Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: товароведческий анализ минеральных вод, медицинских пиявок, химических реактивов, дезинфицирующих средств↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Значение изучения темы. Существенное место в ассортименте аптечных организаций занимает парафармацевтическая продукция, среди которой обязательно представлены наиболее востребованные виды питьевых лечебных и лечебно-столовых минеральных вод. Некоторые аптеки закупают и реализуют населению медицинские пиявки, лечение которыми перспективно и современно. В этой связи для специалистов фармацевтических организаций особенно актуальны знания основ лечения минеральными водами, бальнеологии, гирудотерапии, что необходимо для успешного продвижения данных товаров Поддержание должного санитарного режима и контроля качества, как экстемпоральных, так и готовых лекарственных форм, невозможно без наличия в аптечном ассортименте и грамотного использования в работе дезинфицирующих средств и химических реактивов. 2. Цель изучения темы: руководствуясь информацией о товарной номенклатуре, свойствах минеральных вод, медицинских пиявок, химических реактивов, дезинфицирующих средств сформировать систему знаний, умений и практических навыков по товароведческому анализу данных групп фармацевтических товаров, в т.ч. методам контроля, применения и организации их хранения в аптечных организациях. Целевые задачи занятия. На основе освоения теоретического материала студент должен: уметь находить и читать нормативную документацию на минеральные воды, химические реактивы и дезинфицирующие средства (ГОСТ, ТУ); знать основные требования, предъявляемые к различным группам парафармацевтических товаров; факторы, влияющие на их потребительские свойства и качество; знать особенности товароведческой экспертизы минеральных вод, медицинских пиявок, химических реактивов, дезинфицирующих средств; уметь правильно оценивать качество изучаемых групп товаров в соответствии с требованиями НД; уметь обеспечить условия для правильного хранения изучаемых групп товаров в соответствии с требованиями НД. 3. Вопросы базовых дисциплин. При изучении данной темы студент должен обладать входными знаниями и умениями по фармакологии (знать особенности назначения и применения минеральных вод); по гигиене (знать виды и механизм действия дезинфицирующих средств); по управлению и экономике фармации, теоретические основы товароведения (знать товароведческие операции при приемке и хранении медицинских товаров); фармакогнозии; фармацевтической технологии; фармацевтической химии (знать номенклатуру химических реактивов, оценку химического состава, их физико-химические свойства, особенности хранения). Вопросы для собеседования по теме занятия 1. Минеральные воды. Классификация по различным признакам, назначение и применение минеральных вод. 2. Стандартизация минеральных вод. Правила приёмки и проведения товароведческого контроля. 3. Особенности упаковки, маркировки, транспортирования и хранения минеральных вод в аптечных условиях. 4. Виды медицинских пиявок, используемых в медицине, их отличия от других видов пиявок. 5. Гирудотерапия. Механизм лечебного действия, методика применения медицинских пиявок, терапевтическое действие пиявок. 6. Организация приёмки медицинских пиявок в аптечной организации для реализации населению. Определение доброкачественности медицинских пиявок. 7. Организация хранения медицинских пиявок в аптечных организациях. Отпуск пиявок населению и ЛПУ. 8. Химические реактивы, определение, области применения. Классификация химических реактивов: по степени чистоты, по назначению (квалификационные категории) и др. признакам. 9. Упаковка, маркировка химических реактивов. Способы обозначения степени чистоты химреактивов. 10. Хранение химических реактивов. 11. Определение потребности в химических реактивах лабораторий лечебно-профилактических учреждений. 12. Понятие асептика, антисептика. Антисептики, дезинфицирующие средства. Классификация дезинфицирующих веществ. Требования, предъявляемые к ним. 13. Механизм действия разных антисептиков и дезинфицирующих средств. 