Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекции - Сравнительное правоведение↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Лекции - Сравнительное правоведение
Тема 1: Религиозные правовые семьи Раскрыть следующие понятия: сунна, иджма, кийас, фикх, шариат, адат, иджтихад, халифат, каста, варна, артха, дхарма, рита, раштра. 1. Понятие и источники мусульманского права. Само понятие «мусульманское право» многозначно. В широком смысле под ним следует понимать комплекс тесно взаимосвязанных и дополняющих друг друга норм, относящихся к различным видам социальных регуляторов, включающих в себя нормы права и религиозно-нравственные правила поведения. Этот целостный механизм социального регулирования называется «шариат» – путь следования. В узком смысле мусульманское право – это система юридических норм, тесно связанных с религией, но выступающих в качестве правовых регуляторов, обеспечиваемых государственной властью. В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм. К первой из них относятся: Коран – священная книга ислама, в которой изложена его сущность; Сунна – собрание имеющих юридико-нормативное значение преданий (хадисов) о жизни и высказываниях пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Ко второй группе норм относятся: Иджма – норм, сформулированных мусульманской правовой доктриной на основе «рациональных» источников, прежде всего единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов (муджтахидов и факихов); Кийас – суждение по аналогии при отсутствии обязательного правила. Правила, указанные в Коране и суннах, носят казуистический характер. Искусство толкования священных текстов начало развиваться с 632 года (смерть Мухаммеда) до начала 8 века. Расширительное толкование и вынесение решения происходит после консультации с правоведами и наиболее уважаемыми богословами (решение принимается единогласно). Образуется прослойка профессиональных судей (кади). Каждый из сподвижников пророка Мухаммеда получил право на самостоятельное формулирование новых правил поведения на основе собственного усмотрения («высказывания сподвижников»). Со временем этих источников права стало недостаточно для полноценного социального регулирования и разрешения возникавших споров. С 8 века основную роль в ликвидации пробелов и приспособлении действующих источников к реальной жизни начинают играть профессиональные правоведы, основавшие различные школы-толки мусульманского права. Прежде всего они ввели принцип «рай» – относительно свободное усмотрение, применяемое при толковании норм Корана и сунны и формулирование новых правил поведения в случаях молчания источников. По мнению самого Мухаммеда «Если судья вынес решение по своему усмотрению и оказался прав, то он должен быть вознаграждён вдвойне, а если он судил по своему усмотрению и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере». Первыми муджтахидами были судьи, однако постепенно функции введения новых норм в случаях молчания Корана и сунн перешли к учёным-правоведам. Доктринальное развитие мусульманского права долгое время оставалось на уровне индивидуального регулирования. Если правоведы сталкивались с отсутствием ответа на вопрос в Коране, суннах и высказываниях сподвижников пророка, то при рассмотрении конкретных дел решения формулировались с помощью различных рациональных приёмов. Постепенно были разработаны правила осуществления толкования. Возник иджтихад («настойчивость»). Правом пользоваться правилами иджтихада наделялись только учёные-правоведы. Они включали различные степени права толкования: Высшие – основатели школ и сподвижники пророка (свободно оценивались все источники права); Средние – могли выносить самостоятельные суждения лишь на основе источников, признаваемых отдельными школами мусульманского права; Низшие – имели право выбрать одно из мнений правоведов первых двух степеней. Расцвет использования доктрины пришёлся на 8-9 века. С 11 века мусульманское право развивается в рамках отдельных школ. Они делятся на следующие группы: Суннитские толки (ханифиты, маликиты, шафииты и ханбалиты). Шиитские толки (джафариты, исмаилиты и зейдиты). Различия между школами заключаются в использовании методов толкования и привлечении дополнительных источников. Наиболее авторитетной признаётся ханафитская школа. С 11 века единое мусульманское право перестало существовать. Теория и практика также сильно отличаются