям, третьи и четвертые --к архегониальным растениям, с пятого по восьмой -- к цветковым, девятые касаются ботанической географии.

Контрольные вопросы носят различный характер. Некоторые задания затрагивают ботанические понятия (гаметофит, спорофит, зигота, спора и другие). Обычно в конце учебника имеется предметный указатель, пользуясь которым можно найти соответствующий раздел и дать краткий ответ на вопрос, кроме того, выше указано, к какому разделу относятся вопросы.

Если речь идет о систематическом положении вида растения, то указываются таксономические (систематические) единицы более высокого ранга, к которым он относится: род, семейство, порядок, класс, отдел.

Большое внимание в контрольных заданиях уделяется характеристике условий местообитания растений. При описании внешнего строения растения и его биологии (особенно оплодотворения, размножения) следует подчеркнуть приспособленность к условиям существования.

Если речь идет о какой-либо экологической группе растений (бентосные или планктонные водоросли) или растения с одинаковым способом питания (грибы-паразиты, грибы-сапрофиты), то в ответе следует рассмотреть несколько организмов, которые описаны в одном из учебников основного списка литературы, а не ограничиваться одним — двумя примерами.

В контрольных заданиях имеется много вопросов сравнительного характера. В таком случае надо не просто описать два растения или два явления, а отметить черты сходства и различия и показать более совершенный тип строения.

При описании жизненного цикла архегониальных растений должно быть четко показано чередование двух поколений: гаметофита (половое поколение) и спорофита (бесполое поколение), а также отмечено преобладающее поколение.

Если в задании требуется описать эволюцию гаметофита или спорофита у определенной группы растений, то прежде всего следует указать, какие растения входят в эту группу, какое строение имеет гаметофит или спорофит, а также отметить, совершенствуется или упрощается их строение в процессе эволюции, с чем это связано.

В каждом варианте имеется задание по характеристике определенного семейства цветковых растений. Семейство следует характеризовать по следующему плану:

1. Географическое распространение и среда обитания семейства.

2. Жизненные формы (деревья, кустарники, полукустарники, травы и другие) представителей семейства.

3. Подземные органы (тип системы, видоизменения корней
и побегов) на конкретных примерах.

4. Надземные органы: стебли, листья и листорасположение,
цветок (дать описание и формулу) и плод на конкретных при
мерах.

5. Представители и их практическое значение по группам:
зерновые, плодовые, ягодные, овощные, технические, кормовые, лекарственные, сорные, ядовитые, декоративные, медоносные.

6. Рациональное использование и охрана растений дан
ной группы. В список включаются наиболее важные растения. Видовые названия растений даются на латинском и русском языках.

В некоторых вопросах требуется привести примеры растений, имеющих определенное практическое значение (ядовитые, лекарственные, овощные, плодовые и другие). За основу берутся семейства, которые указаны в «Списке основных семейств и видов растений», желательно использовать также и растения других семейств, руководствуясь учебником.

Ниже приводим пример характеристики семейства Бобовых по вышеуказанному плану.

1—2. Семейство Бобовые - Leguminosae, или Мотыльковые - Papilionaceae, насчитывает около 12 тысян видов. В северных районах произрастания распространены деревья, кустарники, лианы, а в горах -- многолетние и однолетние травы. Большинство трав сосредоточено в умеренном и холодном климате; деревья и кустарники приурочены к тропическим и субтропическим районам.

3. В почве развивается стержневая корневая система с корневыми клубеньками.

4. Стебли прямостоячие, приподнимающиеся или ползучие, травянистые, деревянистые или полуодревесневшие. Листья редко простые (верблюжья колючка), чаще - сложные: тройчатые (многие клевера, люцерна), или перистые — парноперистые (чина, желтая акация), или непарноперистые (белая акация, астрагал), реже пальчатосложные (люпин). Листья с прилистниками, которые иногда превращаются в колючки (желтая и белая акации), иногда имеются усики. Листорасположение — очередное, иногда бывает розетка из прикорневых листьев.

Соцветия разнообразные: головка (клевер), кисть (люпин, эспарцет), метелка (донник). Цветок неправильный зигоморфный, мотылькового типа. Части цветка чаще всего представлены такими органами: чашечка сростнолистная, пятизубчатая, правильная или зигоморфная (двугубая). Мотыльковый венчик состоит из 5 лепестков: крупный верхний лепесток (флаг или парус), два боковых лепестка называются веслами или крыльями, а два нижних срастаются отчасти и образуют лодочку, у клевера все лепестки внизу срастаются и образуют трубочку.

