Образ Одиссея в Одиссее Гомера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ Одиссея в Одиссее Гомера.



Ахилл и Гектор.

Главный герой «Илиады».

На десятом году осады, он во время одного похода взял в плен прекрасную Брисеиду. Она-то и послужила яблоком раздора между Ахиллесом и Агамемноном, который свою пленницу Астиному вынужден был вернуть её отцу Хрису, и потому заявил притязание на обладание Брисеидой. Воспламенённый гневом, Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах, а Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам. Ни бедствия греков, ни мольбы и обещания посольства, которое, по совету Нестора, снарядил к нему Агамемнон, не могли смягчить гнева героя. Только, когда троянцы, предводимые Гектором, вторглись в сам лагерь греков, он разрешил своему другу Патроклу повести им на помощь мирмидонян и для большего устрашения врагов приказал ему облечься в свои доспехи. Но Патрокл пал от руки Гектора, и лишь обнажённый труп его был отбит греками у троянцев, доспехи же Ахиллеса достались в добычу Гектору. Тогда Ахиллес, безоружный и в сопровождении Афины, появился на поле битвы, и один грозный вид героя обратил врагов в бегство.

На следующее утро Фетида принесла своему сыну новые доспехи, скованные искусной рукой самого Гефеста (в особенности щит описывается в Илиаде, как дивное произведение искусства — описание, имеющее важное значение для первоначальной истории греческого искусства). Горя мщением, герой ринулся в бой и прогнал троянцев до городских стен; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему; преследуя убийцу своего друга, Ахиллес трижды гнал его вокруг стен, наконец убил его и, привязав обнажённый труп к своей боевой колеснице, повлёк за собой в лагерь. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, он вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его — царю Приаму, который с мольбой проник в его палатку.

3.Парис и Елена.

Вскоре после этих событий Приам - несомненно, под влиянием Афродиты - отправил Париса с посольством в Спарту. Специально для этого построили флот, причем нос главного корабля был украшен фигурой Афродиты. Распустившая волосы Кассандра предсказала, что это путешествие приведет к огромному пожарищу, слова Кассандры подтвердил ее брат Елен. Но Приам не обратил внимания на предупреждение своих ясновидящих детей. Даже Эноне не удалось отговорить Париса от рокового путешествия; прощаясь, она сказала ему, чтобы он пришел к ней, если будет ранен, ибо только она сможет его вылечить. Когда влот вышел в море, Афродита послала ему благоприятный ветер, и вскоре Парис уже был в Спарте, где Менелай устроил в честь гостя пир, длившийся целых девять дней. На пиру Парис одарил Елену привезенными из Трои дарами, а его откровенные взгляды, громкие вздохи и смелые знаки внимания ввергли ее в смятение. Но не отличавшийся наблюдательностью Менелай оставил жену развлекать гостей и править в его отсутствие царством, а сам безмятежно отплыл на Крит, чтобы присутствовать на похоронах Катрея, своего деда с материнской стороны.

В первую же ночь после отбытия мужа Елена сбежала с Парисом и стала его возлюбленной. Они занялись любовью сразу, как только сошли на берег. В Спарте Елена оставила свою девятилетнюю дочь Гермиону, но не забыла прихватить большую часть дворцовых сокровищ и много рабов. По дороге до Трои корабли были вынуждены пристать к берегу из-за бури. Оказавшись в Сидоне, Парис предательски убил и ограбил местного царя в его собственном зале для пиров. Во время погрузки богатой добычи на корабли Парису пришлось отразить нападение сидонцев; в завязавшейся кровавой схватке он потерял два корабля. Прибыв, наконец, в Трою, Парис, несмотря на бурные возражения Кассандры, отпраздновал свадьбу. елена снискала симпатии пораженных ее божественной красотой троянцев, несмотря на бедствия, которые навлекла на их город.

Одиссею покровительствует мудрая и воинственная Афина, а сам он подчас напоминает морского бога Протея своей способностью легко менять свой облик. На протяжении десяти лет возвращения домой он предстаёт мореплавателем, разбойником, шаманом, вызывающим души мёртвых (сцены в Аиде), жертвой кораблекрушения, нищим стариком и т. д. Чувствуется, что герой при этом как бы «раздваивается»: он искренне переживает гибель друзей, страдания, жаждет вернуться домой, но он и наслаждается игрою жизни, легко и искусно играет роли, предлагаемые ему обстоятельствами (человека по имени «Никто» — «оутин» в пещере Полифема, жителя Крита, обитателя острова Сира и пр.). В его личности и судьбе сплетаются неразрывно трагическое и комическое, высокие чувства (патриотизм, почтение к богам) и житейские прозаическое.