друг от друга. Усилилась правотворческая роль учёных-юристов (период «таклид» – традиции). Представители суннитских толков объявили о прекращении «абсолютного иджтихада». Шииты же продолжали выступать за свободу толкования. Мусульманское государственное право исходило из того, что законодательная власть должна принадлежать только муджтахидам. Была разработана концепция «верховенства шариата». Она означала, что правитель в своих действиях связан нормами права. С этого момента в объективном смысле к мусульманскому праву стало применимо понятие «фикх». Судья принимает решение на основании сборников фикха (комментарии к священным текстам), имеющих силу закона. Мусульманское право практически сохранило казуистический характер. Судья не связан предыдущими решениями по аналогичным делам. 2. Правовые системы мусульманских стран. Мусульманская теория государства начала складываться в 11-14 вв. и развивалась в рамках доктринальной разработки мусульманского права. Теоретически считалось, что ни один поступок человека не остаётся без нормативной регламентации или хотя бы оценки его шариатом. Данное положение в определённых пределах распространялось и на деятельность государства. Самих норм Корана и сунны, регламентирующих вертикальные, властные отношения, очень немного. Основные понятия, используемые в данной сфере – «имамат» (руководство молитвой) и «халифат» (преемство). Они стали использоваться в значении государства. Принципы организации и функционирования халифата были сформулированы учёными правоведами путём расширительного толкования норм Корана и сунны. За основу была взята практическая деятельность пророка Мухаммеда и четырёх «праведных» халифов. Со временем эта практика стала рассматриваться в качестве конституционных обычаев. Сущность государства была сформулирована в 11 веке учёным аль-Маварди: «Имамат – это преемство пророческой миссии в защите веры и руководстве земными делами». Следовательно, халифат представляет собой определённую функцию по осуществлению верховной светской политической власти и поддержанию веры на уровне мусульманской общины. Государство возникло для предотвращение и обуздания хаоса. Предание (хадис) гласит: «Имам-деспот лучше смуты». Верховным носителем суверенитета в халифате является Аллах, в мусульманское государство строится на основе поручения, данного им общине. От имени Аллаха всю полноту власти на земле осуществляет община, избирающая для этого правителя. Община не уступает своих прав халифу, а только поручает ему руководить собой. В реализации этого правомочия, так и в праве нормотворчества суверенитет общины ограничен только волей Аллаха. Община может законодательствовать по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной. Подчинение общины власти халифа обусловлено его точным следованием предписаниям мусульманского права. Современные исследователи называют мусульманское правление консультативным и выделяют следующие его признаки: занятие поста главы государства (халифа) в результате избрания общиной; ответственность халифа перед общиной, являющейся источником его власти; обязанность халифа советоваться с представителями общины при решении важных вопросов; подчинение общины власти халифа, если он следует нормам мусульманского права. Мусульманская политическая теория не знает строго определённого порядка замещения поста главы государства. По суннитской концепции халифами становятся не в порядке наследования верховной светской и религиозной власти или назначения предшественником, а в силу особого договора, заключаемого между общиной и претендентом на халифат. Наиболее соответствует духу такая форма, при которой общину представляет особая группа мусульман (муджтахиды), умеющих самостоятельно решать политико-правовых вопросов на основе толкования Корана и сунны. Никаких строгих правил по выбору этих лиц не существует. Выборы реально не проводятся, так как мудрецы заранее известны общине. Шиитские же мыслители утверждают, что имам не избирается общиной, а является простым представителем Аллаха и пророка. Пророк единолично должен назначить своего преемника, который, в свою очередь, передаёт власть следующему правителю из числа прямых потомков пророка по линии халифа Али (зятя пророка Мухаммеда). Халиф несёт личную ответственность за осуществление власти перед общиной и вправе предпринимать любые меры для обеспечения её интересов при условии соблюдения