Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль имиджа специалиста библиотечной сферы в деловых отношениях

Поиск

Огромное значение для библиотеки играет ее благоприятный образ — имидж. Имидж библиотеки можно определить как сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам, ресурсам, товарам. Образ библиотеки постоянно меняется. Качество этих изменений зависит от деятельности коллектива, руководства библиотеки, которые должны целенаправленно, систематически формировать имидж на основе имеющихся ресурсов.


Сегодня, тема имиджа библиотеки, является одной из обсуждаемых и интересных в библиотечных кругах. Вопросы, которые поднимаются в профессиональной прессе: «что влияет на формирование благоприятного имиджа библиотеки в глазах читателя, как сделать внутрибиблиотечную среду более комфортной, какими навыками должен обладать библиотекарь, что необходимо для динамичного развития библиотеки?»

Имиджевая библиотечная политика долгосрочна и прогнозируема, направлена на формирование общественного мнения, создание ценностных установок, увеличивающих возможность библиотечно-информационных услуг в глазах пользователя.

Имидж библиотеки состоит из внешнебиблиотечного и внутрибиблиотечного.

Создание позитивного имиджа, формирование надежной репутации среди широкой общественности становится основой современного библиотечного учреждения и его приоритетным направлением.

Формирование имиджа библиотеки зависит от следующих компонентов:


авторитетность и компетентность руководителей;


квалификация персонала,


культура общения в библиотеке;


дизайн библиотеки (внешний и внутренний);


культура рабочих мест сотрудников;


комфортность условий для пользователей;


качество информационных ресурсов;


реклама библиотеки;


документация (ее соответствие нормам современного делопроизводства);


наличие собственного фирменного стиля;


Исходя из предложенных определений, можно выделить 4 основные направления для формирования положительного имиджа библиотеки:

1.Квалификация персонала.

2. Оснащенность, комфортная среда.

3. Многофункциональная библиотечная деятельность.

4. Социальное партнерство.
Рассмотрим наиболее, с нашей точки зрения, важные компоненты библиотечного имиджа.

Внешнебиблиотечный имидж — это то, как библиотеку воспринимают ее посетители, местные власти. Он складывается из качества услуг, оказываемых пользователям, осязаемого имиджа (здание библиотеки), внешнего вида персонала и мер, направленных на улучшение имиджа (реклама, контакты с прессой и т. д.).

В современном информационном обществе реклама — самый действенный инструмент по информированию читателя о богатстве фонда, о широте предоставляемых услуг, созданию положительного имиджа. Поэтому перед библиотеками стоит задача освоения процесса рекламирования услуг и продукции библиотеки, создания профессиональной и эффективной библиотечной рекламы.

Рекламная деятельность как составная часть маркетинговой политики библиотеки способствует утверждению имиджа, формирует общественное мнение путем реализации системы мероприятий, устанавливающих коммуникативную связь учреждения и разных категорий населения, органов управления, власти.

Для успешного формирования библиотечного имиджа правомерно говорить об условиях эффективной организации рекламной деятельности библиотеки: создания имидж-плана, начиная с планирования и разработки рекламы (рекламной кампании) и заканчивая определением эффективности рекламной деятельности библиотеки. Основной источник разработки стратегии рекламной кампании — общая программа деятельности библиотеки. Исходя, из этого и формируются цели и задачи рекламной кампании.

Сотрудничество со средствами массовой информации (СМИ) — важная составная часть рекламной и информационно-имиджевой политики современной библиотеки. Проводя работу со СМИ, библиотека, как правило, определяет круг источников: газет, журналов, радио и телекомпаний, которые наиболее охотно сотрудничают с нею, организуют постоянные рубрики об ее работе. В основном, это странички культуры, отражающие массовую работу с населением, литературные композиции, рассказы о событиях библиотечной жизни, о книгах, новых поступлениях в библиотеку.

В результате такого сотрудничества библиотеки повышают свой имидж, пользуются бесплатной рекламой своих услуг, привлекают внимание общественности, спонсоров. Большое внимание привлекают материалы о возможностях библиотеки в предоставлении читателям Интернета, о работе культурно-развлекательных комплексов. Активно освещаются в средствах массовой информации благотворительные акции, спонсирование библиотеки, участие библиотеки в конкурсах различных уровней.

При освещении значительных событий в жизни библиотеки — юбилеев, открытия выставок, организации специализированных отделов, создания дополнительных услуг, библиотека проводит пресс-конференции.

