Каждую однопотенциальную электрическую цепь, рекомендуется монтировать от начала до конца проводами одного цвета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каждую однопотенциальную электрическую цепь, рекомендуется монтировать от начала до конца проводами одного цвета.



 

Для монтажа радиоэлектронной аппаратуры рекомендуется применять провода с наружной полихлорвиниловой или фторопластовой изоляцией.

Следует сводить к минимуму одиночные соединительные проводники, рекомендуется объединение их в жгуты.

 

 

Типовые технические требования к сборочным чертежам изделий РЭС, содержащим печатный и объемный монтаж

1. * Размеры для справок.

2. Перед электромонтажом выполнить полную сборку и при необходимости пригонку деталей. Обработанные поверхности покрыть лаком НЦ-64 бесцв.

3. Трущиеся поверхности смазать смазкой ЦИАТИМ-201, ГОСТ 6267-74.

4. Электромонтаж выполнить проводом ПОЗ.16 по схеме электрической принципиальной ГУИР 462.158.001 ЭЗ.

5. Паять ПОС-61 ГОСТ 21931-76.

6. Провода, идущие в одном направлении, вязать в жгуты нитками Поз.А, крепить скобками Поз.15.

7. Поверхность контакта транзистора Поз.9 с радиатором Поз.10 покрыть пастой КПТ-8, ГОСТ1978-81.

8. Клей.

9. ЭРЭ маркировать по ГОСТ 23594-79 в местах, удобных для чтения, краской ТНПФ-53 черной на светлой поверхности и краской ТНПФ-851 белой на темной поверхности. Шрифт 3 по НО.010.007.

10. Места для клеймения заполнить мастикой № 2 ГОСТ 18680-73.

11. Технические требования к конструкциям разделки и соединения экранов проводов по ГОСТ 23586-79.

12. Технические требования на жгут по ГОСТ 23586-79.

13. Технические требования к разделке монтажных проводов и крепления жил по ГОСТ 23587-79.

14. Технические требования к электромонтажу приборных частей соединителей по ГОСТ 23591-79.

15. Технические требования к монтажу ЭРЭ по ГОСТ 23592-79.

16. Остальные технические требования по СТБ 1022-96.

 

 

38. Оценка технологичности конструкции. Технологическая подготовка производства.

Технологическая подготовка производства. Производство как технологическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, посредством которых создается необходимое изделие. Развитие современного производства характеризуется высокой динамичностью, непрерывным процессом обновления материально-технической базы и методов ведения производства, усложнением цикла подготовки производства и комплексной механизацией и автоматизацией производственных процессов.

Технология производства или технологический процесс (ТП) – основная часть производственного процесса, заключающаяся в выполнении определенных действий в соответствии с технологической документацией, направленных на изменение исходных свойств объекта производства и достижение им определенного состояния, соответствующего конструкторской документации. Конструирование и технология производства, являясь отдельными

частями сложного процесса разработки РЭА, в современных условиях не могут выполняться в отдельности, без учета взаимосвязей между собой и другими этапами создания новой техники. Являясь этапами общего процесса «разработка – производство – эксплуатация», конструирование и технология определяют в конечном итоге общие потребительские свойства РЭА.

Задачей ТПП является обеспечение полной технологической готовности к производству новых изделий с заданными технико-экономическими показателями (высоким техническим уровнем, качеством изготовления, а также с минимальными трудовыми и материальными издержками при конкретном техническом уровне предприятия и планируемых объемах производства).

В процессе ТПП решаются следующие основные задачи:

- отработка изделия на технологичность;
- разработка технологических маршрутов и процессов;
- разработка специальной технологической оснастки;
- технологическое оснащение производства;
- техническое сопровождение изготовления опытной партии, установочной серии и установившегося серийного производства.

