Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Психологическая характеристика функций общения.
Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Общение играет значительную роль в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер. Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Отношения представляют собой более глубокие сущностные характеристики, а общение - их проявление. В отношения вступают не только отдельные индивиды, но и целые группы, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии отношений различают два основных класса: общественные отношения и психологические отношения личности (В.Н. Мясищев). Г.М. Андреева выделяет следующие компоненты в структуре общения: - коммуникативный (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами); - интерактивный (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями); - перцептивный (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания). Б.Ф. Ломов определяет следующие функции общения: • информационно-коммуникативная; • регуляторно-коммуникативная; • аффективно-коммуникативная. Исходным концептуальным основанием психологического исследования общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической сферы индивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения и развития социальнопсихологических явлений. Любой человек, включенный в общение, развивается сам. Вместе с тем он способствует развитию другого, помогает развернуть возможности каждого, с кем вступает в общение. Развитие человека в общении происходит через два основных механизма - идентификацию и обособление. Идентификация - уподобление другим людям, «выделение» собственного «Я» как частицу рода. Обособление - в его основе лежат потребности в развитии и росте, в свободе и познании своей сущности. Межличностное общение - необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. В общении как в специфическом виде деятельности человека также формируются и проявляются личностные качества человека. Человека можно назвать компетентным в общении настолько, насколько в этом процессе обоим партнерам удается эффективно решать коммуникативные проблемы, актуализировать свою индивидуальность или проявить свою духовную природу, а это означает, насколько им в самом процессе коммуникации удается сделать еще один шаг в своем развитии. Коммуникативная компетентность является неотъемлемой частью коммуникативной и общей культуры человека. В свою очередь профессиональная коммуникативная компетентность включается в профессиональную культуру специалиста. Среди наиболее значимых профессиональных качеств психологи-исследователи чаще всего называют: - высокий профессионализм, компетентность по широкому кругу значимых проблем, высокий уровень общего образования и культуры; - коммуникабельность, общительность, социальная смелость, умение управлять людьми, организаторские способности; - нервно-психическая выносливость, т.е. работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении цели; - доброжелательное отношение к людям. Коммуникативная компетентность в работах Е.В. Сидоренко определяется как совокупность коммуникативных способностей, коммуникативных умений и коммуникативных знаний, достаточных для решения коммуникативных задач. Одним из наиболее важных качеств современного специалиста являются коммуникативные способности. Несмотря на общеупотреби- мость понятия «коммуникативно-организаторские способности» в психологии до сих пор нет общего определения этих способностей. К ним относят довольно большое число разнообразных характеристик, таких как «умение общаться, умение регулировать плоскости обмена информацией и функциональную направленность поведения» (А.А. Кидрон), а также «умение влиять на людей, умение оперативно разбираться в ситуативном взаимодействии людей и направлять его в нужное русло» (Б.А. Федоршин). Коммуникативная компетентность включает в себя следующие характеристики: 1) обладание специфическими коммуникативными способностями, включающими в себя личностные психические черты и характеристики поведения, значимые для общения; 2) наличие коммуникативных знаний, практических умений и навыков, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения; 3) умение сохранять партнерскую позицию в общении, умение строить контакты на разных психологических дистанциях; 4) обладание гибкостью и креативностью в выборе и применении коммуникативных тактик и стратегий; 5) желание человека психологически-грамотно строить свои отношения с окружающими.
|