Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие прибыли, виды прибыли, прибыль в контексте пользователей

Поиск

 

В системе финансового менеджмента прибыль занимает особое место. Любая коммерческая организация строит свою деятельность, исходя из перспективы устойчивого генерирования прибыли.

В наиболее общем виде прибыль (П) может быть представлена как функция двух параметров – доходов (R) и расходов (С):

(1)

где Rj – j-й вид доходов фирмы, j = 1, 2, …, n;

Сk – k-й вид расходов (затрат), k=1, 2, …, m

Доходы (Revenue, Income) – это увеличение экономических выгод предприятия в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств в ходе обычной деятельности, приводящее к увеличению капитала собственников этого предприятия, за исключением их вкладов. Основа доходов – выручка (revenue, sales) в виде доходов от обычных видов деятельности (продажа продукции и оказание услуг, предусмотренных уставными документами).

Расходами (Cost) организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

В зависимости от характера изменения расходов при изменении базового показателя – объема производства, все расходы делятся на постоянные (Fixed Costs) и переменные (Variable Costs).

Переменные расходы – расходы, которые меняются прямо пропорционально изменению объема производства. Удельные переменные расходы – постоянны.

Постоянные расходы – расходы, которые не меняются, при изменении объема производства. Удельные постоянные расходы – изменяются при изменении объемов производства.

2.2 Анализ безубыточности и целевого планирования прибыли

Анализ безубыточности (CVP-анализ) – аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходами предприятия при различных уровнях производства (загрузки производственных мощностей).

Точка безубыточности – объем продаж, при котором выручка равна суммарным издержками или объем продаж, при котором маржинальная прибыль равна постоянным издержкам.

Анализ строится на соотношении, основанном на балансе выручки:

S = VC + FC + EBIT, (2)

где S – выручка от продаж компании,

VC – совокупные переменные расходы, тогда v – переменные расходы на единицу продукции,

FC – постоянные расходы (за исключением финансовых расходов);

EBIT = S – VC – FC – операционная прибыль, прибыль до вычета процентов и налогов (Earnings Before Interests and Taxes).

Введем понятие маржинальная прибыль:

М = S-VC = FC + EBIT (3)

где М – маржинальная прибыль, характеризует величину выручки за вычетом переменных издержек, величину прибыли, которая должна покрыть постоянные расходы компании и требуемый уровень чистой прибыли.

Переходя к натуральным единицам:

pQ = vQ + FC + EBIT, (4)

где р – цена единицы продукции.

В точке безубыточности прибыль равна 0, т.е. EBIT = 0, критический объем продаж (в натуральных единицах) (Qc) равен:

(5)

Критический объем продаж – объем продаж, необходимый для покрытия расходов, т.е. обеспечивающий безубыточность деятельности.

Рассчитаем в стоимостном выражении критический объем продаж:

(6)

Удельная маржинальная прибыль (cont) – величина маржинальной прибыли, приходящейся на единицу продукции).

сont = p-v. (7)

Показатель nc = (p-v)/р = соnt/р – называется валовой маржой, характеризует долю удельной маржинальной прибыли в цене единицы продукции, выражается в процентах. Повышение значения нормы приводит к снижению величины критического объема продаж.

Если задача заключается в определении целевого объема продаж QT, то формула принимает следующий вид:

QТ = (FC + EBIT)/(p-v) (8)

Важной характеристикой успешной работы предприятия является величина запаса финансовой прочности (ЗФП, Safety Margin), которая определяется по формуле:

*100% (9)

Запас финансовой прочности показывает, на сколько процентов может уменьшиться объем продаж в стоимостном выражении, чтобы операционная прибыль компании при этом оставалась больше либо равной 0. Чем выше этот показатель, тем безопаснее чувствует себя предприятие перед угрозой негативных изменений (уменьшения выручки или увеличения издержек).


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание: Для компании провести анализ безубыточности: рассчитать операционную прибыль (EBIT), маржинальную прибыль, удельную маржинальную прибыль, точку безубыточности в натуральных единицах и стоимостном выражении, целевой объем продаж (EBIT = 200 000 руб.), запас финансовой прочности

Показатель Обозначение Расчет Экономический смысл полученного результата
Выручка S = 100000*10=1000000 Денежные средства, полученные от продажи 100000 шт.
Удельные переменные расходы, руб./шт. v = 1+0,5+5*0,4=3,5 Переменные затраты за 1 единицу продукции
Постоянные расходы FC = (50000+70000)*3=360000 Постоянные расходы за 3 квартала
Операционная прибыль EBIT = 200000 Операционная прибыль до вычета процентов и налогов
Маржинальная прибыль M =S-VC=1000000-3,5*100000=650000 Маржа компании от продажи 100000 шт. составляет 650000руб., которые должны покрыть постоянные расходы и сформировать прибыль компании
Удельная маржинальная прибыль Cont = p-v = 10-3.5=6.5 6,5 руб. это маржа компании от продажи ед. продукции
Точка безубыточности, шт. Qc = FC/(p-v) = 360000/6.5=55385 Min объем продаж, при котором доходы будут покрывать расходы, т.е. выручка компании будет ровна нулю
Точка безубыточности, руб. Qc = (FC/(p-v))*p = 55385*10=553850 Min объем продаж, при котором доходы будут покрывать расходы, т.е. выручка компании будет ровна нулю
Целевой объем продаж =(FC+EBIT)/(p-v)=(360000+200000) /6.5=86154 Объем продаж, который обеспечивает заданный уровень прибыли (EBIT)
Запас финансовой прочности ЗФП =((Qт-Qc)/Qт)*100%=((86154-55385)/86154)*100=35,7 Объём продаж может упасть на 35,7%, но при этом прибыль компании будет ровна нулю