В век электронных технологий библиотеки не могут остаться в стороне от преимуществ web-сайта. Сегодня реклама в Интернете — это уже довольно распространенный вид рекламы, число пользователей сетью постоянно растет. Библиотеки размещают на сайтах информацию о библиотеке, услугах, электронные каталоги, предоставляют возможность произвести заказ книг по электронной почте. Способ оценки результатов рекламной кампании в Интернете зависит от ее целей. Это, может быть, и увеличение количества пользователей, расширение сферы услуг, и рост посещаемости сайта. Интернет, как информационная среда, предоставляет возможность не только получить необходимую информацию, но и предоставить сведения о себе российской и мировой общественности.

Другая сторона внешнебиблиотечного имиджа — имидж библиотечных специалистов — непосредственно связан с выполнением профессиональных обязанностей и складывается из внешнего облика, манеры поведения, умения общаться. От того, какое впечатление библиотекарь производит на окружающих, во многом зависит его успех. Имидж библиотекаря влияет на работу библиотеки, от него во многом зависят статус и роль библиотеки в обществе.
Имидж библиотекаря.

Авторов статьи, размещенной в интернет, Т. И. Иванова «Проблема имиджа библиотечной профессии на современном этапе» дает следующую формулировку имиджа библиотекаря. Статус-ит: как должно быть. Статус-кво: то, как нас воспринимают окружающие. Применительно к библиотечной профессии это выглядит так. Статус-ит: деловая женщина, профессионал, информационный менеджер. Статус-кво: «серая мышка», не профессионал в данной области, случайный человек в библиотеке. Итак, мы можем говорить о том, что вопрос об имидже профессии библиотекаря правомерен. Считается, что имидж должен стать частью действий публичных людей. Тем более это относится к представителям библиотечной профессии

Долгое время в средствах массовой информации, художественной литературе (как русской, так и мировой), киноискусстве формировался отрицательный образ библиотекаря (тусклая внешность, волосы, убранные в пучок, тихая, а порой даже забитая женщина). И что удивительно - библиотекари не пытались сломать данное представление о себе.
Но прошло время, и появился интерес к восприятию другими своей профессии. Это связано с изменениями в стране и в самом библиотечном сообществе. Библиотекари выходят на международный уровень, общаются с коллегами из разных стан, и как следствие этого приходит понимания себя и место своей профессии в мире. Возникает потребность во взгляде на себя со стороны, возникает проблема имиджа библиотечной профессии.
Проблема имиджа библиотеки и библиотекаря изучается во многих странах (но, к сожалению, не в России). В австралийских исследованиях отмечается, что библиотекари сами поддерживают свой негативный имидж. В 1990 г. P.G. Schuman отметил, что имидж библиотекаря очень часто сосредоточивается на физических стереотипах. Критика выражается не столько в имидже застенчивой старой девы, сколько в отсутствии осознания обязанностей библиотекаря. От хранителей знаний, отвечающих на изолированные справочные вопросы, библиотекари должны переходить к роли деятельных профессионалов, ассистирующих пользователю в решении его проблем. В США было проведено исследование «Имидж библиотекаря медицинских библиотек США». Его результаты показали, что, с одной стороны, библиотекари воспринимаются как образованные люди, готовые прийти на помощь, а с другой - как люди старомодные, робкие, сосредоточенные на себе, следующие за буквой закона.
В нашей стране подобных исследований по изучению имиджа библиотекарей не проводилось.

Что же нужно сделать для формирования имиджа библиотекаря?

Прежде всего, чтобы сломать негативное восприятие в обществе имиджа библиотекаря, надо сломать это восприятие в душе каждого из нас.

Об имидже библиотек будут судить по имиджу каждого из библиотекарей. И если хотим, чтобы у жителей города было восприятие библиотекаря как специалиста в области информации, а не «объекта для выдачи книг», то надо и соответствующий образ о себе у них сформировать. А для этого нужно, чтобы у них было определенное мнение о вас. Вот зачем необходимо формировать имидж.

Восприятие человека по его одежде, макияжу, прическе, называют «габитарным имиджем» (внешним). Мы часто слышим от библиотекарей постоянные жалобы на нехватку денег, книжных фондов и т. д. Но если задать вопрос: «А вы пытались изменить ситуацию (найти работу с достойной зарплатой, написать программу по фондам и получить под нее деньги)?» - то в ответ услышите: «Да кто я такая? Я простой библиотекарь!»