Исходными данными для проведения ТПП являются:
1) полный комплект конструкторской документации на новое изделие;
2) максимальный годовой объем выпуска продукции с учетом изготовления запасных частей;
3) предполагаемый срок выпуска изделий и объем выпуска по годам;
4) планируемый режим работы предприятия (количество смен, продолжительность рабочей недели);
5) планируемый коэффициент загрузки оборудования основного производства;
6) планируемые поставки предприятию деталей, узлов, полуфабрикатов и предприятия-поставщики;
7) планируемые поставки предприятию стандартных изделий и предприятия-поставщики;
8) предполагаемые рыночные цены новых изделий;

Отработка изделий на технологичность. Технологическую рациональность характеризуют: трудоемкость изготовления; удельная материалоемкость; коэффициент использования материала; технологическая себестоимость; удельная энергоемкость изготовления изделия; удельная трудоемкость подготовки изделия к функционированию; коэффициент применяемости материалов; коэффициент применения групповых и типовых технологических процессов и др.

Преемственность конструкции характеризуют:

1) коэффициент применяемости

Кпр = (m - mор)/m,

где m - общее количество типоразмеров (наименований) деталей (элементов, микросхем и т.п.); mор - количество оригинальных деталей;

2) коэффициент повторяемости

Кn = mоб/m,

где mоб - общее количество деталей;

3) коэффициент унификации

Ку = mу/m,

где mу - число унифицированных стандартных и заимствованных деталей;

4) коэффициент стандартизации

Кст = mст/m,

где mст - число стандартных деталей.

достаточно ограничиться расчетом технологической себестоимости выпуска.

Поэтому в дальнейшем в качестве ценовой функции используются не полные приведенные затраты, а минимум суммы

ЗТi + ЕН Кi,

где ЗТi - технологическая себестоимость годового выпуска по варианту изготовления; Ен - коэффициент эффективности; Кi - капитальные вложения, изменяющиеся при смене варианта технологического процесса.

39. Отработка изделий на технологичность. Характеристики преемственности конструкции. Выбор оптимального варианта технологического процесса.

 

Технологическая подготовка производства. Производство как технологическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, посредством которых создается необходимое изделие. Развитие современного производства характеризуется высокой динамичностью, непрерывным процессом обновления материально-технической базы и методов ведения производства, усложнением цикла подготовки производства и комплексной механизацией и автоматизацией производственных процессов.

Технология производства или технологический процесс (ТП) – основная часть производственного процесса, заключающаяся в выполнении определенных действий в соответствии с технологической документацией, направленных на изменение исходных свойств объекта производства и достижение им определенного состояния, соответствующего конструкторской документации. Конструирование и технология производства, являясь отдельными частями сложного процесса разработки РЭА, в современных условиях не могут выполняться в отдельности, без учета взаимосвязей между собой и другими этапами создания новой техники. Являясь этапами общего процесса «разработка – производство – эксплуатация», конструирование и технология определяют в конечном итоге общие потребительские свойства РЭА.

Задачей ТПП является обеспечение полной технологической готовности к производству новых изделий с заданными технико-экономическими показателями (высоким техническим уровнем, качеством изготовления, а также с минимальными трудовыми и материальными издержками при конкретном техническом уровне предприятия и планируемых объемах производства).

В процессе ТПП решаются следующие основные задачи:

- отработка изделия на технологичность;
- разработка технологических маршрутов и процессов;
- разработка специальной технологической оснастки;
- технологическое оснащение производства;
- техническое сопровождение изготовления опытной партии, установочной серии и установившегося серийного производства.

Исходными данными для проведения ТПП являются:
1) полный комплект конструкторской документации на новое изделие;
2) максимальный годовой объем выпуска продукции с учетом изготовления запасных частей;
3) предполагаемый срок выпуска изделий и объем выпуска по годам;
4) планируемый режим работы предприятия (количество смен, продолжительность рабочей недели);
5) планируемый коэффициент загрузки оборудования основного производства;
6) планируемые поставки предприятию деталей, узлов, полуфабрикатов и предприятия-поставщики;
7) планируемые поставки предприятию стандартных изделий и предприятия-поставщики;
8) предполагаемые рыночные цены новых изделий;

Отработка изделий на технологичность. Технологическую рациональность характеризуют: трудоемкость изготовления; удельная материалоемкость; коэффициент использования материала; технологическая себестоимость; удельная энергоемкость изготовления изделия; удельная трудоемкость подготовки изделия к функционированию; коэффициент применяемости материалов; коэффициент применения групповых и типовых технологических процессов и др.

