Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компоненты деятельности человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В любом виде деятельность человека можно выделить две компоненты. Первая из них характеризует труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции, схеме, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собственного творчества. Такой труд будем называть первоначальным, регламентированным или a-трудом. Вторая компонента характеризует труд, направленный на создание новых духовных или материальных благ, а также новых методов производства. Этот вид труда будем называть новационным, творческим или b-трудом. Типичным примером деятельности, в которой преобладает a-труд является выполнение производственной операции сборщиком на конвейере с регламентированным ритмом. Существенно, что в данном случае речь идет не о способностях работника, а об объективных возможностях их реализации. Регламентированным может быть не только малоквалифицированный физический труд. В частности, деятельность чиновника, если она сводится только к слепому выполнению приказов и инструкций, объективно является a-трудом. К такому виду труда может сводиться и деятельность некоторых исполнителей с инженерной подготовкой или другим высшим образованием. Существуют достаточно сложные виды деятельности, в которых запрещены любые отступления от заданного регламента действий. Таким образом, a-труд может быть как физическим, так и умственным. Преимущественно-творческим является труд изобретателей, рационализаторов, ученых, педагогов, врачей, инженеров, организаторов производства, предпринимателей и т. д. Высшим проявлением творчества справедливо считается искусство, ибо в нем не только, как в изобретательстве, исключается повторение (скопирование), но, кроме того, продукт творчества в этой сфере еще и индивидуален, являясь отражением личности автора. Известны случаи, когда одинаковые изобретения и научные открытия делались независимо и почти одновременно разными людьми в разных странах. В искусстве такие ситуации принципиально невозможны. В цивилизованной экономике одной из характеристик значимости творческих элементов в данном виде деятельности может быть доля оплаты труда в виде гонорара (за рационализаторские предложения, изобретения, статьи, книги и т. д.) в общих доходах работника. В этом аспекте прибыль предпринимателя, действующего в условиях реальной конкуренции и правового государства, становится формой авторского гонорара. Представляется оправданным, что в классификации видов деятельности, действующей, например, в ФРГ предприниматели объединены по источнику доходов в одну группу с лицами свободных профессий — писателями, художниками, архитекторами и т. п. Оба названных вида труда участвуют в экономических процессах в двух формах: живого (функционирующего) труда результатов прошлого труда. При этом продукты b-труда передаются не только в виде вещей (в том числе носителей информации), но и через систему образования и воспитания. Как правило, полезность результатов b-труда сохраняется значительно дольше, чем продуктов a-труда, и во многих случаях возрастает с течением времени. Несмотря на постоянное расширение сферы творческой деятельности, основным объектом экономического анализа до последнего времени был труд вообще, а фактически a-труд. Исследование его эффективности наиболее детально выполнено К. Марксом и одним из основателей теории рыночной экономики А Маршаллом Как тот, так и другой исходили из того, что наемный рабочий не вносит ничего нового в выполняемые им функции Для Маркса рабочий — это объект эксплуатации, создающий прибавочную стоимость в результате того, что он трудится значительно больше (примерно в 2 раза), чем необходимо для воспроизводства его рабочей силы. Необходимость выделения двух компонент труда объективно обусловлена принципиальными различиями в их влиянии на формирование дохода предприятия и национального дохода страны. Увеличение конечного продукта за счет a-труда возможно только при увеличении численности работников, продолжительности времени труда и его интенсивности. В отличие от этого за счет b-труда рост объема продукции возможен при неизменных или даже уменьшающихся затратах рабочего времени и интенсивности труда. Это обусловлено тем, что на основе новых технических, статистическом аспекте фактор - это аргумент, влияющий на величину того или иного экономического показателя. Факторы включают экономические ресурсы, но не сводятся к ним. При исследовании экономического роста со второй половины XX в. принято выделять четыре фактора: труд, землю, капитал и научно-технический прогресс (НТП). Последним из названных факторов обозначают совокупность положительных изменений в характеристиках продукции и услуг, технологии, организации труда, производства и управления, образовании и профессиональной подготовке работающих. НТП характеризует возможность увеличения результатов производства при неизменных или уменьшающих затратах рабочего времени и материальных ресурсов. Сущность вклада технического прогресса в развитие экономики определяется тем, что он воплощает в продуктах и услугах новые научные, технические, художественные, предпринимательские идеи, т. е. результаты b-труда. Новая информация в виде открытий, изобретений, ноу-хау характеризует потенциал экономического роста. Его использование зависит от общественного строя и форм мотивации труда на предприятиях. Вопросы для контроля и обсуждения 1. Какова роль труда в функционировании и развитии общественного производства? 2. Назовите основные факторы производства. 3. Как можно определить роль труда в процессе производства? 4. Ведет ли научно-техническая революция к снижению роли человека в производстве? 5. Дайте определение предмета «Экономика труда». 6. В чем объективная необходимость выделения компонент труда?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.37.40 (0.009 с.) |