Тема 11. Модель совокупных доходов и расходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Модель совокупных доходов и расходов



1. Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели.

2. Кейнсианская функция потребления. Автономное потребление. График функции потребления. Средняя и предельная склонности к потреблению. Функция сбережений. График функции сбережений. Средняя и предельная склонности к сбережению. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений.

3. Инвестиции. Функция спроса на инвестиции. Структура инвестиционного спроса. Автономные инвестиции. Планируемые и фактические инвестиции. Факторы, определяющие объем инвестиций. Понятие мультипликатора инвестиций. Инвестиции и доход.

4. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели. Фактические и планируемые расходы. Определение равновесного объема производства методом сопоставления совокупных расходов и доходов (модель «доходы – расходы»). Определение равновесного объема производства методом сопоставления инвестиций и сбережений. Мультипликатор автономных расходов. Парадокс бережливости.

5. Равновесие и ВВП в условиях полной занятости (потенциальный уровень совокупного выпуска). Дефляционный и инфляционный разрывы. Государство в кейнсианской модели.

6. Взаимосвязь модели AD – AS и кейнсианской модели доходов и расходов (кейнсианского креста).

 

Ключевые понятия и термины

Автономное потребление (autonomous consumption, Ć) – потребление, не зависящее от уровня дохода.

Автономные инвестиции (autonomous investment, Î) – инвестиции, не зависящие от уровня дохода и составляющие при любом его уровне постоянную величину.

Валовые инвестиции (gross investment, Ig) – общая сумма капиталовложений за определенный период.

График потребления (consumption schedule) – график, показывающий динамику расходов домашних хозяйств на потребительские товары при разных уровнях дохода после уплаты налогов (располагаемого дохода).

График сбережений (saving schedule) – график, показывающий объем планируемых домашними хозяйствами сбережений при разных уровнях располагаемого дохода.

Запланированные совокупные расходы (planned aggregate expenditures) – сумма совокупных расходов, которую домохозяйства, фирмы, правительства и внешний мир планируют истратить на товары и услуги.

Инвестиции (investment, I) – имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в различные виды деятельности с целью получения дохода.

Индуцированное потребление (induced consumption) – часть расходов домашних хозяйств на потребление, которая зависит от изменения уровня располагаемого дохода.

Индуцированные инвестиции (induced investment) – часть инвестиционных расходов фирм, которая обусловлена изменениями уровня национального дохода.

Кривая (график) инвестиций (investment curve) – кривая (график), показывающая на оси ординат объем планируемых фирмами инвестиций при различных уровнях дохода (ВНП) (по оси абсцисс).

Макроэкономическое равновесие (macroeconomic equilibrium)– такое состояние национальной экономики, когда существует равновесие, равенство между совокупным спросом и совокупным предложением.

Метод изъятий и вливаний (leakages-injection approach) – определение равновесного ВВП путем выявления такого его объема, при котором размер изъятий (сбережений) равен размеру вливаний (инвестиций).

Метод сопоставления совокупных расходов и внутреннего продукта (aggregate expenditure – domestic output approach) – выявление равновесного ВВП путем определения объема реального ВВП, при котором совокупные расходы равны ВВП.

Мотивы инвестиций фирм (incentives of investment by firms) – факторы, определяющие величину инвестиций (например, максимизация нормы чистой прибыли).

Мотивы сбережений домашних хозяйств (incentives of saving by households) – факторы, определяющие величину сбережений (например, покупка дорогостоящих товаров, страхование от непредвиденных обстоятельств и т.д.).

Мультипликатор (multiplier) показатель, характеризующий изменение равновесного ВНП (НД) при изменении совокупного спроса на единицу.

Мультипликатор инвестиций (investment multiplier) – коэффициент, показывающий, на какую величину изменится равновесный ВВП, если объем инвестиций изменится на единицу.

Мультипликатор автономных расходов (multiplier autonomous expenses) отношение изменения равновесного ВВП к изменению автономных расходов, вызванному любым их компонентом.

Незапланированные инвестиции (unplanned investment) – непредусмотренные изменения инвестиций в товарно-материальные запасы; увеличение или сокращение товарно-материальных запасов фирм, являющееся следствием превышения объема производства над объемом продаж.

Потребление (consumption, C) – это количество товаров и услуг, которые приобретены и потреблены в течение определенного периода.

Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume, MPC) – соотношение между дополнительным потреблением и дополнительным доходом.

Предельная склонность к сбережению (marginal propensity to save, MPS) – соотношение между дополнительным сбережением и дополнительным доходом.

Прямые инвестиции (direct investment) – вложение капитала непосредственно в производство и сбыт определенного вида продукции, которое дает право участия в управлении компанией, фирмой, предприятием и т.д.

