ТОП 10:

Тема «Доказательство и опровержение»



I. Теоретическая часть.

1. Структура аргументации. Формы обоснования тезисов.

2. Виды обоснования тезиса.

3. Правила и ошибки в аргументации.

II. Практическая часть

· Выполнить упражнения из учебного пособия Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.83-84.

Методические рекомендации

Занятие начинается с проверочной работы по теме «Индуктивное умозаключение».

Затем идет решение задач для закрепления теоретических знаний и умения делать выводы, используя индуктивный метод. Работа производится в малых группах (4-5 человек), которые формируются в случайном порядке. Работа каждой группы оценивается по следующим параметрам: знание теоретического материала, правильность и скорость выполнения практических заданий, активность всех членов группы.

Практическое занятие №14

Тема «Доказательство и опровержение»

I. Теоретическая часть.

1. Структура аргументации. Формы обоснования тезисов.

2. Виды обоснования тезиса.

3. Правила и ошибки в аргументации.

Методические рекомендации

Усвоение материала по теме «Доказательство и опровержение» проходит с использованием техники «Перекрестная дискуссия», которая позволяет не только отстоять или опровергнуть свое мнение, но и учит уважать чужое мнение.

Алгоритм:

- выбирается тезис (на группу 4 тезиса)

- студенты разбиваются на группы по 4 человека. Каждая группа в свою очередь делится на пары (одна пара доказывает тезис, другая опровергает). Пары заполняют таблицу свои аргументы и попробуйте предугадать аргументы оппонентов.

Аргументы «за» Вопросы для дискуссии Аргументы «против»
  Согласны ли вы, что ..?  

- аргументы последовательно озвучиваются (не повторять уже высказанные аргументы);

- кроме аргументов участники отмечают также и форму обоснования (вид дедуктивного, индуктивного умозаключения или аналогия);

- в процессе перекрестной дискуссии каждый из ее участников должен прийти к какому-либо выводу. Поэтому после полемики предусматривается работа в группе, чтобы участники дискуссии могли еще раз тщательно просмотреть и оценить аргументы и контрагрументы и дать общий ответ на основной вопрос дискуссии.

На обсуждение в группах выделяется 15 минут, доклад каждой группы перед аудиторией – не более 7 мин. Соблюдение временного регламента – обязательное условие.

 

Литература

1. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010.

2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.

3. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

4. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.

5. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.

6. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.

Тема 8. Гипотеза

1. Для овладения и систематизации знаний.

· Конспектирование учебника. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.85.

· Подготовка основных терминов к понятийному диктанту: гипотеза, общая гипотеза, рабочая гипотеза, версия.

2.Для формирования умений и навыков.

· Подготовка к практическому занятию по теме «Гипотеза».

 

Практическое занятие №15

Тема «Гипотеза»

I. Теоретическая часть.

1. Гипотеза, ее виды:

- общая

- частная

- единичная

- рабочая гипотеза

2. Этапы построения гипотезы

 

II. Практическая часть

· Выполнение упражнения Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.86-87.

· Проанализировать свою курсовую (контрольную) работу по специальности. Определить гипотезу, проанализировать ее этапы.

 

Методические рекомендации

Занятие начинается с проверочной работы по теме «Доказательство и опровержение».

Затем идет решение задач для закрепления теоретических знаний и умения делать выводы, используя индуктивный метод. Работа производится в малых группах (4-5 человек), которые формируются в случайном порядке. Работа каждой группы оценивается по следующим параметрам: знание теоретического материала, правильность и скорость выполнения практических заданий, активность всех членов группы.

Вторая часть практического занятия предполагает выступление с анализом курсовых (контрольных) работ. Выступление строго регламентировано – 3 мин.

 

Литература

1. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010.

2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.

3. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

4. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.

5. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.

6. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.

Тема 9. Рациональный спор

1. Для овладения и систематизации знаний.

· Работа с учебником. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.88 - 90.

· Подготовка основных терминов к понятийному диктанту: спор, рациональный спор.

2. Для формирования умений.

· Подготовка к практическим занятиям по теме «Рациональный спор»

Практическое занятие №16

Тема «Рациональный спор»

I. Теоретическая часть.

1. Определение рационального спора.

2.Условия рационального спора.

3.Тактические приемы спора: лояльные и нелояльные.

4.Нелояльные аргументы.

I. Практическая часть.

· Выполнение упражнения Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.91 - 95.

Методические рекомендации

Занятие начинается с проверочной работы, включающей задания по темам «Законы логики», «Гипотеза», «Доказательство и опровержение» - 10мин.

