ТОП 10:

Развитие и формирование способностей



В способностях каждого человека выражается концентрированный исторический и индивидуальный опыт деятельности. Накопленные предшествующими поколениями знания составляют ту исходную основу, опираясь на которую люди могут ставить новые задачи и решать их. Достигнутый уровень знания и культуры предъявляет новые требования к человеку, к его способностям. То, чего мог достигнуть в предшествующие исторические эпохи лишь выдающийся человек, теперь легко усваивает школьник.

Овладение культурой, знаниями происходит в процессе деятельности индивида. В ходе деятельности человек познает свойства материалов, психические качества людей, а также собственные силы и возможности, приноравливает и приспосабливает свои силы к требованиям деятельности, формирует в себе недостающие свойства.

Учебная деятельность создает возможность не только испытать ребенка во всех отношениях, но и формировать его всесторонне.

В развитии и формировании способностей особую роль играют обучение и воспитание. Способности могут развиваться стихийно в процессе деятельности, но для этого требуется и больше времени, и больше сил. Обучение и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют образование ненужных звеньев в механизме деятельности.

В процессе обучения ребенок овладевает знаниями двух видов: о событиях природной и общественной реальности и о способах решения теоретических и практических задач. Знания закономерностей действительности и исторического опыта познания, накопленного человечеством, обеспечивают человеку подготовленность к деятельности и формирование способностей. Для формирования способностей особое значение имеет овладение рациональными способами решения задач. Эти способы, будучи обобщены и стереотипизированы, становятся звеньями способностей.

Способности развиваются постепенно, но неравномерно. В развитии способностей первичным фактором является постепенное структурирование природных свойств применительно к требованиям деятельности.

Овладение знаниями и умениями в процессе деятельности и постепенное их обобщение приводят к образованию специальных и вместе с тем универсальных механизмов, или систем, деятельности, обеспечивающих решение все усложняющихся новых задач.

На первом этапе развития способности имеют репродуктивный и подражательный характер.

Способности развиваются неравномерно, по мере накопления знаний и опыта. Раньше всех начинают развиваться музыкальные, затем изобразительные способности. Поэтическое дарование бурно развивается в подростковом возрасте, из способностей к наукам наиболее рано развиваются математические способности.

62.Понятие эмоции

Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем групповом названии. Блейлер (1929) объединил чувства и эмоции под общим названием "эффективность".

Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.

Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости) , пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов) , ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости

Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический характер. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными.

Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение - сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

Однако все это только слова, а слова слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект. Разве можно утверждать, что человек, говорящий "я люблю яблоки", "я люблю маму", "я люблю этого человека" или "я люблю этот город" выражает одинаковые чувства.

63.Психологические теории эмоций

В XVIII – XIX вв. не было единой точки зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений (Гебарт)

1. «Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения, которые рассматриваются как следствие эмоций, стали их причиной. Каждой эмоции соответствует свой набор физиологических проявлений.

2. «Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда. Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психол. переживание и физиологические реакции возникают одновременно.

3. Круг Папеса и теории активации. Эмоция – это не функции отдельных центров, а результат активности сложной сети мозга, называется «Кругом Папеса».

Когнитивные теории эмоций. Они открывают природу эмоций через механизмы мышления.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В эмоциях большую роль играют ког-нитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда ожидания человека подтверждаются, то есть как реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом.

Информационная теория эмоций П.В. Симонова. В символической форме представлена совокупность функций, влияющих на возникновение и характер эмоций:

Эмоция = П х (Ин – Ис). П – актуальная потребность. (Ин – Ис) – оценка вероятности.

Существуют различные школы, что определяет разность определений и классификаций.

1. Джемс-Ланге. Психоанализ. Бихевиоризм.

2. Когнитивная психология

§ Шехтер. Лазарус

3. Рубинштейн. Леонтьев.

