Анализ проблемы исследования (Глава 1) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ проблемы исследования (Глава 1)



В работе должен присутствовать обзор литературы, т.е. краткая характеристика того, что известно о предмете исследования, в каком направлении работают другие исследователи и какие актуальные проблемы остаются нерешенными.

В обзоре литературы выпускник должен показать, что знаком с областью исследований по нескольким источникам и ставит новые задачи. Все выше сказанное также относится и к анализу программ и учебников для базовой и профильной школ. Для сравнения следует обязательно использовать программы авторского коллектива РАО и несколько альтернативных программ для углубленного курса физики (и астрономии) и гуманитарного направления. Через анализ необходимой по теме литературы выпускник излагает основные положения поставленной проблемы, определяет и обосновывает критерии, условия, факторы, причины, характеризующие или доказывающие актуальность изучаемого явления. В результате обосновывается принимаемая в рамках дипломной работы позиция дипломника по исследуемым вопросам.

Обзор литературы заканчивается четким определением возможностей выбранной теории, технологии, методики или подхода в совершенствовании проектирования, организации или реализации образовательного процесса. При необходимости в заключение обзора выявляются условия реализации принятых положений. В конце главы формулируются краткие выводы, которые станут основой для проведения эксперимента и описания последующей главы ДР.

Проектная часть (Глава 2)

Эта глава содержит описание самостоятельно выполненных работ, проведенных исследований, анализ их результатов.

Как правило, вторая глава дипломной работы посвящается проектированию педагогической технологии, методики, комплекса педагогических или других каких-либо средств, с помощью которых в рамках ДР мыслится разрешение поставленной проблемы. В этой главе представляются собственные данные и разработки, описываются проведенные наблюдения, диагностики, эксперименты, дается всесторонний анализ полученных результатов.

Проектирование ведется в несколько этапов, которые связаны между собой следующим образом: глобальное – общее – конкретное.

Любое проектирование на первом этапе предполагает анализ исходных данных. Ими могут быть:

· существующее содержание материала по конкретной учебной дисциплине (чаще всего, разделу, теме);

· методическое обеспечение конкретного раздела или темы курса; физики (астрономии) основной или профильной школы;

· существующая система организации и управления учебным процессом;

· материально-техническое обеспечение учебного процесса в общеобразовательных учреждениях разного профиля;

· стартовый уровень подготовки обучаемых;

· общие возрастные особенности обучаемых;

· эталонизированный конечный результат;

· критерии оценок;

· требования к педагогическому персоналу и др.

Совокупность исходных данных определяется конкретным видом проектируемой технологии, методики или какого-либо другого средства.

Однако в любом случае на первом этапе проектирования дипломник проводит конкретный анализ данных применительно к своему частному варианту.

На втором этапе ведется непосредственное проектирование на глобальном или общем уровнях. Разрабатываются пакеты учебно-программной документации или создаются общая структура и содержание конкретной технологии (информационной, игровой, модульной, деятельностной и др.), либо прописывается структура системы тренингов и т.п.

На третьем этапе ведется проектирование на конкретном уровне, прорабатываются специальные вопросы технологий, методик, элементы систем. Например, разрабатываются пакеты учебных элементов (обучающих модулей) по модульным технологиям, методики проблемных лекций в рамках проблемных технологий, сценарии деловых игр в рамках игровых технологий, текстовые задания и системы оценки в рейтинговых технологиях и т.д. Желательно, чтобы результаты проектирования прошли экспериментальную апробацию в учебном процессе.

В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных), которые представлять не нужно. Обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Наиболее наглядная форма представления данных – графическая. Чаще всего графический материал носит вспомогательный иллюстративный характер. Однако иногда ему может принадлежать и основная роль. Тогда текст используется как пояснительное средство. В любом случае автор ДР должен поставить себя на место читателя, которому за время прочтения работы нужно разобраться и в работе, и в характере представленных результатов, и постараться максимально облегчить восприятие текста.

Дипломнику необходимо сопоставить полученные данные друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т.е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

В конце главы формулируются краткие выводы.

Заключение

Завершается ДР заключением, в котором тезисно, по порядку излагаются результаты работы. Они должны соответствовать цели, задачам и гипотезе исследования и отвечать на поставленные вопросы. Заключение ДР – это не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено его автором в изучение и решение проблемы.

В заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики, приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы. Здесь излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В заключении не допускается повторения содержания введения и основной части, в частности, выводов, сделанных по главам.

Структуру заключения можно представить в виде следующей логической цепочки: аналитическая оценка проработанного материала – обобщение полученных результатов – выводы – перспективы.

Оценка проработанного материала дается с позиции соответствия содержания выполненной работы цели и задачам исследования, а также с позиции подтверждения (или, напротив, опровержения) выдвинутой гипотезы. Кроме того, полученные результаты анализируются с точки зрения решения поставленной проблемы исследования.

При обобщении полученных результатов делают заключение о том, соответствуют ли они известным ранее, не противоречат ли существующим теоретическим положениям, расширяют или дополняют последние.

Выводы должны быть четкими, содержательными, а по форме – краткими и лаконичными.

В завершающей части заключения следует наметить возможные перспективы дальнейших исследований по проблеме, а также дать рекомендации по применению результатов исследования в конкретных учебных заведениях (указать где, кому и как рекомендуется применять полученные результаты).

 

Приложение

Приложение не является обязательной частью ДР. При необходимости оно может содержать: компьютерное программное обеспечение численных экспериментов или учебного процесса, практические приложения результатов исследования, сборник задач, разработку системы уроков, методические рекомендации, наглядные пособия, программы спецкурсов и факультативов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.007 с.)