Способы психологического воздействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы психологического воздействия



· Убеждение. Часто прибегают юристы, приводят доводы и др.

§ Просьба. Это отношение с призывом к другому человеку, удовлетворить какие-то наши потребности и желания.

§ Принуждение. Требование выполнить определенные действия, которое скрытой угрозой подкрепляется, либо открытой угрозой.

· Внушение. Неаргументированное воздействие.

§ Заражение. Под заражением понимают передачу эмоционального состояния, отношения окружающем людям. Это может происходить как сознательно, так и непроизвольно.

§ Игнорирование. Мы намеренно не замечаем что этот человек нам говорит, что делает и вообще его присутствие. Поступаем так, когда нас чем-то обидели.

 

 

Правовая

...........

1. Статистический. Так делают все. А что с алкоголем? Отечественный менталитет, если кто-то не употребляет алкоголь это не нормально. Попадаю в новую среду обращаем внимание на то, как ведут там себя находящиеся. Молочные продукты есть с кетчупом – традиция, кто сказал, что это должно быть не вкусно.

2. Негативный. Перечень того, что нормой не является. У психиатров не понятия психическое здоровье, это определяется от отсутствия психических расстройств. Здоров, нездоров: наличие, отсутствие симптомов, если нет, то можно сказать, что человек психически здоров. Т.з.: нет здоровых, есть плохо обследованные. Насколько удобен такой вариант к описанию подхода того, что такое норма? Если такой перечень небольшой – удобно, если большой – не очень.

3. Позитивный. Описывается некий эталон, образец поведения, что и соответствует норме. То, к чему мы должны стремится.

Поскольку человек живет в некой группе, обществе, то по отношении к нему всегда транслируют некие ожидания, представления о том, как нужно делать, как нельзя. Эти три посыла и включаются, регулируя наши отношения. Т.е. есть три способы регулирования, которые осуществляет норма: дозволение (описание допустимого поведения, могущего поощряться и не наказуемого, т.е. это та часть вариантов поведения, которые: хочу делаю, хочу нет, а главное – ничего плохого мне за это не будет), предписание (менее приятная, нам сообщается что должно делать, что мы обязаны делать, при этом выполнение данных действий может поощряться, но далеко не всегда, по принципу: зачем хвалить за выполнение своих обязанностей? И невыполнение порицается, в некоторых случаях может повлечь за собой наказание, т.е. в случае с дозволением, мы можем выполнять или нет, а здесь - иное), запреты (самый непрятный способ регулирования, это информация о том, какие действия не допускаются и помимо наступления негативных санкций, здесь еще содержится информации я о том, какими они будут именно).

Наличие этих способов регулирования помогает норме выполнять следующие 3 функции:

1. Ориентация или ориентирующая функция. Наличие норм задает определенные рамки нашему поведению, т.е. нормы сообщают нам как оптимально в той или иной ситуации себя вести, чтобы не вызывать осуждения окружающих.

2. Программная или программирующая. Выбрать средство достижения целей, поставить их. Есть цели и средства которые поощраются обществом, есть порицаемые. Эта функция позволяет сформировать правильную прогшрамму собственных действий.

3. Прогноз, прогностическая функция. Самая важная, но невозможная без предыдущихдвух. Позволяет прогнозировать каким образом в той или иной ситуации поведут себя окружающие люди. Приятно прогнозировать поведение других, чтобы контролировать собсвтенное.

Если есть варианты соответствующие норме, то есть те, которые можно считать девиантным или отклоняющимся.

1. Криминальное (преступное). Что представляет совершение действий представляющих социальную опасность и влекущих за собой УО. Имеет прямое отношения к нашему предмету.