В соответствии с этой аксиомой герой и ведет себя подчас не лучшим образом: он жадничает, откладывает себе лучший кусок на пиру, ждёт подарков даже от Полифема, проявляет жестокость к рабам, лжёт и изворачивается ради какой-нибудь выгоды. И все же общий баланс и симпатия — в пользу Одиссея — страдальца, патриота и неутомимого путешественника, воина, мудреца, первооткрывателя новых пространств и новых возможностей человека.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИРИКА.

Лирика — род литературы, где хорошо слышен голос поэта, передающего в небольших стихотворениях свои чувства и мысли. Таково хрестоматийное определение. Вторая половина XX в. внесла в понятие лирики существенные изменения: теперь это просто поэзия малых форм.

Термин «лирика» совершенно забыл о своём происхождении. А происходит он от греческого слова «лири-кос», что означает «исполняемый на лире» или «поющийся под лиру». Греки называли этим словом вовсе не стихи, а песни, которые пели под лиру.

Стройных кораблей

вереницы — третьим...

Только любимый.

Сапфо. «К Анактории» (перевод Я. Э. Голосовкера) Сейчас это воспринимается как отрывок стихотворения — замечательного стихотворения, хотя и появилось оно на свет почти три тысячи лет назад, в VII в. до н. э., на острове Лесбос. Но это была песня. И почти всё, что собрано в книгах переводов древнегреческой лирики VII—V вв. до н. э. (так называемая эпоха архаики и классики), — это не стихи, а песни. Поэзия становится похожей на современную, т. е. книжную, только в IV— III вв. до н. э.

Древнегреческий театр представлял собой открытое здание огромнейших размеров. Сцена состояла из длинной узкой платформы и с трёх сторон была обнесена стенами, из которых задняя (с навесом) называлась скеной, боковые — параскениями, а сама сцена — предскением. Поднимавшийся уступами полукруг сидений для зрителей назывался амфитеатром, место между сценой и амфитеатром — орхестрой; здесь помещался хор, который управлялся корифеем. Декораций в Древнегреческом театре не было.

Древнегреческая комедия

Актёры

Число актёров не превышало трёх, хотя каждый из них исполнял больше ролей, чем в трагедии. И в комедии огромную роль играл хор. Особенностью последнего было то, что корифей хора говорил от лица самого автора, излагая его основные мысли, которые он проводил в комедии. Часть представления актёры танцевали. Непохожи были костюмы актёров комедии на костюмы актёров трагедии. Маски актёров должны были подчеркнуть смешное и уродливое в изобличаемом герое (они были с выпученными глазами, со ртом до ушей и т. п.). Фигурам актёров придавался не менее уродливый вид.

Сюжет

Поэты брали сюжет из мифов, сатирически их преломляя. Это совпало с эпохой начавшегося демократического движения, поколебавшего устои древнегреческой религии. В годы Перикла комедиографы изображали уже в своих комедиях общественную борьбу против отдельных политических деятелей. В начале IV века, комедия становится карикатурно-бытовой. Была она для высшего слоя населения. Так же появились герои, как хвастливые воины, паразиты и хитрые рабы.

Комедиографы

Первый комедиограф — Эпихарм. У него боги играли шутовские роли. Из трёх знаменитых представителей аттической политической комедии — Кратина, Евполида и Аристофана — самым крупным был последний. Он в своих комедиях вёл ожесточённую борьбу с демократией. В карикатуре изображал Сократа, Еврипида. Он часто пародировал Еврипида. Менадор является одним из самых выдающихся комедиографов этого времени. Изображая реальную жизнь, бытовая комедия Менандра отказалась от пляски и пения.

