Особенности изложения материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности изложения материала



 

Текст курсовой работы, как и любой другой письменной работы подобного рода, должен быть определенным образом структурирован. Структура работы воплощается в плане как главном инструменте подготовки текста. Содержательная сторона плана включает в себя введение, основную часть, заключение. Кроме этого в него входит список использованной литературы и приложения.

Курсовая работа по дисциплине "Таможенный менеджмент" выполняется курсантами (студентами) 3 (4) курса, имеющими уже соответствующие навыки и опыт, поэтому в данном случае целесообразным является напоминание основных правил, которые следует соблюдать при составлении плана работы, его отдельных частей.

Введение предназначено для предварительного знакомства с проблематикой курсовой работы. Во введении:

1) обосновывается актуальность выбранной темы;

2) оценивается степень ее разработанности в литературе;

3) выделяется предмет изучения – область действительности, на которую направлен познавательный интерес студента;

4) обозначаются основные проблемы, сопровождающие развитие предмета;

5) определяются цель и задачи работы. Кроме этого, могут делаться указания на ее теоретическую и эмпирическую основы, кратко характеризоваться структура работы.

В основной части должно быть заключено главное содержание КР, в котором воплощены результаты решения поставленных перед ней задач. Основная часть имеет свою структуру, состоящую из глав (разделов), которые, в свою очередь, делятся на параграфы (подразделы). Оптимальным числом глав считается - две, а параграфов в каждой главе - два-три. Возможен вариант структурирования, при котором глава (чаще всего последняя) не будет иметь параграфов.

Как показывает практика, структурирование основной части курсовой работы составляет для студентов, даже старших курсов, значительную трудность. Ее можно избежать, если иметь в виду следующее.

Во-первых, структура основной части реализовывает отмеченную выше общую логику выстраивания содержания работы, т.е. последовательно раскрывает ее тему. Это значит, что в первой главе, как правило, отражаются определения природы (сущности) изучаемого предмета, дается классификация его разновидностей, обозначаются основные связи в составе более широкой системы отношений, выясняются причины его возникновения, рассматривается история развития, даются другие характеристики предмета как особого явления.

Вторая глава обычно освещает содержание механизма функционирования изучаемого предмета, особенности его действия, присущие ему проблемы, тенденции развития и т.д.

Во-вторых, название темы курсовой работы разворачивается в названиях ее глав (разделов). Это значит, что названия глав работы неразрывно связываются с названием темы, конкретизируют ее, соответственно, названия параграфов - вытекают из названия глав (разделов). Названия глав (разделов) не повторяются и не повторяют название темы.

В-третьих, название разделов (глав, параграфов, подразделов) отличаются лаконичностью и емкостью. Они не выглядят как простые обозначения (вывески, этикетки). Очень важно, чтобы они имели определенный проблемный смысл.

В-четвертых, в названиях разделов следует избегать применения таких слов, как "анализ", "исследование", "изучение", "рассмотрение" и т.п. Изучение, анализ – это смысл совершаемой автором работы, а не положений, которые должны быть или являются ее результатом. Типичной ошибкой является употребление словосочетания "сущность понятия". У понятия не может быть сущности. Сущность есть у явления, а в понятии она отражается.

Последовательность и цельность изложения материала курсовой работы обеспечивается не только правильным ее структурированием, соответствующими формулировками разделов, но и применением в тексте смысловых переходов – своеобразных "мостиков", которые соединяют различные части работы в единую конструкцию. Такие переходы могут представлять собой указание на связь между вопросами, раскрытыми в данном разделе работы, с вопросами которые предстоит осветить в следующем разделе.

Непременным условием выполнения курсовой работы на высоком уровне является не только цельность и последовательность изложения представленного в ней материала, но и его аналитический характер. Это не значит, что освещение всех без исключения вопросов темы должно основываться на анализе. Допускается изложение отдельных вопросов в описательном ключе. Особенно это относится к содержанию фрагментов нормативных актов, каких-то фактов. Но описательный характер не может иметь вся работа.

В противном случае невозможно будет решить поставленные в ней задачи. Без использования аналитического инструментария нельзя раскрыть сущность явления, выявить его причины, влияние на него факторов, определить тенденции развития, содержание механизма функционирования изучаемого предмета и т.д.

При подготовке курсовой работы следует применять, как минимум, такие простейшие инструменты анализа, как использование абсолютных, относительных и средних величин, сравнения, группировки и др. Так, сравнивать можно не только экономические процессы, влияющие на них факторы, отдельные моменты динамики изучаемых явлений, применяемые показатели и т.д., но и действия контролирующих органов, различные редакции нормативных актов, точки зрения авторов научных статей и т.д. При этом не следует забывать, что сравниваться могут только однотипные явления, причем, на основе приемлемых критериев.