2. Аддиктивное поведение. О вариантах такового мы говорили на предыдущих лекциях. Аддиктом называют объект зависимсти, а иногда и субъекта зависимости. Другое название этого отклоняющегося повдеения – зависимое повдение. Если раньше аддиктивным называли только действия по злоупотреблению какими-то вещениствами, то теперь содеражине форм аддиктивного поведения расширяется в первую очередь за счет нехимических зависимостей: азатрные, компьютерные игроки, трудоголики и т.д. (последнее – самая одобряемая форма аддиктивного поведения, много работает – большая польза для общетсва, хотя трудоголизм –это не сколько много работатет, это тот, кто уходит на роботу, чтобы решать проблемы, которые у него есть)

3. Суицидальное поведение. Появление суицидальных мыслей, намерений и наконец действий. Иногда говорят не столько о суицидальном, сколько о саморазрушающем поведением (не само-ся!!!, не само разрушается, может разрушать субъекта повеедения). Суицидальное поведение является крайней форомой, когда человек напрямую причиняет себе в т.ч. физческий вред, пытаясь закончить свое существоание. Могут сюда отнесли и аддиктивное, убивает себя, медленно принимая вещества. Экстремальные виды спорта, увлечение ими – тоже. Риск – то, что толкает на совершение соответствующих действий.

Каким образом у нас формируется предствление о тех или иных номрах. Процесс социализации может осущетсвляться целенаправленно: через воспитание и обучение. Поскольку это два процесса систематического воздействия с определенныеми целями. В случае воспитания целью является сфоромировать определенные свойства, умения. Когда говорят об обучении имеют ввиду в первую очередь формирование знаний и понимании езакономерностей происходящих событий и яувлений. Но социализация может проистекать и стихийно. На прошлой лекции мы наблюдали как формируются разные семанитические поля у одних и тех же слов, здесь то же, контекст сильно меняет семантику. Целенаправленная социализация: семья вначале, потом школа. Трудовой коллектив выделяют, организации. Также, в особенности для подросткогового возраста: неформлаьные группы. Есть такое деление в соц. психологи ина формлаьные и неформлаьные группы. Неформальыне группы – неформлаьное общение человека с окрущающ9ими. Т.е. не обусловленное учебной и воспитательной деятельности. Но и там оно может проходить в неформлаьной группе асоциалиьной направленности. Через эти 4 института в основном проходят. Какие способы регулриования прозводятеся родителями?

1. Удовлетворение потребностей. Причем в некторых случаях – положительная санкция, обратное в качестве негатинвой. 2 крайности: 1. Родители не удовлетворятют потребности ребенка. дети,котоыре сами призваны добивать себе пропитание, беспризорные и т.п. Но нередко в довольно благополучной семье нет удовлетворения социальных потребнсотей, все делают материлаьно, но даже инее разговаривают. Важно, чтобы они удовлетворялись, кгогда нжуно самому ребенку. 2. Чрезмерное удовлетворение потребностей. Если ребенок имеет возможность постоянно удовлетворять свои потребности здесь и сейчас, у него не формируются навыки ждать удовлетвореия потребности и искать. Неумение, неспособнсоть ждать удовлетворение потребнсотей приводит к тому, что стремление здесь и сейчас удовлтетворить реализуется запрещенными способами. Для правонарушителей: низкая фрустрационная толератность – т.е. неспособность ждать удовлетворения потребностей. Очень важно, чтобы он боролся и добивался того, что он может.

2. Запреты. Часто используется, можно было бы сказать постоянно, хотя некоторое преувечение. Запрет – когда пытется отклонится от курса, куда его ведут. Зачастую много запретов сообщается. 1) половину из них забывает, родители искренне недоумевают почему не делает того, что ему запретили, но ребенок не в состоянии запомнить все варианты которые ему высказали. 2) подросткам вредно что-либо запрещать, потому что запретный плод сладок, они сделают. Иногда, заставляют не читать – а они читают с фонариком под одеялом. А если читать в наказание? Не сработает. Не дает информации о том, что можно сделать. Отстутсвие инфомрации – начинает изобретать что-нибудь новенькое, не всгеда это заканчивается балгополучно. С другой стороны отстутсвие запретов, вседозволенность не повзовляет установить границу между тем. Что можно и что нельзя.

3. Требования. Если говорить о них, то помимо их количества, требования должны еще соответствовать возможностям и способностям ребенка. бессмысллленно требовать от 3х летнего ребенка. чтобы он вмыл посуду или то-то не разбил. Но это тот возраст, огда это интересно.