Эсхил (ок. 525, Элевсин - 456, Гела на о-ве Сицилия) - великий древнегреческий драматург, прозванный “отцом трагедии”. Родился, по всей вероятности, в аристократической семье в священном городе Элевсине, неподалеку от Афин. Семья Э., по всей вероятности, имела отношение к священным таинствам, элевсинским мистериям, из которых, предположительно, произошел древнегреческий театр. И Эсхил, и его родственники были активными участниками политических событий V-го века до н.э., принимали участие в греко-персидских войнах. Сам Эсхил сражался в трех великих битвах, отмеченных победами греческого войска - при Марафоне, Саламине и Платеях. Э. прославился как реформатор древнегреческого театра, выведя на орхестру второго актера (до Э. драматический диалог осуществлялся между одним актером, меняющим маски, и хором). Эсхил был почитаем греками - в 70-60 годы V века он был самым популярным греческим поэтом, тринадцать раз он побеждал на драматических состязаниях. Постепенно слава его оказалась оспоренной сначала Софоклом, а затем Еврипидом. Язык произведений Э. стал восприниматься как чрезмерно архаичный, - часто вплоть до излишества, нередко грубый и неуклюжий; поэтому афиняне разрешали более поздним поэтам исправлять его трагедии и после этого представлять их на состязания. Тем не менее Э. оставался предметом гордости античного театра - несмотря на то, что согласно традиции на греческой сцене могли идти пьесы только лишь ныне здравствующих драматургов, лучшие произведения Э. продолжали приниматься к постановке уже после смерти драматурга. Э. был не только предметом восхищения, но и насмешек. С критикой Э. выступил Аристофан в своей комедии “Лягушки” (хотя в финале комедии бог Дионис все-таки признает Э. достойнейшим среди поэтов и называет “воспитателем народа”). В конце жизни Э., сторонник старой афинской демократии, по политическим причинам был вынужден эмигрировать на Сицилию, где нашел свою смерть. Согласно распространенной среди греков легенде, Э. было предсказано, что он погибнет оттого, что ему на голову упадет тяжелый предмет. Смерть нашла Э. в открытом поле - орел, несший в когтях черепаху, решил расколоть ее о голову Э. Несмотря на это глумливое описание его смерти, греки высоко ценили Э., на его могиле, сохранившейся до наших времен, написана эпитафия, прославляющая его ратные подвиги. Примечательно, что в этой эпитафии не упоминаются литературные достижения - гражданские заслуги человека ценились греками выше личных дарований. Как драматург Э. стал выступать довольно рано, к концу жизни он был автором не менее, чем 72 и не более, чем 90 драматических произведений. Из обширного творческого наследия Э. до наших дней дошло только 7 полных пьес. Наиболее известной из них является трагедия “Прометей Прикованный”, герой которой, титан Прометей, терпит муки за то, что, вопреки воле Зевса даровал людям огонь. Особого внимания заслуживает трагедия Э. “Персы” (472 г.). Это единственная дошедшая до нас древнегреческая трагедия, написанная не на мифологический, а на исторический сюжет (такие случаи в истории древнегреческой драмы крайне редки). В основу трагедии положен реальный факт - победа греческого войска в морском бою при острове Саламин. В трагедии описывается возвращение домой персидского царя Ксеркса, оплакивание погибших хором персидских старцев. Трагедия “Персы” прославляет афинскую демократию, которая противопоставлена, как общество равных, персидскому царству, где “все рабы, кроме одного” - царя. “Орестея” (458 г.) - единственная дошедшая без нас античная трилогия. Сюжетную опору для нее Э. находит в так называемых “киклических поэмах” о возвращении греческих героев домой после победы над Троей. В первой части - “Агамемнон” - показано возвращение предводителя греческого войска в родные Микены и коварное убийство его женой Клитемнестрой. Во второй - “Хоэфоры” (т.е. женщины, приносящие жертвенные возлияния) - мщение за убитого отца его детьми - Орестом и Электрой. Орест убивает мать по наущению бога Аполлона. В третьей части - “Эвмениды” - мы видим Ореста преследуемым богинями кр

Однако сама Медея в соответствии с природой и цельностью своего характера не способна мириться с унижением. с той же силой, что любила, начинает она ненавидеть Ясона и искать способ мщения ему. На идею детоубийства ее окончательно наталкивает встреча с бездетным афинским царем Эгеем. В беседе с ним она понимает, как страдает бездетный мужчина, и решается отнять у Ясона самое дорогое. Но этот удар одновременно направлен и против нее самой, поэтому не сразу и со страшной мукой решается Медея на этот шаг. Несколько раз меняет героиня свое намерение, противоречивые чувства борются в ней, и все-таки постепенно страшное решение вызревает в ней (ст. 1020-1080).