общепризнанных норм, принципов и целей мусульманского права. Он вправе требовать полного повиновения. Договор с халифом является бессрочным и действителен до установления факта нарушения права. Муджтахиды имеют право контролировать действия халифа и требовать от него соблюдения всех обязательств. Во всех действиях глава государства связан мусульманским правом. При нём существует консультативный совет «ашшура». Если халиф сам является муджтахидом, то он не связан мнением совета, но обязан предварительно с ним ознакомиться, для принятия взвешенного решения. Следование мнению совета в таком случае рассматривается как предательство интересов всех мусульман, поскольку только халиф несёт ответственность за руководство общиной. Если же халиф не является знатоком права, то мнение совета для него обязательно. Согласно суннитской теории власть главы государства не абсолютна, халиф не пользуется привилегиями и иммунитетом и может быть наказан за любой проступок. Халиф не пользуется законодательной инициативой и может вводить новые нормы только, если является муджтахидом. Шиитская же традиция исходит из того, что имам не погрешим, а его личность свята. Говоря о развитии права мусульманских стран, следует отметить тот факт, что его реформирование началось после второй мировой войны. В основном изменения затронули сферу семейно-брачных отношений и наследственное право. Право мужа на односторонний развод было ограничено рядом предварительных условий. Женщина получила право на развод. Были ограничены права родителей и опекунов в вопросе заключения браков между несовершеннолетними. Во многих странах была запрещена полигамия. Классические нормы мусульманского права, восходящие к Корану, позволяют мужчине иметь одновременно четырёх жён. В законодательстве некоторых исламских стран это правило сохранено, однако там, где традиции светского права менее сильны, закон вообще не устанавливает никаких ограничений для полигамии. Например, брачно-семейное законодательство Исламской Республики Иран не содержит специальных правил о многожёнстве. Вопрос о количестве браков, в которых одновременно может состоять мужчина, решается мусульманским судом в каждом конкретном случае с учётом материального положения мужа. Согласно формулировке закона, мужчина, состоящий в браке, имеет право вступить во второй брак только с разрешения суда, если имеется хотя бы одно из нижеперечисленных условий: согласие первой жены; неспособность первой жены выполнять супружеские обязанности; непослушание первой жены; подверженность первой жены хроническому, неизлечимому заболеванию или психическому расстройству; осуждение первой жены на срок свыше пяти лет; подверженность первой жены вредным привычкам (наркомания, алкоголизм, азартные игры); отказ первой жены вести совместную семейную жизнь; бесплодие первой жены; признание первой жены безвестно отсутствующей. Закон сохраняет за женой право требовать у суда разрешения на развод без каких-либо дополнительных оснований в случае заключения мужем другого брака. За вступление во второй брак без обращения в суд законом предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от шести месяцев до года. Для рассмотрения бракоразводного дела суд назначает арбитров, представителей от каждой стороны, как этого требуют законы шариата, и определяет срок, в течение которого арбитры пытаются уладить семейный конфликт. По истечении этого срока третейские судьи письменно доводят до сведения суда результаты своих усилий, после чего суд выносит требуемое решение, если подтверждается наличие оснований для развода, предусмотренных законом. Закон «Об охране семьи» 1975 г. содержит следующий перечень этих оснований: обоюдное согласие супругов на развод; отказ или неспособность мужа нести расходы по содержанию жены; непослушание жены; недостойное поведение одного из супругов, делающее совместное проживание невозможным; заболевание супруга хронической, неизлечимой болезнью или психическим расстройством, создающими опасность для жизни другого супруга, когда невозможна отмена брака; невыполнение супругом решения суда о запрете заниматься деятельностью, угрожающей семейным отношениям или чести и достоинству другого супруга; осуждение супруга на срок свыше пяти лет или осуждение, связанное с совершением преступления, подрывающего честь и достоинство семьи; подверженность супруга вредным привычкам (алкоголизм, наркомания, азартные