Преемственность конструкции характеризуют:

2) коэффициент применяемости

Кпр = (m - mор)/m,

где m - общее количество типоразмеров (наименований) деталей (элементов, микросхем и т.п.); mор - количество оригинальных деталей;

2) коэффициент повторяемости

Кn = mоб/m,

где mоб - общее количество деталей;

3) коэффициент унификации

Ку = mу/m,

где mу - число унифицированных стандартных и заимствованных деталей;

4) коэффициент стандартизации

Кст = mст/m,

где mст - число стандартных деталей.

Выбор оптимального варианта технологического процесса. В различных вариантах технологических процессов изготовления новых изделий могут применяться разнообразные заготовки, оборудование, технологическая оснастка и т.д., что приводит к различным трудоемкости, производительности и использованию рабочих различной квалификации. Основными критериями для выбора оптимального технологического процесса являются себестоимость и производительность. Для упрощения расчетов используют технологическую себестоимость, которая является частью полной себестоимости и учитывает затраты, зависящие от варианта технологического процесса:

ЗТ = Упер + Упос/Q,

где Зт - технологическая себестоимость; Упер - условно-переменные затраты на одну деталь (изделие); Упос - условно-постоянные затраты на годовую программу; Q - годовая программа выпуска.

Для выбора оптимального варианта техпроцесса нет необходимости производить поэлементный расчет всех статей затрат, входящих в себестоимость, а достаточно проанализировать лишь затраты, меняющиеся при изменении технологического процесса. Вычислять и включать в себестоимость затраты, не меняющиеся при изменении варианта процесса, не имеет смысла, так как при определении абсолютной величины экономии, достигаемой при применении более выгодного варианта, одинаковые слагаемые себестоимости взаимно уничтожаются.

Рис. 2.4.1. График сравнительной оценки.

Сравнение вариантов технологического процесса по себестоимости производится следующим образом. Вычисляются значения ЗТ1 и ЗТ2 двух вариантов и строятся графики их зависимости от Q (см. рис. 2.4.1).

Точка А пересечения графиков определяет критическое количество деталей Qкр, при котором оба варианта будут равноценными. При объеме выпуска меньше критического более экономичным будет вариант 1, а при количестве изделий больше критического - вариант 2.

Выбор наиболее экономичного варианта реализации технологического процесса из множества возможных способов изготовления продукции следует в общем случае осуществлять по минимуму приведенных затрат, которые принимаются в качестве критерия оптимальности. Однако для сопоставления вариантов технологических процессов во многих случаях достаточно ограничиться расчетом технологической себестоимости выпуска.

Поэтому в дальнейшем в качестве ценовой функции используются не полные приведенные затраты, а минимум суммы

ЗТi + ЕН Кi,

где ЗТi - технологическая себестоимость годового выпуска по варианту изготовления; Ен - коэффициент эффективности; Кi - капитальные вложения, изменяющиеся при смене варианта технологического процесса.

 

40. Конструктивные модули первого уровня. Состав. Типы.

 

Модули первого уровня. При конструировании модулей первого уровня выполняются следую­щие работы:

· Изучение функциональных схем с целью выявления одинаковых по назначению подсхем и унификации их структуры в пределах изделия, что приводит к уменьшению многообразия подсхем и номенклатуры различных типов ТЭЗ.

· Выбор серии микросхем, корпусов микросхем, дискретных радиоэлементов.

· Выбор единого максимально допустимого числа выводов соединителя для всех типов модулей. За основу принимают число внешних связей наиболее повторяющегося узла с учетом цепей пи­тания и нулевого потенциала и до 10 % запаса контактов на возмож­ную модификацию.

· Определение длины и ширины печатной платы. Ширина платы, как правило, кратна или равна длине соединителя с учетом полей установки и закрепления платы в модуле второго уровня. Требования по быстродейст­вию и количество устанавливаемых на плату компонентов влияют на ее длину.

· Собственно конструирование печатных платы.

· Выбор способов защиты модуля от перегрева и внешних воздействий.

