Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истаивание деятельностной формы бытия

Поиск

«<…>Объяснение кризиса зрелости предложил А.В. Толстых в образе так называемой предметной смерти. Он пишет, что в зрелом возрасте человек уже совершает какой-то один или не­сколько личностных поступков творческого характера — делает открытие, вносит рационализацию в свою профессиональную деятельность, реализует свою педагогическую программу по отноше­нию к своим детям и т.д. Эти «предметы» его жизнедеятельности поглощали на предыдущих этапах жизни все силы, требовали их максимального напряжения. Однако предметная деятельность предполагает определенное содержание, которое развивается. Человек вносит в дела свою личность, свою индивидуальность и, в конечном счете, опредмечивается в своих делах.

Рано или поздно, но наступает период, когда человек уже с трудом может оперировать грузом предметного содержания своей деятельности, он «поглощается» предметом и «умирает» в предме­те, воплощаясь и реализуясь в нем…

…Этот груз предметного содержания, достаточно тяжелый сам по себе, удесятеряется тем, что в непрерывном процессе развития жизни зарождающееся новое содержание уже грозит отодвинуть его в прошлое, заменить своим, новейшим. Открытия устаревают; у детей рождаются свои дети (внуки), требующие другого воспитания в изменившихся условиях; бурно меняется технология, иной становит­ся предметная среда обитания человека.

Отменить прогресс нельзя. Но трудно спокойно смотреть на то, как устаревает, отходит на второй план, а затем в небытие то, что было сделано с таким трудом, ценой огромного напряжения. Все это мо­жет вызвать не только «предметную смерть», как логическое завершение деятельности человека в определенном предмете, но и грусть, кризис идентичности.

Истаивание деятельностной формы бытия человека неизбежно, ибо перед лицом разворачивающегося в истории прогресса об­щественной деятельности единичный человек, как бы ни была внушительна его личность и ярка индивидуальность, бессилен. Он всегда будет моментом общественно-исторического процесса пре­образования предметной сферы человеческой жизни. Как бы ни был значителен вклад отдельного человека в этот процесс, как бы ни опредметился он в своей деятельности, сам факт исчерпаннос­ти отведенной именно ему возможности изменения предмета имеет всеобщее значение. Нельзя ничего сделать «навсегда» в этой жиз­ни; все равно оно окажется моментом исторического развития рода человеческого, памятником этой истории, свидетельством, оставленным будущим эпохам, но не венцом развития.

Кризис зрелости соотносится с заключительным (восьмым) кризисом, выделяемым Э. Эриксоном, который связан с переходом человека на уровень интегративности — завоеванию всех семи предшествующих стадий развития. Интегративность обнаруживает себя в склонности человека к порядку, в принятии прошлого и го­товности взять на себя лидерство в настоящем (а при определенных обстоятельствах и отречься от него). Это и принятие единственно­го жизненного цикла с определенным кругом лиц, входящим в него. Все это подразумевает новую и совершенно иную любовь к своим родителям, принятие их такими, какие они есть, и восприятие жиз­ни в целом как личной ответственности. Это чувство дружеской связи с мужчинами и женщинами разных времен и разных профес­сий, которые создавали окружающий их мир.

Человек с интегративным уровнем внутреннего мира готов защи­щать свой жизненный стиль перед лицом любых физических и эконо­мических угроз, при этом не отрицая стилей жизни других людей. Он уверен, что индивидуальная жизнь есть случайное совпадение кон­кретного жизненного цикла с единственным сегментом истории и что вся интегративность существует и исчезает вместе с тем уникальным стилем интегративности, к которому он причастен.

Э. Эриксон отмечает, что отсутствие или утеря такой нарас­тающей «эго-интеграции» приводит к расстройству нервной систе­мы или полной безысходности: судьба не принимается как обрамле­ние жизни, а смерть — как ее последняя граница. Отчаяние вызыва­ется прежде всего временной ограниченностью дееспособности че­ловека, поскольку он не имеет возможности опробовать иные пу­ти, ведущие к интеграции. Такое отчаяние часто прячется за демон­страцией отвращения, за мизантропией или хроническим презри­тельным недовольством определенными социальными института­ми и отдельными людьми и свидетельствует только о презрении че­ловека к самому себе.

После 50 лет, когда накопленный опыт позволяет реалис­тичнее оценить соотношение ожидаемого и достигнутого, чело­век начинает подводить итоги своей прошлой деятельности и своих свершений, задумываться над смыслом жизни и ценности сделанного. Заглядывая в будущее, человек вынужден пересмат­ривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье. Доминирующим источником жизненной удовлетворенности становятся ус­пехи детей.

Кризис может быть преодолен и преодолевается многими людьми, когда они понимают роль и место своей деятельности в историческом и общественном процессе и не только смиряются с необходимостью прогресса, обновления профессиональной деятельности, прихода новых людей, но и сами включаются в процесс созидания нового, используя все свое влияние общественного и профессионального положения. В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность себе в новых условиях, найти себе и своему Я место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности.

