ТОП 10:

Тема 7. Доказательство и опровержение.



Логическая природа доказательства. Доказательство как вид аргументации (полное обоснование какого-либо утверждения). Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства: прямое и косвенное. Правила доказательства. Требования, выдвигаемые к тезису, к аргументам, к форме доказательства и ошибки, связанные с их нарушением. Опровержение. Виды опровержения. Правила и ошибки в опровержении. Использование приемов и уловок в доказательстве и опровержении.

Студент должен знать:

  • Сущность, структуру и виды доказательства
  • Правила и возможные ошибки доказательства
  • Опровержение и его виды

Студент должен уметь:

· Грамотно обосновывать свои суждения

· Формировать сознательные убеждения

· Доказательно рассуждать

· Выявлять ошибки в доказательстве или опровержение оппонента

Контрольные вопросы

- Что такое доказательство?

- В чем отличие прямого доказательства от косвенного?

- В какой форме строится демонстрация и какие ошибки возможные в демонстрации?

- Какие правила выдвигаются к тезису и к каким ошибкам ведет нарушений правил тезиса?

- Что такое опровержение?

- Какие существуют виды опровержений?

- К каким ошибкам может привести нарушение правил опровержения?

 

Тема 8. Гипотеза.

Понятие гипотезы, ее роль в развитии знания. Процесс формулировки и выдвижения гипотез. Требования, повышающие степень надежности гипотез. Виды гипотез, выделяемые по степени общности: общая, частная, единичная.

Контрольные вопросы

- Что такое гипотеза, чем она отличается от догадки?

- Каков логический механизм построения гипотезы?

- Каким образом происходит подтверждение или опровержение гипотезы?

- Какие виды гипотез существуют?

Тема 9. Рациональный спор.

Определение рационального спора. Разновидности споров (по цели, по количеству участников). Условия рационального спора. Тактические приемы спора: лояльные и нелояльные. Нелояльные аргументы.

 

Контрольные вопросы

- Что такое спор?

- Что изучает наука эристика?

- Какие выделяют разновидности споров?

- В чем специфика рационального спора?

- Какие тактические приемы спора считаются лояльными (корректными)?

- Какие приемы спора считают нелояльными (некорректными)?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Тема 1. Предмет и значение логики.

1. Для овладения знаниями.

· Работа с учебником: «Предмет и значение логики // Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.4-9.

2. Для формирования навыков.

· Выполнение упражнений 1-4 // Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.9-10.

Тема 2. Понятие

1. Для овладения знаниями.

· Работа с учебником: Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.11. Тема «Понятие и предмет», «Логические приемы образования понятий».

2. Для закрепления знаний.

· Подготовка основных терминов к понятийному диктанту[1]: понятие, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, содержание понятия, объем понятия, обобщение и ограничение понятия, определение, деление.

3. Для формирования навыков.

· Подготовка к практическому занятию №1,2 по теме «Понятие», «Логические операции».

Практическое занятие №1

Тема: «Понятие»

I. Теоретическая часть.

1. Виды понятий:

-по объему (общие, единичные, нулевые);

-по содержанию (конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, соотносительные и безотносительные, собирательные и несобирательные ).

2. Отношения между объемами понятий:

-совместимые (равнозначность, пересечение, подчинение);

-несовместимые (соподчинение, противоположность, противоречие).

 

II. Практическая часть.

Выполнить упражнения из учебного пособия Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.12 – 18.

Методические рекомендации

Подготовка к практическому занятию предполагает закрепление теоретического материала (заучивание определений) и выполнение практических заданий, формирующих определенные навыки логического мышления.

Практическое занятие предполагает освоение материала посредством работы в малых группах (4-5 человек). Группы формируются в случайном порядке. Каждой группе выдается набор заданий, в который входят как задачи из упражнений для подготовки к практическому занятию, так и новый материал. Таким образом проверяется выполнение домашнего задания и усвоение материала темы.

Работа каждой группы оценивается по следующим параметрам: знание теоретического материала, правильность и скорость выполнения практических заданий, активность всех членов группы. В конце занятия подводятся итоги и выставляются баллы.

 

Литература

1. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010.

2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.

3. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

4. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.

5. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.

6. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.

Практическое занятие №2

Тема: «Логические операции»

I. Теоретическая часть.

1. Обобщение и ограничение понятий.

