Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Японский необрутализм и теория метаболизма — новое направление в градостроительстве и архитектуре.

Поиск

Метаболизм - (франц. metabolisme от греч. metabole – перемена) – течение в архитектуре середины XX в., пришедшее на смену функционализму интернационального стиля 1930-1940-х гг.

Архитекторы-метаболисты стремились к развитию принципов конструктивизма согласно концепции «изменяемого пространства». Оптимальная конструктивная основа сооружений сочеталась с комбинаторикой - вариационными «ячейками», благодаря чему архитектурные композиции приобретали более разнообразный вид (сравн. необрутализм; новый экспрессионизм; органическая архитектура; футурологическое проектирование).

Метаболисты воспринимали город как живой организм со всеми свойственными организму процессами – отсюда и экзотическое название движения. Они делили город на постоянные и временные элементы – кости, кровеносные сосуды и живые клетки, которые меняются с течением времени. Лучшим произведением метаболизма признана первая же постройка Кисё Курокавы Nakagin Capsule Tower в Токио, включенная в список всемирного архитектурного наследия DOCOMOMO International. В 90-е годы Курокава стал одним из ведущих мастеров японского хай-тека.

Особенностями архитектурного языка метаболистов стали незавершенность, «недосказанность», открытость структуры зданий для «диалога» с изменяющимся архитектурным, культурным и технологическим контекстом городской среды. Распространён приём акцентирования внимания на пустоте, с целью создания эффекта «материализации внимания», визуальное закрепление незастроенных и неосвоенных пространств при помощи символических пространственных структур. При этом создаётся некое промежуточное пространство (иначе — мезопространство), которое согласно теории метаболизма являет собой недостающее звено между архитектурой (как в высшей степени упорядоченной средой обитания) и окружающим хаосом изменчивой городской среды или «вакуумом» природного ландшафта. В структуре как отдельных зданий, так и их комплексов и даже целых городов, разработанных под влиянием идей метаболизма, всегда чётко прослеживается вре́менная и постоянная составляющие. Ещё один признак такой архитектуры — её модульность, ячеистость, нагляднее всего иллюстрируемый на примере башни «Накагин» (Nakagin Capsule Tower) (архитектор К. Курокава).

Следует, однако, заметить, что алгоритмы, заложенные в проектах метаболистов, на практике не всегда воспроизводятся и срабатывают должным образом. Тем не менее, эти заранее разработанные «сценарии» жизни зданий и городов играют существенную роль в обосновании проектных решений, а их наглядное представление в виде видеороликов и т.п. служит эффектным дополнением к архитектурной визуализации проекта

Брутализм или необрутализм (от англ. brutal - грубый) - течение в современной архитектуре, основанное на обнажении конструктивной схемы сооружений, выявлении архитектоники масс зданий с ярким акцентом на структуру конструктивного строительного материала. Программным для направления является отказ от декоративных приемов, скрывающих естественную фактуру конструктивных материалов: стали, железобетона, кирпича, стекла. Формы подобной архитектуры подчёркнуто грубы, но вместе с тем совершенны в своей откровенности. Для стиля характерны прямолинейные формы и откровенные (грубые) конструктивные решения. Исключая декорирование и отделку, данный метод позволяет выявить подлинные свойства материалов в самом их естественном состоянии. При этом архитектоника сооружения напрямую зависит от используемого материала. Можно сказать, что при таком подходе материал ведёт за собой архитектора и показывает ему свои возможности. Осознанно брутализм нашёл развитие в странах Западной Европы, США и Японии. Брутализм не имеет чётко сформулированной теории (на то он и брутализм). Брутализм - это действие сути, действие материала. Материал не нуждается в идее для воплощения себя в сооружении. Он сам есть и идея и сооружение. Главная задача архитектора - почувствовать материал и воссоздать естественную для него среду обитания. Среди примеров брутальной архитектуры наиболее известны школа в Ханстентоне, 1949-54, и здание редакции журнала «Экономист» в Лондоне, 1964, - архитекторы Элисон и Питер Смитсон (Alison and Peter Smithson); институт Марчионди в Милане (Istituto Marchiondi), 1959, архитектор Витториано Вигано (Vittoriano Viganò); поселок Халлен, близ Берна, 1961.

 

21. Мис Ван Дер Роэ. «Универсальное пространство», примеры применения творческой концепции архитектора.

Людвиг Мис Ван Дер Роэ, (Mies van der Rohe, Ludwig) (1886-1969), американский архитектор немецкого происхождения, один из основоположников «интернационального стиля», для которого характерно использование строгих геометрических форм. Его работы оказали заметное влияние на следующие поколения архитекторов. Постройки Миса ван дер Роэ, выполненные обычно из стали и стекла, отличает четкое пропорциональное решение как основной массы здания, так и его внутреннего пространства, а также подчеркнутый акцент горизонталей и вертикалей.

С самого начала своей творческой жизни Мис ван дер Роэ, известный всему миру как директор "Баухауза", стремился сделать свои постройки максимально выразительными. Он выдвинул идею "универсальной архитектурной формы", которая заключалась в том, что единое внутреннее пространство должно давать максимум возможностей для самого разнообразного использования интерьера.

В 1938 году он переселился в США, где начал руководить архитектурным отделением Технологического института в Чикаго. Одновременно он спроектировал новый комплекс сооружений Иллинойского технологического института.

Проектируя комплекс, Мис ван дер Роэ ввел принцип универсальности, которому отвечала геометрическая прямоугольная сетка генерального плана с ячейкой определенных размеров. Она регламентировала габариты самих зданий, свободного пространства между ними и единый вертикальный модуль. Этому принципу отвечала также конструктивная и планировочная основа здания - металлический каркас, который использовался здесь и в качестве единого универсального стилеобразующего приема.

В Америке перед Мис ван дер Роэ открылись новые возможности для реализации его замыслов, и он смог создать целую галерею сооружений-символов. Первоосновой некоторых является один объем, и они как бы воплощают принцип "универсальности пространства", но есть среди них и высотные сооружения со сложной функциональной программой.

В 1950 году чикагский врач Эдит Фарнсворт заказала Мис ван дер Роэ проект своего загородного дома для отдыха, и он построил здание, в котором выразил одну из главных концепций своего понимания архитектуры. В живописном природном окружении у берега Фокс-Ривер была установлена простая структура из восьми металлических стоек. У дома не было угловых опор, казалось, что его пространство не имеет видимых границ на углах и может простираться за границы дома. Главным в проекте было движение, динамика. "В интерьере такого дома,- говорил Мис ван дер Роэ о Фарнсворт-Хаус,- всегда видишь цветы, кустарник и небо в белом обрамлении, и белый цвет еще больше подчеркивает прекрасные краски ландшафта"

Еще одна идея Мис ван дер Роэ - создание проекта театра универсального пространства - одна из основополагающих в XX веке идей усовершенствования театральных зданий. Она стоит в одном ряду с идеей "тотального театра" Гропиуса, "спонтанного театра" Ле Корбюзье и "театра органической архитектуры" Райта.

Среди последних проектов Мис ван дер Роэ - Конвеншен-Холл, административное здание торговой фирмы "Бакарди", здание Национальной галереи в Западном Берлине, к которому примыкает "парк скульптур", обязательный во всех мисовских проектах музеев.

Именно универсальность делала все строения Мис ван дер Роэ практически нестареющими.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.126.241 (0.006 с.)