Основные теоретические подходы к изучению межличностного взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теоретические подходы к изучению межличностного взаимодействия



1. теория обмена – Дж.Хомманс

Корни теории обмена лежат в теоретическом направлении, которое называется бихевиоризм (от англ. behaviour- поведение).

Взаимодействие между людьми рассматривается социологами как обмен «выгодами». Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли как именно его поступки в прошлом.

Т. с. о. опирается на предположение о том, что люди будут формировать и поддерживать отношения, если они считают, что вознаграждения, к-рые они извлекают из таких отношений будут превосходить затраты. Джордж Хоманс попытался объяснить поведение, определяемое в широком смысле как результат взаимодействия, в ходе к-рого индивидуумы приобретают, продают или обменивают ресурсы.

Из лекции: обмен благами или тем, что мы боимся потерять. Стремление получать как можно больше благ, награждений и преуменьшать потери.

2. символический интеракционизм – Мид, Блумер

теория, базирующаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на чтении опр. соц. символов. Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти символы в ходе общения. С.И. целиком основывается на интерпретациях человеческого поведения, в котором "прочитываются" значимые символы, несущие соц. информацию.

Символ обозначает предмет или событие, предполагая определенную реакцию на него, выражающуюся в соответствующих соц. действиях.

Крупнейшими представителями С.И. были американские социологи Джордж Герберт Мид (1863-1931) и Герберт Блумер (1900-1986).

Важной заслугой Мида является разработка им ролевой теории личности, согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие определяются и проявляются прежде всего через выполняемые ею соц. роли, а сама соц. деятельность личности представляется как совокупность ее соц. ролей, зафиксированных в систеие языковых и других символов. Через процесс принятия роли индивиды развивают самость - способность людей

3. психоанализ – Фрейд

Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами.

То, что закладывается в детстве влияет на всю нашу жизнь. Ребенок должен принять запреты, нравы, идеалы и табу того особого мира, в котором он родился. Он должен выучить, что разрешено, а что запрещено, что одобряется, а что наказывается.

4. т.управления впечатлениями – Гофман

Эрвин Гоффман (1959) отводит важную роль такому виду управления впечатлениями в социальном взаимодействии. Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Эта концепция названа драматургическим подходом. Гоффман рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене, используя /142/ "декорации" и "окружающую обстановку" для создания определенных впечатлений.

И. Гофман отводит важную роль управлению впечатлениями Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Человек в своих действиях проявляет заинтересованность в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Он влияет на ситуацию не непосредственно, но создает впечатление, которое вызывает у других желание поступить в соответствии с его замыслами.

5. т.транзактного анализа – Э.Берн

Направление, предлагающее регулировать действия участников взаимодействия через регулирование:

· их позиций(ребенок,родитель,взрослый),

· учета характера ситуаций

· и стиля взаимодействия.

Взаимодействие успешно, когда позиции совпадают. Если нет, то транзакции наз-ся пересекающимися.

Также должно быть адекватное понимание ситуации. Примеры ситуации: офиц.события, случайные встречи, формальные контакты на работе и в быту. Берн уделяет особое внимание ритуалам, полуритуалам(в развлечениях) и играм (включая интимные и политич. и т.д.)

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий. Три осн.стиля:

· ритуальный (обычно обусловлен некоторой культурой, не изменяет поведение другого, действие по определенным правилам. Короче нормы)

· манипулятивный (цель – управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию)

· гуманистический (изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия; относительно друг друга цель – взаимная поддержка; этот стиль предполагает осознание и даже переживание ситуации взаимодействия)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.005 с.)