Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сборники документов и хрестоматии

Поиск

Библиографический список

Сборники документов и хрестоматии

1. Под стягом России: Сборник архивных документов. – М., 1992.

2. Хрестоматия по истории России / Сост. А.А. Мироненко. – СПб., 1999.

3. Хрестоматия по истории России / Сост. В.И. Быстренко, Т.В. Кононенко. – Новосибирск, 1995.

4. Хрестоматия по истории России / Сост.: А.С.Орлов и др. – М., 1999–2010.*[1]

5. Хрестоматия по истории России / Сост.: Ю.В. Филиппов. – Н.Новгород, 2000.

6. Хрестоматия по истории России. – В 4 тт. / Сост. И.В. Бабич и др. – М., 1994–1997.

7. Хрестоматия по отечественной истории / Сост.: Н.В. Бузуверова – Магнитогорск, 2006.

Практические занятия

Практическое занятие 1. Введение.

Вопрос 1. Основы методологии исторической науки.

Вопрос 2. Методы изучения истории и современная историческая наука.

Дополнительная литература

Литература:

1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

2. Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение Отечественной истории. М., 2000.

3. Ерофеев Н.А. Что такое история. М., 1976.

4. Историки России XVIII – начало ХХ века. М., 1996.

5. Историки России. Биографии. М., 2001.

6. Историческая наука России в ХХ веке. М., 1997.

7. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 1998.

8. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.

9. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1989.

10. Румянцева М.Ф. Теория истории. М., 2002.

11. Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания. М., 2008.

12. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2007.

Практическое занятие 2. Народы и государства в древности.

Вопрос 1. Человечество в эпоху первобытности.

Вопрос 2. Народы и государства на территории России в древности.

Вопрос 3. Этногенез славян.

Вопрос 4. Социально-экономические и духовно-культурные отношения у восточных славян.

Дополнительная литература

Источники:

1. Геродот. История. М., 1993.

2. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. СПб., 2001.

3. Материалы по истории СССР. М., 1985. Вып. 1.

4. Повесть временных лет. СПб., 1996.

5. Прокопий Кесарийский. Война с готами. М., 1996.

6. Страбон. География. М., 1994.

7. Тацит К. Сочинения. СПб., 1993.

Литература:

1. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984.

2. Буданова В.П., Горский А.А., Ермолова И.Е. Великое переселение народов: Этнополитические и социальные аспекты. М., 1999.

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992.

4. Дегтярева А.Д. Энеолит и бронзовый век. М., 2002.

5. Зубов А.А. Палеоантропологическая родословная человека. М., 2004.

6. Мезолит СССР. М., 1987.

7. Палеолит СССР. М., 1984.

8. Перевозчиков И.В., Хрисанфова Е.Н. Антропология. М., 1999.

9. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.

10. Седов В.В. Древнерусская народность. М., 1999.

11. Семенов В.А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. М., 2008.

12. Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э. – первой половине I тыс. н.э. М., 1993.

13. Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989.

14. Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992.

15. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. М., 2002.

Практическое занятие 3. Образование и эволюция древнерусской государственности в IX–XIII вв.

Вопрос 1. Предпосылки, этапы и сущность образования древнерусской государственности.

Вопрос 2. Государственно-политический строй и правовые основы Киевской Руси.

Вопрос 3. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в IX-XIII вв.

Вопрос 4. Русские земли в период раздробленности.

Вопрос 5. Международное положение Руси, нашествие монголо-татар и установление ига.

Вопрос 6. Культура Древней Руси.

 

Дополнительная литература

Источники:

1. Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999.

2. Древняя Русь: Быт и культура. М., 1997.

3. Древняя Русь: город, замок, село. М., 1985.

4. Карпини Д. История монголов. М., 1997.

5. Повесть временных лет. СПб., 1996.

6. Полное собрание русских летописей. СПб.-Л.-М., 1841–2004.

7. Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1984. Т. 1.

8. Свод письменных известий о славянах. М., 1989.

Литература:

1. Горский А.А. От славянского расселения до Московского царства. М., 2004.

