Акты применения норм права: понятие и виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акты применения норм права: понятие и виды



Правоприменительные акты – властное решение компетентного органа или должностного лица, принятое по конкретному юридическому делу на основании нормы права и указывающее на конкретные права и обязанности субъектов, отношения между которыми подвергаются регулированию.

Признаки (отличающие от НПА и актов толкования)

1. Содержат индивидуальные правовые предписания (конкретному субъекту, персонифицирован) и имеют разовый характер (к конкретному случаю)

2. Издается на основании нормы права, выступает формой реализации права

3. Обязательны для исполнения и обеспечиваются государственным принуждением

4. Издается компетентным органом или должностным лицом

5. Обычно применяется в установленной процессуальной форме

Требования:

· Обоснованность

· Законность

· Целесообразность (акт соответствует)

· Требования к форме (общеобязательные реквизиты, структура)

Виды:

По субъекту издания:

o Акты органов законодательной власти

o Акты органов исполнительной власти

o Акты судебных органов

o Акты контрольно - надзорных органов

o Акты органов местного самоуправления

 

По форме:

o Письменные акты (документы)

o Устные акты (приказы, распоряжения - армия)

o Акты действия (гибдд, сигналы)

 

По функциям:

o Охранительные

o Регулятивные

 

По значимости:

o Основные акты (приговор суда)

o Вспомогательные акты (т. е промежуточные – протоколы, распоряжения)

 

Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления.

Пробелы в законодательстве — это отсутствие конкретного нормативного акта, необходимого для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования

Причины появления пробелов:

Объективные - законодательство не может заранее предусмотреть все те нестандартные ситуации, общественные отношения которые могут возникнуть в жизни и потребовать правового реагирования

Примеры. УК РСФСР 1960 г. существовал до 1996, не устанавливал ответственность за угон воздушного судна, компьютерную преступность,=> пробелы

Субъективные причины - Законодатель по каким-либо причинам сделал неверную оценку существующих общественных отношений и в силу этого что-то недосмотрел, упустил, неточно выразился.

Они могут существовать:

§ под влиянием экономических обстоятельств. Принятие любого закона связано с определенными затратами по его осуществлению. В силу этого «дорогие» законы могут быть отвергнуты;

§ под влиянием политических факторов. Невозможность достигнуть консенсуса в законодательном органе может отдалить регулирование соответствующих отношений;

§ под влиянием идеологического фактора. Это означает идеологическое неприятие значительной части населения. Уровень правовой культуры народа не позволит урегулировать соответствующие отношения.

 

 

Способы:

1. Принятие новой, более совершенной нормы (устранение).

С помощью правотворческого процесса через принятие новой нормы права

2. Применение правовой аналогии (преодоление).

С помощью правоприменительного. В этом случае новых норм права уже не создается, а правоприменителю необходимо каждый раз пополнять отсутствующее нормативное предписание через аналогии права, аналогии закона.

 

Аналогия закона — решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные отношения.

Аналогия права — решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла права.

Аналогия права применяется, когда в законодательстве отсутствует норма права, регулирующая похожий случай, и дело должно решиться на основании главных, общих принципов права: справедливость, гуманизм, равенство перед законом и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.211 (0.005 с.)