Широкое распространение получила плоская компоновка модуля, когда компоненты схемы устанавливают в плоскости платы с одной или двух сто­рон. Для плоской компоновки характерна ма­лая высота установки компонентов по сравнению с длиной и шириной платы. Простота выполнения монтажных работ, легкость доступа к компонентам и монтажу, улучшенный тепловой режим являются основными преимущества­ми плоской компоновки. Если для внешней коммутации модуля вводится со­единитель, то подобную конструкцию называют типовой элемент замены (ТЭЗ) (рис. 8.2.1). На печатную плату устанавливают микросхемы 4 и для исключения влияния на работу микросхем помех по электропитанию - развязывающие конденсаторы 5.

 

Рис. 8.2.1. 1-лицевая панель, 2-невыпадающий винт, 3-печатная плата, 4-микросхема, 5-развязывающий конденсатор, 6-электрический соединитель (разъем).

 

Лицевая панель выполняет одновременно несколько функций. На ней располагают элементы индикации и управления, контрольные гнезда, ино­гда электрические соединители, которые взаимодействуют с платой провод­ным монтажом. На панели в резьбовые отверстия помещают невыпадающие винты 2, которыми ТЭЗ жестко фиксируется на несущей конструкции модуля второго уровня, наносится адрес, позволяющий отличить ТЭЗ среди подоб­ных в наборе РЭА, а также предотвратить непра­вильную установку ТЭЗ.

Панель и электрический соедини­тель крепят к печатной плате винтовым или заклепочным соединением. В условиях жестких механических воздействий плату ТЭЗ устанавливают на рамку, что увеличивает жесткость конструкции. При большом числе внешних цепей на ТЭЗ устанавливают несколько соединителей, располагающихся на одной или нескольких сторонах платы.

В блоках транспортируемой аппаратуры печатные платы модулей, как правило, закреплены жестко на несущей конструкции. Модули первого уровня взаимодействуют между собой приборными соединителями печатного монтажа, непосредственной подпайкой проводов к монтаж­ным отверстиям плат, с использованием переходных штырьков и колодок.

Соединители обеспечивают быструю замену мо­дулей и бывают прямого и косвенного сочленения. Вилка соединителя пря­мого сочленения является частью печатной платы с печатными ламелями, розетка соединителя - открытого и закрытого исполнения. В розетках открытого исполне­ния прорезь для установки печатной платы открыта с концов, что позволяет устанавливать в нее различные по ширине платы. Розетки закрытого типа ограничены с концов торцевыми поверхно­стями и служат для установки плат фиксированной ширины. Взаимная ори­ентация модуля и розетки осуществляется перегородкой в розетке и пазом под эту перегородку в концевой части печатной платы. Фиксация модуля в розетке открытого исполнения производится за счет пружинящих контактов розетки, в розетке закрытого исполнения могут быть защелки на торцевых поверхностях соединителя. Расстоя­ние между соседними печатными ламелями выбирается из ряда: 1,25; 2,5;3,75 и 5 мм. Малое омическое сопротивление и высокая износо­стойкость контактной пары ламель - контакт розетки достигается покрытием медных поверхностей ламелей серебром, палладием, золотом, родием. Толщина покрытия варьи­руется в пределах 3-50 мкм.

При конструировании печатных плат необходимо решать задачи:

· выбор проводниковых и изоляционных материалов, формы и раз­меров печатных плат, способов установки компонентов;

· определение ширины, длины и толщины печатных проводников, расстояний между ними, диаметров монтажных и переходных отверстий, размеров контактных площадок;

· трассировка печатного монтажа.

 

 

42.Конструктивные модули второго и уровня. Варианты исполнения.

 

К модулям второго уровня относятся блоки различных видов, в том числе одноплатные бескаркасные приборы. Несущей конструкцией одноплатного бескаркасного настольного прибора со встроенным блоком питания обычно является основание.

При конструировании блоков РЭС с достаточно большим количеством ТЭЗ применяют стеллажный, этажерочный и книжный варианты конструкций в форме параллелепипеда в негерметичном и герметичном исполнении.

 

  1-каркас, 2-лицевая панель, 3-монтажная панель, 4-соединитель, 5-ТЭЗ.