2. Градовский А.Д. Начала русского государственного права. В 2 тт. М., 2006.

3. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.

4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.

5. Древнерусские княжества X-XIII вв. М., 1975.

6. Зимин А.А. Русская правда. М., 2000.

7. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период. М., 2007.

8. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993.

9. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 2001.

10. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983.

11. Седов В.В. Древнерусская народность. М., 1999.

12. Толочко П.П. Дворцовые интриги на Руси. СПб., 2003.

13. Феннел Д. Кризис средневековой Руси. 1200–1304 гг. М., 1989.

14. Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750–1200. СПб., 2000.

15. Фроянов И.Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.-СПб., 1995.

16. Фроянов И.Я. Киевская Русь. СПб., 1999.

17. Хрусталёв Д.Г. Русь: От нашествия до «ига» (30-40-е гг. XIII в.). СПб., 2004.

18. Черных В.Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997.

19. Щапов Я.Н. Государство и церковь в Древней Руси X-XIII вв. М., 1989.

Практическое занятие 10. Современная Россия: новая модель государства и обществ; Заключение.

Вопрос 1. Установление в России новых конституционных основ и демократической республиканско-президентской системы власти.

Вопрос 2. Утверждение либерально-рыночных экономических основ Российской Федерации.

Вопрос 3. Социальные преобразования на рубеже XX–XXI вв., новые отношения государства, общества и человека.

Вопрос 4. Внешняя политика новой России и ее роль в современном мире.

Дополнительная литература

Источники:

1. Всероссийская перепись населения 2002 года: вопросы и ответы. М., 2002.

2. Ельцин Б.Н. Президентский марафон: размышления, воспоминания, впечатления. М., 2006.

3. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

4. Коржаков А.В. Ельцин от рассвета до заката. М., 1997.

5. Политические партии и движения России. Программные документы. М., 1992.

6. Примаков Е.М. Минное поле политики. М., 2006.

7. Путин В.В. Избранные речи и выступления. М., 2008.

8. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1994-2008.

9. Трошев Г.Н. Моя война: Чеченский дневник окопного генерала. М., 2001.

Литература:

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.

2. Архипова Т.Г., Малышева Е.П. Современная организация государственных учреждений России. М., 2006.

3. Коргунюк Ю.Г. Становление партийной системы в современной России. М., 2007.

4. Кордонский С.Г. Сословная структура постсоветской России. М., 2008.

5. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005.

6. Национальные истории в советских и постсоветских государствах. М., 1999.

7. Путь в ХХI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М., 1999.

8. Россия на рубеже веков. М., 2000.

9. Хоффман Д. Олигархи. Богатство и власть в новой России. М., 2007.

10. Шевцова Л.Ф. Режим Бориса Ельцина. М., 1999.

11. Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. М., 2000.

12. Шургалина И.Н. Реформирование российской экономики. Опыт анализа в свете теории катастроф. М., 1997.

13. Экономика переходного периода: очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991-1997. М., 1998.

 

Программа самостоятельной работы

(конспекты сдать до 1 декабря 2012 г.)

Результаты самостоятельной работы оформляются в отдельной тетради в виде конспектов (письменно). Конспект (от лат. «conspectus» – обзор) – краткое письменное изложение или запись содержания чего-либо (лекции, речи, работы и т.д.).

При выполнении задания следует учитывать, что конспект к одному изучаемому вопросу не должен занимать менее одной страницы тетради.

 