Тит Макций Плавт

Биографические сведения о римском комедиографе Тите Макции Плавте крайне скудны. Предположительно, родился он в Сарсине (Умбрия), в 251 году до н.э. (хотя осторожные энциклопедии ограничиваются указанием на середину 3 века до н.э.). Его жизнь так или иначе была связана с театром. В юности он работал в театре подручным, потом дорос до актера народной италийской комедии - ателланы. Свидетельством чему может служить его имя - Макций, близкое к имени Макк, одной из традиционных масок этой комедии. На актерской стезе ему сопутствовал успех, и играл он на различных аренах. Сохранились сведения о занятиях Плавта торговлей, о работе на мельнице. Якобы занимаясь ростовщичеством, он потерял все свое состояние и после постигшей его финансовой катастрофы, вступил в римскую армию, где прослужил шесть лет и участвовал во 2-ой Пунической войне. По возвращении в Рим Плавт был уже слишком стар, чтобы возобновить актерскую карьеру, и поэтому он занялся сочинением комедий и стал очень популярным в Риме драматургом.

По счастливой случайности из 21 комедии, признанных римским ученым Теренцием Варроном (1в.до н.э.) и бесспорно принадлежащих Плавту, сохранилось 20 (полностью или с некоторыми потерями текста) и одна в отрывках. Комедии Плавта являются одним из древнейшихпамятников римской литературы. В своих произведениях драматург основывается на богатом многовековом опыте греческой литературы, обращается к наиболее близкой ему по времени “новоаттической” бытовой комедии Меандра, Дифила, Филемона, широко используя ее маски и сюжеты. Этот жанр - римской комедии с греческими персонажами получает название “паллиаты” -“комедии плаща”. Слабо связанные между собой сцены сочетают клоунаду, пантомиму, живой диалог и арии, богаты приемами комического. Иногда поэт включает в сюжет своих комедий мотивы и сцены из других пьес. Чтобы приблизить комедию к зрителям, Плавт вводит римские элементы, понятия, термины, а язык его пьес – выдающееся явление не только комедийной речи, но и уникальный памятник разговорного латинского языка. Среди наиболее известных комедий Плавта - “Хвастливый воин”, “Менехмы”, “Горшечная комедия”, “Вакхиды”, “Привидение”, “Псевдол”, "Пленники", "Амфитрион". `.

Творчество Вергилия.

Фракию, Крит, Сицилию.

Успешно осуществляет.

Энеида» - незаконченный патриотический эпос Вергилия, состоит из 12 книг, написанных между 29-19 гг. После смерти Вергилия «Энеида» была издана его друзьями Варием и Плотием без всяких изменений, но с некоторыми сокращениями. По всей вероятности, «Энеида» была рассчитана, подобно «Илиаде», на 24 песни; 12-я заканчивается лишь победой над Турном, между тем как поэт хотел рассказать самое поселение героя в Лациуме и его смерть. Сюжет эпопеи - Эней, основывающий новый Илион в Риме и делающийся родоначальником gens Julia, из которой произошёл Август.

Вергилий занялся этим сюжетом по просьбе Августа, чтобы возбудить в римлянах национальную гордость сказаниями о великих судьбах их прародителей и, с другой стороны, для защиты династических интересов Августа, будто бы потомка Энея через его сына Юлия, или Аскания. Вергилий в «Энеиде» близко примыкает к Гомеру; в «Илиаде» Эней является героем будущего. Поэма начинается последней частью скитаний Энея, его пребыванием в Карфагене, и затем уже рассказывает эпизодически прежние события, разрушение Илиона (II п.), скитания Энея после этого (III п.), прибытие в Карфаген (I и IV п.), путешествие через Сицилию (V п.) в Италию (VI п.), где начинается новый ряд приключений романического и воинственного характера. Самое исполнение сюжета страдает общим недостатком произведений Вергилия - отсутствием оригинального творчества и сильных характеров. Особенно неудачен герой, «благочестивый Эней» (pius Aeneas), лишённый всякой инициативы, управляемый судьбой и решениями богов, которые покровительствуют ему как основателю знатного рода и исполнителю божественной миссии - перенесения Лар на новую родину. Кроме того, на «Энеиде» лежит отпечаток искусственности; в противоположность Гомеровскому эпосу, вышедшему из народа, «Энеида» создана в уме поэта, без связей с народной жизнью и верованиями; греческие элементы перепутаны с италийскими, мифические сказания - с историей, и читатель постоянно чувствует, что мифический мир служит лишь поэтическим выражением национальной идеи. Зато Вергилий употребил всю силу своего стиха на отделку психологических и чисто поэтических эпизодов, которые и составляют бессмертную славу эпопеи. Вергилий неподражаем в описаниях нежных оттенков чувств. Стоит только вспомнить патетическое, несмотря на свою простоту, описание дружбы Низуса и Эриала, любовь и страдания Дидоны, встречу Энея с Дидоной в аду, чтобы простить поэту его неудачную попытку возвеличить славу Августа на счет преданий старины. Из 12 песней «Энеиды» шестая, где описывается сошествие Энея в ад, чтобы повидаться с отцом (Анхизом), считается самой замечательной по философской глубине и патриотическому чувству. В ней поэт излагает пифагорейское и платоническое учение о «душе мироздания» и вспоминает всех великих людей Рима. Внешняя постройка этой песни взята из XI п. «Одиссеи». В остальных песнях заимствования из Гомера тоже весьма многочисленны.