4. Санкции. Негативных больше позитивных. Но почему мы так мало знаем способов побудить чеовека делать что-то хорошее? Если наказывать за то, что делать неправильно, мы не заставим делать то, что правлиьно. Нужно делать положительное подкрепление чтобы закреплять желаемые способы поведения. Есть направление: когниитивно-психологическое направление. Сделал хорошо – дали звездочку, условно. Может быть испольовано что-то иное. Вербальные воздействия: сказать что-то приятное. Отрагть, прочитать нотацию. Вообще чтобы оценить спектр вариантов.

 

1. Большое значение для соблюдения нормы имеют характеристики самой нормы. Касается социальных норм вообще и правовых в частности. Не все должно решаться рпавовыми нормами. Для того, чтобы номра которая вводится соблюдалась необходима своевременность принятия этой нормы, а она обычно определяется степенью готовности к тем действиям, которые предписываются, поэтому в последнее время все сильнее ощущаешь на себе воздействие СМИ, которые осуществленияют пропаганду ввденеия той или иной номры, закона и т.д. Т.е. таким образом пытаются готовить общественное мнение населения к готовящейся норме.

2. Содержание номры должно оответствевовать условиям жизни. Иначе не будут соблюдаться.

3. Соответствие справделивости. У населедения, а не вообще абстрактно.

4. Номра должна иметь нравственную ценность для того, чтобы она соблюдалась. Если не представляет никакой ценности, в т.ч. нравственной, то эта норма не соблюдается.

5. Это тесно связано с параметном наличия социальной и индивидуальной значимости норм. Норма может быть значима не только на соответствене нравственной, и но по личным, индивидуальным понятиям значимости номры для индивида, представляет значение – будет, не имеет – не будет, а зачем собдюдать бессмысленные номры. Должен быть смысл, причем личностный, т.е. должна быть значимость этой нормы.

6. Характер санкций. Часто не улавливают. Характер санкций, их тяжесть, должны соответсовать размеру проступка. Если их нет, то нарошуение нормы может быть оценено как выгодное, иногда дешевле устроит свалку, чем обплатить вывоз и утилизацию мусора. Мнение о том, что чем больше санкция, тем лучше соблюдается норма, правлиьная. Но до определенного момента. Не способствую слишком жесткие, когда нечего терять, уже не важно, один труп или два трупа. Но процент людей выступающих за смертную казнь, был всегда не менее 70%. Характер санкций, насколько должны быть жесткими, мягкими.

7. Предствление о вреоятности наказания. Чем быстрее реализуются санкции, тем они более. Чем дольше время между совершенным и наказанием, тем хуже формируется эта условно рефлекторная связь и тем дольше удается преступнику убегать от наказнаия, тем больше у него вреятностЬ, что в следуюий раз он будет бегать больше. Ощущение безанаказанности.

8. Оценка распостраненности нарушений данной нормы. Если человек уверен, что нарушают номру все, то и ему можно, даже если на самом деле нарушают ее не все, но те кто вокруг, это те самые все, которые нас интересуют. Очень сложно убеждать человека, что так делают не все, если все его ближайшее окружение делает таким образом.

9. Четкость и однозначность формулировки. Это то, что в первую очередь относится к законотворцам. Здесь отсылаемся к успешности коммуникации, что сказать, как сказать. И как это подается. Если норма позволяет трактовать ее двусмысленно, то соблюдаетя она значительно хуже. Чем сложнее формулировка номры, тем сложнее человеку разобраться в том, как она соблюдается. Очень сложно сформулировать норму таким образом, чтобы она охватывала это все. Приходится определенным образом обобщать.

Правовые нормы

Все вышесказанное работает и справовыми нормами тоже. Но правовые нормы отличают большей степенью закрепленности в отличие от социальных и др, в документах. Всегда хочется опереться на бумажку. Очень важно, чтобы создаваемый не противоречил остальным. Сферу сознания (осознаются включаемые) в которой отражают знания о правовых нормах, отношения к практике их применения называют правосознанием. Используют термин правовая психология. Правовой психоилогией индивида, группы в этом контектсте называются и недостаточно осознаныен знания, отношения к этим правоым номрам. Так наызваемые мифы правосознания,когда то, во что человек верит не отражает реальную ситуацию.