Тема для самостоятельного изучения Изучаемые вопросы Примерные формы самостоятельной работы
Основы методологии исторической науки (Введение) 1. Что изучает дисциплина «История»? 2. Для чего необходимо знать историю? 3. Принципы научно-исторического исследования. 4. Что такое «исторический факт»? 5. Какие специально-научные методы применяет историческая наука? Письменная характеристика предмета и объекта познания истории, функций и принципов исторического познания. Дать характеристику понятию «исторический факт». Осветить основные специально-научные методы исторического познания.
Народы и рабовладельческие государства в древности (Тема I) 1. Общие проблемы истории Древнего Востока. 2. Древняя Греция: от первых государств до противостояния Афин и Спарты. 3. Эллинизация Востока. 4. Древний Рим: от царства к республике. 5. Особенности государственно-политического и социально-экономического развития Римской империи. Анализ источников и литературы по теме. Подготовка и конспектирование тезисов ответов на вопросы. Выделить ключевые понятия темы и дать им письменную характеристику. Сбор информации по теме реферата.
Средневековье раннего и классического периодов (Тема II) 1. Западноевропейское средневековье: становление феодализма. 2. Наследие Рима и особенности развития Восточно-римской империи. 3. Расцвет феодального общества в Европе (региональные особенности). 4. Роль церкви и религий в средневековье. 5. Средневековье на Востоке в V–XIII вв. Анализ источников и литературы по теме. Подготовка и конспектирование тезисов ответов на вопросы. Выделить ключевые понятия темы и дать им письменную характеристику. Сбор информации по теме реферата.
Мир в эпоху позднего средневековья (Тема III) 1. Кризис феодальной системы в эпоху позднего средневековья. 2. Зарождение национальных государств. 3. Падение Византии и экспансию Османов. 4. Начало эпохи Возрождения. 5. Средневековье на Востоке в XIV–XV вв. Анализ источников и литературы по теме. Подготовка и конспектирование тезисов ответов на вопросы. Выделить ключевые понятия темы и дать им письменную характеристику. Сбор информации по теме реферата.
Государства и народы Евразии, Африки и Америки в раннее Новое время (Тема IV) 1. «Новое время» и эпоха «Великих географических открытий». 2. Трансформация социальных отношений и зарождение абсолютизма в Европе. 3. Становление раннекапиталистической экономики. 4. Научная революция. 5. Государства и народы Восточной Европы, Африки, Азии и Америки в XVI-XVII вв. Анализ источников и литературы по теме. Подготовка и конспектирование тезисов ответов на вопросы. Выделить ключевые понятия темы и дать им письменную характеристику. Сбор информации по теме реферата.
«Век просвещения и революций» (Тема V) 1. Просвещение и просвещенный абсолютизм. 2. Французская революция. 3. Наполеоновские войны. 4. Европа во второй четверти XIX в.: от реставраций к новым революциям. 5. Азия и Африка в XVIII – первой половине XIX вв. Анализ источников и литературы по теме. Подготовка и конспектирование тезисов ответов на вопросы. Выделить ключевые понятия темы и дать им письменную характеристику. Сбор информации по теме реферата.
Мир на пути к индустриальному обществу (вторая половина XIX в. – начало ХХ в.) (Тема VI) 1. Индустриализация: изменения в экономике и промышленности. 2. Особенности развития европейских государств. 3. США: от рабства к лидерству в капиталистическом мире. 4. Первая мировая война. 5. Государства и народы Латинской Америки, Азии и Африки во второй половине XIX в. – начале ХХ в. Анализ источников и литературы по теме. Подготовка и конспектирование тезисов ответов на вопросы. Выделить ключевые понятия темы и дать им письменную характеристику. Составить хронологическую таблицу по изучаемой теме.
Развитие мирового сообщества между Первой и Второй мировыми войнами (Тема VII) 1. Версальско-Вашингтонская система международных отношений. 2. Революционные волнения и реформы в странах Европы и Америки. 3. Мировой экономический кризис и попытки его преодоления. 4. Фашизм и нарастание угрозы новой мировой войны. 5. Восток между двумя мировыми войнами (1918–1939 гг.). Анализ источников и литературы по теме. Подготовка и конспектирование тезисов ответов на вопросы. Выделить ключевые понятия темы и дать им письменную характеристику. Составить хронологическую таблицу по изучаемой теме.
Вторая мировая война и послевоенное развитие мирового сообщества (Тема VIII) 1. Вторая мировая война. 2. «Холодная война» и биполярный мир. 3. Европейские государства: от раскола к объединению. 4. США: на пути к мировой гегемонии. 5. Латинская Америка, Азия и Африка после Второй мировой войны. Анализ источников и литературы по теме. Подготовка и конспектирование тезисов ответов на вопросы. Выделить ключевые понятия темы и дать им письменную характеристику. Составить хронологическую таблицу по изучаемой теме.
Образование, наука и культура в современной России; Россия и мир в современности (Тема IX) 1. Изменения в духовной жизни. 2. Современный литературный процесс. 3. Театр, музыка, кино. 4. Современная российская живопись, архитектура и скульптура. 5. Место российской истории во всемирно-историческом процессе. Анализ источников и литературы по теме. Подготовка и конспектирование тезисов ответов на вопросы. Выделить ключевые понятия темы и дать им письменную характеристику. Составить хронологическую таблицу по изучаемой теме.

