Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие личности в зрелостиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Период зрелости 30-50-60 – по возрасту, по состоянию духа древние греки называли АКМЕ, что означает вершину, высшую степень расцвета сил, личности, тождественность себе. Многие психологи считают, что с начала периода зрелости развитие как таковое прекращается, но это не совсем верно, процесс развития человека безграничен, так как развитие – основной способ существования человека как личности. Особенности: уход детей из родной семьи и изменение в связи с этим образа жизни, менопауза, изменение в интеллектуальном, физическом развитии. Для этого периода характерно: зрелое интеллектуальное отношение к жизни, адекватное самосознание, социальная активность (участие в жизни общества). Реализация жизненного плана или жизненного замысла порождает развитие Личности в зрелости. Исследователь В.Н. Дружинин различал 7 стилей жизни: § Жизнь как предисловие или жизнь начинается завтра. § Жизнь как творчество. § Жизнь как достижение или погоня за горизонтом. § Жизнь как уход в другую реальность. § Жизнь как ритуал или жизнь по правилам. § Жизнь как времяпрепровождение или трата времени. § Жизнь против жизни. Общество поощряет 3 и 5 стили. То есть окружающими людьми (социумом) с их представлениями о правильном и неправильном поведении приветствуется образ жизни, когда человек все время пытается чего-то достичь, а, достигая одну цель, не останавливается на ней и стремится к следующей. А также такой образ жизни, когда человек рядом с ними живет по правилам, строго предписанным этим обществом. Зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50 – 55 до 65 – 70 лет. Границы зрелости: от 30 лет до времени фактического ухода на пенсию, то есть прекращения активной профессиональной Деятельности, что происходит в среднем примерно в 60 – 70 лет. В зрелости главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Отсутствие продуктивности, то есть плодов свой деятельности, результатов всех своих прежних действий, ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями. Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и обдуманности в подходе к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем (смысла собственного существования). Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. К этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей». Помимо проблем, связанных с профессиональной деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей (родителей), утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию краха супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое не связывает, семья может распасться. В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом может быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи. Середина жизни Старость Определимся, что есть кризис старения в узком смысле слова -- переход от второго зрелого возраста к пожилому возрасту, а есть чаще употребляемое более широкое понятие -- кризис старения как сам пожилой возраст, где многие психологические характеристики зрелости "просвечивают" сквозь не менее зримые характеристики наступающей старости. Старость как возрастно-психологическая эпоха состоит из нескольких возрастных периодов. Их минимум два - пожилой возраст и старческий возраст. В отечественной возрастной психологии отсутствует общепризнанное определение и понимание ведущей деятельности позднего (пожилого) возраста и определение основных личностных новообразований этого возраста". Несмотря на вариативность так называемых "здоровых типов старости", в каждом из которых основным содержанием жизнедеятельности пожилого человека становится разная, на первый взгляд, деятельность (общественная работа, деятельность внутри семьи, художественная самодеятельность, путешествия и пр.), ведущей для пожилого возраста является особая внутренняя деятельность, направленная на принятие своего жизненного пути. Пожилой человек не только работает над смыслами своей текущей жизни ("жизнь не бессмысленна, я не могу продолжать трудиться, но у меня есть возможности реализовать себя в других сферах жизнедеятельности"), но и неизбежно осмысливает свою жизнь как целое. Плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути [4]. Болезненная (в релевантном смысле слова) старость -- с непринятием. Кризис пожилого возраста есть кризис отказа от жизненной экспансии. Это вообще, видимо, переход на другой тип психологической жизнедеятельности, где главным становится не принятие в себе нового, а сохранение, удержание в себе старого. Принять свой жизненный путь таким, каким он был, -- вот задача пожилого возраста. Это значит принять и себя в своем жизненном пути таким, "каким был и есть", и свое психологическое окружение, и многое другое. Болезненная старость -- это продолжение экспансии. Конечно, быстрый отказ от жизненной экспансии также болезнен, как в перспективе и ее безудержное продолжение. Здоровая старость -- это постепенное завершение, исчерпание задач экспансии. Видимо, и сама периодизация эпохи старости, т.е. выделение в ней отдельных возрастных периодов, психологически строится именно с учетом того, какие задачи жизненной экспансии исчерпывают себя. Укажем, не расставляя по возрастным периодам, эти исчерпывающие себя смысложизненные задачи [12]: - люди перестают работать - уходят на пенсию; - они перестают быть начальниками; - они перестают быть детьми - хоронят своих родителей; - они перестают быть родителями - их дети встают на ноги и заводят собственные семьи; - они теряют свои физические кондиции - это тоже трудно принять в себе; - они меняют свою сексуальную жизнь; - они перестают путешествовать - нет сил и желания; - они смиряются с неизбежностью и близостью смерти. Таким образом, сущность старости как эпохи - принятие своего жизненного пути и себя в нем. «Узелковый период» - кризис старости В начале пятого десятилетия жизни (может чуть раньше или позже) человек проходит через период критической самооценки и переоценки того, что было достигнуто. Анализирует прошедшие события жизни: решаются проблемы морали; человек проходит через неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство о покидающих дом детях и недовольство уровнем служебного роста. Появляются явные признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что ничего лучшего не получится в жизни, в карьере, в любви. Пугает чувство одиночества. В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. При благополучном их разрешении, мы получаем три важных результата. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает озабоченность собой, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти. Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее, именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, переходя в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни. Наступает время, когда в пространстве жизни начинает отчетливо звучать диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности. Тем не менее, старение, смертельные болезни и умирание воспринимаются человеком не как составные части процесса жизни, а как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности возможностей управлять природой. Сейчас наша социальная структура, равно как и философия, религия и медицина почти ничего не могут предложить для облегчения душевных мук умирающего. Пожилые и престарелые люди, как правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий. Этот период также называют «узелковым», потому что, не желая обременять своей старостью и смертью, многое пожилые люди начинают готовиться к смерти, собирать сопутствующие обряду вещи, откладывать деньги на проведение похорон. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни. Американский психолог Элизабет Кюблер-Росс подчеркивает важность открытого и честного общения с умирающими, готовность последних обсуждать любые психологически близкие им темы. В результате, у пожилых людей появляется возможность многому научить тех, кто молод. Кроме того, данный процесс обогатит его участников и поможет снизить уровень их тревоги относительно собственной смерти. Культура сопереживания смерти другого человека выступает неотъемлемой составляющей общей культуры как личности, так и общества в целом. При этом совершенно справедливо подчеркивается, что отношение к смерти служит эталоном, индикатором нравственного состояния общества, его цивилизованности. Важно создать не только условия для поддержания нормальной физиологической жизнеспособности, но и предпосылки для оптимальной жизнедеятельности, удовлетворить потребность пожилых и престарелых людей в знаниях, культуре, искусстве, литературе, часто выходящих за пределы досягаемости для старших поколений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.43 (0.007 с.) |