игры); заключение мужем другого брака, а также несправедливость в отношениях с несколькими жёнами; отказ супруга вести совместную жизнь; признание супруга безвестно отсутствующим. Реформирование семейно-брачных и наследственных отношений наиболее радикально было осуществлено в Турции. В 1926 г. был полностью рецепирован ГК Швейцарии 1907 г. Также изменениям было подвергнуто процессуальное право. Законодатель получил возможность выбора между различными точками зрения школ права и предписывать судьям в форме закона, какой из них придерживаться. Например, Семейный кодекс Сирии 1953 г. ввел правило: второй брак возможен только при наличии условий для содержания второй жены, а Семейный кодекс Туниса 1956 г. постановил: второй брак невозможен, если не может быть гарантирована беспристрастность мужа. Во многих мусульманских странах осуществлена кодификация гражданского права на основе рецепции аналогичного законодательства Германии и Франции. Создана единая судебная система. Судьи получают образование в университетах и находятся на государственной службе (Египет, Тунис). Кроме шариата в мусульманских странах действуют многочисленные адаты (обычаи), которые не признаются в качестве источников права. 3. Понятие и источники индусского права Возникновение индусского права относится к первому тысячелетию до н. э. Оно непосредственно связано с арийским завоеванием Индии. Началась усиленная социальная дифференциация. Были созданы веды – древнейшие памятники письменности. Образовались касты – замкнутые сословные организации людей. К основным кастам (джати) относились: священники (брахманы); воины (кшатрии); земледельцы (вайшии); слуги (шудры). Древнейшие памятники письменности (веды), в которых фиксировалось сословное состояние, состояли из нескольких категорий текстов: Ригведа (собрание гимнов); Самаведа (собрание песнопений); Яджурведа (собрание жертвенных формул); Атхарваведа (собрание заклинаний). В целом собрания религиозных и ритуальных текстов (самхиты) подразделяются на: брахманы (комментарии к текстам самхит); араньяки (беседы мудрецов с учениками); упанишады (религиозно-философские трактаты). Исходным постулатом этих литературных памятников было обожествление миропорядка. Отсюда следовало выделение двух видов закона: рита (космический, божественный закон); дхарма (позитивный закон). Например, кастовая система считалась божественным установлением. В свою очередь, царская власть (кшатра) имела два источника: божественное создание правителя; избрание его людьми. В этот же период сформировались основные политико-правовые категории, которыми пользовалось индусское право на всём протяжении своего развития и вплоть до наших дней. Рита – божественный закон. Дифференциация между универсальными правилами и единичными случаями их применения отсутствует. Также нет различий между собственно правовыми и нравственными правилами поведения (мононормы). Сформировалось лишь общее требование о должном, праведном поведении. Наказание за нарушение риты является санкцией космического порядка. Дхарма – обязанность, долг, которые зависят от кастовой принадлежности человека (каждая каста имеет свой позитивный закон, определяющий права и обязанности). Карма – метод обеспечения должного поведения, включающий в себя поощрения и санкции, используемые в зависимости от поведения человека. Данда – принуждение со стороны государственной власти. Отсюда данданити – наука о наказании. Данда является гарантией сохранности общественного порядка и соблюдения дхармы. Раштра – государство. Постепенно сложились шастры – нормы поведения людей, которые состоят из трёх частей: дхарма (наука о должном); артха (наука управлением государством); кама (учение об удовольствиях). Например, с точки зрения индуизма, женщины, не имея собственной посмертный судьбы, должны следовать именно нормам камы. Одним из источников индусского права стали дхармашастры (политико-правовые трактаты) и нибандхазы (комментарии к дхармашастрам). Также крайне важной является проблема соотношения дхармы и обычая. Индусское право допускает действие обычая вместе с законом и против закона. Согласно законам Ману следует воздерживаться от действия, установленного текстом, если оно не воспринимается обществом. Обычай не связан с божественным предписанием, так как он исходит из условий места и времени. Позитивное право тесно связано с обычаем, однако доминирует