Общие организационно-методические 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие организационно-методические



УКАЗАНИЯ

Настоящие методические указания по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов-экономистов составлены с учетом утвержденной учебной программы этой дисциплины.

Цель изучения дисциплины состоит в приобретении необходимых знаний, навыков и компетенций, позволяющих учитывать и обеспечивать требования безопасности в области экономики и управления. В результате изучения дисциплины студент должен освоить знания, умения и навыки, позволяющие выявлять опасные и вредные факторы среды обитания, создавать оптимальные или допустимые состояния этой среды, разрабатывать организационно-управленческие решения на объектах экономики, соответствующие требованиям безопасности, в т.ч. требованиям по защите в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности; (БЖД) является общепрофессиональной дисциплиной. Она базируется на знаниях и навыках, полученных при изучении основ БЖД в среднем общеобразовательном учебном заведении, циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, математических и естественно-научных дисциплин.

Ряд вопросов, изучаемых в БЖД, имеют непосредственное отношение к профессиональной деятельности специалистов экономического направления: планирование и финансирование мероприятий по охране труда, страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, экономическая эффективность мероприятий по улучшению условий труда и др.

Для студентов заочной формы обучения объем лекционных занятий составляет 4-6, практических – 2-4 ч. Предусматривается выполнение одной контрольной работы и сдача зачета. На самостоятельную работу по изучению дисциплины рекомендуется выделить 130-134 часа.

В ходе изучения дисциплины необходимо обращаться к новейшим нор-

мативным актам по охране труда, пожарной безопасности, защите окружающей среды и защите в ЧС. Это тем более необходимо в связи с тем, что законодательная база по указанным направлениям постоянно совершенствуется и изменяется.

С учетом накопленного опыта рекомендуется следующая последовательность изучения учебного материала:

1) внимательно прочесть содержание осваиваемой темы и методические указания по её изучению;

2) проработать по указанным литературным источникам и нормативным документам необходимые разделы;

3) составить краткий конспект по проработанному материалу;

4) ответить на вопросы по изученной теме;

5) продолжить работу над темой, если ответы на некоторые вопросы вызывают затруднения.

В необходимых случаях рекомендуется обращаться за консультацией к преподавателю.

Контрольная работа выполняется после изучения всей программы дисциплины и сдается (высылается почтой) на рецензию обязательно до начала экзаменационной сессии.

Перед сдачей зачета студент-заочник представляет преподавателю зачетную книжку, зачетно-экзаменационный лист (или направление на зачет), зачтенную контрольную работу.

В дипломных проектах (работах) студентов должен быть специальный раздел “Обеспечение безопасности жизнедеятельности”, который готовится в соответствии с действующим справочно-методическим пособием: Безопасность жизнедеятельности. Справочно-методическое пособие по дипломному проектирования для студентов всех специальностей вузов. – Калининград6 КГТУ, 1995..

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  Аудиторные занятия, ч
  По учеб- По плану заочного обучения
  ному пла- ну днев- ного обучения обзорные и установочные лек- ции практические занятия
       
Всего по дисциплине Введение   Раздел 1. Теоретические основы БЖД 1.1. Классификация опасностей, опасных и вредных производственных факторов 1.2. Количественные показатели состояния техносферы и рабочей среды 1.3. Действие опасных и вредных факторов на человека и окружающую среду 1.4. Основы нормирования факторов среды обитания 1.5.Оценка уровня безопасности среды обитания   Раздел 2. Принципы, методы и средства защиты от опасных и вредных воздействий в техносфере 2.1.Общая характеристика принципов, методов и средств защиты от опасных и вредных воздействийв техносфере 2.2.Основы электробезопасности 2.3.Естественное и искусственное освещение 2.4. Вентиляция, кондиционирование и отопление 2.5.Защита от шума и вибрации 2.6. Обеспечение безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и перемещении грузов 2.7.Меры безопасности при использовании систем, работающих под повышенным давлением 2.8. Меры безопасности на рабочих местах с ПЭВМ 2.9. Санитарно-бытовое обеспечение работников   Раздел З. Пожарная безопасность 3.1.Предотвращение пожаров 3.2.Системы противопожарной защиты     0,25   0,25   -   0,25   0,25     -     0,25 0,25   -   - -     -     0,5   -   0,5 0,5 -   -   -   -   -   -     -     0,25 0,252   0,25   - -     -     0,25   -   - -

