Основы конструкции автомобилей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы конструкции автомобилей



ОСНОВЫ КОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ

Методические указания к выполнению лабораторно-практических работ по курсу

«Техника транспорта, ее обслуживание и ремонт» для студентов 3 курса специальностей

ОБД и ОПТ

ВВЕДЕНИЕ

Учебный курс «Техника транспорта, ее обслуживание и ремонт», состоит из лекционных занятий в объеме 17 часов, лабораторно-практических занятий в объеме 17 часов и самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРС) в объеме 36 часов.

Первые инженерные знания по автомобилям студенты получают при изучении во время лабораторно-практических работ основ конструкции. На этих занятиях изучаются:

-общее устройство автотранспортных средств;

-принципы действия и типовые конструкции механизмов и систем современных автотранспортных средств.

При выполнении лабораторно-практических работ студенты изучают конструкции базовых автомобилей и их модификаций производства отечественных заводов: ЗИЛа, ГАЗа, КамАЗа, ВАЗа, других предприятий, а также основные конструктивные особенности автотранспортных средств зарубежного производства.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Занятия по изучению конструкции автотранспортных средств проводятся в специализированной аудитории кафедры «Автомобили и двигатели», оснащенной материальной частью, наглядными пособиями, техническими средствами обучения.

Студенты получают у преподавателя задание на лабораторно-практическую работу.

Преподаватель указывает рабочее место, где выполняется работа. Перед выполнением очередной лабораторно-практической работы студенты обязаны заранее ознакомиться с ее содержанием и литературой, которую рекомендовано использовать при выполнении данной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вахламов В. К. Автомобили: Теория и конструкция автомобиля и двигателя / В. К. Вахламов, М. Г. Шатров, А. А. Юрчевский. - М.: «Академия», 2003. - 816 с.

2. Вишняков И. И. Автомобиль: Основы конструкции / И. И. Вишняков, В. К. Вахламов, А. Н. Нарбут и др. - М.: Машиностроение, 1986. - 304 с.

3. Вахламов В. К. Техника автомобильного транспорта: Подвижной состав и эксплуатационные свойства / В. К. Вахламов. - М.: «Академия», 2004. - 528 с.

4. Михайловский Е. В. Устройство автомобиля / Е. В. Михайловский. - М.: Машиностроение, 1985. - 252 с.

5. Райков И. Я. Конструкция автомобильных и тракторных двигателей / И. Я. Райков Г. Н. Рытвинский. – М.: Высшая школа, 1986. – 352 с.

6. Осепчугов, В. В. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета / В. В. Осепчугов, А. К. Фрумкин. – М.: Машиностроение, 1989. - 302 с.

7. Богатырев А. В. Автомобили / А. В. Богатырев, Ю. К. Есеновский-Лашков, М. Л. Насовский, В. А. Чернышов. – М.: КолосС, 2002. - 496 с.

8. Харитонов С. А. Автоматические коробки передач. / С. А. Харитонов. - М.: АСТ, 2003. - 335 с.

9. Акимов С. В. Электрооборудование автомобилей. / С. В. Акимов, Ю. П. Чижков. - М.: ЗАО «КЖИ» «За рулем», 2003. - 384 с.

10. Кириченко Н. Б. Автомобильные эксплуатационные материалы / Н. Б. Кириченко. - М.: «Академия». 2003. - 208 с.

11. Краткий автомобильный справочник. В 4 т. Т.1. Автобусы / Б. В. Кисуленко [и др.] – М.: НПСТ «Трансконсалтинг», 2002. – 360 с.

12. Краткий автомобильный справочник. В 4 т. Т.2. Грузовые автомобили / Б. В. Кисуленко [и др.]. – М.: Автополюс-Плюс, «Финпол», 2005. - 672 с.

13. Краткий автомобильный справочник. В 4 т. Т. 3. Ч. 1. Легковые автомобили. / Б. В. Кисуленко [и др.]. – М.: Автополюс-Плюс, «Финпол», 2005. – 488 с.

