Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дошкольный возраст (3-7 лет)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основной характеристикой этого периода является игра. Игра, как средство познания мира и себя, как очередной этап психического развития. По мнению специалистов психологии и педагогики, в игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально, осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Она возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественных отношений (взрослой жизни), когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, «чтобы ребенок подрос». Центром игры является роль, которую берет на себя ребенок. В детских садах можно видеть, что в игре детей присутствуют все основные профессии, которые есть в окружающем мире. Взяв на себя роль взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде. Эта символика дает возможность смоделировать систему отношений между людьми, в игре происходит рождение смысла всех человеческих действий. Игра имеет величайшее значение для гуманистического развития малыша. А во время совместной игры (с мамой, папой или друзьями), моделируя различные ситуации, ребенок постепенно обучается тонкой оценке чувств и реакции на другого человека. В дошкольном периоде ребенок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко и естественно пользуется и связью и, по необходимости, обособлением себя от других людей. Ребенку свойственно со всей своей детской горячностью погружаться в общение, в переживание за другого. Сочувствие делает детей из пассивных слушателей (чтение сказок, устные рассказы), активными. Ребенок искренне переживает за литературных героев, а во время страшных моментов, ужасается, требуя, чтобы книгу закрыли или придумывает более благополучное развитие ситуации. Обособление же выражается в стремлении подтвердить свою самостоятельность и, как частное выражение отчуждение - в виде страхов. Недостаток любви в отношениях ребенка со взрослыми приводит к ощущению одиночества и «покинутости», отчужденное отношение близких порождает чувство отчужденности от других и связанный с этим страх - состояние тревоги, беспокойства, сильного смятения. Ребенок нигде не чувствует себя в безопасности. Некоторые взрослые, для того, чтобы добиться послушания, прибегают к запугиванию: «Веди себя тихо, не то бабайка заберет!», тем самым проявляя не только отчужденность, но и явную агрессию. А также, пытаясь найти легкий способ для того, чтобы успокоить малыша и заняться своими делами. Частое переживание страха негативно влияет на физическое и психическое самочувствие ребенка. Однако принципиально различается страх за других, который является скорее вариантом сочувствия и способствует появлению такого качества как сопереживание. В этом же периоде ребенок активно овладевает речью как средством общения. С помощью речи, он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться впечатлениями и переживаниями. В своей речи, ребенок бессознательно перенимает стиль общения, принятый в семье, подражая родителям и близким людям. В своем ребенке каждая семья получает слепок своих недостатков и эмоциональных проявлений. Развитие речи у дошкольника идет в нескольких направлениях: - совершенствуется ее практическое употребление, речь становится основой перестройки психических процессов и орудием мышления. Рост словарного запаса непосредственно зависит и отражает условия жизни и воспитания ребенка. Здесь наиболее заметны особенности индивидуального психического развития. Для детей такого возраста характерны эксперименты с рифмой, с суффиксами, со сменой смыслового значения слов. Поэтому, если ребенок 3-5 лет «коверкает слова», придумывает несуществующие слова или искажает их смысл, это вполне нормальное явление. Каждый из нас проходил через это для того, чтобы более полно овладеть речью. В развитии детей в виде общения с другими детьми лежит такое стремление, как потребность быть признанным, но реализации такой потребности могут сопутствовать и негативные образования, такие, как ложь (намеренное искажение истины в корыстных целях) и зависть (чувство досады, вызванное благополучием, успехом у другого). Если взрослые адекватно воспринимают своего ребенка, не слишком наказывают и ругают, стараются удовлетворять его потребности, ухаживают за его внешним видом, такие образования как ложь и зависть вряд ли пригодятся ему и будут часто использоваться. Желание признания, уважение и интереса со стороны других людей, которое малыш не может получить, может спровоцировать ребенка на ложь, а так же ложь может возникать при недостаточном проявлении свой воли, излишнем давлении со стороны взрослых. В ситуации, когда ребенок должен решить для себя дилемму: удовлетворить собственные желания и стремления и пойти против воли взрослого или выполнить его требование, сохранив с ним хорошие отношения, ребенок открывает для себя еще один выход - сделать по-своему и скрыть это. Промежуточный кризис в дошкольный период связан с посещением дошкольных учреждений типа детского сада, в котором ребенок вынужден строить взаимоотношения со своими сверстниками. Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно это общение требует высокого эмоционального напряжения. В общении со сверстниками очень быстро складываются отношения, в которых появляются «предпочитаемые» и «отвергаемые». В этом отношении основная ответственность ложиться на плечи воспитателя. Воспитатель должен быть доброжелательным, видеть и нивелировать конфликтные ситуации, увлекать детей интересной деятельностью и игрой. От стиля общения, положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, это один из первых серьезных опытов социального взаимодействия на равных условиях, с себе подобными. И именно здесь ребенок учится применять на практике усваиваемые нормы поведения. Во всей своей взрослой жизни человек будет перенимать именно эти способы поведения. Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин, мамы и папы, а так же через традиционные установки: «Ты же девочка, тебе нельзя драться!», «Не реви. Мальчики не плачут!». Таким образом, осознание своего «Я», обязательно включает в себя осознание половой принадлежности. В совместных играх и реальном общении дети усваивают не только социальные роли, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Этому периоду характерно появление первых предпочтений, «влюбленностей» в особу противоположного пола. Для родителей важно понимать всю серьезность этого, ни в коем случае не смеяться над рассказами ребенка о его «первой любви». Здесь кроется формирование отношений человека с противоположным полом, что в дальнейшем оставит отпечаток на всю его жизнь. К концу дошкольного периода (5-7 лет) ребенок учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. У него начинают формироваться основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство долга. Личная заинтересованность в уважении и признании окружающих приводит к потребности соответствия нравственному эталону. Если ребенок до школы обладает чувством ответственности за самого себя, то с этим чувством он придет в класс и постепенно оно разрастется до таких форм, как «ответственность за группу», «ответственность за класс».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.181.14 (0.008 с.) |