В построении «Энеиды» подчеркнуто стремление создать римскую параллель поэмам Гомера. Большинство мотивов «Энеиды» Вергилий нашёл уже в прежних обработках сказания об Энее, но выбор и расположение их принадлежат самому Вергилию и подчинены его поэтическому заданию. Не только в общем построении, но и в целом ряде сюжетных деталей и в стилистической обработке (сравнения, метафоры, эпитеты и т. п.) обнаруживается желание Вергилия «соперничать» с Гомером.

Тем резче выявляются глубокие различия. «Эпическое спокойствие», любовное вырисовывание деталей чужды Вергилию. «Энеида» представляет цепь повествований, полных драматического движения, строго концентрированных, патетически напряженных; звенья этой цепи соединены искусными переходами и общей целеустремленностью, создающей единство поэмы.

Её движущая сила - воля судьбы, которая ведёт Энея к основанию нового царства в латинской земле, а потомков Энея к власти над миром. «Энеида» полна оракулами, вещими снами, чудесами и знамениями, руководящими каждым действием Энея и предвозвещающими грядущее величие римского народа и подвиги его деятелей вплоть до самого Августа.

В книге рассказывается о невероятных похождениях беспутного знатного римского юноши Луция, увлечённого женщинами и колдовством; повествование ведётся от его лица. Оказавшись в греческой области Фессалия, считавшейся в античности родиной магии и славившейся своими ведьмами, он решил испытать на себе местное чародейство, и, намазавшись волшебной мазью, позаимствованной у своей возлюбленной, превращается в осла. В обличье животного Луций попадает к различным хозяевам, претерпевает всякого рода унижения, в основном связанные с тяжёлым трудом, становится жертвой сексуальных домогательств одной знатной дамы и видит жизнь многих слоёв позднеантичного общества — от земледельцев и разбойников до жрецов Кибелы и богатых горожан, всюду наблюдая падение нравов. Изнурённый и доведённый до отчаяния Луций просит богов о помощи, и на его молитву откликается богиня Исида. По её указанию Луций съедает цветущие розы и снова превращается в человека. Отрёкшись от прежней порочной жизни, он проходит обряд посвящения и становится пастофором (жрецом Осириса и Исиды).

Лирика трубадуров.

В XI—XII вв. Прованс переживал большой экономический и культурный подъем. Эта нация первая из всех наций нового времени выработала литературный язык. Ее поэзия служила тогда недостижимым образцом для всех романских народов, да и для немцев и англичан. В создании феодального рыцарства она соперничала с кастильцами, французами-северянами и английскими норманнами; в промышленности и торговле она нисколько не уступала итальянцам. Именно в Провансе при дворах феодальных сеньоров впервые возникла куртуазная поэзия, представлявшая собой характерное выражение новой, светской рыцарской культуры, которая требовала от феодальной аристократии «куртуазного» (изысканного, вежливого) поведения, воспитанности и умения служить «прекрасным дамам». Культ дамы занимает центральное место в творчество провансальских поэтов — трубадуров (от прованс. trobar — находить, изобретать, сочинять), среди которых преобладали рыцари и представители феодальной знати. Певец признавал себя вассалом дамы, которой обычно являлась за мужняя женщина, жена его сеньора. Он воспевал се достоинства, красоту и благородство; он прославлял ее господство и «томился» по недосягаемой цели. Его «любовь» была неотделима от «страдания», но это было «сладостное» страдание. Конечно, во всем этом было много условного, куртуазное «служение» зачастую оказывалось лишь проявлением придворного этикета.