 

Вопросы к зачету и экзамену.

  1. Основы методологии исторической науки.
  2. Методы изучения истории и современная историческая наука.
  3. Человечество в эпоху первобытности.
  4. Общие проблемы истории Древнего Востока.
  5. Ключевые проблемные вопросы в развитии Древней Греции.
  6. Древний Рим: реперные точки исторического развития.
  7. Народы и государства на территории России в древности.
  8. Этногенез восточных славян.
  9. Государства и народы Европы в эпоху раннего средневековья.
  10. Эпоха классического средневековья в Европе.
  11. Средневековье на Востоке в V–XIII вв.
  12. Образование Древнерусского государства и его политическое развитие.
  13. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в IX-XIII вв.
  14. Русские земли в период раздробленности.
  15. Международное положение Руси, нашествие монголо-татар и установление ига.
  16. Культура Древней Руси.
  17. Государства и народы Европы в эпоху позднего средневековья.
  18. Средневековье на Востоке в XIV–XV вв.
  19. Русские земли и возвышение Москвы.
  20. Борьба московских князей за освобождение от ига и объединение русских земель.
  21. Особенности русского феодализма в XIV–XV вв.
  22. Взаимоотношения русских земель с соседними государствами и народами в XIV–XV вв.
  23. Русская культура в XIV–XV вв.
  24. Западноевропейские государства в XVI–XVII вв.
  25. Восточная Европа в XVI–XVII вв.
  26. Государства и народы Азии и Америки в XVI-XVII вв.
  27. Московская Русь в XVI в.
  28. Смутное время (предпосылки, причины, основные этапы и особенности).
  29. Русское царство после Смуты (XVII в.).
  30. Внешняя политика России в XVII в.
  31. Социально-экономическое развитие России в XVII в.
  32. Русская культура, наука и образование в XVI-XVII вв. (основные тенденции и этапы развития).
  33. Век просвещения в Европе и Америке (XVIII в.).
  34. Эпоха революций в первой половине XIX в.
  35. Государства и народы Азии и Африки в XVIII – первой половине XIX вв.
  36. Основные этапы и особенности преобразований Петра I и их судьба в первой половине XVIII в.
  37. Век Екатерины Великой и правление Павла I: основные черты государственно-политического и социально-экономического строя России во второй половине XVIII в.
  38. Россия в первой половине XIX в.
  39. Внешнеполитический курс Российской империи в XVIII в. – первой половине XIX в.
  40. Русская культура в XVIII – первой половине XIX вв.
  41. Европа и Америка во второй половине XIX в.
  42. Мир в начале ХХ в.
  43. Государства и народы Азии и Африки во второй половине XIX в. – начале ХХ в.
  44. Внутренняя политика и социально-экономическое развитие Российской империи во второй половине XIX в.
  45. Россия в начале ХХ в.
  46. Общественная мысль и общественные движения во второй половине XIX в. – начале ХХ в.
  47. Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в. – начале ХХ в.
  48. Русская наука и культура во второй половине XIX в. – начале ХХ в.
  49. Европа и Америка после Первой мировой войны (1918-1929 гг.).
  50. Проявление кризисных тенденций в 1930-е гг.
  51. Восток между двумя мировыми войнами (1918–1939 гг.).
  52. Октябрьская революция 1917 г. и гражданская война в России.
  53. Новая экономическая политика (НЭП).
  54. Курс на форсированное строительство социализма в СССР в конце 1920-х гг. – в 1930-е гг. и его итоги.
  55. Внешняя политика СССР в 20-30-е гг. ХХ в.
  56. Культурная жизнь страны в 1920-е – 1930-е гг.
  57. Вторая мировая война.
  58. Европа и Америка в послевоенном мире.
  59. Азия и Африка после Второй мировой войны.
  60. СССР в годы Второй мировой войны.
  61. Послевоенное развитие Советского союза (1945–1964 гг.).
  62. Эпоха «развитого социализма» и «перестройка» в СССР (1964–1991 гг.).
  63. Внешняя политика СССР во второй половине XX в.
  64. Наука и культура во второй половине XX в.
  65. Установление в России новых конституционных основ и демократической республиканско-президентской системы власти.
  66. Утверждение либерально-рыночных экономических основ России.
  67. Социальные преобразования на рубеже XX–XXI вв., новые отношения государства, общества и человека.
  68. Внешняя политика новой России и ее роль в современном мире.