Чтобы текст курсовой работы выглядел соответствующим образом, необходимо оформлять результаты анализа в виде таблиц, схем, в том числе структурно-логических диаграмм, графиков и т.д. Это лучше делать в основной части работы. Если такого рода материал получается слишком объемным, его можно поместить в приложение.

Среди типичных ошибок, совершаемых при написании курсовой работы, следует выделить слабое использование ссылок на литературные и другие источники. Их число не регламентируется. Но оно должно быть таким, чтобы автором было продемонстрировано умение грамотно вовлекать в свой познавательный оборот положения из работ отечественных и зарубежных авторов, другую полезную информацию.

Вследствие того, что студенты, выполняющие КР по дисциплине "Таможенный менеджмент", не обладают большим опыт в написании курсовых работ, они часто испытывают трудности при изложении материала, заменяя его самостоятельность написания прямым заимствованием больших фрагментов из литературных и других источников. Такие заимствования свидетельствуют об отсутствии у студента способности с пониманием относиться к изучаемому материалу, осваивать его содержание, самостоятельно излагать свои мысли.

Материал курсовой работы следует представлять в авторском изложении, правильно оформляя ссылки на источники информации. При этом важно обращать внимание на четкое применение терминологического аппарата, т.е. его применение в строгом соответствии со смысловым содержанием. Особенно это касается терминов (понятий) иностранного происхождения.

Заключение подводит итог выполненной работы, в нем делаются основные ее выводы, обозначаются возможные перспективы дальнейшего изучения темы.

Список использованных источников является обязательным элементом общей структуры курсовой работы. В него включаются названия источников, которые активно применялись при ее написании. Ориентировочно этот список включает около 20 наименований.

Приложения оформляются, если в них есть необходимость. В приложения выносится громоздкий и второстепенный материал (большие таблицы, объемные графики, схемы, образцы документов и др.).

 

2.2. Основные правила оформления курсовой работы

Курсовая работа по дисциплине "Таможенный менеджмент" оформляется в соответствии с правилами, которые студенты к 3-му курсу должны освоить в полной мере. В настоящих рекомендациях будет обращено внимание на основные выдержки из этих правил.

1. В структуру курсовой работы входят:

- титульный лист (см.: приложение 1);

- оглавление (см.: приложение 2);

- введение;

- главы и параграфы основной части;

- заключение;

- список использованных источников (см.: приложение 3);

- приложения (см.: приложение 4).

2. Курсовая работа выполняется компьютерным способом объемом 25-30 страниц (без учета приложений) на стандартных листах бумаги формата А 4 через полтора интервала с использованием шрифта Times New Roman 14 размера и имеет поля: верхнее, нижнее и левое- 20 мм, правое - 10 мм. Основной текст выравнивается по ширине, с абзацным отступом первой строки - 1,25 см.

3. Оглавление работы включает в себя названия ее структурных элементов (введение, главы и параграфы, заключение, список использованных источников, номера глав и параграфов, а также номера страниц, на которых они начинаются. Заголовки глав и параграфов, указанные в оглавлении, должны быть идентичны их названиям в тексте работы.

Заголовки "ОГЛАВЛЕНИЕ", "ВВЕДЕНИЕ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ", "ПРИЛОЖЕНИЯ", а также названия глав печатаются прописными буквами. Остальные названия - строчными буквами (см.: приложение 2).

4. В тексте работы названия структурных элементов, в том числе названия глав печатаются прописными буквами полужирным шрифтом симметрично по отношению к тексту без переноса слов. Название параграфов - строчными буквами в соответствии с теми же требованиями. При этом слова "глава", "параграф" не пишутся и знак " §" не ставится. Номера глав и параграфов обозначаются арабскими цифрами следующим образом:

- перед названием главы ставится соответствующая цифра с точкой (например, 1., 2.);

- перед названием параграфа ставятся через точку две цифры, вторая из них с точкой на конце обозначает по­рядковый номер параграфа в пределах данной главы (например, 1.1., 1.2., 2.1., 2.2.);

- при более дробном делении текста выделенные подпараграфы обозначаются третьей цифрой с точкой и т.д.

Каждый структурный элемент работы и глава начинаются с новой страницы.

5. В тексте работы следует применять затекстовые библиографические ссылки, которые оформляются как перечень библиографических записей, помещенных после текста документа (список использованных источников). Для связи с текстом порядковый номер библиографической записи указывается вместе с номером страницы, на которой помещен объект ссылки, в квадратных скобках. Например, в затекстовой ссылке: 10.Барамзин, С. В. Функции управления в таможенном деле (проблемы качества процессов и результатов): монография / С. В. Барамзин. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. - 122 с. В тексте ссылка будет оформлена так: [11, c. 17].

Если цитирование производится не по первоисточнику, а по другому источнику, то в начале ссылки ставятся слова: "Цит. по…" (цитируется по). Например, [Цит. по 11, c. 17].

Если фрагмент источника не цитируется, а передается лишь его смысл, то в начале сноски ставится слово: "См.:" (смотри). Например, [См.: 11, c. 17].