Возникла поэзия трубадуров, видимо, из народных провансальских хороводных посей, широко разрабатывавших любовную тему. Однако со временем поэзия трубадуров далеко отошла от простоты и безыскусственности народной песенной лирики. Трубадуры хотели быть виртуозами стиха. Они умножали строфические формы, большое внимание уделяли искусству рифмовки. Зародившись в конце XI в., поэзия трубадуров наивысшего расцвета достигла в XII в. В начале XIII в. начался ее упадок, усугубленный так называемыми альбигойскими войнами (1209—1229), приведшими к завоеванию Прованса французскими феодалами.

Рыцарский роман.

Рыцарский роман (фр. romanz) — повествовательный жанр европейской средневековой литературы, преимущественно стихотворный (написан попарно рифмующимся восьмисложником, впервые примененным в англо-нормандских хрониках). Называется также «куртуазный роман». Рыцарский роман в целом знаменует начало осознанного художественного вымысла и индивидуального творчества. Он составляет вершину средневековой повествовательной литературы. «Роман воплощает мечту о счастье, ощущение силы, волю к победе над злом. Именно в этом, вне всякого сомнения, состояла его первичная социальная функция: она на многие века пережила условия, которые вызвали ее к жизни.

Сами средневековые французы понимали термин «роман» широко, включая переложения разнообразных героических и любовных историй на «романском», то есть старофранцузском, языке, но не на темы французской национальной истории. Таким образом, «роман» противостоял, с одной стороны, литературе на латинском языке, включая и латинские источники античного цикла, а с другой — французскому героическому эпосу, жестам, «песням о подвигах»:

Рыцарский роман охотно прибегает к атмосфере сказочности и прямому использованию сказочных мотивов и фантастики. Он равнодушен к национальному прошлому и резко порывает с французской исторической тематикой.

Постепенно в обеих категориях бретонских романов стали определенно сказываться отголоски рыцарского миросозерцания, и эти романы стали в одно и то же время и ярким отражением рыцарских идеалов - благодаря чему они имели воспитывающее значение для ряда поколений, были настольною книгою всех рыцарей, желавших найти образец, достойный подражания, - и довольно правдивою, несмотря на значительное количество фантастических подробностей, картиною жизни европейского общества в эпоху рыцарства.

Творчество Вийона.

Вийон (Вильон, Виллон, 1431? - после 1463) и его поэзия стали предметом огромного числа исследований. Между тем о его жизни сохранилось мало сведений, дата рождения сомнительна, время смерти неведомо. Имя поэта - Франсуа Монкорбье - редко упоминается в документах, и известно лишь то, о чем он сам рассказал.

В раннем творчестве Вийона, куда относится так называемое «Лэ» (или «Малое завещание», 1456), а также несколько баллад, созданных между 1455 и 1458 гг., такое новаторство уже намечается. Поэма «Лэ», из-за большого количества намеков на конкретных лиц теперь непонятная без комментария, должно быть, восхищала современников неистощимым юмором, остротой иронии, смелостью сатиры.

Главное произведение Вийона - «Завещание», которое позже, но еще при жизни поэта, стали называть «Большим завещанием» (1461): оно включает 186 строф-восьмистиший, 16 баллад, 3 рондо. К поэме примыкают стихотворения, созданные в одно с нею время. В «Завещании» в полной мере раскрылся талант Вийона, выражено его творческое и жизненное кредо.

Любовь становится продажной и грязной, основанной на лжи и корысти, потому что таково общество. Вийон мечтает о любви подлинной, свободной и правдивой, однако не находит такой в жизни. Отсюда пессимистический рефрен «Двойной баллады о любви» (входит в «Завещание)» - «Как счастлив тот, кто не влюблен!

Творчество Данте.

Божественная Комедия» — кульминационный пункт того процесса, в результате которого Данте овладел обширнейшими познаниями, какими могла его снабдить литература, создававшаяся на латыни или переведенная на латынь с греческого и включавшая в себя сочинения Платона, Аристотеля, Цицерона, Вергилия, отцов Церкви, Фомы Аквинского и средневековых мистиков. Значение «Божественной Комедии» не ограничивается, однако, ее энциклопедическим содержанием; гораздо важнее то, что она рисует величественную картину мира, очертания которой определяются синтезом рациональных, почерпнутых из книг познаний и глубоко личного, внутреннего знания, коренящегося в самом факте жизни. Данте не был затворником. Увлеченный драмой жизни, он то был обуреваем муками романтической любви, то оказывался в поле притяжения неисповедимых политических сил.

