Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формальное поведение и формальное мышление↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Представим себе человека у светофора. Горит красный свет, но ни справа, ни слева и вообще нигде до горизонта машин нет. В этой ситуации есть две возможные линии поведения: идти или стоять. Наши душевные борения у светофора показывают, что в любой ситуации, где имеются более или менее разработанные правила, появляется возможность конфликта между поведением, следующим правилам, и непосредственными интересами людей. Там, где возникает такой конфликт, появляется возможность действовать двояко: 1) в соответствии с правилами, 2) в соответствии с непосредственными интересами, зачастую противоречащими правилам. На этом основании различают два типа поведения людей в ситуациях, где есть заранее фиксированные правила: формальное и антиформальное. Формальное поведение – это внешние действия людей, происходящие в соответствии с заранее заданными правилами. Антиформальное поведение – это внешние действия людей, не соответствующие заранее заданным правилам. Однако в жизни часто встречаются ситуации, в которых правила не заданы заранее. Поведение в таких ситуациях называется неформальным (содержательным). Неформальное поведение – это внешние действия людей в ситуациях, в которых правила не заданы заранее. Неформальное поведение – это поведение еще неопределенное. Если задать правила, по которым должны происходить действия, оно может стать как формальным, так и антиформальным. Чтобы установить, насколько важно формальное поведение в жизни современного человека и общества, найдем такие ее сферы, где есть более или менее четко фиксированные системы правил. Самой очевидной областью формального поведения является область права. Законы – это и есть определенные правила, в которых определенные действия людей запрещаются или предписываются. А раз есть система заранее фиксированных правил, то возможно формальное, антиформальное и неформальное поведение. В данном случае формальное поведение – это следование законам. Именно такого поведения требует правовое общество. Принцип правового общества: «Если нельзя, но очень хочется или очень надо, то все равно нельзя». Таким образом, правовое общество – это общество, в котором максимально широко распространено формальное поведение. Другой, не менее важной областью формального поведения, является нравственность. Нравственность есть ни что иное, как система норм-правил, предписывающих или запрещающих те или иные мотивы поступков. От права эта область отличается тем, что относится не непосредственно к поступкам, а к мотивам этих поступков и той санкцией, которая следует за нарушением этих правил. Право предполагает внешнюю санкцию государства. Нравственность – внутренние санкции совести (угрызения, раскаяние) и общественное осуждение. Однако нравственность сходна с правом в том, что она представляет собой систему заранее сформулированных, хотя и не так отчетливо выраженных, правил, которым можно следовать или не следовать. И нравственное поведение – это поведение, следующее правилам, а безнравственное поведение – это поведение, нарушающее правила, не соблюдающее их. Областью формального поведения является также культура. Она выражается в виде тех или иных правил и их систем (норм культуры). Конечно, в отличие от права и нравственности, культура – это набор, так сказать, рекомендательных норм. Но, тем не менее, культура все равно представляет собой систему правил и, соответственно, область культурного поведения входит в область формального поведения. И, наконец, еще одна важнейшая область жизни, имеющая непосредственное отношение к производству, - технология. Технология – это последовательность действий по преобразованию определенного исходного материала (сырья, информации и т.д.). Эта последовательность действий выстраивается в соответствии с правилами. Следовательно, технология также есть область человеческого действия, где существуют четко выраженные правила, которым можно следовать или не следовать. Рабочий, инженер, учитель и т.п., который следует предписываемым технологией правилам, производит нужный продукт по заданным параметрам, а тот, кто не соблюдает технологии, производит продукт, не обладающий заданными параметрами, а, значит, не нужный. Таким образом, в области технологии мы также сталкиваемся с формальным поведением, которое ведет к технологичному обществу и отличает его от общества нетехнологичного. Рассмотренные области – право, нравственность, культура, технология – относятся к числу важнейших факторов нашей жизни, которые отличают цивилизованное общество. И во всех этих областях поведение, называемое правовым, нравственным, культурным и технологичным, представляет собой образцы формального поведения. Следовательно, формальное поведение в обществе, безусловно, желательно. Но каким образом его достичь? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к понятию формального мышления. Формальное мышление – это последовательность умственных действий по заранее фиксированным правилам. Формальное поведение и формальное мышление связаны теснейшим образом: то, что вовне представляется в виде внешнего поведения, внутри оказывается мышлением. В традиционном обществе, существовавшем в России и Европе до конца XIX – начала ХХ века, формальное поведение возникало под влиянием традиции, преемственности поколений. В обществе существовали устоявшиеся образцы следования праву, нравственности, культуре. От поколения к поколению передавались и определенные технологии, особенно в деревне. Такому механизму передачи образцов формального поведения присущ признак бессознательности. Каждое новое поколение заимствует типичные формы поведения, не подвергая их глубокому осмыслению. Это означает, что в традиционном обществе формальное поведение возникает, не будучи предварено формальным мышлением, а формальное мышление надстраивается над формальным поведением. В таком случае оно повышает степень сознательности следования правовым законам, правилам нравственности, нормам культуры и технологии. Это означает, что формальное мышление закрепляет способы поведения. Образованные слои общества, овладевшие формальным мышлением, постепенно формируют и более высокий уровень правового поведения, культуры, технологии и нравственности. ХХ век принес в жизнь много нового и сделал жизнь гораздо динамичнее. В ХХ веке стали разрушаться как сами традиции, так и традиционные механизмы передачи образцов поведения, в особенности формального, поскольку формальное поведение не стимулируется непосредственным интересом. В современном мире формальное поведение более не распространяется автоматически. Главным средством образования структур формального поведения в наше время стало формальное мышление. Но каким образом образуются сами структуры формального мышления? В структуре образования, начиная со средневековых университетов, от которых многое заимствовала классическая гимназия, всегда были дисциплины, которые заслуживают названия формальных из-за их почтения к правилам. Это, прежде всего – логика и латынь. Латынь – поскольку это мертвый язык, который можно изучать только по правилам, что приучало гимназистов мыслить формально, согласуясь не с языковыми стереотипами, почерпнутыми в общении, а только с правилами. Однако, как теория формального мышления, формальная логика является первым и главным средством для формирования структур формального мышления. Логика – самое простое и доступное средство образования таких структур. Логика образует в нашем уме структуры формального мышления и стимулирует появление чувства совершенства формы действий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.33 (0.009 с.) |