14. Краткий автомобильный справочник. В 4 т. Т. 3. Ч. 2. Легковые автомобили. / Б. В. Кисуленко [и др.]. – М.: Автополюс-Плюс, «Финпол», 2005. – 560 с.

15. Краткий автомобильный справочник. В 5 т. Т. 4. Специальные и специализированные автотранспортные средства: в 3 ч. Ч. 1: Фургоны, самосвалы, платформы, тягачи специальные, прицепы-роспуски России и СНГ / М. И. Грифф, И. А. Венгеров, В. С. Олитский и др. – М.: Автополюс-Плюс, 2004. – 488 с.

Перед выполнением лабораторно-практической работы студенты выполняют письменный отчет о проведенной подготовке к занятию в аудитории, основная цель которого - научить студентов выполнять структурные и принципиальные схемы систем и механизмов на основании описания и чертежей, приводимых в литературе и на плакатах. Кроме того, при составлении отчета вырабатываются навыки работы со справочной литературой, накапливаются знания по техническим характеристикам АТС и их агрегатам, совершенствуются навыки в решении практических задач.

Изучение агрегатов или механизмов должно начинаться с выяснения их назначения, затем устройства и принципа действия. Ознакомившись с устройством механизма, следует разобраться в его работе на различных режимах (при включенном и выключенном состоянии и др.), проследить все механические связи, передачу крутящего момента от одной детали к другой, запомнить название основных деталей. Кроме того, надо научиться оценивать максимальные и минимальные численные значения основных физических величин в единицах СИ (скорость перемещения, частота вращения, сила, момент силы, давление, температура, производительность, мощность и т.д.).

Сведения о том, как выполнять письменный отчет, изложены в приложении 1 к методическим указаниям.

В процессе выполнения лабораторно-практической работы, студенты закрепляют знания, полученные при самостоятельном изучении устройства и работы агрегатов, механизмов, систем и т.п. При необходимости студенты производят разборку изучаемого узла, агрегата или механизма и изучают составляющие его элементы.

После выполнения каждой работы студенты обязаны персонально отчитаться по ней преподавателю.

ПОРЯДОК ОТЧЕТА

Отчитываться можно только по работам, заданным на день занятия и только при наличии соответствующего письменного отчета.

Студенты в течение 10 минут после начала занятия могут получить консультации преподавателя по вопросам, возникшим во время выполнения письменного отчета. По истечении 10 минут, все письменные отчеты сдаются преподавателю для проверки. Далее студенты при участии преподавателя изучают заданный материал, используя наглядные пособия и плакаты. За 30 минут до окончания занятия проводится опрос по выполненной работе. Опрос проводится в устной или письменной форме (по усмотрению преподавателя). По результатам опроса и при наличии у преподавателя письменного отчета установленной формы, студент получает зачет. По пропущенным работам отчет проводится в конце семестра во время дополнительных занятий. Время для дополнительных занятий (не более двух) назначает преподаватель.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Во время изучения курса «Техника транспорта, ее обслуживание и ремонт» в рамках времени, отведенного для самостоятельной работы под руководством преподавателя, студенты выполняют реферативную работу.

Сведения о том, как выполнять реферативную работу, изложены в приложении 2 к методическим указаниям.

Сцепление

Изучить: Назначение и классификацию сцеплений. Схему и принцип работы фрикционного сцепления и привода его управления. Конструкцию и работу однодисковых и двухдисковых сцеплений. Назначение и принцип действия гасителя крутильных колебаний. Усилители привода: схемы, принцип действия. Регулировку фрикционных сцеплений и приводов управления. Схему и принцип действия гидромуфты.

Начертить:

1. Схему однодискового фрикционного сцепления.

2. Схему гидравлического привода сцепления.

3. Схему гидравлического сцепления.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите детали, через которые передается усилие от маховика на нажимной диск сцепления автомобиля ВАЗ-21214, КамАЗ-5320.

2. Чем вызвана необходимость установки сцепления на автомобилях с механической трансмиссией?

3. Чем регулируется чистота выключения сцепления?

4. Какое сцепление установлено на автомобиле КамАЗ-5320 (постоянно замкнутое или постоянно разомкнутое)?