Затем идет решение задач для закрепления теоретических знаний и умения делать выводы, используя индуктивный метод. Работа производится в малых группах (4-5 человек), которые формируются в случайном порядке. Работа каждой группы оценивается по следующим параметрам: знание теоретического материала, правильность и скорость выполнения практических заданий, активность всех членов группы.

 

Литература

1. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010.

2. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

3. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.

4. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.

Практическое занятие №17

Тема «Рациональный спор»

I. Теоретическая часть.

1. Определение рационального спора.

2.Условия рационального спора.

3.Тактические приемы спора: лояльные и нелояльные.

4.Нелояльные аргументы.

II. Практическая часть.

· Каждый студент дома определяет тему дебатов, формирует тезис, подбирает аргументы, выстраивает технику спора, приводит примеры корректных и некорректных приемов и аргументов.

Методические рекомендации

Занятие начинается с проверочной работы, включающей задания по темам «Законы логики», «Гипотеза», «Доказательство и опровержение» - 10мин.

Первая часть занятия посвящена правильному формированию тезиса - 10 мин.

Вторая часть занятия проходит с использованием техники «Карусель». Студенты образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это сидящие неподвижно студенты, а внешнее – студенты, которые через определенные промежутки времени меняются. Представители внешнего круга должны проговорить за несколько минут аргументы, подтверждающие тезис (при этом применяются как корректные, так и некорректные приемы ведения спора) и постараться убедить в своей правоте собеседника. Сидящие во внутреннем кольце круга могут задавать вопросы, анализировать тактику спора и фиксировать, какие приемы спора использует оппонент. Затем идет обсуждение.

В конце занятия подводятся итоги и выставляются баллы.

Литература

1. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010.

2. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

3. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.

4. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.

Практическое занятие № 18

Занятие с использованием техники «Дебаты». Группа заранее выбирает тему дебатов, формирует тезис, затем разбивается на 3 подгруппы: две подгруппы с четко обозначенной позицией по обсуждаемой проблеме (утверждающие (У) и отрицающие (О)) и аудитория.

Подгруппа/участник Действие
У1 (первый спикер утверждающей подгруппы) Введение в проблему; определение основных терминов; представление основных утверждающих аргументов
О1 (первый спикер отрицающей подгруппы) Введение в проблему; опровержение аргументов утверждающей подгруппы; представление основных отрицающих аргументов
У2 (второй спикер утверждающей подгруппы) Опровержение аргументов отрицающей стороны; усиление утверждающих аргументов путем приведения конкретных примеров, фактов, статистики; представление дополнительных (менее значительных) утверждающих аргументов
О2 (второй спикер отрицающей подгруппы) Опровержение аргументов утверждающей стороны; усиление отрицающих аргументов путем приведения конкретных примеров, фактов, статистики; представление дополнительных (менее значительных) отрицающих аргументов
Все участники Вопросы представителям подгрупп (отвечают только У1, У2, О1, О2)
У1 Окончательное суммирование позиции утверждающей стороны; приведение новых аргументов не допускается
О1 Окончательное суммирование позиции отрицающей стороны; приведение новых аргументов не допускается

Практическое занятие № 19

(Закрепление теоретического материала по всем темам)

Итоговое занятие, которое проходит в виде пресс-конференции. Каждый студент готовит по 10 вопросов (при выборе вопросов можно воспользоваться разделом «Вопросы к экзамену» или контрольные вопросы по темам курса).

На практическом занятии каждый из студентов сможет задать 5 вопросов и сам ответить на 5 вопросов.

 

Литература

1. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010.

2. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

3. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.

4. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.

 

Контроль знаний

Вопросы для подготовки к контрольной работе[3]

 

1. Понятие как логическая форма. Виды понятий.

2. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

3. Совместимые понятия и их отношения. Графическое изображение этих отношений с помощью кругов Эйлера.

4. Несовместимые понятия и их отношения. Графическое изображение этих отношений с помощью кругов Эйлера.

5. Определение понятий. Правила определения понятий.

6. Деление понятий. Правила деления.

7. Ограничение и обобщение понятий.

8. Суждение как логическая форма мышления. Структура суждения.

9. Виды суждения.

10. Деление суждений по количеству и качеству.

11. Объединенная классификация по количеству и качеству простых категорических суждений.

12. Распределенность терминов в суждениях.

13. Виды отношений между суждениями. Логический квадрат.

14. Правила логического квадрата.

15. Характеристика суждений по их модальности.

16. Сложные суждения. Их структура.

17. Закон тождества.

18. Закон непротиворечия.

