Двухфакторный дисперсионный анализ в MS Exel 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двухфакторный дисперсионный анализ в MS Exel



Используя данный предыдущего примера, предположим, что у нас есть данные о поле работников. Для проведения двухфакторного дисперсионного анализа в MS Exel необходимо представить данные в виде перекрестной классификации:

     
муж 12,1 9,9
11,1 11,4
12,6 13,4
12,9 10,4
11,6 12,9
13,1 12,6
12,6 13,9
жен 12,4 13,4
11,6 12,4
17,3 9,9
12,9 10,2
11,6 11,2
12,4 9,7
13,1 12,6

 

В меню «Сервис» выбрать команду «Анализ данных» и команду «Двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями».

Далее необходимо заполнить окно «Двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями»:

«Входной интервал» - вводится ссылка на диапазон, содержащий анализируемые данные.Необходимо отметить не только сами числа, но и заголовок таблицы.

«Число строк для выборки» - необходимо ввести количество повторений в одной ячейке. (Для нашего примера - 7)

«Альфа» - введите уровень значимости, необходимый для оценки критических параметров F-статистики. Уровень альфа связан с вероятностью возникновения ошибки типа I (опровержение верной гипотезы).

«Выходной диапазон» - введите ссылку на левую верхнюю ячейку выходного диапазона. Размеры выходной области будут рассчитаны автоматически, и соответствующее сообщение появится на экране в том случае, если выходной диапазон занимает место существующих данных или его размеры превышают размеры листа.

«Новый лист» - установите переключатель, чтобы открыть новый лист в книге и вставить результаты анализа, начиная с ячейки A1. Если в этом есть необходимость, введите имя нового листа в поле, расположенном напротив соответствующего положения переключателя.

«Новая книга» - установите переключатель, чтобы открыть новую книгу и вставить результаты анализа в ячейку A1 на первом листе в этой книге.

Пример заполнения окна «Однофакторный дисперсионный анализ» представлен на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2 – Пример заполнения окна «Двухфакторный дисперсионный анализ»

 

Результаты расчетов двухфакторного дисперсионного анализа представлены на рисунке 3.

 

Дисперсионный анализ            
Источник вариации SS df MS F P-Значение F критическое
Выборка 0,001429   0,001429 0,000643 0,979986 4,259677
Столбцы 6,412857   6,412857 2,884498 0,102366 4,259677
Взаимодействие 3,862857   3,862857 1,73751 0,199898 4,259677
Внутри 53,35714   2,223214      
             
Итого 63,63429          

 

Рисунок 3 – Результаты расчетов по однофакторному дисперсионному анализу

 

Интерпретация результатов:

SS - сумма квадратов;

df - число степеней свободы;

MS – средний квадрат;

F – расчетное значение отношения Фишера;

P - уровень значимости для вычисленного F;

F критическое – табличное значение отношения Фишера.

 

Задание по выполнению лабораторной работы

Однофакторный дисперсионный анализ

Вы собираетесь открывать магазин одежды. Произведенный опрос среди предполагаемых покупателей позволил получить вам примерный уровень доходов респондентов в месяц, которые предпочитают одежду тех или иных торговых марок. Необходимо проверить, есть ли существенное различие в уровне доходов и маркой одежды, которую предпочитают покупатели. Выясните, какие торговые марки можно отнести к одной группе (по величине объема продаж) и предположите, как их можно сегментировать.

В табл.6 приведены варианты заданий.

 

Таблица 6.

Торговые марки
M1 M2 M3 M4 M5 M6 M7 M8 M9 M10 M11 M12
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                      -393
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

 

Вариант Торговые марки
  M1 M2 M3 M4 M5 M6
  M2 M3 M4 M5 M6 M7
  M3 M4 M5 M6 M7 M8
  M4 M5 M6 M7 M8 M9
  M5 M6 M7 M8 M9 M10
  M1 M3 M4 M5 M9 M10
  M1 M4 M5 M6 M9 M10
  M1 M5 M6 M7 M9 M10
  M1 M6 M7 M8 M9 M10
  M1 M3 M5 M7 M9 M11
  M2 M4 M5 M6 М11 М12
  M2 M5 M6 M7 М11 М12
  M2 M6 M7 M8 M10 M12
  M2 M4 M6 M8 M10 M12
  M2 M5 M7 M8 М11 М12

Двухфакторный дисперсионный анализ

 

В таблице приведены данные опроса 32 человек. Опрашиваемые были выбраны случайным образом из групп людей, которые формировались так, чтобы результаты опроса были сбалансированы по всем уровням факторов.