На этой стадии возможно продолжение творческой деятельности и профессионального роста…

…Как указывает Р. Пекк, чтобы необходимое в этот период чувство полноценности могло развиться в полной мере, человеку необходимо преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного Я помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. Наконец, в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Анализ психологических особенностей мужчины пожилого возраста показывает, что для него это один из самых трудных перио­дов жизни, который можно благополучно прожить, если обновляется концепция жизни, Я-концепция, если устанавливаются эмоциональ­ные связи с миром, тогда появляется новая энергия для осуществле­ния жизни с опорой на свои духовные, а не физические возможности.

Для этого надо взаимодействовать с миром своей семьи, с окружающим миром так, чтобы возможности учительства и наставничества переживались окружающими как необходимые...

Находясь в предпенсионном возрасте, пожилые люди, тем не менее, строят обширные планы на будущее и реализуют многие свои замыслы. На первых порах после выхода на пенсию многие люди еще сохраняют работоспособность и желание приносить пользу обществу. … Помимо большого профессионального опыта, закрепился в форме личностных характеристик и позитивный опыт жизни. Они отличаются реалистическим подходом к событиям, способностью преодолевать жизненные трудности без ненужной агрессии и тревоги».

 

 


[1] Речь идет о значимости осваиваемого на семинаре содержания с точки зрения предметности педагогической деятельности.

[2] Безусловно, индивидуальный этап работы может стать частью аудиторного занятия. Однако в условиях жестко фиксированного времени – не более 2-х академических часов – такой вариант организации аудиторной работы существенно снижает возможность достижения ожидаемого результата.

 

[3] Количество часов индивидуальной работы приводится из расчета на курс «Возрастная и педагогическая психология».

[4] Депривация??? Имеются в виду редкие, но известные случаи воспитания детей животными, например волками, последствия которых получили название «синдрома Маугли».

 

[5] Органическое поражение может стать следствием нарушений развития плода во внутриутробном периоде, а также ряда воздействий на мозг ребенка – механического травмирования, нейроинфекции и др. Органическое поражение выражается в необратимых нарушениях в строении мозга и соответствующих изменениях в его функционировании.

[6] Речь идет о Загорском – ныне Сергиево-Посадском – детском доме для слепоглухих детей. На базе детского дома работает школа, в которой осуществляется групповое обучение детей четырех различных категорий: тотально слепоглухонемых, практически слепоглухонемых, слабовидящих глухонемых и слабослышащих слепых.

[7] Речь идет о детстве соотечественника, живущего на стыке ХX-XХI столетия, а также в другое историческое время. Возможно изучение детства родителей или других, более старших, членов семьи, реальных исторических персонажей, информация о детстве которых представлена в доступных библиографических или видеоисточниках. Предметом изучения может быть детство современника, живущего в другом государстве (например, Афганистане, Израиле, Пакистане, Китае и др.).

 

[8] Указанный вопрос целесообразно обсудить в рамках лекционного занятия.

[9] Биографии младенцев, написанные известными учеными по впечатлениям наблюдений за своими детьми, послужили своего рода предтечей становления научного подхода к проблеме развития.

[10] Дневник наблюдений получил распространение в практике общественного обучения и воспитания.

[11] Первоисточники использованных текстов указаны в списке дополнительной литературы к занятию.

[12] Результаты этого исследования изложены во II главе монографии «Проблемы онтогенеза общения», с. 31-46.

[13] Для выполнения задания можно использовать и другие фрагменты из указанных первоисточников. В этом случае, выбранные для анализа текстовые фрагменты необходимо представить в материалах индивидуальной работы.

[14] Контекстуально это задание связано с заданием №2 из предыдущего семинара.

[15] Каролина Филпс – мать девочки, родившейся с синдромом Дауна, автор книги «Элизабет Джой». Книга построена на основе дневниковых записей, которые Каролина вела в течение первых лет жизни девочки. В России книга была издана под названием «Мама, почему у меня синдром Дауна?», в нее вошло специальное дополнение, повествующее о периоде поступления Лиззи в колледж.

[16] Дневниковые записи А.Р. Лурии посвящены его дочери Елене Александровне.

[17] Бимка – сокращение от «любимка».

[18] [Словосочетания].

[19] В дневнике Н.А. Менчинской речь идет о развитии ее внука.

[20] Первая цифра означает год, вторая - месяц, третья - день.

[21] См. сноску 9.

[22] Речь не идет о случаях выраженной патологии нервной системы (врожденной или рано приобретенной).

[23] Этот материал необходим для групповой работы на занятии, поэтому он должен быть представлен письменно, в достаточном количестве экземпляров (соответственно количеству групп, как правило, их всего 4-5).

[24] В разработке этого задания использованы материалы из кн. Д.Шэффера «Дети и подростки: психология развития» (СПб.: Питер, 2003. – С.188).

[25] Включая данное задание в тему 8, авторы исходили из фактов онтогенеза, согласно которым детско-материнская привязанность – как фактор развития эмоционального благополучия ребенка – возникает внутриутробно, на основе пренатального опыта.

[26] В этом случае речь ведется о сюжетно-ролевой игре.

 

[27] В проведении исследования можно использовать рекомендации, составленные в контексте семинара по теме «Методы возрастной психологии».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.012 с.)