Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос: Приключенческие жанры в дет.литературе детском и юношеском чтении. Проблематика. Герои. Стиль.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Генетически приключенческая литература восходит ко многим явлениям словесности, в частности к фольклорному жанру волшебной сказки, к авантюрной повести, ибо также имеет своей основой динамичный, непредсказуемый, полный загадок и парадоксов сюжет. Произведения приключенческой литературы всегда относится к числу наиболее любимых детьми вне зависимости от того, создавались они специально для ребенка или же постепенно вошли в круг детского и юношеского чтения, поскольку отвечали психологическим особенностям данных возрастных категорий, нравственно-эктетическим и познавательным потребностям подрастающего поколения. Приключенческие жанры в чистом их виде складываются в литературе сравнительно поздно. Однако их черты издавна входят обязательной составляющей в произведения, где, например, главным, жанрообразующим началов выступает исторический компонент. Так, Жития святых непременно повествует о выглядящих почти невероятных поворотах судьбы героя, о ситуациях «выбора» персонажа между жизнью и смертью, об отважном преодолении им своих человеческих слабостей, о победе над ними в самых «безвыходных» для него коллизиях. Так, в Житие Александра Невского повествуется о выглядевшем фантастическом эпизоде накануне невской битвы со шведскими крестоносцами. Приключение в данном случае – результат испытания Александра высшими силами, определяющими его путь к святости. Разумеется, в художественно-приключенческом произведении подобное мистическое добавление к развитию сюжета имело бы иную функцию, чем в житейском жанре. Но литература так или иначе охотно перенимает подобные детали, используя их в своих собственных целях. Другой источник собственно приключенческой литературы содержится в произведениях жанра путешествий, в России заявившего о себе особенно интенсивно в 18 веке. Особую роль в развитии европейских приключенческих жанров сыграли некоторые литературные произведения, подобные «Робинзону Крузо» Д.Дефо, ставшего «моделью» для целого ряда позднейших «робинзонад», на разные лады варьировавших приключения героя книги Дефо. С другой стороны, мощный импульс для развития приключенческой литературы на протяжении веков давали великие географические открытия, широко и разнообразно преломившиеся в мировой романистике. Войны, их событийные перипетии также всегда были источником приключенческих сюжетов. В России 19в. таким источником послучила прежде всего отечественная война 1812 года с Наполеоном. Произведения на эту тему пользовались у читателей постоянной популярностью. Приключенческие жанры самым непосредственным образом связаны с жанрами фантастики и детектива. В первом отражаются труднопостижимые обстоятельства, в которые попадает герой, во втором проявляет себя «закрученный сюжет», который все-таки можно представить реально. Черты названных жанров, как они контурно обозначились еще в конце 18-19вв. в основном сохраняются сегодня. Это: · Вышеупомянутая робинзонада, обязательные составляющие которой «путешествие», «крушение надежд», «кораблекрушение», открытие ранее неведомой земли, обретение для себя самого, личностное самоутверждение после прохождения героя через многочисленные экстремальные и экзистенциональные ситуации. · Морские приключения. · Приключения «сухопутные» - путешествия в таинственные страны, дремучие леса, безлюдные пустыни и т.п. Собственно детские приключения, игры путешествия, в пиратов, разбойников и т.п. описаны американским писателем Марком Твеном в «Приключениях Тома Сойера» (1876). Это произведение – мировая детская классика. Оно отличается удивительно глубоким и точным проникновением в психологию увлеченных игрой подростков. Спокойный авторский комментарий к происходящему постоянно «подновляет» в сознании читателя ощущение двойственности того, что разворачивается на страницах книги. Мальчики искренне живут в том мире, который создало их воображение: они доходят в своей игре до самозабвения. Ночные события представлены одновременно так, как их переживают дети, и так, как они выглядят в реальном мире взрослых. А вот уже не мальчишеская игра в пиратов, а настоящая пиратская история. Новый импульс приключенческому жанру в Европе и в России дало появление романа «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона в 1883г. (всего через несколько лет после выхода в свет «Приключений Тома Соера»). Как по-иному выглядят «взаправдашние» пираты! Такие сюжеты педагогически ценны, в частности, именно тем, что выводят сознание взрослеющих подростков из игровой атмосферы, побуждая читателя понять разницу между игрой и реальностью, увлекательной игрой в пиратов и разбойников и страшной зверской сущностью настоящих бандитов и пиратов, в которых на самом деле нет ничего привлекательного.