19. Закон исключенного третьего.

20. Закон достаточного основания.

21. Умозаключение как логическая форма мышления. Его структура и виды.

22. Непосредственное умозаключение, его виды.

23. Простой категорический силлогизм. Его структура.

24. Правила терминов категорического силлогизма.

25. Правила посылок категорического силлогизма.

26. Модусы фигур простого категорического силлогизма. Правила выведения модусов.

27. Виды сложных умозаключений.

28. Чисто условное и условно – категорическое умозаключение.

29. Разделительно – категорическое умозаключение.

30. Условно – разделительное умозаключение.

31. Сокращенный силлогизм (энтимема).

32. Сложные и сложносокращенные силлогизмы.

33. Понятие индуктивных умозаключений.

34. Индукция. Виды индукции.

35. Методы научной индукции.

36. Аналогия. Ее виды. Условия состоятельности выводов по аналогии.

37. Гипотеза, ее структура.

38. Виды гипотез.

39. Доказательство и его структура. Виды доказательств.

40. Правила и ошибки в доказательстве.

41. Опровержение. Его структура и способы.

42. Правила, ошибки и уловки опровержения.

43. Правила ведения рационального спора.

Вопросы к экзамену

1. Происхождение термина «Логика».

2. Мышление и язык.

3. Понятия истинности и ложности.

4. Язык логики.

5. Определение категории «знак».

6. Функциональные роли знаков «индексов», «образов», «символов».

7. Логическая форма мысли.

8. Основные формально-логические законы.

9. Основные этапы развития формальной логики.

10. Определение категории «понятие».

11. Объем понятия

12. Содержание понятия

13. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

14. Основные логические приемы образования понятий: «анализ», «синтез», «сравнение», «абстрагирование», «обобщение».

15. Логические характеристики единичного класса.

16. Определение пустого и непустого понятия.

17. Определение общих понятий

18. Определение регистрирующих и нерегистрирующих понятий.

19. Определение конкретных и абстрактных понятий.

20. Определение положительных и отрицательных понятий.

21. Определение соотносительных и безотносительных понятий.

22. Определение собирательных и несобирательных понятий.

23. Логически сравнимые понятия.

24. Логически несравнимые понятия.

25. Совместимые понятия.

26. Определение равнозначных понятий.

27. Отношение подчинения между понятиями.

28. Отношение перекрещивания (пересечения) между понятиями.

29. Отношения между несовместимыми понятиями.

30. Соподчинение (координация) понятий.

31. Отношение противоречия (контрадикторности) между понятиями.

32. Отношение противоположности.

33. Определение логической операции «обобщение понятий».

34. Определение логической операции «ограничение понятий».

35. Определение как логическая операция.

36. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика и сравнение.

37. Реальное и номинальное определения.

38. Определение через ближайший род и видовое отличие.

39. Генетическое определение.

40. Сущностное определение.

41. Функциональное определение.

42. Структурное определение.

43. Логические требования к определению.

44. Определение логической операции деление.

45. Правила деления как логической операции.

46. Виды деления: по видоизменяющемуся признаку, дихотомическое деление, смешанное деление.

47. Классификация как логическая операция.

48. Признаки и характеристики суждения.

49. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения и суждения.

50. Простое суждение.

51. Утвердительное и отрицательное суждение.

52. Общее, частное и единичное суждения.

53. Исключающее и выделяющее суждения.

54. Определение общеутвердительного суждения с указанием символики и графической демонстрацией соотношения объемов понятий-терминов.

55. Определение частноутвердительного суждения с указанием символики и графической демонстрацией соотношения объемов понятий-терминов.

56. Определение общеотрицательного суждения с указанием символики и графической демонстрацией соотношения объемов понятий-терминов.

57. Определение частноотрицательного суждения с указанием символики и графической демонстрацией соотношения объемов понятий-терминов.

58. Закономерности, характеризующие распределенность терминов в суждениях.

59. Атрибутивные суждения.

60. Реляционные суждения.

61. Экзистенциальные суждения.

62. Сложные суждения.

63. Конъюнктивное суждение, символ конъюнкции.

64. Слабая (нестрогая) дизъюнкция, ее символ.

65. Сильная (строгая) дизъюнкция, ее символ.

66. Импликативные суждения, символ импликации.

67. Эквивалентные суждения, символ эквиваленции.

68. Отношения между простыми суждениями (по «логическому квадрату»)

69. Отношение подчинения (субординации), его правило.

70. Отношение частичной совместимости (субконтрарности), его правило.

71. Отношение противоположности (контрарности), его правило.

