Глава 2. История независимой Латвии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. История независимой Латвии



§5. Восстановление независимости. С началом перестройки в 1987 г. в столицах Прибалтики начались массовые выступления. В 1988 г. возникли первые перестроечные политические движения. Крупнейшее из них – Народный фронт Латвии – пришло к власти в 1989–1990 гг., призывая к независимости и рыночным реформам. Противостоящий Народному фронту Латвии Интерфронт, выступавший за интернационализм и сохранение Латвии в составе Советского Союза, не имел такой широкой поддержки.

4 мая 1990 г. новоизбранным Верховным Советом ЛССР была принята Декларация о восстановлении независимости Латвийской Республики. Одновременно был созван Конгресс Граждан Латвийской Республики, в выборах которого, в отличие от выборов в Верховный Совет, участвовали только лица, бывшие гражданами Латвии до ее присоединения к СССР и их потомки. 3 марта 1991 г. на референдуме большинство жителей Латвии (включая будущих "неграждан") высказались за демократию и независимость. Реально независимость была восстановлена 21 августа 1991 г., после неудавшейся попытки переворота ГКЧП в Москве, когда был принят Конституционный закон о государственном статусе. Днем независимости считается 18 ноября 1918 г., которое празднуется как национальный праздник.

Жители Латвии, которые были гражданами Латвии до ее присоединения к СССР 17 июня 1940 г., и их потомки восстановили латвийское гражданство. Также продолжали существование посольства Латвийской Республики в Вашингтоне и Лондоне, которые выдавали латвийские паспорта латышам-эмигрантам и их потомкам в течение всего времени нахождения Латвии в составе СССР. Граждане Латвийской ССР, прибывшие в Латвию во время ее нахождения в составе СССР или родившиеся у таковых, получили статус "неграждан".

24 августа 1991 г. РСФСР (тогда – часть СССР) признала факт восстановления независимости Латвийской Республики, и 4 октября Латвия и Россия возобновили дипломатические отношения. 6 сентября 1991 г. независимость Латвии была признана президентом СССР М.С. Горбачевым. Вслед за этим Латвийская Республика получила международное признание и 17 сентября 1991 г. стала полноправным членом ООН. До июля 1993 г. пост главы государства занимал Анатолий Горбунов в качестве председателя парламента. С июля 1993 г. первым избранным президентом стал Гунтис Ульманис.

31 августа 1994 г. завершился вывод российских войск из Латвии. В течение многих лет на территории Латвии действовала "Комиссия по подсчету убытков от советской оккупации", но в данный момент работу комиссии постановлено прекратить, что, однако, не снимает претензий Латвии к России по поводу признания факта оккупации и принятия его последствий.

§6. Экономика. За прошедшие после восстановления независимости годы, Латвия провела серьезные экономические реформы. Национальной валютой стал лат в 1992 г., в настоящее время привязанный к курсу евро. Был воссоздан Центральный Банк, проведена приватизация и реституция национализированной в советский период собственности. Основные фонды страны были оценены в 3,1 млд. лат при их стоимости в конце 1980-х гг. в сопоставимых ценах в 20,76 млд. лат. Экономика стабильно поднималась на 5-7 % в год, в 2006 г. темпы роста ускорились до 12,6 %, в 2007 г. – 10,3 %. По итогам 2007 г. Латвия по темпам роста ВВП находилась на третьем месте на постсоветском пространстве. Опережали Латвию среди стран постсоветского пространства только Азербайджан и Армения. Однако рост ВВП Латвии шел прежде всего за счет бурного развития сектора услуг, доля которого составляет 70,6 %, в то время как промышленность занимает всего 24,7 %, сельское хозяйство – 4,7 %. С началом мирового экономического кризиса рост ВВП прекратился, экономика оказалась в критическом положении. Главной проблемой Латвии остается отсутствие собственных сырьевых запасов. Значительна государственная задолженность: на конец 2008 г. внешний долг Латвийской Республики достиг примерно 41 млрд. долларов США, что больше суммарного показателя ВВП Латвии за 2008 г.. Уровень инфляции составляет около 15 % в год.