религиозная доктрина. Каждая каста следует собственным обычаям и разрешает возникающие споры на общем собрании касты (панчаят). Противоречия разрешаются на основе общественного мнения, однако панчаят располагает и средствами принуждения. Дополнительно к обычаям используются правосознание и справедливость. Дхармашастры рекомендуют личности поступать, а судье решать дела по справедливости, если закон отсутствует. Законодательство и судебная практика также занимают определённое место в системе индусского права. Они не являются источниками права. Правительство, однако, может применять законы. Выделяется публичное право, основой которого признаётся управление (артха). При этом дхарма требует повиновения только легитимным приказам правителя. Законы и управленческие акты вызваны необходимостью и конкретными обстоятельствами. При наличии закона судья должен действовать так, чтобы примирить власть и справедливость. Решение суда будет призвано законным, если оно вынесено с учётом всех обстоятельств. По своей структуре индусское право состоит из следующих частей: родство; недееспособность; усыновление; брак и развод; семейная собственность; наследование; религиозные институты; залог (дамдупад); соглашения бенами (доверительная собственность); совместная собственность. 4. Структура индусской правовой системы. В 16-18 вв., в связи с мусульманским завоеванием Индии, традиционное индусское право было сильно ограничено в вопросах применения. Суды использовали только мусульманское право, а индусское право применялось только панчаятами каст и не имело государственной поддержки. Официальное признание индусского права произошло в конце 18 века в результате английской колонизации. Местные колониальные суды получили право рассматривать споры, не затрагивающие интересов англичан. С другой стороны, индусское право было ограничено сферой частного права. в колониальных судах появились пандиты – специалисты-эксперты, знатоки индусского права, мнение которых зачастую закладывалось в вынесенное решение. Началась кодификация индусского права (1797 и 1833). До 1864 г. английские суды применяли индусское право автоматически, придавая мнениям пандитов исполнительную, законную силу. На Севере и Востоке Индии суды постепенно стали придавать силу местным обычаям территориального характера (дескашара). На Юге страны использовались прецеденты. Неточные переводы часто затрудняли применения индусского права. Судьи иногда изменяли местное право, если были с ним не согласны. Использовалась английская терминология, заменявшая традиционные понятия. Было введено английское доказательственное право. Его нормы применялись в вопросах регулирования отношений собственности и брака. В результате число обычаев резко уменьшилось. Происходила модернизация индусского права с сохранением его духа. Было введено завещание, ранее отсутствовавшее в традиционном праве. В течение 19 века сфера применения индусского права неуклонно сокращалось и в итоге включала в себя: брак; касты; наследование; религиозные институты. В крупнейших городах (Бомбей, Калькутта) действовало правило, по которому в том случае, если ответчиком был индус, применялось индусское договорное право. Однако толкование индусского права осуществлялось английскими судьями. Кроме обычаев, источником такого смешанного (англо-индусского) права стало колониальное законодательство (например, Закон о завещаниях 1870 г.). Оно было направлено на отмену отдельных норм традиционного права. Таким образом было ликвидировано недееспособность женщин. На основании Закона о договоре 1872 г. проценты не могли превышать суммы долга. С 1947 г. (получение независимости) в Индии проведено несколько важнейших реформ. Изменена судебная система. Создан Верховный Суд Индии, контролировавший до 1954 г. суды княжеств. Кроме того, он имел право отменить любое судебное решение колониального периода. Конституция Индии отвергла систему каст (ст. 15). Закон о браке 1955 г. изменил порядок его заключения. В традиционном праве брак был договором дарения жены. Женщина выступала в качестве объекта договора. Брак признавался нерасторжимым, а развод был запрещён. Новый закон отменил эти правила, однако он действует только в отношении индусов. Представители иных религиозных конфессий руководствуются своими обычаями. Этот же закон разрешил межконфессиональные браки. Закон о наследовании 1956 г. предоставил женщинам возможность