Таблица 7

Результаты опроса

Образование Сфера деятельн. Пол Положение Доход Расход
X1 X2 X3 X4 Y1 Y2
Экономич. Финансы Муж. Руковод.    
Экономич. Финансы Жен. Руковод.    
Экономич. Производ. Муж. Руковод.    
Экономич. Производ. Жен. Руковод.    
Экономич. Сельск,х. Муж. Работник    
Экономич. Сельск,х. Жен. Работник    
Экономич. Образов. Муж. Работник    
Экономич. Образов. Жен. Работник    
Технич. Финансы Муж. Работник    
Технич. Финансы Жен. Работник    
Технич. Производ. Муж. Работник    
Технич. Производ. Жен. Работник    
Технич. Сельск,х. Муж. Руковод.    
Технич. Сельск,х. Жен. Руковод.    
Технич. Образов. Муж. Руковод.    
Технич. Образов. Жен. Руковод.    
Медицин, Финансы Муж. Руковод.    
Медицин, Финансы Жен. Руковод.    
Медицин, Производ. Муж. Руковод.    
Медицин, Производ. Жен. Руковод.    
Медицин, Сельск,х. Муж. Работник    
Медицин, Сельск,х. Жен. Работник    
Медицин, Образов. Муж. Работник    
Медицин, Образов. Жен. Работник    
Гуманит. Финансы Муж. Работник    
Гуманит. Финансы Жен. Работник    
Гуманит. Производ. Муж. Работник    
Гуманит. Производ. Жен. Работник    
Гуманит. Сельск,х. Муж. Руковод.    
Гуманит. Сельск,х. Жен. Руковод.    
Гуманит. Образов. Муж. Руковод.    
Гуманит. Образов. Жен. Руковод.    

 

Требуется методом двухфакторного дисперсионного анализа оценить степень влияния изучаемых факторов на результирующий экономический показатель. Первоначально оценить модель без взаимодействия факторов, затем с взаимодействием. Сравнить результаты. Сделать выводы. Варианты заданий приведены в табл.8.

 

Таблица 8

Варианты заданий

 

Вариант Первый фактор Второй фактор Отклик Вариант Первый фактор Второй фактор Отклик
  X1 X2 Y1   X1 X2 Y2
  X1 X3 Y1   X1 X3 Y2
  X1 X4 Y1   X1 X4 Y2
  X2 X3 Y1   X2 X3 Y2
  X2 X4 Y1   X2 X4 Y2
  X3 X4 Y1   X3 X4 Y2

Порядок выполнения работы

1. В соответствии с вариантом задания выполнить однофакторный дисперсионный анализ, сделать выводы, написать отчет.

2. В соответствии с вариантом задания выполнить двухфакторный дисперсионный анализ, сделать выводы, написать отчет.

 

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте основную идею дисперсионного анализа, для решения каких задач он наиболее эффективен?

2. Что показывает F отношение Фишера?

3. Каковы основные теоретические предпосылки дисперсионный анализ?

4. Произведите разложение общей суммы квадратов отклонений на составляющие в однофакторном дисперсионном анализе.

5. Как получить оценки дисперсий из сумм квадратов отклонений? Как получаются необходимые числа степеней свободы?

6. Приведите свой пример двухфакторного дисперсионного анализа.

7. На какие суммы разлагается общая сумма квадратов отклонений в двухфакторном дисперсионном анализе?

8. Поясните схему двухфакторного дисперсионного анализа.

9. Чем отличается перекрестная классификация от иерархической классификации?

10. Чем отличаются сбалансированные данные?

 

Литература

 

1. Шеффе Г. Дисперсионный анализ. – М.: Наука. 1980.- 512с.

2. Джонсон Н., Лион Ф. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке: Методы планирования эксперимента. Пер. с англ. – М.: Мир, 1981.-520с.

3. Дэниел К. Применение статистики в промышленном эксперименте.-М.:Мир, 1979.-300с.

4. Хикс Ч. Основные принципы планирования эксперимента.- М.:Мир, 1967.

 

 

Методические указания разработали: профессор, д.т.н. Цуканов А.В. и к.т.н., доцент, Русина Н.А.

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.022 с.)