Окончание тематического плана

       
3.3. Организационно-технические мероприятия по пожарной безопасности   Раздел 4. Защита в чрезвычайных ситуациях 4.1.Общие положения 4.2. Защита от ЧС природного характера и ЧС на химических и радиационных опасных объектах 4.3. Защита объектов экономики и населения в ЧС военного времени и в ЧС социального характера (терроризм) 4.4. Ликвидация последствий ЧС   Раздел 5. Организационно-правовые и экономические основы БЖД 5.1. Организационно-управленческие мероприятия в области БЖД 5.2. Экономические основы БЖД   Заключение   0,25     - 0,5     0,5     0,5   0,5   0,5 -     - -     -     -   -  

 

ОБЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ

РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Минько В.М., Погожева Н.В., Ильюша Р.Ф. и др.: под общ. ред. В.М. Минько. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – Калининград: КГТУ, 2006. – 363 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьянов и др. Под общ. Ред. С.В. Белова. 4-е изд. – М.: Высшая школа, 2004. – 606 с.

3. Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. Пособие для студ. ВУЗов / О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько; под ред. О.Н. Русака. – 10-е изд., стер. – СПб.:Лань, 2006. – 448 с.

Дополнительная

1. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 336 с.

2. Танасейчук М.К. Безопасность жизнедеятельности. Социально-экономические аспекты. Учебное пособие. – Калининград: Изд-во КГТУ, 2005. – 173 с.

3. Погожева Н.В. Электромагнитное загрязнение окружающей среды. Нормирование и защита: Учебное пособие – 2 изд., перераб. и доп. - Калининград: Изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2007. – 125 с.

 

ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Этапы развития и значение дисциплины БЖД. Значение дисциплины в профессиональной подготовке специалиста-экономиста. Актуальность знаний по БЖД.

Основные термины и их определения в области БЖД.

Предмет и система дисциплины.

Методические рекомендации

Предметом изучения дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” являются системы “ЧЕЛОВЕК-МАШИНА-СРЕДА”. При этом имеется в виду, что деятельность может быть производственной, военной, спортивной, бытовой и др. Соответственно меняется предметное окружение деятельности (применяемые машины, оборудование, механизмы) и среда её протекания. Цель изучения безопасности жизнедеятельности (БЖД) - получить систему знаний об обеспечении приемлемого уровня безопасности при различных видах деятельности и защите от остаточного риска.

Уровень БЖД неразрывно связан с развитием научно-технического процесса. Вместе с тем не всегда внедрение новых технологических процессов, машин, объектов экономики сопровождается повышением безопасности. Отсюда вытекает актуальность вопросов БЖД на всех этапах развития общества.

Под БЖД в настоящее время понимается наука о закономерностях возникновения опасных и вредных факторов в среде обитания и своевременном их предотвращении. Одним из центральных понятий в БЖД является ОПАСНОСТЬ - ситуация или явление природного или техногенного характера, при которых возможно опасное или вредное воздействие на человека, объекты экономики, окружающую среду. Частота или вероятность реализации опасностей определяется как РИСК. Под риском понимаются иногда возможные неблагоприятные потери или последствия - людские (число погибших и травмированных), экономические (ущерб в руб.), экологические, материальные и т.п.

БЖД как общая наука создает основу для решения специальных проблем безопасности (безопасность труда в отрасли или охрана труда, электробезопасность, ядерная, пожарная и т.д.). Студентам рекомендуется изучить терминологию, относящуюся к безопасности труда.

ЛИТЕРАТУРА: [1], с. 3-8; [2]; [3].

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что является предметом изучения в БЖД?

2. Что понимается под БЖД?

3. Почему научно-технический прогресс не всегда сопровождается повышением безопасности?

4. Что такое опасность и риск?

5. Почему вопросы безопасности актуальны и в настоящее время?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.011 с.)