45 вопрос: Д.Н. Мамин-Сибиряк — детский писатель. Сказка. Цикл сказок. Рассказ. Особенности повествовательной манеры. Мамин-Сибиряк не скрывал от маленьких читателей суровой правды жизни, но умело охранял детскую душу от жестоких потрясений и разочарований. Любить жизнь вопреки ее темным сторонам, верить в добро и надеяться на лучшее – таковы в самом общем виде заповеди писателя. Рассказы и сказки Мамина-Сибиряка для детей отличаются глубоким реализмом, живостью мыслей и чувств, богатством нравственного содержания. Они давно вошли в классический круг детской литературы. В его творчестве охвачены интересы читателей всех возрастов: сказки – для самых маленьких, рассказы – для старших детей и подростков, романы – для юношества. «Уральские рассказы» Мамина-Сибиряка – большой цикл, в котором развиваются две темы: взаимопонимания человека с природой и общественное зло. Из детских рассказов, входящих в этот цикл, к первой теме относятся рассказы о старых охотниках и животных: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Богач и Ерема», «Приемыш»; ко второй рассказы о бедах маленьких тружеников: «Вертел», «Кормилец», «В каменном колодце», «Под землей». Конфликты его рассказов остры, нередко трагичны. Однако тон повествования о природе чаще всего спокоен и светел, а рассказы о детях-тружениках нельзя назвать безысходно мрачными благодаря ясному видению идеала. Дети старшего дошкольного возраста обычно читают рассказы «Емеля-охотник», «Богач и Еремка»; им можно предложить и более сложный рассказ «Приемыш». Все эти произведения отмечены высоким художественным мастерством, их можно назвать настоящими шедеврами русской реалистической прозы. В рассказах Мамина-Сибиряка природа Урала и быт уральцев неразделимы. Главные герои – люди пожилые, сроднившиеся с тайгой; они умеют любить природу по-детски непосредственно и вместе с тем без ложной сентиментальности. Рядом с ними часто изображается собака – верный, все понимающий друг, помощник на охоте. Природа не фон для действия – она живет своей жизнью, вступает с героем в своеобразный диалог, порой жестоко испытывает его. Так, в рассказе «Емеля-охотник» (1892) читатель открывает: как у людей, так и у зверей действует благородный закон – жертвовать жизнью ради детей. Старый Емеля пытается выходить заболевшего внучка Гришутку и отправляется на охоту за олененком, о котором мечтает мальчик. Будто вскользь говорит повествователь о гибели матери Гришутки: она закрывает ребенка своим телом, пока волки грызли ей ноги. Упоминание о страшной смерти матери нужно автору, чтобы подготовить маленького читателя к восприятию кульминационного эпизода: Емеля выследил важенку с теленком, но не смог выстрелить в матку, которая уводила детеныша, подставляя себя под охотничий выстрел. История заканчивается счастливо. Дед рассказывает внуку, видел теленочка – желтенького, с черной мордочкой и черными копытцами и как тот дал стрекача с лес. Этого оказывается достаточно, чтобы мальчик испытал радость. Душа дикой природы, красивая и сильная, воплощена в образе Приемыша – лебедя, прирученного стариком Тарасом. Лебедь привык к человеку и собаке, они полюбили его, но по осени приемыш улетел с дикой стаей, оставив тосковать Тараса и его Соболька. Разлука с лебедем означает для Тараса приход настоящей старости. «Приемыш» (1983) – самый лирический и вместе с тем драматичный из рассказов Мамина-Сибиряка о природе. Писатель мудро замечает, что любовь человека к природе может приносить не только радость, но и страдание; как и всякая любовь, она должна быть совершенно бескорыстной. Великолепно мастерство описаний у Мамина-Сибиряка, будь это пейзаж, портрет или интерьер. Жилище Тараса идеально вписано в окружающий природный мир, составляет с ним органичное целое: Рыбачья избушка издали казалась перевернутой вверх дном большой лодки, - это горбилась старая деревянная крыша, поросшая веселой зеленой травой. Кругом избушки поднималась густая поросль из иван-чая, шалфея и «медвежьих дудок», так что у подходившего к избушке человека виднелась одна голова. Такая густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь достаточно было влаги и почва была жирная. Никакой приблизительности, обобщенности пейзажа – все детали конкретны, выпуклы, складываются в картину живую и достоверную. Автор добивается «эффекта присутствия»: читатель как будто видит картину собственными глазами, ощущает атмосферу изображенного места. Гармония жизни, разлитая в природе, передается герою-повествователю, вспоминающего о городе как о «дурном сне». Эта гармония поддерживает жизненные силы девяностолетнего Тараса. В рассказе совсем нет социальных мотивов – только человек и природа наедине друг с другом. Радостная идиллия