Промышленность. После 1991 г. падение производства в промышленности происходило катастрофическими темпами. К 1995 г. объем производства в промышленности составил 35,2 % от уровня 1990 г. Число рабочих сократилось на 182 тыс. человек. Даже Министерство промышленности было ликвидировано. Крупнейшие предприятия советской индустрии – заводы ВЭФ, ЭЛЛАР, Радиотехника, Дамбис – 28,1 % медленно умирали из-за разрыва сырьевых и технологических цепочек. Уровень безработицы не опускался ниже 15 %. Несмотря на значительные иностранные инвестиции, обновление технической базы предприятий не производилось. Сохранилась только деревообрабатывающая отрасль, в основном в виде продажи сырой древесины и пиломатериалов. По данным на 1998 г. в перечень 100 крупнейших предприятий Балтии входило 18 промышленных предприятий Литвы, 15 предприятий Эстонии и только 6 Латвии. Бывший электронный гигант завод ВЭФ сократил численность своих рабочих всего до 85 человек.

К 2000 г. добывающая промышленность составляла 59,6 % от уровня 1990 г, обрабатывающая – 45,3 %, пищевая – 40,9%, текстильная – 36,7 %, химическая – 16,5 %, машиностроение – 13,8 %, электромашиностроение и приборостроение – 21,1 %, автомобильная – 2,9 %. Даже наиболее развитая глубокая деревообработка – мебель, целлюлоза и бумага – составляет всего около 50 % от уровня 1990 г. Зависимость от поставок сырья сделала промышленность Латвии уязвимой перед любыми изменениями мировой конъюнктуры. Выжили отрасли, опиравшиеся на зарубежные заказы и включенные в глобальную экономику в качестве отдельных звеньев.

В настоящее время продолжают работать в Латвии предприятия пищевой промышленности, Лиепайский металлургический завод, Огрский трикотажный комбинат, Судоремонтный завод, завод электроинструмента в Резекне, несколько небольших предприятий с числом рабочих 100 – 150 человек. Вступление в ЕС усложнило их положение, поскольку потребовало приведения промышленности в соответствие с европейскими стандартами, что было не по силам многим предприятиям, как мелким, так и крупным. По расчетам Минфина Латвии для получения всех необходимых по требованиям ЕС разрешений и сертификатов предприятиям потребуется истратить 1,2 млд. лат в течении 10 лет. Сумма равна сумме всех накопленных прямых иностранных инвестиций в экономику Латвии за все годы независимости.

Латвия признается одной из беднейших Европейских стран, она потеряла свою ведущую роль среди стран Балтии. Большую часть промышленной продукции и оборудования Латвия импортирует, в том числе из Литвы, Эстонии и Белоруссии. Основные экспортные товара Латвии: железо и металл в брусках – 8,2 %, электрические машины и оборудование – 6,2 %, пиломатериалы – 4,5 %, трикотажные и текстильные изделия – 3,5 %, фармацевтическая продукция – 3,3 %, лес-кругляк – 2,8 %, деревянные изделия – 2,5 %.

В 1999 г. Латвия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Латвия вместе с Литвой и Эстонией входят в единый таможенный союз. Основные торговые партнеры – страны ЕС, Россия, Белоруссия, страны Балтии. Экономика Латвии, полностью зависимая от мирового рынка, очень серьезно пострадала от мирового экономического кризиса: начался кризис в области строительства и недвижимости, составлявшей основу роста ВВП, возникла угроза дефолта или девальвации национальной валюты, уровень безработицы и всей совокупности социальных проблем резко вырос.

Сельское хозяйство. 13 июня 1990 г. в Латвии был принят Закон об аграрной реформе, задачей которого стала приватизация сельскохозяйственных предприятий и животноводческих комплексов и передачу земли прежним владельцам и их наследникам (реституцию). Новая структура сельскохозяйственного производства отвечала довоенному положению, размеры фермерских участков и их границы были близки к прежнему уровню. В соответствии с общей экономической ситуацией в стране в период перехода к рынку начался резкий спад объема производства сельскохозяйственной продукции. Внутренний спрос на сельскохозяйственную продукцию снизился, крупные животноводческие комплексы были ликвидированы. Очень резко была осуществлена замена сельскохозяйственных предприятий, имевших от 2000 до 5000 га сельхозугодий, на мелкие крестьянские хозяйства, владеющие от 1 до 20 га земли. Экономическое положение этих мелких крестьянских хозяйств определяется недостатком капиталовложений, техники, удобрений, малым поголовьем скота. Отсюда – преимущественное развитие такой формы сельскохозяйственного производства, которая направлена на удовлетворение потребностей собственной семьи (полунатуральное хозяйство). Ориентированное на рынок товарное сельскохозяйственное производство играет лишь подчиненную роль.