14. Порядок применения дезинфицирующих средств при текущей дезинфекции в аптечной организации. 15. Упаковка, маркировка, хранение дезинфицирующих и моющих средств. 16. Система обеспечения качества в аптечных организациях изучаемых групп товаров на всех этапах движения продукции. 5. Задания для самостоятельной работы студентов на практическом занятии Основные направления изучения темы представлены в виде логико-дидактической структуры (рис. 1). Задание 1. Изучите информационный блок к данной теме. Законспектируйте основные термины. Ознакомьтесь с ГОСТ 13273-88 «Воды минеральные питьевые, лечебные и лечебно-столовые». Обратите особое внимание на разделы «Транспортирование и хранение», приложение 2, маркировка, транспортирование, показания к применению. Задание 2. Ознакомьтесь с товарной номенклатурой минеральных вод, представленных на занятии в виде наглядных пособий, запишите в рабочей тетради названия наиболее распространенных видов. Определите классификационную принадлежность, назначение, область применения, основные отличительные особенности. Задание 3. Проведите товароведческий анализ минеральной воды (из предложенных преподавателем образцов) в соответствии с требованиями НД. Отразите основные этапы товароведческого анализа: 1) название товарного вида, производитель; 2) происхождение?; 3) классификационная принадлежность (вид, тип, состав,); 4) назначение; 5) область применения; 6) особенности приемки в аптечных организациях (на что обратить внимание?); 7) оценка качества; 8) внешний вид; 9) упаковка (объём, вид упаковки, укупорки); 10) маркировка (наличие всех обязательных элементов). На примере различных этикеток минеральных вод (не менее 3-х) изучите их маркировку, определите обязательные и дополнительные элементы маркировки, соответствие ГОСТу. Результаты оформите в табл. 1 Таблица 1 – Маркировка и упаковка минеральных вод
Опишите принципы и условия хранения в аптеке и на аптечном складе. Задание 4. Изучив наглядные материалы (рисунки, фото)ознакомьтесь с разновидностями медицинских пиявок и их отличительными признаками. Сформулируйте алгоритм действий при осуществлении приёмки медицинских пиявок в аптечных организациях. В рабочей тетради запишите методы контроля качества пиявок медицинских, определения доброкачественности пиявок медицинских. Укажите условия хранения медицинских пиявок, охарактеризуйте особенности их отпуска населению и ЛПУ. Задание 5. Изучите информационный блок по химическим реактивам. Составьте и запишите схему классификации реактивов. Рассмотрите условные обозначения, наносимые на маркировку химических реактивов (ГОСТ). Задание 6. Определите потребность областной больницы в химических реактивах для обработки рентгеновской и флюорографической пленки на следующий календарный год. Для выполнения задания используйте нормативный метод. Нормы расхода специальной рентгеновской плёнки в погонных метрах для аппарата каждого вида представлены в табл. 2.
Таблица 2 – Определение потребности в рентгеновской плёнке нормативным методом
Для расчета потребности в химических реактивах для обработки рентгеновской и флюорографической плёнки используйте таблицу 3. Таблица 3 – Потребность в наборах для обработки фотоматериалов на расчетное количество пленки
Задание 7. Дайте определение понятиям: дезинфицирующие средства, дезинфекция, асептика, антисептика. Определите назначение и область применения дезинфицирующих средств. Изучите классификацию дезсредств, разрешенных к использованию в аптечной практике (приказ Минздрава России от 21.10.1997 № 309 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптек»), особенности работы с ними. Ознакомьтесь с режимом дезинфекции различных объектов в аптеке. Задание 8. Проведите товароведческий анализ выданных преподавателем образцов дезинфицирующих и моющих средств в соответствии с требованиями НД. Определите условия хранения в аптеке и на аптечном складе. Ситуационные задачи Ситуационная задача 1. В аптеку поступила партия лечебной минеральной воды «Ессентуки №17» в количестве 400 бутылок. Срок разлива ____, со следами ржавчины на кронен-пробках, которые не нарушают герметичность бутылок. Дайте заключение о качестве