Не могу не прокомментировать данную позицию цитатой из книги Наталии Правдиной «Я люблю себя»: «Чувствуете себя свободными - станете свободными, чувствуете себя независимыми - станете независимыми, потому что Ваши мысли влияют и на то, как Вы двигаетесь, и на то, как Вы начинаете говорить и даже на скорость и легкость Вашей походки. Но для начала Вам стоит воспитать в себе отношение к своим заслугам. Поощрение Ваших успехов способно в несколько раз увеличить темпы их роста... Женщина чувствует себя так, как она выглядит... Мы можем подумать, что нас могут оценить не по достоинству? Что значит не по достоинству? Ведь достоинство определяется Вашим собственным к себе отношением. Эта та цена, которую мы сами себе назначаем. И получается, что чем более мы себя ценим, тем у нас больше шансов быть правильно оцененными. И чем больше мы себя ценим, тем больше это проявляется в нашем внешнем виде и в поступках. Женщина, которая себя высоко ценит, не позволит появиться на людях с немытыми волосами, в несвежей блузке, в стоптанных туфлях».


Одна из главных задач по формированию имиджа библиотечной профессии - это создание притяжения (аттракции), создание приятного мнения о специалистах в данной области. И если возможно не создавать искусственных препятствий на этом пути, то это нужно делать.
Содержание деятельности библиотекаря как составная часть его имиджа.

Имидж библиотекарей связан непосредственно с их профессиональным существованием. Если раньше библиотекари, хорошо выполняющие свою работу, могли быть уверены в своем дальнейшем существовании, то современные библиотекари нуждаются в активном маркетинге себя и своей роли в обществе. Библиотекарям не должно быть безразлично, как они выглядят со стороны, потому что через впечатление, производимое ими и их библиотеками на пользователей, лежит путь к определению статуса и роли данных библиотек.


J. Когеп считает, что имидж формируется под влиянием того комплекса услуг, который обеспечивает библиотека. Таким образом, если библиотекари не рассматриваются как информационные работники, то они не могут брать на себя ответственность за обеспечение информационного обслуживания. Библиотекари должны быть активны в предоставлении информационного сервиса, что будет влиять на их имидж. В современном обществе библиотекари должны рассматриваться как информационные специалисты-профессионалы.
Ни о каком имидже библиотекаря не может идти речь, если он не обладаетпрофессиональным образованием.

Тем самым признано, что библиотекарь, библиограф - это такие же специалисты, как учитель, врач, инженер. И в работе библиотек имеется своя специфика, которая в большей степени понятна, знакома, выполняема людьми, специально обучавшимися этой профессии. И именно профессионал, несмотря на низкую зарплату, создаст современную библиотеку. Потому что его так учили, а по-другому он не может. Должна уйти в небытие «эпоха старых бабушек», которые заполонили собой библиотеки. Работодатели должны понять, а мы им должны суметь доказать, что себе дороже брать на работу неспециалиста.


а) Рекламная деятельность библиотекаря.

На первое место выходит уровень профессиональной подготовки библиотекаря как специалиста с маркетинговым мышлением, заинтересованного в востребованности информации, собранной в фондах.


Поэтому я считаю необходимым для успешной работы и создания положительного личностного имиджа владение основами PR и рекламы. Реклама одно из важнейших направлений деятельности библиотеки и одна из составляющих ее имиджа. И если имидж библиотеки сформируется под влиянием того комплекса услуг, которые предоставляет данная библиотека, то именно из рекламы данной библиотеки вы и узнаете об этих услугах. Необходимо создание фирменного стиля в каждой библиотеке (наличие визитки, рекламного буклета библиотеки, рекламных листовок, бланков писем с эмблемой библиотеки). От того, как мы представляем себя, зависит, как другие воспринимают нас.
б) Маркетинговые исследования в деятельности библиотекаря
Современная библиотечная жизнь невозможна без таких понятий, как менеджмент, маркетинг, фандрайзинг. Но мало знать эти понятия, надо овладеть технологиями их практического применения. Так, фандрайзинг - деятельность по ходатайству о выделении или пожертвовании средств для осуществления каких-либо проектов или программ.

Многие библиотекари считают, что для создания имиджа библиотеки достаточно оснастить ее оргтехникой, компьютером, сделать ремонт. Но главное в нашей работе - это информационное обслуживание, предоставление пользователям необходимой информации. И как раз владение маркетинговыми методами позволяет провести маркетинговое исследование деятельности своей библиотеки и ответить на вопросы: «Востребовано ли то, что вы делаете? Какие виды услуг необходимы в вашей библиотеке? Как изменились информационные запросы современных пользователей библиотеки? Какие новые фонды необходимы в данной библиотеке?»

в) Профессиональный рост как составная часть имиджа библиотекаря.
Потребность в постоянном обучении, повышении своей квалификации и как следствие - изменение пространства вокруг себя. Если раньше библиотека с хорошим книжным фондом была пределом мечтаний, то современная информационная ситуация и появление новых нетрадиционных для библиотеки информационных продуктов ставит вопрос о создании на базе библиотек медиатек. Благодаря Интернету, применению в практике работы библиотек компьютеров, оргтехники встал вопрос об обучении библиотекарей современным информационным технологиям и влиянии последних на формирование имиджа современного библиотекаря.

