ТОП 10:

Государственный и муниципальный финансовый контроль (финансовый контроль: понятие, виды, органы, осуществляющие финансовый контроль, методы).



Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий финансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных, расходов,

Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, намечаются пути предупреждения и меры по их устранению.

В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений и требований законодательства существуют обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

– в силу требований законодательства;

– по решению компетентных государственных органов

Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов,

Виды правового статуса субъекта финансового контроля: государственный (на федеральном и региональном уровнях), муниципальный, общественный и аудиторский.

Государственный финансовый контроль можно подразделить на подведомственный и внутриведомственный финансовый контроль:

– представительных (законодательных) органов власти;

– Президента РФ;

– исполнительных органов власти общей компетенции;

– финансово-кредитных органов;

– ведомственный (внутриведомственный) контроль, дополняемый внутрихозяйственным (внутренним) контролем.

К органам осуществляющим финансовый контроль относятся:

– представительные (законодательные) органы государственной власти и субъектов Федерации: Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ в лице соответствующих комитетов, а также Счетная палата;

– в целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ действует специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента РФ;

– органы исполнительной государственной власти общей компетенции – Правительство РФ, правительства и администрации субъектов Федерации;

– государственные органы, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ (федеральные службы – налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство), также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам;

– банки

Методы проведения финансового контроля:

1. Проверка – единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности поверяемого объекта. Она выражается в составлении фактических данных контроля с данными, отраженными в документах.

Проверки различаются:

а) в зависимости от места проведения на: - камеральные – проверка органами финансового контроля представленной им отчетности и документов без выезда на объект; - выездные – проводятся по месту нахождения проверяемого объекта

б) по полноте охвата материала: - частичные (выборочные); - сплошные

в) по объему проверяемых вопросов: - комплексные; - выборочные; - тематические (целевые)

2. Ревизия – система обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности совершённых в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Результатом ревизии является акт.

По способу организации ревизии, проводимые органами государственного контроля, могут быть плановыми и внеплановыми.

3. Обследование – это оперативное выявление положения дел по определенному вопросу, входящему в компетенцию органа финансового контроля. В целях определения целесообразности финансово-хозяйственных операций и проведения детальной проверки.

4. Анализ – это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта (обычно годовая отчетность).

Результатами такого анализа могут быть:

- оценка текущего финансового состояния хозяйствующего субъекта;

- оценка рациональности и эффективности использования финансовых средств;

- оценка эффективности использования субъекта.

5. Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль, например, со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента.

6. Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид деятельности,







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.25.104 (0.004 с.)