быть наследницами имущества. Традиционное же право исходило из того, что наследование есть духовная связь с умершим, а женщина не имеет души. Кроме того, имущество считалось семейной собственностью. Есть, однако, особенности правового статуса семейного имущества. Если предприятие используется одной семьёй, то к нему неприменимы нормы торгового права. Национальное право Индии прошло достаточно долгий путь своего развития. Ещё в 19 веке были предприняты попытки создавать единую систему светского права. Возникло территориальное право (lex loci) – комплекс норм, не связанных с религией и обычаями. Оно применялось прежде всего к лицам, статус которых было трудно определить. Первоначально территориальное право сложилось в «президенциях» – крупнейших портах страны (Бомбей, Калькутта, Мадрас). Английские королевские суды применяли общее право (на 1726 г.) с оговоркой: оно было действительно при отсутствии нормативных актов, издаваемых местными властями. При этом одной из спорящих сторон должен быть англичанин, либо стороны добровольно признавали компетенцию суда. С 1781 г. королевские суды получили право рассматривать все дела. Если спор происходил между представителями одной конфессии, то применялось соответствующее право. На территории, принадлежавшей Ост-Индской компании, действовали её собственные суды, рассматривавшие гражданские дела. До 1856 г. к вопросам наследования, брака, каст и религиозным институтам применялось право соответствующей конфессии. В других сферах нужно было руководствоваться принципами справедливости и совести (Регламент 1781 г.). На основе Регламента в 1861 г. был принят Закон о верховных судах, ограничивший применения английского права. С 1833 г. была начата подготовка кодификации индусского права. Юридическая комиссия во главе с лордом Маколеем предоставила к 1840 г. проекты трёх кодексов (индусский, мусульманский и территориальный). После национального восстания 1857-1858 гг. были приняты следующие кодексы и законы: гражданско-процессуальный кодекс 1859 г.; Закон о наследовании 1865 г.; Закон о договорах 1872 г.; Закон о доказательствах 1872 г.; Закон о реальном исполнении обязательств 1872 г.; Закон о ценных бумагах 1881 г.; Закон о доверительной собственности 1882 г. Во второй половине 19 века была осуществлена рецепция английского права. Под принципами справедливости и совести стали понимать общее право Англии. В 1887 г. Судебный Комитет Тайного Совета постановил: «Справедливость и совесть следует толковать в общем, так, как это сделано в нормах английского права, если они могут быть применены к обществу и к условиям Индии». До провозглашения независимости право Индии входило в семью общего права. Его принадлежность к этой семье определялась, прежде всего, терминологией и понятийным аппаратом. Решения, предлагаемые индийским правом, отличалась от английского права, однако не выходили за рамки общего права и использовали принятые данной системой концепции. Созданные в результате систематизации нормативные акты являлись кодексами общего права. Кроме того, официально признавались прецеденты. С 1845 г. в Индии публикуются сборники судебных решений, а также различные частные сборники. Кроме концепций общего права, индийское право использует и английское понимание функционирования системы правосудия. Вынесение правильного решения по существу дела зависит от правильной судебной процедуры, созданной по английскому образцу. Индийское право не знает деления на публичное и частное. Суды должны осуществлять контроль над всеми делами независимо от того, кто является истцом – частное лицо или представитель администрации. Превращение Индии в независимое государство не означало отказа от существовавшей правовой системы и законодательства. Конституция Индии 1950 г. в ст. 372 подтвердила, что созданное ранее право остаётся в силе. Однако были существенно изменены судебная система (о чём говорилось выше) и правила применения прецедентов. Созданный Верховный Суд призван осуществлять контроль за соблюдением Конституции. К нему можно апеллировать при нарушении основных прав и свобод, гарантированных Конституцией. На основании ст. 141 Конституции все суды должны следовать прецедентам, созданным Верховным Судом. 