Тычинок десять, чаще всего 9 тычинок срастаются, а одна свободная -двубратственный андроцей, иногда андроцей однобратственный — когда все тычинки срастаются (люпин, дрок), у некоторых представителей все 10 тычинок свободные (термопсис, софора). Завязь верхняя, одногнездная. Гинецей из одного плодолистика.

Цветки с двубратственным андроцеем.

Плод — боб, сухой, либо многосемянный, растрескивается по створкам (горох, фасоль), либо многосемянный, дробный (вязель), либо односемянный (клевер, эспарцет). Семена содержат большое количество белка — от 30 до 60%.

5. Далее следует перечислить представителей по хозяйственно ценным группам: Пищевые и кормовые бобовые:

Горох посевной — Pisum sativum

полевой — Pisum arvense

Соя щетинистая — Glycine hispida

Фасоль обыкновенная — Phaseolus vulgaris

Земляной орех подземный — Arachis hypogea

Клевер луговой - Trifolium pretense

розовый — Trifolium hybridum

ползучий — Trifolium repens Люцерна серповидная — Medicago falcata Вика волосистая — Vicia hirsuta

«посевная — Vicia saliva Горошек мышиный — Vicia cracca Горошек заборный — Vicia sepium Конские бобы — Faba bona

Далее следует перечислить медоносные, декоративные, лекарственные, сидеральные (используются как зеленые удобрения, люпин), бобовые растения.

6. В заключение отмечаются некоторые мероприятия по охране и рациональному использованию этих растений.

Ботаническая характеристика определенного растения может быть составлена по плану, в котором дается описание вегетативных (корень, стебель, лист) и генеративных (цветок, плод) органов растений. После ботанической характеристики растения приводятся указанные рисунки и схемы.

Почти во всех контрольных заданиях имеются вопросы, касающиеся характеристики отдельных органов цветковых растений. При ответе на эти вопросы за основу берутся растения из семейств, указанных в «Списке важнейших растений», но это не исключает возможности рассмотрения морфологического разнообразия органов на примере растений других семейств.

Последние вопросы в контрольных работах посвящены элементам ботанической географии растений. Для ответов на эти вопросы следует пользоваться пособиями по охране природы, а также учебниками по геоботанике и географии растений.

Описывая растительность определенной зоны или какой-либо экологический фактор, следует освещать вопросы охраны природы.

Таблица 2

Кафедра (Агрономия)

 

Методические указания по изучению дисциплины

«Ботаника»

(для изучения дисциплины, выполнения контрольных работ студентов заочной и очной формы обучения)

«Ботаника»

 

35.03.04.62 Агрономия

__________________________________________

(код и наименование направления подготовки бакалавра)

Агрономия

___________________________________________

(наименование профиля подготовки бакалавра)

 

 

Полесск

 

Рецензент

кандидат химических наук, О.Л. Косинский

 

 

Методические указания по изучению дисциплины«Ботаника» /сост.

С.А. Ермаков – Полесск: КФ ФГОУ ВО СПбГАУ, 2015. - 27 с.

 

 

Методические указания предназначены для преподавания дисциплины Б3.Б.1 «Ботаника»

базовой части профессионального цикла

студентам очной и заочной формы обучения в 2-3 семестрах.

 

Составитель ____________________ С.А. Ермаков

11.09.2015 г. (подпись)

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

По учебному плану, первом курсе студент заочного обучения должен изучить первый раздел ботаники — «Морфология и анатомия растений» и выполнить при подготовке к лабораторно-экзаменационной сессии одну контрольную работу. На втором курсе студент должен усвоить второй раздел курса - «Флорография. Систематика растений» и третий — «Основы фитогеографии и экологии растений», в межсессионный период написать вторую контрольную работу.

Большое разнообразие учебного материала в курсе ботаники создает трудности в его изучении. Это требует от студента систематической и упорной самостоятельной работы, которая должна находиться под контролем преподавателя.

При изучении курса рекомендуем придерживаться следующего плана:

1. Подбор литературы, изучение ее, краткое конспектирование и составление ботанического словаря.

2. Самопроверка знаний по вопросам, приведеным в каждой теме.

3. Выполнение контрольной работы.

4. Проведение наблюдений и сбор гербария в природе.

5. Гербаризация растений.

6. Учебная работа в период сессии в вузе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.186 с.)