V. Конструктивные методы изучения языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Конструктивные методы изучения языка



Возникновение конструктивных методов в языкознании относится кначалу 60-х годов XX века и связано со стремлением использовать при изучении языка приемы точных наук, в частности математики. Одно из основных положений математического конструктивизма заключается
в возможности и необходимости конструирования теоретических объектов: объект может быть принят как объект теории только в том случае, если он может быть построен или смоделирован исследователем. При этом конструктивным признается не реальный объект, а его теоретический
аналог, или модель, например, не реальные высказывания, а их теоретические аналоги - структурные схемы предложения. Необходимость в моделировании возникает всегда там, где объект науки недоступен непосредственному наблюдению. При моделировании часто используют метод, называемый в кибернетике «черным ящиком». О нем известно только, что «черный ящик» получает на входе и какие результаты выдает на выходе. Задача заключается в установлении скрытого от исследователя механизма, осуществляющего переработку исходных данных в наблюдаемые результаты. Разобрать «черный ящик» нельзя, поскольку тогда он не будет действовать. И в этом случае на основе известных входных и выходных данных строится модель возможного устройства «черного ящика». Она всегда является идеализацией объекта, независимой от субстанции, из какой она изготовлена, и отвлеченной от несущественных признаков объекта. Модель должна быть строго формальной: в ней должны быть заданы исходные объекты и правила обращения с ними, что означает возможность ее реализации на ЭВМ. Ценность модели связана с ее объяснительной силой: чем большее число объектов и явлений описываются с помощью полученной модели, тем ценнее модель, тем больше соответствует она их действительному
строению. При недостаточной объяснительной силе модели
выдвигается новая, более рациональная.

В конструктивных методах языкознания исходным объектом изучения чаше всего являлось предложение в виде его теоретической модели,

поэтому этими методами исследовался главным образом синтаксис предложения, а также те явления семантики и словаря, которые непосредственно связаны с предложением; семантика, а также фонология выполняют по отношению к синтаксису интерпретирующие функции. В последнее время, начиная с датского структурализма, конструктивные методы все шире используются для построения теоретической модели языка в целом.

Еще одной концептуальной особенностью конструктивных методов является понимание языка как динамической системы, в которой законы построения предложения-высказывания признаются универсальными, в то время как национальные, исторически изменчивые особенности языка рассматриваются как форма реализации этих универсальных закономерностей.

Наиболее ярко конструктивные подходы к языку реализовались в генеративных, или порождающих грамматиках (50-60-е гг. XX в.). Один тип этих грамматик связан с теорией американского лингвиста Н. Хомского. В основе создания подобного типа грамматик лежит идея о том, что многообразие синтаксических типов в естественных языках покоится на относительно простой системе ядерных типов, преобразуемых с помощью небольшого числа трансформационных правил. При этом под трансформацией обычно понимают формальные операции, которые следует произвести над ядерной конструкцией, чтобы получить более сложные предложения, называемые трансформами.
Например, из ядерного предложения Ученик читает книгу с помощью ряда трансформаций можно получить следующие трансформы:

1) Книга читается учеником;

2) Ученик читал книгу;

3) Ученик будет читать книгу;

4) Книга будет прочитана учеником;

5) Чтение книги учеником;

6) Ученик не читает книгу;

7) Читает ли ученик книгу?

8) Кем будет прочитана книга?

9) Ученик, читающий книгу;

10) Книга, прочитанная учеником и т.д.

В трансформационных порождающих грамматиках различают два уровня синтаксиса - глубинный и поверхностный.

Задача грамматики - выявление всех глубинных и поверхностных структур и установление между ними
строгого соответствия.

Насчитывают около двух десятков основных трансформаций, в результате которых получаются основные типы синтаксических конструкций разных языков.

Трансформационный метод возник первоначально как дополнение к дистрибутивному анализу. Его основные принципы были сформулированы 3. Харрисом. Впоследствии все основные посылки трансформационного метода были подвергнуты критическому пересмотру, в особенности
принцип семантической инвариантности трансформаций.
Трансформационный метод перестал использоваться как способ представления синтаксической, и в особенности семантической структуры предложения. Тем не менее, он применяется в современном языкознании, значительно расширив арсенал трансформаций за счет снятия условия неизменности лексического состава предложения и условия
неизменности синтаксических отношений между словами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 989; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.005 с.)