воды и возможности ее приёмки и дальнейшей реализации. Ситуационная задача 2. При оценке качества лечебно-столовой минеральной воды «Ессентуки № 4» в лаборатории завода-изготовителя установлено: – общая минерализация – 6 г/л; – содержание углекислого газа – 0,3 %; – бактериологический показатель - 120 микроорганизмов в 1 мл; колититр - 320. Сделайте заключение о качестве минеральной воды. Ситуационная задача 3. Определите качество лечебной минеральной воды «Талицкая», если установлено, что общая минерализация – 12 г/л, содержание углекислого газа – 0,2%, бактериологический показатель – 115 м/о в 1 мл, коли-титр – 300. Ситуационная задача 4. Определите вид, к какой группе относится и качество минеральной воды «Ессентуки», если общая минерализация – 8 г/дм3, коли-индекс – 5. Ситуационная задача 5. При внешнем осмотре партии минеральных вод во время инвентаризации на аптечном складе обнаружено: – минеральные воды хранятся «навалом» в горизонтальном положении стеклянных бутылок; – помещение хранения вод является соседним с комнатой хранения дезсредств; – обнаружен осадок, несвойственный водам; – выборочным химическим анализом установлены отклонения от требования ГОСТа по химическому составу. Объясните возможные причины снижения качества минеральной воды и меры по предотвращению недостатков в организации хранения. Ситуационная задача 6. При проверке в аптеке условий хранения минеральных вод установлено, что бутылки, укупоренные кронен-пробками с прокладкой из пластизоля, хранят в горизонтальном положении, недалеко от отопительных приборов, в материальной комнате вместе с резиновыми изделиями. Соблюдаются ли правила хранения минеральных вод? Кто несет ответственность за их сохранность? Ситуационная задача 7. При уборке помещений аптеки санитарка-мойщица разбила банку, в которой содержались медицинские пиявки. Она собрала пиявок с пола, поместила их в 3-х литровую банку, долила до половины водой из крана, накрыла салфеткой и поставила на стол в отделе запасов. Правильно ли поступила санитарка? Предложите правильный алгоритм действий в данной ситуации.
7. Контрольные задания на усвоение темы занятия 1. Чем отличаются лечебные минеральные воды от лечебно-столовых и столовых? 2. Какие минеральные воды реализуются через аптеки, почему? 3. Перечислите ассортимент лечебных минеральных вод. 4. Какие типы минеральных вод предусмотрены ГОСТом? 5. Можно ли использовать минеральную воду, если в бутылке осадок? 6. Как правильно организовать хранение минеральных вод в аптеке? 7. Как используются пиявки в медицине? 8. Как правильно провести процедуру лечения пиявками? 9. По каким признакам можно классифицировать химические реактивы? 10. Какие категории химических реактивов можно использовать в аптеках, контрольно-аналитических лабораториях? 11. Как классифицируют дезинфицирующие средства в аптечном ассортименте? 12. Какие дезинфицирующие средства применяются в аптеке для дезинфекции помещения и оборудования? Рекомендуемая литература. Основная литература:
Дополнительная литература:
4. Справочник фармацевта / Под ред. А.И. Тенцовой. – М.: Медицина. – 1981. 5. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – М.: Медицина,1993.- С.339-407. 6. Справочник практического врача / Под ред. А.И.Воробьева. – М.: Медицина, 1992. - Т.1. – С.416-427.
http://www.sankurtur.ru/ http://www.medkvadro.ru/girudoterap.htm http://www.pozvonok.ru/girudo/page_6_0.html
Нормативные документы 1. ГОСТ 13273-88 Воды минеральные. Питьевые лечебные и лечебно- столовые. 2. ГОСТ 23268.0-91 Воды минеральные питьевые лечебные, лечебно-столовые и природные столовые. Правила приёмки и методы отбора проб. 3. ГОСТ 2879-82 Вода питьевая. 4. ГОСТ 3885-73 Реактивы и особо чистые вещества. Правила приемки, отбор проб, фасовка, упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. 5. Приказ МЗ РФ от 13.11.1996 №377 «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения». 6. Приказ МЗ РФ от 21.10.1997 №309 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)» (приложение 8).
Рисунок 1 – Логико-дидактическая структура темы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.154.251 (0.01 с.) |