5. Какая жидкость используется в гидравлическом приводе сцепления?

Задача:

Водитель действует на педаль сцепления автомобиля ГАЗ-3307 с усилием в 200 Н. Какое усилие при этом создают нажимные пружины, если КПД привода равно 0,8?

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Коробка передач (КП)

Изучить: Назначение КП. Классификация. Схемы механических ступенчатых коробок передач. Схему и принцип действия гидротрансформатора. Конструкцию и работу механических ступенчатых коробок передач с неподвижными осями валов. Назначение конструкцию и работу инерционного синхронизатора, фиксаторов замков, смазку КП.

Начертить:

1. Схему ступенчатой коробки передач.

2. Эскиз синхронизатора КП.

3. Эскизы фиксатора и замка КП.

Контрольные вопросы:

1. Чем вызвана необходимость установки на автомобиль КП?

2. Где располагаются опорные подшипники первичного вала КП автомобиля ЗИЛ-4421?

3. Какое назначение предохранителя КП?

4. Назовите АТС, у которых в трансмиссии имеется гидротрансформатор?

5. С какой целью в КП устанавливают «сапун»?

Задача:

Двигатель автомобиля КамАЗ-5320 работает на режиме максимального крутящего момента. С какой скоростью (рад/с) вращается вторичный вал КП на пятой передаче?

Карданная передача

Изучить: Назначение карданной передачи. Типы карданных шарниров. Схемы шарниров равных и неравных угловых скоростей и их характеристики. Конструкцию карданных передач, шарниров, валов, промежуточных опор и др. Балансировку карданных передач. Конструкцию карданных передач привода управляемых колес.

Начертить:

1. Схему карданной передачи.

2. Карданный шарнир неравных угловых скоростей.

3. Шариковый карданный шарнир равных угловых скоростей.

Контрольные вопросы:

1. Какое назначение шлицевого соединения карданного вала?

2. Почему в карданных шарнирах не применяют шариковые подшипники (используют игольчатые подшипники)?

3. Как из двух асинхронных шарниров получают синхронную карданную передачу?

4. Чем смазываются карданные шарниры?

5. На каких автомобилях и почему устанавливают три асинхронных карданных шарнира?

Колеса. Мосты. Подвеска

Изучить: Назначение колес и устройство пневматической шины. Конструкцию ведущего, управляемого, и поддерживающего мостов. Классификацию подвесок. Основные части подвески и их назначение. Конструкцию упругих, направляющих элементов и телескопического амортизатора. Назначение и конструкцию стабилизатора поперечной устойчивости.

Начертить:

1. Схему подвески автомобиля.

2. Упругие элементы подвески: пружина, листовая рессора, торсион, пневмобалон.

3. Схему установки управляемых колес.

4. Схему пневматической шины с указанием основных рaзмеров.

Контрольные вопросы:

1. На примере задней подвески автомобиля ЗИЗ-4314 назовите основные элементы (упругий, гасящий и направляющий).

2. В каком случае амортизатор оказывает большее сопротивление перемещению (при сжатии или при отдаче)?

3. Каким способом изготовлена балка ведущего моста автомобиля КамАЗ-5320?

4. Чем регулируется величина схождения управляемых колес?

5. Чему равно давление воздуха в шинах передних колес автомобиля ГАЗ-3307?

Задача:

Автомобиль КамАЗ-5320 движется со скоростью 72 км/час. С какой частотой вращается колесо?

Тормозные механизмы

Изучить: Назначение тормозных систем: рабочей, запасной, стояночной, вспомогательной. Схемы и конструкции барабанных и дисковых тормозных механизмов. Регулировки тормозных механизмов. Конструкцию устройств для автоматического регулирования зазоров в тормозных механизмах.

Начертить:

1. Основные схемы барабанных тормозов.

2. Схему дискового тормоза;

3. Схему сил, действующих на автомобиль при торможении.

Контрольные вопросы:

1. Какого типа колесные тормозные механизмы применяются на автомобиле КамАЗ-5320?

2. Почему на автомобиле ГАЗ-3110 привод стояночной тормозной системы осуществляется на задние колеса, а не на передние?