Блоки стеллажного типа

компонуются из ТЭЗ, которые ус­танавливаются в один или несколько рядов перпендикулярно монтажной панели. Основным конструктивным элементом блока является каркас 1 с монтажной панелью и соединителями 4. Относительно лицевой панели монтажная панель может занимать как горизонтальное, так и вертикальное поперечное или продольное положение.

При компоновке изделий необходимо обеспечить свободный доступ к электрическим соединителям монтажных панелей для контроля и к ТЭЗ для их замены. Если монтажная панель ориентирована горизонтально, то крышку и поддон прибора необходимо выполнять съемными, если верти­кально - лицевую и заднюю панели нужно делать съемными или откидными.

Горизонтальное расположение монтажной панели за­трудняет охлаждение блоков естественной конвекцией, поэтому их обычно используют в приборах настольного типа с низкой плотностью компоновки, либо совместно с вентиляторами, направляющими потоки охлаждающего воздуха вдоль каналов, образованными рядами плат расположенных по со­седству ТЭЗ. При комплектации блоками рам и стоек шкафного типа в конструкции блоков не вводят кожухи или крышки. При значительной длине ТЭЗ блок с вертикальным расположением монтажной панели можно уста­навливать непосредственно в стойку.

Конструктивное исполнение блоков разнообразно, но у всех блоков можно отметить наличие монтажной панели (шасси), каркаса, направляющих и элементов фиксации в модуле высшего уровня. На монтажных панелях выделяют центральную и периферийную зо­ны. В центральной зоне располагают ответные части соединителей ТЭЗ и на­правляющие, в периферийной - колодки или соединители внешней комму­тации, жгуты, подводы напряжения питания и нулевого потенциала. Желательно ответные соединители ТЭЗ устанавливать на многослойную печатную плату. Однако в процессе от­работки аппаратуры часто появляется необходимость во внесении измене­ний, которые проще всего выполнить проводным монтажом. Используется монтаж одиночным проводом, свитой парой, жгутовой монтаж. При использовании жгутов на монтажной панели блока предусмат­ривают пазы или углубления, в которых жгуты размещают и закрепляют.

Направляющие вводятся в конструкции для быстрого сочленения ТЭЗ с ответными частями соединителей без заклинивания или перекоса, поддержки платы ТЭЗ при ударах и вибрациях, создания пути для кондуктивного отвода теплоты. Для входа и перемещения платы в направляющих по краям платы предусматривают свободную от печатного монтажа зону шириной 2-3 мм. Раз­личают коллективные направляющие, предназначенные для установки од­новременно нескольких ТЭЗ, и индивидуальные. В качестве конструкционных материалов направляющих используется пластмасса и металл. Тепловое сопротивление металлических направляющих ниже, чем пластмассовых, и зависит от конкретной конструкции.

Элементы крепления и фиксации должны исключить возможность выпадения ТЭЗ при воздействии ударов и вибраций. Предусматривается индивидуальное или групповое крепление ТЭЗ. Для индивидуального креп­ления рекомендуется использовать невыпадающие винты, защелки. В большинстве случаев групповое крепление осуществляется прижимной крышкой с наклеенной с внутренней стороны пористой прокладкой.

  1-кожух, 2-плата, 3-откинутая плата, 4-несущая конструкция, 5-ось шарнира.

В блоках книжной конструкции механическое объединение печатных плат между собой и с несущей конструкцией обеспечивается шар­нирными узлами, позволяющими поворачивать платы подобно страни­цам книги. Шарнирные узлы могут выполняться совместно с рамкой, индивидуально, на шарнир­ный узел может устанавливаться одна или несколько плат. В рабочем состоянии платы объединяют в пакет стяжными винтами. Электрические соединения вы­полняют объемными проводами или печатными жгутами.

В блоках с откидными платами платы 2 механически объе­диняют между собой и с несущей конструкцией 4 подвижным соединением на оси 5, позволяющим обеспечивать откидывание любой платы и контроль этой платы в откинутом положении при функционировании блока. В рабочем состоянии платы объединяют в пакет и крепят к не­сущей конструкции. Электрические соединения выполняют объемными проводами, жгутами, соединителями. При разработке электромонтажной схемы блока необходимо предусмотреть подвижность монтажа, например, искусственным увеличением длины жгута для обеспечения откинутого по­ложения платы. Возможны вертикальное и горизонтальное направление от­кидывания плат. В качестве недостатка этого вида компоновки следует от­метить некоторое увеличение длины монтажных проводов.