В правосознании всегда выделают три компонента:

1. Когнитивный. Сюда входят знания и интерпретация правовой нормы. Правовая неоведоммленность или рпавовая дезеонформированность может быть здесь. Насколько незанание основопологающей нормы больше – более когнитивный компонент искажается.

Правовая неосведомленность – незнание определенных ПН, что влечет за собой нарушение или несоблюдение этих самых норм.

Дезенформированность – неверная интерпретация ПН. Дезенформированность может быть следствием ситхийной дезорганизации. Может быть средством и целеноправленного воздействия, когда человеку сообщают неверную инфомрацию о содежании ПН.

2. Оценочный или аффективный. Сюда включают отношения, во-первых к самим правовым нормам, насколько они значимы, справедливы и т.д. и т.п. Во-вторых сюда включатся отношения к собственному правовому поведению: то, что я делают это соблюдение нормы или ее нарушение и в зависимости от обстоятельств оценка собственных действий может даваться разная, более того, она может отилчать оот оценки дейстий в тех же самых обстоятлеьствах других людей.

Отношение к правовому поведению других людей. Беру чужое, со всеми делюсь – хорошо, у ребенка может быть логика, но факт остается факт.

Отношение к сотрудникам правоохранительным органам.

Если говорить об искажении оценочного момента:

1. Правовой ригоризм. Подразумевается неукоснителное, беспрекословное требование букве закона, с требованием самого жеского наказания без учета обстоятелств содеянного.

2. Правой нигилизм. Обесценивание закона, игнорирование его требований и нередко подмена требований закона своими собственными правилами. Закон не представляет социальной ценности, ценность представляют мои треования и тд. Я и есть закон. Т.з. нигилиста.

3. Правовой негативизм. Нередко сочетаютс с нигилизмом, но для него характерно сопротивление правоовму воздействию, что может отражаться в пассивной, либо активная форма, когда требования выполняются с точностью до наоборот.

3. Поведеническкий или регулятивный. Сюда относят правовые ориентации и правовые.. Готовность действовать определенным образом в юиридчески значимой ситуации. Момент тот, что мы не всгеда осознаюеем собственные ориентации и установки. Можно говорить о сформированном правосознании, в первую очередь нам это необходимо для того чтобы оценить может ли субъект преступления нести ответственность, т.е. является ли данный члеовек суъектом П и может ли он нести ответственность за то, что он сделал. Основными критериями, вт.ч. в рамках судбено-психологической экспетизы:

1. Была ли возможность доступа к информации о правых нормах. Наиболее актуально для подростков социальной запущенности.

2. Способность понимать регулирующую роль ценностей норм общества. Чем руководствуется. Насколько ругилрующая роль велка, вчем проявляется как минимум пересддствление о том, что повдеение должно регулироваться какими-то нормами.

3. Способность учитывать наличие норм при выборе своего поведения, принимая их во внимание или отвергая. Крайняя имульсивност – не успеваетзадуматься о последствиях. Есть и другой вариант, когда оценка знания и поведения осуществляется без учета ПН в принципе.

Профилактика правонарушающего поведения

Одним отраслям нне разрешается, другим приписывается.

ЮП вообще и каждая из ее отраслей в частности занимается разработкой рекоменаций по профилактике правонарушающего повденения, но она в первую очередь учитывает экономичесие закономерности развития правосознания, отсюда рекомендации, как осуществлять равовое сознание, в т.ч. у учащихся по соответствюущему направлению, дабы они не совершали правонарушение. Еще ничего не успел совершитЬ, но с ним работают, чтобы не совершал.

Криминальная – с учетом самого преступника, его жертвы вырабатывают рекомендации чтобы жертве не стать еще раз, а преступнику не стать еще раз таковым.

Совершил,отбыл наказание, вернулся – третичная профилактика – для закрпления эффекта, здесь имеет роль пенетенциальная психология или исправильная, изучает психологические компоненты, готовит к выходу на свободу и тем самым готовит к снижению рецедивной преступности.

Что касается судебной. То разве повышение эффективности работников следствия и сдуа не способствует предупреждению повторных преступлений? Ведь от их эффективности зависит мнение о том,

Главная или сопутствующая наказания?

Профилактика в целом? Криминология.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.035 с.)