Управление рентабельностью

 

Прибыль – это абсолютный показатель, малопригодный для пространственно-временных сопоставлений. Поэтому в аналитике принято сопоставлять его с некоторыми базами, получая тем самым показатели рентабельности. Управление рентабельностью включает два компонента: управление прибылью (числитель показателя рентабельности) и управление базой формирования прибыли (знаменатель показателя рентабельности).

Таблица 1 – Виды показателей рентабельности

Наименование показателя Способ расчета Описание
Рентабельность объема продаж, % Р1 = EBIT х 100/ (выручка от продаж) Характеризует размер прибыли на рубль объема реализованной продукции
Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности, % Р2 = (прибыль до налогообложения) х 100/(выручка от продаж) Показывает размер прибыли до выплаты налога на прибыль на рубль объема реализованной продукции
Чистая рентабельность, % РЗ = (чистая прибыль) х 100/ (выручка от продаж) Характеризует размер чистой прибыли на единицу выручки, т. е. уровень прибыли после выплаты налога на прибыль
Рентабельность активов, ROA, % Р4= (чистая прибыль) х 100/ (средняя стоимость активов) Характеризует эффективность использования всего имущества
Рентабельность собственного капитала, ROE, % Р5 = (чистая прибыль) х 100/ (средняя стоимость собственного капитала) Характеризует эффективность использования собственного капитала. Данный показатель и его динамика влияют на уровень котировок акций

 

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание: Провести анализ рентабельности компании: рассчитать показатели рентабельности.

Наименование показателя Расчет Характеристика результатов
Рентабельность объема продаж, % На 1 руб. реализованной продукции приходится 28 коп. операционной прибыли
Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности, % На 1 руб. реализованной продукции приходит 28 коп. прибыли до налогообложения
Чистая рентабельность, % 1 руб. реализованной продукции генерирует 23 коп. чистой прибыли
Рентабельность активов, ROA, % 1 руб. вложенный в активы предприятия генерирует 20 коп. чистой прибыли
Рентабельность собственного капитала, ROE, % 1 руб. вложенный в собственный капитал предприятия генерирует 21 коп. чистой прибыли

 


Модель фирмы «Дюпон»

 

Показатели рентабельности капитала являются главнейшими в системе критериев оценки деятельности фирмы. Поэтому понятно стремление управлять базовыми факторами, влияющими на значения этих индикаторов. Один из наиболее распространенных подходов к выявлению факторов реализован в известной факторной модели фирмы «Дюпон». Назначение модели – идентифицировать факторы, определяющие эффективность предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Поскольку существует множество показателей эффективности, выбран один, по мнению аналитиков, наиболее значимый – рентабельность собственного капитала (ROE).

Базовая формула модели:

, (10)

где ROE – рентабельность собственного капитала,

Pn – чистая прибыль,

Е – собственный капитал компании (уставный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль и т.п.),

R – выручка компании,

А – активы, А = ,

- заемный капитал компании,

CL – краткосрочная задолженность

LTD – долгосрочная задолженность.

Рентабельность собственного капитала (ROE) зависит от рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников финансирования предприятия.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание: Провести расчет модели управления рентабельностью компании: рассчитать показатели модели фирмы «Дюпон».

Наименование показателя Расчет Характеристика результатов
Рентабельность собственного капитала, ROE 1 руб. вложенный в собственный капитал предприятия генерирует 21,8 коп. чистой прибыли
Чистая прибыль, Pn =230629.7 Это выручка за вычетом налогов, сборов и др. обязательств
Собственный капитал компании, E =1058829.7 Представляет собой стоимость имущества предприятия, находящегося в его собственности.
Выручка, R = 100000*10=1000000 Денежные средства, полученные от продажи 100000 шт.
Активы компании, A =1144887.13 Имущество компании, включая денежные средства, материальные ценности, нематериальные активы, финансовые вложения и долговые обязательства.
Рентабельность продаж Каждый руб. выручки генерирует 23 коп.
Ресурсоотдача 1 руб. вложенный в актив предприятия генерирует 87 коп.
Структура источников финансирования На 1 рубль собственных средств приходится 1,08 руб. активов предприятия.

Перечень мер по увеличению рентабельности собственного капитала компании:

· Привлечение дополнительного объема средств за счет роста кредиторской задолженности;

· Снижение объемов закупки материала, т.е. не приобретать слишком много, чтобы материал залеживался;

· Увеличение прибыли компании.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.37.43 (0.009 с.)