Полунатуральное хозяйство усиливает свои позиции, в частности, из-за разрушения многих обслуживающих отраслей, которые ранее входили в состав крупных сельхозпредприятий (и ими финансировались). Население стало вынуждено заниматься самообеспечением. Парк сельскохозяйственных машин весьма незначителен, что ограничивает возможность обработки крупных земельных участков. Лишь небольшая часть земли сдается в аренду, потребность в дополнительной аренде невелика. Большинство крестьянских хозяйств обладает и лесными участками. Для многих сельских семей наличие леса является важной и стабильной статьей дохода: дерево идет на продажу, используется в качестве строительного материала для собственных нужд, а также на дрова. Наличие лесных ресурсов является основой для развития такой несельскохозяйственной отрасли, как деревообработка, которая практически повсеместно развита в сельских населенных пунктах.

Следует добавить, что многие крестьяне в настоящее время не имеют представления о том, как им следует ориентироваться в условиях рынка и откуда могут быть получены необходимые финансовые средства. Поэтому фактически рынок земель сельскохозяйственного пользования отсутствует. Наиболее удаленные от городов периферийные сельские территории не в состоянии участвовать в дальнейшем экономическом развитии страны. Различия между этими территориями и промышленными центрами все увеличиваются. В связи с этим сельским пространствам отводится роль отстающих и стагнирующих, которые все более и более превращаются в противоположность современному, развивающемуся городу с его промышленным потенциалом и обслуживающими отраслями.

Согласно Конституции, зафиксировавшей сложившуюся традицию, Латвия делится на четыре региона – Латгале, Земгале, Курземе, Видземе. Границы между ними определяются не экономическими, а историческими и культурными различиями, а также в некоторой степени рельефом и климатом. Крупнейшие города: Рига (747,2 тыс.), Даугавпилс (109,4 тыс.), Лиепая (86,3 тыс.), Елгава (66 тыс.), Юрмала (55,6 тыс.).

§7. Транспорт. Большое значение имеют для экономики рижский и вентспилский морские порты, через которые осуществляется транзит российских грузов и нефти, дававших в 1990-е гг. до 20 % ВВП. Государственная компания Латвийские железные дороги также ориентирована во многом на внутренние и транзитные грузоперевозки. Сеть автодорог густая, пассажирские перевозки по железной дороге, имеющие внутренне значение, хорошо организованны еще с советских времен. Помимо Рижского международного аэропорта, крупнейшего в Прибалтике, активно действуют региональные аэропорты, в первую очередь в Лиепае.

§8. Туризм. Рижское взморье, столица страны Рига, курорт Юрмала, фестивальный Лиепая – были и остаются основой туристического бизнеса Латвии. Рига – исторический древний город на берегах Даугавы, недалеко от места ее впадения в Рижский залив со старинной (частично восстановленной) застройкой. Недалеко от Риги, в Сигулде, сохранились развалины замков крестоносцев XIII в. (один из которых воссоздан в кирпиче). Популярнейшем курортом Латвии является Юрмала, центр индустрии прибалтийского туризма, туристический заповедник с песчаным пляжем протяженностью 32 километра. Большая часть современного курорта построена уже после обретения Латвией независимости. В Латвии также активно развивается морской туризм (круизы по Балтийскому морю), а также туры в исторические города. Набирает популярность экологический туризм по Национальным паркам, самый популярный из которых в долине реки Гауя. Туристическая отрасль вносит важнейший вклад в ВВП.