Равновесный валовой внутренний продукт (equilibrium gross domestic product) – такая величина ВВП, при которой планируемый совокупный спрос равен планируемому совокупному предложению. В этом состоянии желаемый уровень потребительских расходов, государственных закупок, инвестиций частных фирм и чистый экспорт в точности равны тому количеству товаров, которое предприятия готовы продать при существующем уровне цен.

Реальные инвестиции (real investment) – вложения в основной капитал и на прирост товарно-материальных запасов.

Сбережения (savings, S) – часть денежных доходов населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем.

Совокупные расходы (aggregate expenditures) – общая сумма расходов на готовые товары и услуги.

Совокупный спрос (aggregate demand, AD)– график, или кривая, показывающая, на какой общий объем товаров и услуг может быть предъявлен спрос (или какой объем может быть куплен) всеми потребителями (домохозяйствами, предпринимателями, государством, иностранными государствами) при различных уровнях цен за определенный период.

Совокупное потребление (aggregate consumption) –количество товаров и услуг, которые приобретены и потреблены в течение определенного периода (обычно за год).

Совокупное сбережение (aggregate savings) – часть располагаемого дохода, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем; отсроченное потребление или та часть дохода, которая в настоящее время не потребляется.

Средняя склонность к потреблению (average propensity to consume, APC)– отношение расходов на потребление к величине дохода.

Средняя склонность к сбережению (average propensity to save, APS) – отношение суммы сделанных сбережений к сумме дохода.

Финансовые инвестиции (financial investment) – это вложение средств в акции, облигации и другие ценные бумаги.

Чистые инвестиции (net investment, In) – общая сумма капиталовложений за определенный период за вычетом суммы амортизации основного капитала.

Фактические совокупные расходы (actual aggregate expenditu- res)– сумма запланированных и незапланированных совокупных расходов.

Эффект мультипликатора (effect multiplier) коэффициент изменения равновесного уровня национального дохода к вызвавшему его исходному изменению уровня расходов.

 

Литература: [1, с. 300–313; 3, с. 267–276; 4, с. 120–126; 5, с. 237–254; 6, с. 191–239; 15, с. 419–425; 16, с. 432–448].

 

Задачи и тесты

1. В экономике страны функция потребления имеет следующий вид: С = 100 + 0,8Y, где Y – национальный доход, а сумма инвестиций (I) равна 40. Определите:

а) равновесный уровень дохода;

б) равновесный уровень сбережений;

в) равновесный уровень потребления.

2. Определите величину мультипликатора автономных расходов, если автономные инвестиции возрастут с 40 до 100, а функция потребления имеет следующий вид: С = 100 + 0,8Y.

3. Согласно кейнсианской теории, уровень производства определяется величиной совокупного спроса. Это означает, что:

а) предприниматель пытается расширить производство до уровня полной занятости;

б) объем продукции, который предприниматели решат производить, будет определяться предъявляемым на него спросом;

в) спрос на деньги заставляет предпринимателей производить товары и услуги;

г) производство дохода создает спрос на этот доход;

д) верны только ответы а) и в).

4. Изменение величины автономного потребления может быть графически представлено как:

а) изменение угла наклона кривой планируемых расходов;

б) перемещение вдоль кривой потребительской функции по мере изменения уровня дохода;

в) сдвиг кривой планируемых расходов;

г) перемещение вдоль кривой планируемых расходов;

д) все вышеперечисленные ответы неверны.

5. Если величина располагаемого дохода равна нулю, то можно утверждать, что:

а) уровень инвестиций равен нулю;

б) уровень сбережений равен нулю;

в) исчезает эффект мультипликатора;

г) уровень потребления равен нулю;

д) все вышеперечисленные ответы неверны.

6. Что из перечисленного включается в понятие «инъекции»?

а)Налоги;

б) сбережения;

в) импорт;

г) инвестиции;

д) все перечисленные ответы неверны.

7. Согласно кейнсианской модели равновесия, экономика будет равновесной, если:

а) совокупное предложение равно совокупному спросу;

б) сумма потребительских расходов после вычета сбережений равна инвестициям;

в) государственный бюджет сбалансирован;

г) денежное предложение в течение определенного периода постоянно;

д) плановые потребительские расходы плюс инвестиции равны общим «изъятиям».

Ответы: 1. а) равновесный уровень дохода: 600; 650; 700; 750; 800; б) равновесный уровень сбережений: 25; 30; 40; 45; 50; в) равновесный уровень потребления: 510; 630; 660; 760; 820; 2. Мультипликатор автономных расходов: 5; 10; 50; 15; 30; 3. б); 4. в); 5. д); 6. г); 7. а).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.02 с.)