царит в этом естественном мире, покуда не наступает время разлуки. «Аленушкины сказки» (1894-1897) писались Маминым-Сибиряком для его маленькой дочери Елены. Девочку, родившуюся в 1891 году, ждала трудная судьба: мать умерла родами, отец был уже немолод, а ее серьезная болезнь мешала рассчитывать на благополучный удел. Отцу предстояло подготовить свою Аленушку к жизни, к ее суровым сторонам, а главное научить ребенка любить эту жизнь. «Аленушкины сказки» полны оптимизма, светлой веры в добро. Герои сказок – муха, козявочка, комар, заяц, игрушки, цветы – подчеркнуто мало, слабы, незамечены среди больших и сильных существ; но все действие сказок направлено к их победе. Слабые одерживают верх над сильными, незаметные обретают наконец свое место в жизни. Вместе с тем писатель тактично подмечает, что слабые существа нередко заражаются мелочным эгоизмом, желают, чтобы весь мир принадлежал им, и, не в состоянии достичь этого, обижаются, делаются несчастными. Подспудная мысль сказок сводится к тому, что невозможно переделать мир себе в угоду, но можно изменить себя и свое отношение к окружающему ради своего же блага. Однажды родилась козявочка и сразу возомнила, что все кругом создано для нее и принадлежит ей. Но оказалось, что еще до ее рождения все вокруг было поделено и нет для нее свободного места. А следом и еще одно неприятное открытие: мир очень опасен, чуть не каждую секунду погибают бессчетно такие же козявочки. Жизнь совсем не улыбается героине. И все же она учится принимать эту жизнь. Как воздаяние за мудрость, даются козявочке семья, детки и тихая смерть – спокойный сон до будущего лета. «Сказка про храброго зайца длинные уши – косые глаза – короткий хвост» (1894) и «Сказка про Комара-Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишку – Короткий Хвост» (1895) созданы в традициях народных сказок о животных. Герои в них очеловечены, а характеры обрисованы как самобытные,«личностные», что отличает их от фольклорных героев – всегда обобщенно-типизированных. Так, Комар Комарович и заяц-хвастун выделяются среди других комаров и зайцев своей настоящей или напускной храбростью. Даже медведь и волк в конце концов уступают им, решая не связываться с необычным противником («И волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный»). Залогом победы слабых над сильными является не волшебство или чье-то заступничество, не хитрость или удача, а изменение привычной внутренней позиции. Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год, а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться. - Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и все тут. Сила духа важнее силы физической – учит ребенка писатель. В «Аленушкиных сказках» нет прямых дидактических наставлений, а есть сама жизнь преподносимыми ею уроками. Особый интерес представляет «Присказка» - яркий образец «Мамина слога», как называли современники стиль детских сказок писателя. «Баю-баю-баю… один глазок у Аленушки спит, другой смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое – слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа бедет рассказывать сказки». Присказка своей напевностью близка народным колыбельным. Пожалуй, впервые так ясно было выражено отцовское чувство, не уступающее в нежности материнской любви. Помимо «Аленушкиных сказок» Мамин-Сибиряк написал еще целый ряд сказок, многообразных по темам и стилю. Большая часть посвящена жизни природы: «Серая Шейка» (1893) «Упрямый козел», «Зеленая война», «Лесная сказка», «Постойко», «Старый воробей», «скверный день Василия Ивановича». Наиболее близка к фольклору «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей – царевну Катафью и царевну Горошину». При этом писатель никогда не стремился стилизовать свои сказки под народные. Основу всех сказок составляет собственная его позиция. Трогательная история Серой Шейки – утки, оставшейся из-за болезни на зимовку. По законам природы гибель ее неизбежна, и даже сочувствующий ей заяц бессилен помочь. Полынья, ее единственное убежище, затягивается льдом, все ближе подбирается хищная лиса. Но мир подчинен не только законам природы. Вмешивается человек – и Серая Шейка спасена. Авторская позиция убеждает читателя в том, что даже на краю гибели надо верить и надеяться. Не стоит ждать чудес, не стоит ждать удачи. Сказки Мамина-Сибиряка – характерный способ разговора взрослого с ребенком о жизненно важных вещах, которые невозможно объяснить на языке абстракций. Ребенку предлагается взглянуть на мир глазами божьей коровки, козявочки, мухи, собаки, воробья, утки, чтобы обрести истинно человеческое мировоззрение. Как и народные, эти сказки знакомят ребенка со сложными законами бытия, объясняют преимущества и недостатки той или иной жизненной позиции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.180 (0.013 с.) |