§9. Внутренняя политика. Нынешний латвийский государственный аппарат – один из самых крупных среди всех стран Европы, доля чиновников составляет здесь целых 7,65 % от всего экономически активного населения страны (для сравнения, в соседней Литве – всего 0,93 %), а расходы на поддержание госаппарата составляют целых 20 % всех средств государственного бюджета (в Эстонии – всего 8 %). Система управления Латвии является нестабильной – так, в период с 2004 по 2009 гг. по разным причинам уходили в отставку четыре премьер-министра: Эйнарс Репше, Индулис Эмсис, Айгарс Калвитис и Иварс Годманис (на смену которому в начале 2009 г. пришел текущий премьер Валдис Домбровскис). Правительство в Латвии всегда коалиционное, и за последний десять лет в правительственной коалиции ни разу не была представлена ни одна партия, представляющая интересы русскоязычного населения, даже несмотря на большое количество голосов на выборах у таких партий. Так, партия ЗаПЧЕЛ по результатам выборов 2002 г. заняла второе место, но в итоговое коалиционное правительство не вошла. Причинами постоянных правительственных кризисов называют недостаток специального образования у представителей власти, высокий уровень коррупции и нецелевые траты бюджетных денег. Так, в настоящее время критике подвергаются дорогостоящие проекты "Южный мост" (построенный для переправы через Даугаву, по мнению международных экспертов, недостаточно надежно) и "Замок света" (проект Национальной библиотеки стоимостью не менее 225 млн. евро), которые выглядят неоправданно дорогими на фоне практически разрушенной системы здравоохранения и сокращения расходов на другие социальные сферы.

Угроза дефолта и девальвации национальной валюты официально не признается властями, хотя обсуждается на встречах с представителями МВФ. Даже президент Банка Латвии Илмарс Римшевич признал, что если экономическая ситуация не улучшится в ближайшее время, государство станет неплатежеспособным, и уже в 2009 г. возможно введение талонной системы. Однако чтобы не допустить паники среди населения, а также воспрепятствовать вскрытию реальной экономической ситуации в стране, правительством Латвии еще в 2007 г. был принят закон, предусматривающий наказание до шести лет тюремного заключения за распространение любых "слухов" о девальвации лата или высказываниях о финансовой системе страны. Этот закон, по мнению экономических экспертов, прямо нарушает свободу слова и мнений. В целом, данный закон сыграл лишь отрицательную роль в экономической стабильности Латвии – многие иностранные экономисты и публичные издания поспешили опубликовать и свои мнения по поводу финансовой системы страны.

В период кризиса обострилась национальная ситуация, политика властей в отношении которой недостаточно последовательна, что проявилось во время последнего празднования 9 мая. В канун празднования Дня Победы 2009 г. мэр Риги Янис Биркс призвал ограничить празднование. Одновременно латышская националистическая партия Visu Latvijai! пожелала провести митинги протеста у Памятника Освободителям в Риге, но и ей было отказано. Зато 16 марта 2009 г., в День памяти Латышского легиона, вопреки запрету Рижской Думы, состоялось привычное уже шествие ветеранов Латышского легиона CC с возложением цветов у Памятника Свободы. Непоследовательность властей Риги привела к тому, что в июле на пост мэра столицы был впервые избран русский политик Нил Ушаков, лидер объединения политических партий "Центр согласия".

§10. Внешняя политика и вооруженные силы. Внешняя политика независимой Латвии с самого начала была ориентирована на дезинтеграцию с постсоветским пространством и интеграцию с Западной Европой и НАТО. Движение навстречу друг другу было взаимным. 10 февраля 1995 г. Латвийская Республика стала членом Совета Европы. 27 октября 1995 г. правительство Латвии подало председательствующей в ЕС Испании официальную заявку на вступление в ЕС, однако лишь в 1999 г. в Хельсинки пригласили Латвию начать переговоры о присоединении к ЕС, при чем официальные переговоры начались в феврале 2000 г. 13 декабря 2002 г. в Копенгагене Латвия с девятью другими странами-кандидатами завершили переговоры о принятии в ЕС. 16 апреля 2003 г. в Афинах подписан договор о присоединении и Латвия получила статус будущей страны-участницы. На референдуме 20 сентября 2003 г. 66,97 % граждан страны проголосовали за присоединение Латвии к ЕС. 30 октября 2003 г. Сейм Латвии ратифицировал договор о присоединении Латвии к ЕС. 1 мая 2004 г. Латвия вместе с другими 9 странами: Эстонией, Литвой, Польшей, Словакией, Чехией, Венгрией, Словенией, Мальтой и Кипром стала полноправной страной-членом Европейского союза, а в декабре 2007 г. вошла в шенгенскую зону.

В марте 2004 г. Латвия официально вступила в Североатлантический альянс. Как член НАТО, она участвовала в военных конфликтах в Косово, Ираке, Афганистане. По состоянию на 1 января 2008 г., численность сухопутных ВС составляла 16 тысяч человек, численность ВМC – 551 человек, ВВС – 292 человек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.017 с.)