  1-установочная панель, 2-стяжной винт, 3-плата, 4-кожух.

Этажерочная компоновка блока достигается параллельным объединением между собой плат 3 и установочной панели в единую конст­рукцию стяжными винтами 2. Нужный шаг установки между платами паке­та обеспечивается введением в конструкцию распорных втулок. Несущей конструкцией блока является установочная панель. Возможны вертикальная и горизонтальная установка панели в модуле высшего уровня. На выбор способа ориентации панели влияет конструкция, тепловой режим блока, характер и направление внешних механических воздействий. Меж­платные электрические соединения в блоке осуществляют жгутовым мон­тажом, фиксированным паяным, разъемными соединениями. Внешние со­единители должны устанавливаться на несущей конструкции блока 1. Преимуществом компоновки является простота конструкции, недостатком - низкая ремонтопригодность.

Ориентация и расстояния между платами ТЭЗ зависят от технических требований на аппаратуру, теплового режима, характера и направлений внешних воздействий. Выбор варианта конструкции диктуется производст­венными и техническими требованиями. Производственные условия рекомендуют применять однотипные конструкции ТЭЗ, элементов несущих конструкций, фиксации, крепления, монтажа.

В герметичные корпуса блоков устанавливают один или несколько паке­тов модулей первого уровня, особо чувствительных к влиянию условий эксплуатации. Компактные герметичные блоки могут разме­щаться в любом месте объекта эксплуатации, что является преимуществом подобной компоновки, но при этом возрастают длины эл. соединений между блоками.

 

43.Конструктивные модули третьего уровня. Особенности конструкций.

 

 

Модули третьего уровня. Модуль третьего уровня конструктивной иерархии - стойка, шкаф - предназначен для установки и коммутации блоков или рам (объединенных конструктивно блоков) и обеспечения их работоспособности в составе РЭА.

   

Конструктивной основой любой стойки является каркас, обычно изго­тавливаемый из стального уголкового профиля или труб прямоугольного или квадратного сечений. На рис. 8.2.5 представлен каркас шкафной стойки, который собирается из двух боко­вин 3, нижнего 8 и верхнего 2 оснований каркаса. Боковины и основания сварены из труб и в единую конст­рукцию объединяются болтовым соединением. Для этого в трубы боковин и оснований в местах болтовых соединений помещаются вкладыши, имеющие форму и размеры поперечного сечения отверстий труб. Вкладыши обеспечивают тре­буемую жесткость соединения и предохраняют от сминания трубы при завинчивании болтов деталей каркаса. Чаще всего каркас стойки выполняется цельносварным.

На каркасе закрепляется крышка 1 с вентиляционными отверстиями, два боковых щита 4 и подвешиваются дверцы 10. Для придания жесткости с внутренней стороны поверхности щита и дверцы при­варивается элемент жесткости 5, проходящий по всей высоте дверцы и щита. Щит 4 к бокови­не каркаса 3 закрепляется с внутренней стороны стойки вин­товым соединением. Для этого по периметру боковин 3 каркаса приваривают кронштейны 6, и, напротив, в соответствующих местах щита - скобы с отвер­стиями под резьбу. Щит подтя­гивается к каркасу и фиксируется по всей плоскости боковины 3. Дверцы 10 подвешиваются на петлях к подвескам 7 и имеют кнопку-ручку 9, при нажатии на которую защелка выходит из фиксируемого положения и под действием отжимной пружины свободный край дверцы отхо­дит от каркаса. К использова­нию магнитных защелок нужно подходить осторожно, так как при этом неизбежно появление магнитных полей и возможно их влияние на работающую аппаратуру.