«Новая жизнь» повествует о любви Данте к знатной флорентинке Беатриче Портинари. Книга, состоящая из тридцати одного лирического стихотворения и прозаического повествования, охватывает три момента любви Данте к Беатриче: девятилетний мальчик впервые встречает девушку и влюбляется в нее; восемнадцати лет юноша подпадает под власть созревающей любви, двадцати семи — оплакивает смерть Беатриче, предсказанную ему в вещем сне.

Стремление уловить движение духа, которое станет постоянной темой дантовских сочинений, сразу же бросается в глаза в «Новой жизни». Данте не только поэтически воскрешает облагораживающее действие любви, муку любви неразделенной и тоску по умершей Беатриче, но и разъясняет в прозаических вставках более глубокое значение буквального смысла стихов. Уже в этом раннем произведении слышится голос зрелого Данте, растолковывающего в письме Кан Гранде делла Скала, которому будет посвящен «Рай», что буквальный смысл включает в себя аллегорический, моральный и анагогический смыслы.

Другая тема «Новой жизни», которая будет всплывать в последующих произведениях Данте, — любовь поэта к разуму. Дав волю своей скорби о смерти Беатриче, Данте пишет сонет, восхваляющий иную даму; видя в женском образе воплощение философии, критики интерпретируют привязанность к ней поэта как его склонность доверять естественному разуму, не обращаясь к вере.

Произведения, написанные в средний период творчества Данте — «Пир», «О народном красноречии» и «О монархии», — доказывают правоту дантовского доверия человеческому разуму. Кроме того, эти сочинения отражают увлечение Данте политической жизнью, активное участие в которой он принимал между 1295 и 1302 годами вплоть до своего вынужденного изгнания.

Политический опыт убедил Данте в том, что для рационального устроения общества необходимо всемерно развивать способности разума. В «Пире» и в трактате «О монархии» Данте заявляет о своей любви к истинам, открываемым разумом. Превознося высокую общественную миссию разума, Данте пожинает плоды той темы, семена которой он посеял в сонете во славу дамы из «Новой жизни» — во славу женщины, олицетворяющей философию.

Поэт, влюбленный в Беатриче и философию, предстает теперь влюбленным в Бога. Мистическая любовь Данте — это не дополнительное измерение духовной жизни, но то, что придает смысл всякому опыту любви. Любовь Данте к Богу — это сфера, объемлющая и дающая жизнь всем проявлениям любви. Таким образом, чтобы правильно оценить «Божественную Комедию», необходимо видеть в ней произведение человека, который пробудился — подобно Данте, протагонисту поэмы, представляющему все человечество — к осознанию первичного факта человеческого существования: он — творение, которому предназначено любить своего творца. Все его желания, мысли к поступки хороши постольку, поскольку служат этому предназначению. То, что открылось Данте в нем самом — в его отношении к Богу и своему личному предназначению, — приложимо к каждому человеческому существу. В расширительном смысле каждый аспект человеческой жизни — от половой любви до политической деятельности — подчиняется одному мерилу — мистической любви. Поскольку любовь к другому человеку, церковное или государственное служение служат любви к Богу и приближают личность к вечному блаженству, постольку они — благо.

Творчество Боккаччо.

Автор поэм на сюжеты античной мифологии, психологической повести «Фьямметта» (1343, опубликована в 1472), пасторалей, сонетов. Главное произведение — «Декамерон» (1350—1353, опубликовано в 1470) — книга эротических, реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма «Ворон» (1354—1355, опубликована в 1487), книга «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360, опубликована в 1477).

Комедии Шекспира.

Комедия Шекспира не была сатирической и этим резко отличалась от всего последующего развития жанра. Ее смех идет от ощущения полноты жизни, ее силы, красоты, изменчивости. У шекспировской комедии есть своя великая тема — Природа. У нее есть свой любимый герой – шут, исполненный знания жизни не каковой она кажется, а какова она есть.

Все ранние комедии Шекспира могут быть определены по названию первой из них — «Комедия ошибок». Однако источник и традиция комического в них варьируются. Если основой «Комедии ошибок» были образцы античной, римской комедии, то комедия «Укрощение строптивой» (1594) указывает на связь шекспировского смеха с народным карнавалом.