6. Применяемые в тексте работы формулы размещаются на отдельных строках. На строке с формулой указывается ее порядковый номер в тексте – справа в круглых скобках - и выравнивается по правому краю страницы. Номер формулы состоит из цифры, обозначающей номер главы, и цифры (через точку), обозначающей номер формулы внутри главы (например, 2.1). Если формул в тексте работы мало (2-3), они могут иметь сквозную нумерацию по тексту работы, т.е. быть пронумерованы без указания номера главы в номере формулы.

Перенос в формулах допускается делать на знаках соотношений, на отточии, на знаках умножения в виде косого креста. Перенос на знаке деления не допускается. Математический знак, на котором прерывается формула, должен быть повторен в начале второй строки.

Каждая формула должна быть расшифрована после ее написания следующим образом:

- после формулы ставится запятая, указывается номер формулы;

- на строке ниже ставится слово "где" без двоеточия после него;

- на этой же строке записывается первый символ и далее (через тире) указывается наименование символа, которое начинается со строчной буквы и может располагаться в нескольких строках, в конце наименования символа ставится точка с запятой;

- каждый отдельный символ и его расшифровка записываются, начиная с новой строки. После наименования последнего символа ставится точка.

7. Цифровой и другой материал, содержащийся в работе, для лучшей наглядности и удобства сравнения представляют преимущественно в виде таблиц. Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте или на следующей странице. Ширина таблицы не должна быть шире полосы набора.

Каждая таблица должна иметь название и номер. Название таблицы, выполненное строчными буквами (кроме первой буквы), без кавычек и переносов в словах, без точки в конце, следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Таблица нумеруется арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах главы. В этом случае номер таблицы состоит из двух цифр, разделенных точкой. Первая цифра – номер главы, вторая – порядковый номер внутри главы.

Таблица состоит из головки, боковика, граф и строк (см.: таблица 1).

Заголовки граф и строк таблицы выполняются с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблицы точки не ставятся. Допускается применять в таблице размер шрифта меньший, чем в тексте.

 

Таблица 1

Схема оформления таблицы

 

Голова   Заголовки граф
Подзаголовки граф
           
строка          
строка          

Боковик Графы

Источник: Внешнеторговый бюллетень. – 2009. - № 7. – С. 38.

 

Если таблица не умещается на одной странице, она продолжается на следующей странице. Если перенос обусловлен большим количеством граф, то на следующей странице каждый раз воспроизводится боковик, а заголовочная часть представляется только нумерацией граф. Если перенос таблицы обусловлен большим количеством строк, то на следующих страницах воспроизводится только нумерация граф. Название таблицы на последующих страницах не воспроизводится, но над правым верхним углом каждого продолжения таблицы делается запись "Продолжение таблицы (номер)".

8. Список использованных источников оформляется по алфавиту авторов (заглавий) с размещением в начале списка официальных документов и нормативных правовых актов (см. приложение 2). Причем, данные документы и акты приводятся в такой последовательности:

- Конституция Российской Федерации;

- федеральные законы;

- законы субъектов Российской Федерации;

- указы Президента Российской Федерации;

- постановления Правительства Российской Федерации;

- инструкции, положения, приказы, указания, письма и т.п. министерств и ведомств.

ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ, ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Подготовка к защите курсовой работы. Порядок защиты

Курсовая работа в завершенном виде в соответствии с графиком представления письменных работ сдается курсантом (студентом) на кафедру (заочный факультет)[1]. После регистрации она передается преподавателю, который руководит ее написанием, для проверки. После проверки курсовой работы и подготовки на нее рецензии преподаватель возвращает работу на кафедру, где курсант (студент) имеет возможность ознакомиться с замечаниями, указанными в рецензии.

При условии допуска КР к защите курсант (студент) при подготовке к ее процедуре:

- осмысливает замечания руководителя;

- готовит текст выступления;

- готовит компьютерную презентацию выступления (по желанию).

Выступление включает в себя: обоснование актуальности темы, определение цели и задач курсовой работы, последовательное освещение результатов, полученных в ходе изучения основных вопросов темы. При этом необходимо сосредоточить особое внимание на положениях и выводах, сформулированных автором самостоятельно.

Компьютерную презентацию (по желанию) составляют 9-10слайдов, в которых находят отражение наиболее значимые положения работы, сделанные автором выводы, а также иллюстрирующие их схемы, диаграммы, таблицы, графики, рисунки и т.д.

Защита курсовой работы проходит в установленный расписанием день до сдачи экзамена по дисциплине "Таможенный менеджмент". Процедура защиты включает в себя выступление курсанта (студента) продолжительностью 5-7минут, ответы на замечания, сделанные руководителем в рецензии. После завершения защиты курсовой работы руководитель выставляет за нее окончательную оценку, учитывая, как правило, уровень ее защиты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.037 с.)