Дверцы и щиты должны плотно прилегать к каркасу без щелей, через которые происходит утечка охлаждающего воздуха, а внутрь стойки проникает пыль, внешние электрические, магнитные и электромагнитные поля. По требованиям техники безопасности, а также из соображений экра­нирования стойки электрическое сопротивление между деталями каркаса, дверцами и щитами должно быть минимальным. Для этого детали кар­каса, щиты, дверцы электрически объединяют оплеткой экранированного проводника с контактными лепестками «под винтовое соединение». На детали каркаса привариваются бобышки, на щиты и дверцы - скобы. В бобышках и скобах нарезают резьбовые отверстия, и устанавливают контактные лепестки оплетки.

Блоки в стойке коммутируют жгутом, закреп­ляемым на монтажной панели стойки. Этот же жгут подводит сигнальные цепи к соединителям внешней коммутации, размещаемым на боковых по­верхностях или поддоне стойки.

Компоновка стоек вставными разъемными блоками широко использу­ется при конструировании транспортируемой (бортовой) аппаратуры и сто­ек электропитания. Внешняя коммутация блоков осуществляется прибор­ными или приборно-кабельными соединителями, обеспечивающими быструю замену блоков. Введение приборно-кабельного соединителя обес­печивает работу РЭА при частично выдвинутом или удаленном из стойки для контроля блоке, но приводит к увеличению длин соединений и, как следствие, понижению быстродействия.

Установка на блок приборного соединителя не удлиняет соединений, но для проверки его работоспособности в составе стойки требуется ее отключение, установка блока в переходное устройство, искусственно смещающее ответный соединитель монтажной панели к лицевым панелям блока, включение аппаратуры и собственно контроль. Подобные действия увеличивают время подготовки для выполнения операций контроля, а введение переходного устройства может привести к искажению сигналов.

При использовании приборно-кабельных соединителей приборная часть соединителя устанавливается на тыльную сторону блока, блок встав­ляется и фиксируется в стойке. В стойке отсутствует монтажная панель, а коммутация блоков обеспечивается кабелями, закрепляемыми в пазах стой­ки на стороне, противоположной лицевым панелям блоков. Ответные части кабельных соединителей вставляются в приборные блоки и фиксируются на блоках.

Часто в одной и той же стойке размещаются неразъем­ные и разъемные вставные блоки. Первые, как правило, осуществ­ляют обработку информации, а вторые — охлаждение и снабже­ние электропитанием блоков об­работки информации.

Шкафная стойка рамной конструкции компонуется из блоков, глубина которых во мно­го раз меньше глубины каркаса стойки. В этом случае блоки ус­танавливают в промежуточную конструкцию — раму. В стойке размещают вертикально несколько рам. Коли­чество рам зависит от глубины стойки и рамы. Глубина рамы несколько больше глубины устанавливаемых в стойку блоков (с учетом объема межблочной коммутации). В единую конструкцию рамы объединя­ются каркасом стойки.

В двухрамной стойке для доступа к монтажным сторонам и лицевым панелям блоков одна или обе рамы выполняют пово­рачивающиеся вокруг оси подвески. При открытых дверцах и рамах, нахо­дящихся в рабочем вдвинутом состоянии, рамы ориентируют монтажными сторонами наружу, что позволяет контролировать сигнальные цепи блоков рамы контрольно-измерительной аппаратурой.

Коммутацию в стойке рам между собой удобно выполнять плоским объемным или печатным жгутом. Для этой цели со стороны подвески рам на боковой поверхности устанавливают соединители внешней коммутации. Эти же соединители на неподвижной раме можно использовать для межсто­ечной коммутации.

 

44.Конструктивные особенности проектирования РЭС различного назначения. Классификация. Четыре категории по продолжительности работы. Зоны использования РЭС РН и их характеристики.

 

Классы подразделяют РЭА по трем глобальным зонам использования:

-наземная РЭА (суша);

- морская РЭА (океан);

- бортовая РЭА (воздушное и космическое пространство).

Наземная РЭА бывает стационарной (ЭЦВМ), подвижной (передвижные радиостанции, передвижные автопроверочные пульты на аэродромах), носимой (носимые радиостанции) и бытовой. При конструировании наземной РЭА возникает общая задача защиты от вибраций, ударов, пыли в условиях нормального атмосферного давления.