Строптивицу, оказывается, не так уж сложно укротить, если все дело не в ее характере, — сильном, лишенном мелочности, а потому на поверку куда менее строптивом, чем у многих других героинь, а в том, что еще не нашелся укротитель. Женихи Бьянки? Их невозможно представить рядом с Катариной. Возник Петруччо, и все стало на свои места. Все в этой комедии дано с карнавальным преизбытком: и первоначальная строптивость жены, и в качестве исправительного для нее средства тирания мужа, и, наконец, мораль под занавес. Без поправки на карнавальность нельзя воспринимать ни перевоспитания героини, ни назидательной речи, произнесенной ею в качестве урока другим строптивицам.

Комедия «Сон в летнюю ночь» (1595-96) повествует о прихотливости любовного чувства, о его праве, подтвержденном чудом природы, которое здесь же материализуется волшебным миром леса, где правят Оберон, Титания, эльфы. «Сон в летнюю ночь» — одна из самых светлых, музыкальных, изящных комедий Шекспира. Кажется, она и возникла так же легко, на едином вдохновенном дыхании. Возможно, так и было. Но тогда поражает другая способность Шекспира — свести воедино разнообразнейший сюжетный материал и на его основе создать совершенно новое произведение.

Трагедии Шекспира.

Первая подлинно шекспировская трагедия — «Ромео и Джульетта» — возникла в окружении комедий и сонетов. Она сонетна по своей языковой природе, ибо ее главный герой Ромео не только говорит, но и любит еще в этой условной традиции. В любви к Джульетте ему предстоит узнать себя и столкнуться с миром.

Небывалая новизна и достоинство Гамлета сказались в том, что, размышляя о необходимости поступка, он взвешивает его последствия и как бы предощущает то, что можно назвать нравственной ответственностью. Побуждаемый к мщению не только призывом отца, но всей привычной логикой «трагедии мести», Гамлет не верит, что его единственный удар что-то способен восстановить в мировой гармонии, что ему в одиночку дано вправить «вывихнутый век». Катастрофично отчуждение Гамлета, нарастающее по ходу действия. Разлад героя с историческим Временем будет и далее трагически нарастать в шекспировских пьесах. Правда, в «великих трагедиях», написанных вслед «Гамлету», предпринимается последняя попытка эпически цельного и прекрасного героя пробиться в мир: любовью — Отелло, силой — Макбет, добром — Лир. Это не удается: Время непроницаемо для них. Более того — им и внутренне не дано противостоять разрушительному воздействию Времени. Чем более велик человек, тем страшнее совершается его падение. «Зло есть добро, добро есть зло» (перевод Б. Пастернака) — зловещим рефреном звучит заклинание ведьм в «Макбете».

Послесловием к трагедиям пишутся последние пьесы Шекспира: «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря». Первоначально их относили к комедиям. Теперь их принято называть «романтическими драмами» (romances). Повторяя ситуации трагических сюжетов, они завершаются счастливо — как будто возвращая утопическую надежду на лучшее.

Сонеты Шекспира.

Наиболее вероятное время создания сонетов — 1593-1600. В 1609 вышло единственное прижизненное издание с посвящением, которое и по сей день продолжает оставаться одной из шекспировских загадок. Оно было адресовано таинственному W. H.: тот ли это «прекрасный юноша», друг, к которому обращено большинство сонетов (1-126 из общего числа — 154)?

Наиболее определенный тематический цикл в шекспировском сборнике представляют первые семнадцать сонетов. У них одна тема: пожелание прекрасному молодому человеку продолжить себя в потомстве, не забыть, сколь скоротечна земная жизнь и земная красота. Это своеобразное введение в книгу, которое могло писаться по заказу и, возможно, еще до того, как возникло личное отношение поэта к другу, исполненное восхищения и искренней любви. Поэт навсегда сохраняет дистанцию, то ли необходимую для его чувства, близкого к поклонению, то ли диктуемую социальным различием, если принять версию, что адресатом сонетов был юный аристократ (граф Саутгемптон или граф Пембрук?). Любовь дарит поэзии вдохновение, но от нее получает вечность. О силе поэзии, способной победить Время, говорится в сонетах 15, 18, 19, 55, 60, 63, 81, 101.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.04 с.)