2. Определение, его виды и правила.

3. Деление, его виды и правила.

 

II. Практическая часть.

Выполнить упражнения из учебного пособия Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.19 – 27.

Методические рекомендации

Подготовка к практическому занятию предполагает закрепление теоретического материала (заучивание определений) и выполнение практических заданий, формирующих определенные навыки логического мышления.

Практическое занятие предполагает освоение материала посредством работы в малых группах (4-5 человек). Группы формируются в случайном порядке. Каждой группе выдается набор заданий, в который входят как задачи из упражнений для подготовки к практическому занятию, так и новый материал. Таким образом проверяется выполнение домашнего задания и усвоение материала темы.

Работа каждой группы оценивается по следующим параметрам: знание теоретического материала, правильность и скорость выполнения практических заданий, активность всех членов группы. В конце занятия подводятся итоги и выставляются баллы.

 

Литература

1. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010.

2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.

3. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

4. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.

5. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.

6. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.

Тема3. Суждение

1. Для закрепления знаний.

· Подготовка основных терминов к понятийному диктанту: суждение, субъект суждения, предикат суждения, реляционное суждение, категорическое суждение, конъюнктивное суждение, разделительное суждение, условное суждение

2. Для формирования навыков.

· Подготовка к практическому занятию № 3,4 по теме «Суждение», №5 «Логика вопросов и ответов» .

Практическое занятие №3

Тема «Суждение»

I. Теоретическая часть.

1. Суждение и предложение.

2. Простые суждения: структура, виды. Количественная и качественная характеристика атрибутивных суждений: общеутвердительные суждения, общеотрицательные суждения, частноутвердительные суждения, частноотрицательные суждения, распределенность терминов суждения.

3. Сложные суждения: конъюнкция, дизъюнкция, импликация, тождество.

 

II. Практическая часть.

Выполнить упражнения из учебного пособия Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.28 – 43.

Методические рекомендации

Работа начинается с проверочной по теме «Понятие», на выполнение заданий отводится не более 10 мин.

На практическом занятии закрепляются знания о суждении как о форме мышления: его виды, классификация. Практическое занятие предполагает освоение материала посредством работы в малых группах (4-5 человек), которые формируются в случайном порядке. Работа каждой группы оценивается по следующим параметрам: знание теоретического материала, правильность и скорость выполнения практических заданий, активность всех членов группы. В конце занятия подводятся итоги и выставляются баллы.

 

Литература

1. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010.

2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.

3. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

4. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.

5. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.

6. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.

 

Практическое занятие №4

Тема «Суждение»

I. Теоретическая часть.

1. Суждение и предложение.

2. Простые суждения: структура, виды. Количественная и качественная характеристика атрибутивных суждений: общеутвердительные суждения, общеотрицательные суждения, частноутвердительные суждения, частноотрицательные суждения, распределенность терминов суждения.

3. Сложные суждения: конъюнкция, дизъюнкция, импликация, тождество.

 

II. Практическая часть.

Выполнить упражнения из учебного пособия Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.28 – 43.

Методические рекомендации

На практическом занятии закрепляются знания о суждении как о форме мышления. Кроме того, предполагается решение логических задач и головоломок, расширяющих представление о суждении и его свойствах.

Логические задачи[2] разделены на несколько типов с учетом сложности:

- задачи первого типа содержат истинные и ложные суждения, для их решения необходимо сопоставить суждения по истинности и ложности и определить, какие высказывания верны, а какие нет;

- задачи второго типа содержат только истинные утверждения, которые содержат необходимые сведения и помогают найти решение.

- задачи третьего типа наряду с истинными суждениями содержат одно ложное высказывание. Чтобы найти правильное решение, необходимо определить ложное суждение и исключить его;

- задачи четвертого типа содержат только одно истинное суждение, нахождение которого является решением задачи.

Практическое занятие предполагает освоение материала посредством работы в малых группах (4-5 человек), которые формируются в случайном порядке. Работа каждой группы оценивается по следующим параметрам: знание теоретического материала, правильность и скорость выполнения практических заданий, активность всех членов группы. В конце занятия подводятся итоги и выставляются баллы.

 

Литература

1. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010.

2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.

3. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

4. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.

5. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.

6. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.

Практическое занятие №5







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.83.37 (0.018 с.)