Умение работать на компьютере, свободное ориентирование в Интернете дает возможность узнавать о деятельности своих российских и зарубежных коллег, участвовать в проектах и конкурсах, обучаться дистанционно. Как видим, современная жизнь все время поднимает уровень требований, которому должны соответствовать современные библиотекари, и очень трудно удержаться на этом уровне.


3. Внутрибиблиотечный имидж.

Внутрибиблиотечный имидж определяют нормы и ценности (миссия библиотеки), организация внутренних коммуникаций, история библиотеки, социально-психологический микроклимат коллектива. Наиболее рациональным представляется рассмотрение внутрибиблиотечного имиджа через три понятия: управление, социально-психологический климат и организационную культуру.

Применительно к внутрибиблиотечному имиджу наибольшее значение имеют следующие качества руководителя: разумная настойчивость, решительность, энергичность, искренность, высокая самодисциплина, умение поддерживать подчиненных. Ввиду отсутствия идеального стиля руководства наиболее убедительным выглядит предположение, что лучший руководитель — это тот, кто ответственен за все, что входит в его служебные обязанности.

Социально-психологический климат в библиотеке как психологическое состояние коллектива складывается из удовлетворения системой управления, межличностными взаимоотношениями и оценки условий работы в коллективе. Он важен не только для оптимальной организации работы, но и потому, что без него любая работа по улучшению имиджа практически бесполезна. Многие причины ухудшения социально-психологического климата в библиотеке являются «вечными», поскольку они не зависят от ее типа, величины штата и т. п. факторов (конфликты с руководством, психологическая несовместимость сотрудников и др.).

Среди основных факторов социально-психологического климата в трудовом коллективе можно отметить взаимоотношения по вертикали и горизонтали; стиль и нормы общения; организацию и условия труда; систему стимулирования. В зависимости от состояния этих факторов складывается более или менее устойчивый эмоциональный настрой членов коллектива. Немаловажное значение имеет состав коллектива с точки зрения психологической совместимости его членов.

Принятые в коллективе нормы делового взаимодействия складываются в служебный этикет, определяющий правила поведения в ситуациях, когда люди выступают в официальных ролях руководителя и подчиненного.

Служебный этикет формирует стиль отношений в коллективе, в котором тесно переплетаются формальные и неформальные элементы служебного взаимодействия. Он включает в себя такие неформальные элементы, как настроение, манеру приветствия и обращения руководителя к сотрудникам, формы и методы критики. Знание служебного этикета — необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

Нравственным в отношениях «библиотекарь-библиотекарь» становится стремление каждого сотрудника скрывать плохое настроение, негативные черты характера, неприятие критики и тем самым поддерживать свой индивидуальный имидж на требуемом уровне. Эта моральная целеустремленность способствует формированию благоприятной психологической атмосферы для реализации доброжелательности и творчества, профессиональных возможностей, как отдельного библиотекаря, так и всего коллектива.

Организационная культура представляет собой образ мысли и образ действия сотрудников библиотеки, направленные на гармонизацию отношений в коллективе и создание благоприятного отношения к библиотеке со стороны общественности. Организационную культуру можно рассматривать в трех аспектах: а) как умение и желание каждого сотрудника библиотеки отстаивать ее интересы, способствовать упрочению ее авторитета; б) как благонадежность, лояльность и приверженность своей библиотеке; в) как поведение сотрудника вне библиотеки, включая то, какое впечатление он производит на окружающих. В целом именно организационная культура содействует проявлению основных характеристик имиджа: идентификации библиотеки обществом, отличию от других библиотек и формированию репутации.

Имидж читателя — важная составляющая внутрибиблиотечного имиджа. Он включает в себя читательскую направленность, интересы и потребности в чтении, подготовленность к процессу работы в библиотеке (наличие необходимых письменных принадлежностей), внешний вид читателя. Соблюдение правил поведения в библиотеке также характеризуют уровень позитивного имиджа читателя.

С другой стороны, библиотекарь выступает как педагог по отношению к читателям, применяя в практике работы методы воздействия на них в процессе индивидуальных бесед, рекомендации книг. Этим достигается имиджевое воздействие библиотекаря на читателей, что, в свою очередь, требует от библиотекаря повышения профессиональной квалификации, чтобы соответствовать запросам всех категорий посетителей библиотеки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.179.132 (0.009 с.)