5. Особенности иудейского права Следует отметить, что по сравнению с другими религиозными правовыми системами становление и развитие иудейского права сопряжено с его многочисленными изменениями, далеко не однозначными толкованиями содержащихся в нем норм, принципов и положений. Проблема периодизации иудейской общественно-политической и правовой жизни далеко не проста и не маловажна для понимания сущности и выполняемой иудейским правом роли в жизни еврейского сообщества. Наиболее распространенными критериями периодизации процесса становления и развития правовой системы являются не столько «чисто» юридические, сколько «смешанные» с правовыми социально-политические критерии. Чрезвычайно противоречивый характер процесса становления и развития иудейского права оставил заметный отпечаток как на его внешней стороне (структура священных книг, формы иудейского права и др.), так и на его сущности и содержании. Как свидетельствует история, противостояние иудаизма и основанного на нем уклада жизни евреев, с одной стороны, и соответствующих им общественно-политических систем – с другой, носило не временный и не локальный характер, а фактически постоянный и глобальный, практически распространяясь на все сферы общественной и государственной жизни и охватывая все периоды развития иудейской религии и права. Так, древние иудеи проявляли крайнюю религиозную нетерпимость к языческой вере, накладывавшую соответствующий отпечаток и на характер всех иных отношений к «языческим народам». Наиболее ярко это выразилось в период существования у иудеев теократического государства, когда, как утверждается в священных книгах, Господь Бог был для них – «своего избранного народа» - одновременно и Богом, и небесным царем, и земным царем, и законодателем и «главным военным вождем» Необходимость поддержания и сохранения чистоты иудейской веры и вместе с тем религиозная нетерпимость в этот период обусловливались наряду с сугубо религиозными также и социально-экономическими причинами, ибо религиозные догматы и постулаты выступали и как стержень, главное звено иудейской религии, и как основа всего государственно-правового и общественного мироздания древних евреев. Крайне отрицательное отношение иудеев к языческой вере и их носителям сохранялось и в последующие годы. Это не могло не вызвать соответствующей реакции со стороны последних по отношению к иудеям. Неприятие и отторжение иудейской религии, правил общежития и обычаев иудеев нередко сопровождалось ограничением их в правах и гонением. Необходимо подчеркнуть преимущественно императивный характер иудейского права, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений и обязанностей над правами и свободами субъектов иудейского права. Среди многочисленных и разнообразных обязанностей по отношению к иудейской вере и к Богу главной для правоверного иудея является обязанность строгого соблюдения религиозных канонов и верности своему Богу. Важнейшими этическими, религиозными и одновременно юридическими обязанностями в системе иудейского права являются обязанности, связанные с непременным соблюдением религиозных праздников. В священных книгах и писаниях – источниках иудейского права – особое внимание уделяется субботе. Субботний день считается освященным самим Богом и должен быть посвящен молению Богу. Аналогичная заповедь-обязанность в той или иной форме повторяется и в других Священных писаниях и книгах. Весьма важная группа обязанностей иудеев связана с жертвоприношениями и строгим соблюдением требований к ним и ритуалов. Требования строгого соблюдения обязанностей в публично-правовой сфере, ритуалов, заповедей и содержащихся в них запретов сопровождались, как правило, или поощрительными или же принудительными санкциями. Говоря о преобладании в системе иудейского права обязанностей, запретов, и ограничений перед правами и свободами, следует иметь в виду во избежание недопонимания, во-первых, условность выделения в религиозных правовых системах, особенно в таких системах теократических государств, подсистем публичного и частного права, а во-вторых, условностей отделения прав и свобод, с одной стороны, от обязанностей – с другой. Нужно обратить внимание на многофункциональный характер иудейского права, проявляющийся в том, что оно выполняет не только стандартные функции, свойственные любой правовой системе (регулятивные, воспитательные и др.), но вместе с тем имеет и свои собственные, только ему присущие, специфические функции. Речь идет прежде всего о функциях, связанных с формированием еврейского сообщества и поддержанием его на протяжении