Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие личности в зрелости

Поиск

Период зрелости 30-50-60 – по возрасту, по состоянию духа древние греки называли АКМЕ, что означает вершину, высшую степень расцвета сил, личности, тождественность себе. Многие психологи считают, что с начала периода зрелости развитие как таковое прекращается, но это не совсем верно, процесс развития человека безграничен, так как развитие – основной способ существования человека как личности. Особенности: уход детей из родной семьи и изменение в связи с этим образа жизни, менопауза, изменение в интеллектуальном, физическом развитии. Для этого периода характерно: зрелое интеллектуальное отношение к жизни, адекватное самосознание, социальная активность (участие в жизни общества).

Реализация жизненного плана или жизненного замысла порождает развитие Личности в зрелости.

Исследователь В.Н. Дружинин различал 7 стилей жизни:

§ Жизнь как предисловие или жизнь начинается завтра.

§ Жизнь как творчество.

§ Жизнь как достижение или погоня за горизонтом.

§ Жизнь как уход в другую реальность.

§ Жизнь как ритуал или жизнь по правилам.

§ Жизнь как времяпрепровождение или трата времени.

§ Жизнь против жизни.

Общество поощряет 3 и 5 стили. То есть окружающими людьми (социумом) с их представлениями о правильном и неправильном поведении приветствуется образ жизни, когда человек все время пытается чего-то достичь, а, достигая одну цель, не останавливается на ней и стремится к следующей. А также такой образ жизни, когда человек рядом с ними живет по правилам, строго предписанным этим обществом.

Зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50 – 55 до 65 – 70 лет.

Границы зрелости: от 30 лет до времени фактического ухода на пенсию, то есть прекращения активной профессиональной Деятельности, что происходит в среднем примерно в 60 – 70 лет.

В зрелости главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения.

Отсутствие продуктивности, то есть плодов свой деятельности, результатов всех своих прежних действий, ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и обдуманности в подходе к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем (смысла собственного существования).

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. К этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».

Помимо проблем, связанных с профессиональной деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей (родителей), утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию краха супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом может быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Середина жизни Старость

Определимся, что есть кризис старения в узком смысле слова -- переход от второго зрелого возраста к пожилому возрасту, а есть чаще употребляемое более широкое понятие -- кризис старения как сам пожилой возраст, где многие психологические характеристики зрелости "просвечивают" сквозь не менее зримые характеристики наступающей старости.

Старость как возрастно-психологическая эпоха состоит из нескольких возрастных периодов. Их минимум два - пожилой возраст и старческий возраст. В отечественной возрастной психологии отсутствует общепризнанное определение и понимание ведущей деятельности позднего (пожилого) возраста и определение основных личностных новообразований этого возраста". Несмотря на вариативность так называемых "здоровых типов старости", в каждом из которых основным содержанием жизнедеятельности пожилого человека становится разная, на первый взгляд, деятельность (общественная работа, деятельность внутри семьи, художественная самодеятельность, путешествия и пр.), ведущей для пожилого возраста является особая внутренняя деятельность, направленная на принятие своего жизненного пути.

Пожилой человек не только работает над смыслами своей текущей жизни ("жизнь не бессмысленна, я не могу продолжать трудиться, но у меня есть возможности реализовать себя в других сферах жизнедеятельности"), но и неизбежно осмысливает свою жизнь как целое.

Плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути [4]. Болезненная (в релевантном смысле слова) старость -- с непринятием.

Кризис пожилого возраста есть кризис отказа от жизненной экспансии. Это вообще, видимо, переход на другой тип психологической жизнедеятельности, где главным становится не принятие в себе нового, а сохранение, удержание в себе старого. Принять свой жизненный путь таким, каким он был, -- вот задача пожилого возраста. Это значит принять и себя в своем жизненном пути таким, "каким был и есть", и свое психологическое окружение, и многое другое. Болезненная старость -- это продолжение экспансии. Конечно, быстрый отказ от жизненной экспансии также болезнен, как в перспективе и ее безудержное продолжение. Здоровая старость -- это постепенное завершение, исчерпание задач экспансии.

Видимо, и сама периодизация эпохи старости, т.е. выделение в ней отдельных возрастных периодов, психологически строится именно с учетом того, какие задачи жизненной экспансии исчерпывают себя. Укажем, не расставляя по возрастным периодам, эти исчерпывающие себя смысложизненные задачи [12]:

- люди перестают работать - уходят на пенсию;

- они перестают быть начальниками;

- они перестают быть детьми - хоронят своих родителей;

- они перестают быть родителями - их дети встают на ноги и заводят собственные семьи;

- они теряют свои физические кондиции - это тоже трудно принять в себе;

- они меняют свою сексуальную жизнь;

- они перестают путешествовать - нет сил и желания;

- они смиряются с неизбежностью и близостью смерти.

Таким образом, сущность старости как эпохи - принятие своего жизненного пути и себя в нем.

«Узелковый период» - кризис старости

В начале пятого десятилетия жизни (может чуть раньше или позже) человек проходит через период критической самооценки и переоценки того, что было достигнуто. Анализирует прошедшие события жизни: решаются проблемы морали; человек проходит через неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство о покидающих дом детях и недовольство уровнем служебного роста. Появляются явные признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что ничего лучшего не получится в жизни, в карьере, в любви. Пугает чувство одиночества.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. При благополучном их разрешении, мы получаем три важных результата.

Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной.

Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие.

В результате третьего подкризиса у человека исчезает озабоченность собой, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее, именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, переходя в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни. Наступает время, когда в пространстве жизни начинает отчетливо звучать диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности.

Тем не менее, старение, смертельные болезни и умирание воспринимаются человеком не как составные части процесса жизни, а как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности возможностей управлять природой.

Сейчас наша социальная структура, равно как и философия, религия и медицина почти ничего не могут предложить для облегчения душевных мук умирающего. Пожилые и престарелые люди, как правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий. Этот период также называют «узелковым», потому что, не желая обременять своей старостью и смертью, многое пожилые люди начинают готовиться к смерти, собирать сопутствующие обряду вещи, откладывать деньги на проведение похорон. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни.

Американский психолог Элизабет Кюблер-Росс подчеркивает важность открытого и честного общения с умирающими, готовность последних обсуждать любые психологически близкие им темы. В результате, у пожилых людей появляется возможность многому научить тех, кто молод. Кроме того, данный процесс обогатит его участников и поможет снизить уровень их тревоги относительно собственной смерти.

Культура сопереживания смерти другого человека выступает неотъемлемой составляющей общей культуры как личности, так и общества в целом. При этом совершенно справедливо подчеркивается, что отношение к смерти служит эталоном, индикатором нравственного состояния общества, его цивилизованности. Важно создать не только условия для поддержания нормальной физиологической жизнеспособности, но и предпосылки для оптимальной жизнедеятельности, удовлетворить потребность пожилых и престарелых людей в знаниях, культуре, искусстве, литературе, часто выходящих за пределы досягаемости для старших поколений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.43 (0.007 с.)