 

План семинаров

Семинар (С) 1 – Практическое занятие (ПЗ)1, вопросы (В) 1-2.

С 2 – ПЗ 2, В 1-4.

С 3 – ПЗ 3, В 1-3.

С 4 – ПЗ 3, В 4-6.

С 5 – ПЗ 4, В 1-3.

С 6 – ПЗ 4, В 4-6.

С 7 – ПЗ 5, В 1-3.

С 8 – ПЗ 5, В 4-6.

С 9 – ПЗ 6, В 1-3.

С 10 – ПЗ 6, В 4-6.

С 11 – ПЗ 7, В 1-3.

С 12 – ПЗ 7, В 4-6.

С 13 – ПЗ 8, В 1-3.

С 14 – ПЗ 8, В 4-6.

С 15 – ПЗ 9, В 1-3.

С 16 – ПЗ 9, В 4-6.

С 17 – ПЗ 10, В 1-2.

С 18 – ПЗ 10, В 3-4.

Рейтинговая система

Оценка на экзамене состоит из двух частей: оценки за ответ на вопросы билета и оценки за семестровую работу.

Оценка за семестровую работу составляется из следующих показателей:

1. Присутствие на семинаре – 1 балл за семинар (в сумме (за семестр) – 18 баллов);

2. Работа на семинаре – максимальное количество баллов – 2 (в сумме (за семестр) – 36 баллов);

3. Тест (промежуточный контроль) – максимальное количество баллов – 16;

4. Реферирование научной статьи – максимальное количество баллов – 20;

5. Ведение конспектов самостоятельной работы – максимальное количество баллов – 10.

Максимальная сумма баллов – 100. При переводе в пятибалльную систему действует следующая сетка:

1. «Пять» - 80 до 100 баллов;

2. «Четыре» - от 60 до 79,99 баллов;

3. «Три» - от 40 до 59,99 баллов;

4. «Два» - от 20 до 39,99 баллов;

5. «Один» - от 0 до 19,99 баллов.


[1] Знаком «*» – отмечена литература, которую возможно использовать в любом издании.

Библиографический список

Сборники документов и хрестоматии

1. Под стягом России: Сборник архивных документов. – М., 1992.

2. Хрестоматия по истории России / Сост. А.А. Мироненко. – СПб., 1999.

3. Хрестоматия по истории России / Сост. В.И. Быстренко, Т.В. Кононенко. – Новосибирск, 1995.

4. Хрестоматия по истории России / Сост.: А.С.Орлов и др. – М., 1999–2010.*[1]

5. Хрестоматия по истории России / Сост.: Ю.В. Филиппов. – Н.Новгород, 2000.

6. Хрестоматия по истории России. – В 4 тт. / Сост. И.В. Бабич и др. – М., 1994–1997.

7. Хрестоматия по отечественной истории / Сост.: Н.В. Бузуверова – Магнитогорск, 2006.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.38.104 (0.012 с.)