многих веков в духовно-нравственном и религиозном единении. Это своего рода объединительная функция иудейского права, возникшая на религиозной основе. Соблюдение одних и тех же законов, одних и тех же заповедей, обычаев, а позднее национальных и иных традиций, несомненно объединяло иудеев между собой независимо от того, проживали они на совей исторической родине или в других странах, выступало одним из важнейших факторов формирования и сохранения сообщества. Значительная группа функций иудейского права связана не только с воздействием на его повседневную экономическую, социально-политическую и иные сферы жизни общества, но и на современное израильское право. При этом особенно подчеркивается, что традиционное и значительное влияние обнаруживается не только в его различных институтах и содержании, но и, отчасти, в его понятийном аппарате и правовом толковании. Даже Декларация независимости Израиля, принятая в 1948 г. утверждающая по аналогии с декларациями других демократических государств основные принципы, на которых должны базироваться само государство, права и свободы граждан, закрепила положение о том, что «государство Израиль основано на принципах свободы, справедливости и мира в их понимании израильскими пророками». Следует учесть ограниченный характер прямого регулятивного воздействия иудейского права на израильское общество и распространение его на евреев, проживающих на территории других стран. В отличии от ранних стадий своего развития и от других правовых систем современное иудейское право не имеет прямого регулятивного воздействия на все общественные отношения, возникающие в пределах израильского общества и государства. Сфера его непосредственного регулятивного воздействия в настоящее время – это система отношений, являющихся объектом регулирования при посредстве норм семейного права, прежде всего система отношений, возникающих между людьми в процессе и в результате бракосочетания и разводов. Кроме того, иудейское право регулирует отношения, касающиеся иудейского религиозного милосердия и богослужения, а также вопросы бракосочетаний и разводов «иностранных евреев», проживающих в Израиле. Подобная, сравнительно узкая сфера прямого регулирования общественных отношений с помощью норм иудейского права вовсе не означает, что оно не имеет влияния на все иные общественные отношения. В качестве примера можно сослаться на т.н. «диетическое право иудейской религии», нашедшее свое отражение в действующем законодательстве Израиля, насчет ограничения разведения свиней, которые, как известно, согласно иудейской религии, являются «нечистыми животными», запрещенными к употреблению евреями Торой. В течение многих веков, напоминается в исследованиях иудейского права, свинья была «символом выражением ненависти и презрения христиан к иудеям». В силу этого под влиянием иудейских религиозных норм и обычаев в Израиле были приняты законы, «запрещающие под угрозой наказания в виде огромных штрафов держать, выращивать и резать свиней». Указанный правовой запрет не распространяется лишь на специально обозначенные в законах места, «где проживает в основном христианское население». Ограниченный характер непосредственного регулятивного воздействия иудейского религиозного права внутри израильского общества в определенной мере компенсируется распространением его на евреев, проживающих в других странах. Здесь также идет речь о религиозных нормах, обычаях и ритуалах, касающихся прежде всего заключения и расторжения браков. Основные принципы иудейского права 1. Принцип органического сочетания в данной правовой системе религиозного начала с этически, а позднее, по мере формирования нации, - с национальным началом. 2. Принцип мессианства и богоизбранности иудейского народа. 3. Принцип четкой и строгой последовательности в соблюдении законов, обычаев, обетов и заповедей. 4. Принцип поддержания верности своему Богу, «истинной вере» и своему народу. 5. Принцип кровной мести. Основные источники иудейского права В силу того, что иудейская религия признает в качестве священных книг только книги Ветхого Завета, последний зачастую называют «еврейской Библией». В иудейской религиозной литературе книги Ветхого Завета делятся на три части. В первую группу входят книги Моисея, центральное место отводится законам и правилам жизни иудеев. Эту группу чащ<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.95.170 (0.015 с.) |