Индивидуальные особенности развития мышления и речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальные особенности развития мышления и речи



Мышление конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно - образного, наглядно - действенного, отвлеченного, словесно - логического, абстрактно - логического и т.д.). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мысли, интенсивность, темп развития мыслительных процессов, экономичность, широта ума, глубина, последовательность, критичность, устойчивость. Самостоятельность мышления проявляется в умении увидеть и поставить новый опрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Гибкость мышления заключается в умении изменить намеченный вначале путь (план) решения задач, изменения аспекта рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, если он не удовлетворяет тем условием проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала. Быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов. Быстрота особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии). Но она нужна также и школьникам. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой) те же школьники быстро и хорошо решают. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Определенная замедленность мыслительной деятельности может обусловлена типом нервной системы малой ее подвижностью. Темп развития мыслительных процессов - это минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Широта ума - это умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики. Последовательность мышления - это умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса. Все эти качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимы специально учитывать, чтобы правильно оценивать умственные особенности и знания.

 

Мышление и интеллект

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности.

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств — в красках, формах, движении предметов и т. д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

Интеллект — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Интеллект - сложная многоуровневая структура, результат социализации, влияния культуры и адаптации к окружающей среде. Он существует как особая форма человеческой деятельности и содержания сознания; как совокупность элементарных процессов обработки информации и система разноуровневых познавательных процессов; как фактор саморегуляции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.66.87 (0.023 с.)