64.Функции эмоций и виды эмоциональных состояний

Эмоции – психические процессы, которые протекают в форме переживаний и отражают интенсивность актуальной мотивации, вероятность ее удовлетворения в данной конкретной ситуации.
Эмоции – это функция двух переменных: актуальной мотивации и вероятность ее удовлетворения. Эмоции тесно связаны с регуляцией деятельности человека. Эмоциональные состояния отражаются на поведении человека. Считается, что эмоциональные проявления генетически обусловлены, а с другой стороны – социально предрасположены.
Эмоции проявляются в виде: а) внутренних субъективных переживаний; б) изменений мимики; в) жесты, пантомимика; г) изменения поведения; д) речь; е) гормональные изменения; ж) вегетативные реакции. Эмоции – это универсальная реакция всего организма.
Типы эмоциональных переживаний:
1. Аффект – один из самых мощных видов эмоциональных реакций. Это очень интенсивные, бурнопротекающие, эмоциональные кратковременные вспышки. Некая целостная эмоциональная реакция на возникшую ситуацию.
Особенности: 1) переживание аффекта навязывает человеку выполнение какихлибо действий; 2) человек после выхода из аффекта не помнит и не контролирует свои действия. При возбуждении аффекта возникает очень сильное эмоциональное возбуждение, переходящее в центры коры головного мозга, затем переходит в двигательное возбуждение. В состоянии аффекта изменяется протекание практически всех процессов, резко снижается способность к прогнозированию.
2. Собственно эмоции – отличаются от аффекта длительностью, может быть реакцией на реальную и предполагаемую (возможную) ситуацию или вспоминаемую ситуацию.
* Изард выделяет фундаментальные эмоции:
Радость – положительное эмоциональное состояние, которое связанно с высокой возможностью для удовлетворения эмоциональной потребности.
Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, когда кажется, что мала возможность для удовлетворения эмоциональной мотивации.
Удивление – не имеет четко выраженного знака, возникает как реакция на внезапно возникшие ситуации.
Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, чаще всего гнев протекает в форме аффекта и возникает как реакция на внезапное препятствие на пути к удовлетворению значимых потребностей.
Отвращение отрицательное эмоциональное состояние, возникает, когда субъект соприкасается с чемто, которое вступает в противоречие с его ценностями и нормой.
Презрение – возникает в межличностных отношениях, отрицательное эмоциональное состояние, возникает, когда субъект соприкасается с чемто, которое вступает в противоречие с его ценностями и нормой.
Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее при осознании субъектом расхождений между действиями и ценностями. Он может возникнуть, если есть знание.
Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о грозящей опасности (реальной или воображаемой).
3. Чувства – психическое состояние, имеющее выраженный предметный характер и отражающее устойчивые отношения к какимто предметам и явлениям (реальным или воображаемым). Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности, а познавательная деятельность связана с проблемными ситуациями, от этого зависит успешность или безуспешность деятельности.
Функции эмоций:
1. Регуляторная;
2. Отражательная – состоит в обобщенной оценке события, определяет полезность или вредность фактов и формируется в процессе общения с другими людьми и личным опытом.
3. Сигнальная (ориентировочная) – отслеживание своего поведения, деятельности.
4. Побудительная (стимулирующая);
5. Подкрепляющая;
6. Переключательная – ситуация конкуренции мотивов.
7. Приспособительная – помогает организму эффективно приспособится к окружающему миру;
8. Коммуникативная – воздействие на окружающих и взаимодействие.
Эмоциональные различия между людьми: 1) разнообразие эмоций проявляется в преобладающем настроении; 2) эмоциональная возбудимость человека; 3) в глубине устойчивости чувств; 4) проявление аффекта и страсти; 5) как эмоциональные переживания отражаются на деятельности.
Развитие эмоций в онтогенезе:
Эмоции развиваются также как и все остальные психические функции с помощью интериоризации.
1. Самые первые эмоциональные проявления возникают на базе врожденных реакций, постепенно осваивает. Осуществляется восприятие, состояние другого человека.
2. Рано начинают проявляется страх и гнев и носят бессознательный характер (резко поднять и опустить ребенка – реакция страха).
3. С 2х мес. Ребенок может строить гримасы.
4. Сочувствие, сострадание – 23 года, все эмоциональные состояния близки к аффекту.
5. К концу дошкольного возраста появляются сложные эмоциональные проявления, которые могут контролироваться за счет овладения собственным эмоциональным поведением, осознание норм поведения; проявляется феномен «горькой конфеты», закладываются эстетические чувства.
Отрицательные эмоции связаны с явлением фрустрации.

 

65. Понятие воли.

Во́ля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в достижении сознательно поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание, целенаправленность, выдержку, инициативность, смелость и другие.

Воля- способность человека преодолевать препятствия (как внешние, так и внутренние) для достижения собственных целей. Волевое усилие предполагает подавление побуждений и желаний, мешающих, отвлекающих от реализации поставленных задач. Воля объясняется также как внутренняя способность человека к совершению действия или к свободному личностному выбору. Человек совершает только то действие, которое он решил осуществить, воздерживаясь от других.

Основным признаком волевого действия является согласованность с определенным интеллектуальным планом: совершаемое не является случайным или ситуативным. Воля характеризуется осмысленностью - поступки осуществляются на осознаваемом уровне. В процессе принятия волевого решения человек сталкивается с борьбой разных внутренних мотивов, и, если он не способен подавить в себе непосредственные ситуативные потребности, это значит, что он находится во власти сиюминутных желаний. При совершении волевого действия человек отчетливо представляет себе возможные положительные последствия, что служит ему дополнительным стимулом и помогает бороться с ситуативными побуждениями.

Структура волевого усилия.

Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:

Первая фаза -- возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

Вторая фаза -- обсуждение и борьба мотивов.

Третья фаза -- принятие решения.

Четвертая фаза -- исполнение решения.

Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

Четвертая фаза -- исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.

 

Понятие общения.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга.

 

Функции общения.

Что касается функций общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.

Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информации в человеческом общении имеет свою специфику:

во-первых, обмен информацией осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства);

во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

 

69) Структура общения.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

1) коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

2) интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

3) перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

 

Виды общения.

Выделяют следующие виды общения:

"Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника.

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт – "соблюдай интересы другого"; 2) одобрение, согласие – "не порицай другого", "избегай возражений"; 3) симпатии – "будь доброжелателен, приветлив".

Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперативности – "твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора"; 2) принцип достаточности информации – "говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент"; 3) принцип качества информации – "не ври"; 4) принцип целесообразности – "не отклоняйся от темы, сумей найти решение"; 5) "выражай мысль ясно и убедительно для собеседника"; 6) "умей слушать и понять нужную мысль"; 7) "умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела".

Если один собеседник ориентируется на принцип "вежливости", а другой – на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

 

71. Стратегии общения

1) открытое – закрытое общение;

2) монологическое – диалогическое;

3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение "по душам").

1) открытое или закрытое. Общение получается закрытым тогда, когда мы не желаем или не умеем понятно для собеседника выразить свою точку зрения, свое отношение к чему-либо, не можем или не хотим поделиться имеющейся у нас информацией. При этом другой человек не понимает нас и не может с нами общаться. Иногда он не испытывает к нам симпатии, ему не нравиться наша речь или то, о чем мы с ним говорим; то есть иногда мы хотим общаться с человеком, а он — нет, он от нас закрывается. Противоположно этому открытое общение, когда человек хочет и может выразить полно свою точку зрения, открыться собеседнику. Так бывает, если человек нам приятен, и мы ему доверяем. При этом мы обязательно считаемся с его мнением, нам интересны его мысли по поводу обсуждаемой проблемы, хочется его понять. Чаще всего такой искренний интерес к собеседнику вызывает такую же ответную реакцию, человек чувствует, что он нам нравится, и тогда мы нравимся ему тоже. Если вы хотите понравиться человеку, то найдите в нем привлекательные или интересные черты, и он вам понравится. Открыто, с искренним интересом общаясь с людьми, улыбаясь им, мы приобретаем хороших друзей и близких людей. С этими дорогими нам людьми всегда следует стремиться общаться как можно более открыто, иначе мы отдаляемся друг от друга.

Иногда закрытое общение бывает вполне оправданно, например:

— если вы знаете, что человек все равно вас не поймет (он не в курсе дела или вообще смутно представляет, о чем речь), то бессмысленно тратить время и силы, пытаясь ему объяснить; легче поскорее «закрыть» тему и начать говорить о вещах, более близких и понятных вам обоим;

— в конфликтных ситуациях не стоит открывать противнику свои чувства и планы, так как можно оказаться в уязвимом положении, а он этим воспользуется.

В случае, когда вам хочется и есть, что сказать друг другу, наиболее эффективно открытое общение. Если вас объединяет интерес к какой-либо теме, ваши взгляды сходны, но не одинаковы, и вы можете открыть собеседнику что-то новое, то общайтесь открыто, искренне, не стесняясь и с удовольствием.

Вариантом полузакрытого общения является «одностороннее выспрашивание», когда человек задает множество вопросов, пытаясь выяснить ваши взгляды и мнения, а сам о себе ничего не рассказывает. В этом случае стоит попытаться понят: зачем ему это нужно, и в соответствии этим строить дальнейшее общение (раскрываться или не раскрываться, рассказывать о себе или перевести разговор на нейтральные, общие темы). Всегда настораживает чрезмерный интерес незнакомого человека к нам, за ним может стоять как праздное любопытство или желание поговорить, так и более серьезные мотивы, в которых следует разобраться.

Иногда приходится сталкиваться с людьми, открыто и свободно выражающими свои чувства, мысли, проблемы, нередко очень словоохотливыми. Слушая его, в один прекрасный момент вдруг понимаешь, что он совершенно не интересуется твоими мыслями на этот счет, твоими желаниями, хочешь ли ты его слушать, удобно ли тебе, не дает слова вставить. Он просто тебя использует; такой человек мог бы все рассказывать стенке, но она ведь не вздыхает сочувственно и не кивает головой. Ему с тобой хорошо, а тебе с ним скучно, хочется уйти. Подобного человека нельзя назвать собеседником: он не со-беседует, а беседует сам.