72. Отношение противоречия (контрадикторности), его правило.

73. Определение дедуктивного умозаключения.

74. Определение непосредственного умозаключения.

75. Определение непосредственного умозаключения «Превращение».

76. Определение непосредственного умозаключения «обращение».

77. Определение непосредственного умозаключения «противопоставление предикату».

78. Определение простого категорического силлогизма.

79. Определения большего, среднего и меньшего терминов категорического силлогизма, их символы.

80. Фигуры категорического силлогизма, их графическое изображение.

81. Определение модусов фигур категорического силлогизма.

82. Правила терминов категорического силлогизма.

83. Правила посылок категорического силлогизма.

84. Чисто условное умозаключение, его символическая схема.

85. Условно – категорическое умозаключение.

86. Утверждающий модус условно – категорического силлогизма.

87. Отрицающий модус условно – категорического силлогизма.

88. Определение чисто разделительного умозаключения, его символическая схема.

89. Разделительно-категорический силлогизм.

90. Утверждающе-отрицающий модус разделительно-категорического силлогизма, его символическая схема.

91. Отрицающе-утверждающий модус разделительно-категорического силлогизма.

92. Условно – разделительные умозаключения (леммы).

93. Виды лемм: дилеммы, трилеммы и полилеммы.

94. Простые и сложные леммы, конструктивные и деструктивные.

95. Сокращенный силлогизм (энтимема).

96. Регрессивный и прогрессивный полисиллогизм.

97. Определение понятию «Сорит».

98. Определение понятию «Эпихейрема».

99. Определение индуктивному умозаключению.

100. Перечислите методы установления причинной связи, называемых в современной логике «методы Бэкона-Милля».

101. Метод единственного сходства (метод сходства): правило, символическая схема.

102. Метод сопутствующих изменений: правило, символическая схема.

103. Метод различия: правило, символическая схема.

104. Метод остатков: правило, символическая схема.

105. Определение умозаключения по аналогии.

106. Важнейшие характеристики строгой аналогии.

107. Определение доказательства в логике.

108. Цель доказательства.

109. Составные части логического доказательства (тезис, аргументы, демонстрация).

110. Требования к тезису доказательства.

111. Требования к аргументам доказательства.

112. Требование к демонстрации доказательства.

113. Определение прямого доказательства.

114. Определение косвенного апагогического доказательства.

115. Определение косвенного разделительного доказательства.

116. Логическая операция «опровержение».

117. Цель опровержения.

118. Определение формальной ошибки в доказательстве.

119. Подмена тезиса и ее последствия.

120. Круг в доказательстве.

121. Определение категории «гипотеза».

122. Определение общей гипотезы.

123. Определение частной гипотезы.

124. Определение единичной гипотезы.

125. Охарактеризуйте (кратко) этапы построения гипотезы.

126. Укажите самый действенный способ подтверждения гипотезы.

127. Логический закон тождества, пример его действия.

128. Логический закон противоречия, пример его действия.

129. Объективный источник и сущность закона исключенного третьего.

130. Закон достаточного основания, его значение.

131. Ошибки, к которым может привести нарушение требований «закона достаточного основания».

132. Определение дискуссии.

133. Определение рационального спора.

134. Охарактеризовать главную задачу рационального спора.

135. Условия рационального спора.

136. Лояльные (корректные) приемы спора.

137. Нелояльные (некорректные) приемы спора.

138. Объяснить, что представляет собой используемый стороной по ходу спора «аргумент к публике».

139. Объяснить, что представляет собой используемый стороной по ходу спора «аргумент к личности».

140. Объяснить, что представляет собой используемый стороной по ходу спора «аргумент к тщеславию».

141. Объяснить, что представляет собой используемый стороной по ходу спора «аргумент к невежеству».

142. Объяснить, что представляет собой используемый стороной по ходу спора «аргумент к жалости».

143. Объяснить, что представляет собой используемый стороной по ходу спора «аргумент к силе».

144. Объяснить, что представляет собой используемый стороной по ходу спора «аргумент к авторитету».

 

Тесты для самоконтроля

ТЕСТ № 1

1. Понятие, в котором мыслится свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно без этих предметов…

а) собирательные

б) отрицательные

в) абстрактные

г) конкретные

д) соотносительные

2. Отношение между понятиями, объемы которых совмещаются частично…

а) равнозначность

б) противоположность

в) соподчинение

г) перекрещивание

д) подчинение

3. Логическая операция, посредством которой раскрывается содержание понятия…

а) определение

б) деление

в) обобщение

г) характеристика

д) описание







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.47.43 (0.036 с.)