Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обоснование актуальности выбранной темыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обоснование актуальности предполагает ответ на вопрос: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если, во-первых, оно отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи. Актуальность может определяться следующими факторами: · необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; · потребностью физики или педагогики как наук в новых эмпирических данных; · потребностью в более эффективных (в плане совершенствования) педагогических методах, технологиях обучения и воспитания; · потребностью в дополнении или переработке педагогических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного и широкого их использования.
4.1.3.2 Проблема Проблема в ДР – это требующий решения вопрос, возникающий тогда, когда имеющихся знаний недостаточно для выполнения какой-нибудь задачи. Проблема в научном исследовании выступает как осознаваемое исследователем противоречие. На основании анализа противоречий в литературе и педагогической практике формулируют основную проблему. Цель дипломной работы Цель дипломной работы – это желаемый конечный результат, отвечающий на вопрос «Что требуется достичь в результате дипломной работы?» Цели работы могут быть разнообразными. Примеры: наиболее типичны следующие формулировки целей дипломной работы: - Изучение актуальных вопросов современной физики. - Оптимизация процесса обучения, например, через: · индивидуализацию и интеллектуализацию приемов и способов обучения; · творческое восприятие и репродукцию учебного материала в виде опорных конспектов или структурно-логических схем; · гуманизацию передаваемого материала; · диалогичность, коммуникативность и активность применяемых дидактических средств; · построение и реализацию виртуально- тренинговой системы обучения (алгоритмического усвоения умений; обзорного обучения, устного и визуального; развивающего тренинга и тотального контроля знаний на базе стандартных и компьютерных тестов); · разработку эффективных методик изучения основных элементов учебного материала: понятий, законов, теорий, в соответствии с одной из ведущих технологий обучения. - Освоение приемов педагогической техники на материале школьного курса физики и астрономии; - Теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики изучения «название конкретной темы школьного курса физики или астрономии», направленной на развитие … познавательного интереса,... экологического мышления, … способностей учеников к исследованию … и т.д. - Выявление эффективных и научно-обоснованных приемов обучения навыкам самоконтроля при решении физических задач, … общим умениям решать физические задачи различной степени сложности … - Определение и обоснование путей и средств политехнического, экологического, нравственного воспитания школьников на примере «название конкретной темы или раздела школьного курса физики, астрономии.»; - Формирование у учащихся понимания … через «название конкретных педагогических приемов и средств» в условиях лабораторного практикума, элективных, факультативных курсов, кружковой работы и т.д. - Регуляция (коррекция) процесса обучения на основе новых информационных технологий; Приведенный перечень целей не полон, но позволяет судить о разных сторонах их реализации и рассматривать это понятие в широком смысле с учетом выбранных направлений ДР. Объект исследования Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Иными словами это то, что будет глубоко и всесторонне изучаться исследователем. В качестве объекта педагогического исследования может быть выбран целостный учебно-воспитательный процесс или обучение какому-либо предмету, а также система внеучебной работы или факультативные занятия. Примеры: для всех указанных выше направлений работы (кроме первого) объектом исследования могут выступать: 1) учебный процесс в форме: · системы нетрадиционных уроков; · системы уроков в школах и классах различного типа и профиля; · физического практикума; · лабораторных работ разного уровня; 2) учебная деятельность учащихся, связанная с овладением умениями решать задачи «название конкретного раздела физики» и контролировать их решение; обращаться с более сложными физическими приборами, самостоятельно проводить исследование, фиксировать результаты эксперимента и формулировать выводы из них и т.д.; 3) развивающая или воспитывающая сущность процесса обучения школьников. 4) учащиеся различных типов школ и разного уровня учебно-профессиональной.