Морская РЭА состоит из трех групп: судовая, корабельная и буйковая. Она отличается тремя особенностями: 1) работает под воздействием наиболее трудных климатических факторов в сочетании с непрерывной вибрацией от двигателей, ударными перегрузками и линейными ускорениями;

1) длительное автономное плавание;

2) акустические, магнитные и радиационные воздействия.

Морская РЭА должна разрабатываться в тропическом варианте.

Судовая РЭА устанавливается на пассажирские и грузовые суда (сухогрузы, наливные, промысловые, буксиры, ледоколы и т.п.), корабельная – на подводные лодки и корабли.

Буйковая РЭА служит навигационным и другим целям и характеризуется: 1) особой продолжительностью необслуживаемой эксплуатации, 2) воздействию сильных ударов.

Бортовая РЭА.

Этот класс включает в себя группы авиационной, космической и ракетной техники бортовой называют РЭА, устанавливаемую на летательных аппаратах.

Все климатические и механические факторы присутствуют при работе бортового РЭА.

Вертолетная и самолетная РЭА характеризуется кратковременностью непрерывной работы, измеряемой часами. В остальное время РЭА находится под контролем обслуживающего персонала. Отсюда возникает требования высокого контроля и ремонтопригодности аппаратуры.

Температура корпуса самолета изменяется от –50 до +150оС, поэтому РЭА, расположенная не в гермоотсеках испытывает тепловые удары.

Разрабатывая конструкции самолетной РЭА, нужно иметь в виду, что заняты не только зрение, слух и руки летчика, но и ограничено место, где могут быть установлены блоки РЭА, а это определяет, что РЭА должна работать автоматически, а информацию передавать летчику дистанционно.

К космической и ракетной РЭА помимо общих требований добавляет еще дополнительные, специфические: 1) особо ограниченные объем и массу из-за необходимо иметь минимальную массу ракеты-носителя;

2) чрезвычайно высокой безотказности;

3) высокой ремонтопригодности в предстартовый период.

4) совместного действия вибрационных и линейных нагрузок во время старта.

Дополнительные черты ракетной РЭА:

· разовость использования;

· кратковременность предстартовой проверки и высокая ремонтопригодность в предстартовых условиях;

· работа в условиях быстрого нарастания температуры не обшивке ракеты (до несколько сотен градусов);

· длительная сохраняемость при многолетнем хранении;

· очень высокие ударные нагрузки.

Спутниковые же РЭА обязаны работать длительные промежутки времени без контроля и ремонта при циклических температурных воздействиях.

Таким образом можно заключить, что бортовая РЭА работает в самых сложных усовиях.

 

 

45. Несущие конструкции высших структурных уровней. Особенности проектирования лицевых панелей блоков РЭС РН.

 

При разработке как и РЭА, так и любого изделия ЭЛА конструктор должен обосновываться системным подходом, т.е. выбор любого варианта должен быть всесторонне обоснован и проверен, исходя из требований производства, эксплуатации и ремонта. Только системный подход позволяет подойти наиболее близко к оптимальному варианту конструкции.

Основным элементом при функционально-блочном конструировании является блок, который объединяет кассеты, ячейки, печатные платы и другие элементы низших уровней. Отличительной чертой блока является лицевая панель.

В настоящее время промышленностью разработаны и выпускаются типовые ряды блоков для размещения на различных носителях. Так, ГОСТ 17045-71 и ГОСТ 17413-72 предусматривают основные и габаритные размеры самолетной РЭА. ОСТ 4Г0.410.009 регламентирует конструкции и размеры шкафов и шасси блоков наземной РЭА (Рис 13.8).

Эти документы регламентируют внешнее оформление и габариты. А взаимное расположение входящих частей, их электрическая совместимость, обеспечение теплового режима, обеспечения долговечности и надежности при эксплуатации блока на конкретном носителе – взаимная увязка и выполнение всех этих требований остается за конструктором.

 

 

 
 

 

 


В качестве примера рассмотрим блок реальной конструкции, предназначенной для установки на стеллажах самолета. В соответствии с ГОСТ 17045-71 ‘’корпуса блоков самолетной РЭА‘’ блоки могут быть малые (М), короткие (К), средние (С) и длинные (Д), малые низкие (МН) и короткие низкие (КН). Шири



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.104 с.)