2) в форме монолога или диалога. Наиболее приятная и эффективная форма разговора — диалог, когда собеседники обмениваются мнениями, делятся информацией, высказывают планы и идеи; тогда им не скучно и интересно друг с другом, они узнают новое, а проблемы находят свое решение. Если говорит только один из собеседников, не давая высказываться другим, то они не прийдут к компромиссу, а зайдут в тупик. Но в некоторых случаях монолог бывает оправданным: на лекции или выступлении, когда собравшиеся внимательно слушают докладчика, а уж потом задают вопросы. Или когда человек сильно взволнован или напуган, говорит без остановки, и вы понимаете, что не стоит его перебивать, ему просто надо выговориться.

3) общение «по ситуации» или «по душам» (ролевое или личностное). В некоторых случаях мы вынуждены вести себя не так, как нам хочется, а как того требует ситуация, сдерживая свои эмоции, не высказывая свои мнения, ведя себя и разговаривая определенным образом. Например, в школе, являясь учениками, вы соблюдаете дисциплину, порядок, посещаете уроки, усваиваете знания, делаете домашнее задание, — все это необходимые черты ученика. Дома вы чувствуете себя посвободнее, но, выполняя иногда роль сына или дочери, приходится помогать маме на кухне или убирать в квартире. Исполняемая нами роль накладывает отпечаток на наше поведение, изменяя его. Учитель в школе вынуждена быть строгой и требовательной, справедливой и всезнающей — это черты профессии учителя. В домашней обстановке она, конечно же, мягче и ласковей, как мама и жена. Общаясь «по душам» с друзьями, мы ведем себя свободно и раскованно, как нам хочется, чувствуя себя самими собой. Это самый приятный и легкий тип общения.

 

72. Общение как восприятие людьми друг друга

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению также, как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Однако в процессы общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Процесс понимания друг друга "осложняется" явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

 

73. Коммуникативная сторона общения это непосредственный обмен информацией между несколькими индивидами. В данном случае «информацию» можно рассматривать как идеи, настроения, интересы, установки, чувства и прочее.

Представить общение без коммуникации просто невозможно. Всегда необходимо помнить, что коммуникативная сторона общения имеет очень важное значение для его участников. Следует отметить, что характер обмена любой информацией при помощи системы знаков может существенно повлиять на каждую из общающихся сторон. Другими словами, обмен информацией всегда подразумевает воздействие на поведение другого человека. Определенные знаки значительно влияют на соучастников коммуникативного общения. Знаки в общение играют такую же роль, как орудия в труде.

В свою очередь коммуникативная сторона общения бывает вербальной (передача информации при помощи речи) и невербальной (передача информации посредством различных действий).

Вербальные средства коммуникации – это письменная (в ее смысловом значении) и устная речь.

Бытует мнение, что темп речи, интонация голоса и другие сопутствующие проявления также относят к вербальной категории. Однако если учесть, что подобные факторы могут не только дополнять, но и полностью уничтожать прямой смысл сказанного, то можно с уверенностью утверждать, что невербальные средства – это те, которые не являются «словами». Следовательно, следует выделить следующие невербальные средства коммуникации:

- темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и так далее;

- зоны общения, то есть дистанция, расстояние между участниками общения;

- кинесические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновение к партнёру и др.;

- место и время общения;

- запахи: индивидуальные или окружающей среды;

- почерк, одежда, аксессуары, причёска и прочее.

Таким образом, психология коммуникации заключается в «расшифровке» невербальных и вербальных сигналов. Основываясь на мнении психологов, можно утверждать, что человек постигает приблизительно 10% информации, которой владеет мозг. Отсюда следует, что анализ и расшифровка происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном.

Отметим, что коммуникативная сторона общения может включать в себя и специфические барьеры. Такие барьеры носят психологический или социальный характер. Коммуникативный барьер может возникнуть из-за отсутствия понимания ситуации. Причины для этого самые разнообразные. Это могут быть профессиональные, социальные и политические различия. Они порождают различное истолкование понятий, которые употребляются в коммуникативном процессе, а также разное мировоззрение, миропонимание и мироощущение.

Можно сделать вывод, что коммуникативная сторона общения - психологическая категория. Так как общение - довольно важное условие человеческой жизни и одна из основных потребностей каждого из нас. Коммуникация формирует систему отношений человека ко всему окружающему миру. От умения общаться зачастую зависит уровень нашей популярности в обществе, наша успешность в жизни и так далее. Каждый должен уметь общаться правильно.

 

74. Вербальное и невербальное общение

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – лат. слова "устный, словесный") и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

· Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека проявляется в ясности его речи"). Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

· Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

· Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – "хм-хм", "э-э-э"; и др.

· Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53%.

· Невербальные средства общения изучают следующие науки:

· Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика – движение мышц лица; жестика – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

· Такесика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.

· Проксемика – расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают;

публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика – движ







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.023 с.)