Предмет исследования Предмет исследования – это конкретно взятая сторона, часть объекта, которая исследуется более глубоко и тщательно. То есть это то, что находится в пределах объекта исследования, та его часть, на что должно быть направлено основное внимание автора ДР. Важно отметить то обстоятельство, что предмет разработки чаще всего либо совпадает ее темой, либо они очень близки по звучанию. Примеры: предметом исследования могут быть: · пути и способы формирования понятий конкретной темы; · последовательность изложения учебного материала в различных профильных классах; · содержание конкретных уроков, т.е. подробное тематическое планирование; · адаптированные программы для школьников различных возрастов на стыке наук физика – химия – биология – информатика – астрономия; · способы развития умений и навыков политехнического характера при изучении конкретной темы; · генерализация современных достижений в науке и технике вокруг ведущих физических идей (или теорий); · процесс развития наглядно-образного и логического мышления; · организация самостоятельной работы учащихся на уроках физики и астрономии; · развитие познавательной активности и самостоятельности как черт личности; · формирование навыков самоконтроля при решении физических задач; · процесс ориентации школьников на нравственные ценности в обучении и т.п. Перечисленные предметы исследования могут выступать и как объекты исследования. В этом случае предмет исследования будет еще более частным.
Гипотеза исследования Гипотеза исследования – это лаконичное, ясно сформулированное предположение (суждение) автора ДР о причинно-следственных связях явлений, процессов, требующее опытной проверки и теоретического обоснования. Гипотеза возникает на основе известных знаний, но при этом заключает в себе новое утверждение, которое до сих пор не было доказано. Гипотезы возникают, как правило, на базе противоречий между старой теорией и новыми фактами, которые уже не могут быть объяснены в рамках этой теории. В ходе исследования гипотеза может быть как подтверждена, так и опровергнута, что никак не умоляет ценности ДР. Гипотеза (рабочее предположение) должно соответствовать цели ДР, но полностью с ней не совпадать.
Примеры: · применение разработанной методики изучения конкретной темы (разделы) позволит сформировать мотивацию познавательной деятельности, углубить знания учащихся; · использование при обучении физике элементов занимательности, в частности физических задач и вопросов, составленных на основе народных примет, пословиц и поговорок способствует развитию познавательного интереса и активизации внимания учеников; · использование разработанного элективного курса «…» позволит реализовать деятельностный подход к обучению и т.п. Вместо гипотезы можно указать положения, выносимые на защиту. Последние определяются характером ДР.
Задачи дипломной работы Задачи конкретизируют цель и дают представление о том, в каких направлениях должно идти исследование. Задачи и цели – не одно и то же. Задачи можно рассматривать как более частные, конкретные цели, в которых описывается система средств, обеспечивающих достижение результата исследования. Задачи показывают, что студент собирается делать. Поэтому задачи ставятся в форме «приказа» себе: изучить…, описать…, выяснить…, установить…, разработать….
Примеры: · провести анализ соответствующей литературы и систематизировать материал по теме дипломной работы; · обосновать и разработать содержание и методику (технологию) изучения конкретного учебного материала; · разработать элективный курс; · провести экспериментальную проверку (апробацию) полученных результатов и т.п. К формулировке задач необходимо подходить как можно более тщательно, поскольку из формулировок задач обычно рождаются заголовки глав предполагаемой работы, а описание их решения должно составить содержание глав основной части ДР. Во введении работ второго и третьего типа должны быть отражены методологическая и теоретическая основы исследования.
Методы исследования Методы исследования служат инструментом в добывании фактического материала и являются необходимым условием достижения поставленной цели. Для решения поставленных задач студентом могут быть использованы следующие содержательные и формализованные методы: · анализ и обобщение педагогического опыта учителей-новаторов; · теоретико-методологический анализ научной литературы по изучаемой программе; · экспериментальная работа с учащимися; · наблюдение, анкетирование, диагностические беседы, интервью, изучение учебной документации, метод экспертных оценок; · системно-структурный анализ учебного материала с привлечением теории графов; · структурно-логический анализ учебного материала и знаний учащихся; · статистическая оценка отдельных явлений обучения физике; · онтодидактический анализ учебного материала и т.д. Сущность последнего как метода исследования в методике физики состоит в модернизации научных основ курса физики с учетом новейших достижений науки и использовании в обучении уже освоенного учащимися математического аппарата.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.124 (0.009 с.) |