3. Из каких материалов изготавливают соответственно тормозные накладки и барабан автомобиля МАЗ-5335?

4. Чем отличаются тормозные механизмы передних и задних колес автомобиля ГАЗ-3110 и автомобиля BA3-2110?

5. Как регулируется зазор между колодками и барабаном на автомобиле ГАЗ-3110?

ПРИЛОЖЕНИЯ

Форма отчета

Саратовский государственный технический университет Кафедра «Автомобили и двигатели» Отчет по лабораторно-практической работе ………………………………………………… (номер и наименование работы) Студента …………………… группы …….……… (фамилия, имя, отчество) Дата ………… (число, месяц и год выполнения работы по графику)

Вышеуказанные сведения должны занимать верхнюю половину первого листа отчета и выделены - «взяты в рамку».

Текстовая часть

В текстовой части приводятся:

1. Полная формулировка назначения изучаемого объекта (механизма, системы, агрегата, детали).

2. Название основных деталей и последовательности передачи усилия, скорости, потока и т.д.

3. Условия работы основных деталей с указанием цифровых значений соответствующих физических величин в единицах СИ.

Графическая часть

В соответствии с указаниями по изучению отдельных работ выполняются эскизные чертежи и схемы, даются необходимые пояснения к ним. Чертежи и схемы выполняются аккуратно, от руки. Не следует перечерчивать из учебников сложные чертежи с избыточной информацией или делать любые копии с них.

Титульный лист

Саратовский государственный технический университет

Кафедра «Автомобили и двигатели»

Реферат на тему:

Гидравлический и пневматический приводы тормозных систем автомобилей

………………………………………

(вариант из задания)

Выполнил: студент ……………… группы …… № зач. книжки …..

Проверил ……….

Саратов 20г.

2.2.Темы реферативных работ для студентов ОПТ и ОБД 3го курса

Вариант (№№ по списку) Автомобили
1,2 МАЗ 5430, ВАЗ 2110
3,4 ЗИЛ 4314, ВАЗ 2111
5,6 МАЗ 5335, ВАЗ 2109
7,8 КАМАЗ 5410, ВАЗ 21214
9,10 ЛиАЗ 5256, УАЗ 3303
11,12 МАЗ 5549, ВАЗ 2115
13,14 УрАЛ 5557, ГАЗ 3307
15,16 ЗИЛ 4421, ПАЗ 3205
17,18 ЗИЛ 4945, ИЖ 2126
19,20 КаМАЗ 5510, ВАЗ «Шевроле-Нива»
21,22 КаМАЗ 5320, ГАЗ 3129
23,24 ЗИЛ «Бычок», ГАЗ «Соболь»
25,26 ЗИЛ ММЗ 4520, ИЖ 2717

Содержание реферативной работы

Реферативная работа должна содержать краткую техническую характеристику автомобиля, описание конструкции и работы тормозной системы с необходимыми иллюстрациями. В конце реферативной работы необходимо привести список литературных источников, использованных при выполнении работы.

 

ОСНОВЫ КОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ

Методические указания к выполнению лабораторно-практических работ по курсу

«Техника транспорта, ее обслуживание и ремонт» для студентов 3 курса специальностей

ОБД и ОПТ

ВВЕДЕНИЕ

Учебный курс «Техника транспорта, ее обслуживание и ремонт», состоит из лекционных занятий в объеме 17 часов, лабораторно-практических занятий в объеме 17 часов и самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРС) в объеме 36 часов.

Первые инженерные знания по автомобилям студенты получают при изучении во время лабораторно-практических работ основ конструкции. На этих занятиях изучаются:

-общее устройство автотранспортных средств;

-принципы действия и типовые конструкции механизмов и систем современных автотранспортных средств.

При выполнении лабораторно-практических работ студенты изучают конструкции базовых автомобилей и их модификаций производства отечественных заводов: ЗИЛа, ГАЗа, КамАЗа, ВАЗа, других предприятий, а также основные конструктивные особенности автотранспортных средств зарубежного производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.128.177 (0.048 с.)