Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индуктивные методы установления причинной связиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Причина - явление (совокупность явлений), при возникновении которого необходимо вызывается другое действие - следствие, а при его исчезновении неизбежно влечёт уничтожение действия. Разработкой научной индукции много занимался Ф. Бэкон и его последователь Дж.С. Милль, поэтому ее иногда называют индукцией Бэкона-Милля. Структурно различают четыре вида научной индукции, называемых в логике методами: метод единственного сходства, метод единственного различия, метод сопутствующих изменений и метод остатков. В качестве пятого выделяют соединенный метод сходства и различия. В методе сходства процесс умозаключения об интересующей нас причине основан на сравнении двух или более случаев предшествующих обстоятельств. Его формулировка: если два или более случаев изучаемого явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то это обстоятельство, в котором они сходны между собой, и есть, вероятно, причина искомого явления. При исследовании, нужно проанализировать все разнообразные условия их возникновения и выделить общее обстоятельство, предшествовавшее каждому явлению. Пример: Вода кипит и образует пар на печке с углем, на газовой плите, она кипит и в котле, под которым разведен костер. Причиной парообразования не может быть уголь, так как при других обстоятельствах его не было, причиной не является не газ и не дрова. Общим же является огонь, который находится в числе всех наблюдаемых случаев и который поэтому и является причиной парообразования. Табл. 2.3.
Вероятно, обстоятельство А - причина исследуемого явления а. Метод различия применяется тогда, когда явление в одних условиях наступает, а в других сходных условиях, отличающихся отсутствием одного из них, явление не наступает. Формулировка: если случай, в котором явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, во всем сходны, за исключением одного обстоятельства, то это, в чем они различны, и есть, вероятно, причина искомого явления. Пример: Все тела падают с разной скоростью. Для определения причины - устраним воздух, выкачав его из колбы и произведем падение тел, все они падают с одной и той же скоростью, следовательно, воздух, а точнее сопротивление воздуха, есть причина неравенства скорости падения. Табл. 2.4.
Вероятно, обстоятельство А - причина исследуемого явления а. Метод сопутствующих изменений, когда существует тесная внутренняя связь причины и следствия. Формулировка: если возникновение или изменение предшествующего явления всякий раз вызывает возникновение или изменение другого, сопутствующего ему явления, то первое из них есть, вероятно, причина второго явления. Пример: Можно наблюдать, что на Земле, когда Луна изменяет своё положение по отношению к ней, изменяется высота воды в океане, как правило, в самом близком или самом далеком месте от Луны, следовательно, Луна вполне или отчасти причина приливов и отливов. Табл. 2.5.
Вероятно, обстоятельство А есть причина явления а. Метод остатков - при исследовании сложного комплекса предшествующих обстоятельств, где одна часть компонентов уже изучена, а другая его часть еще подлежит изучению. Формулировка: если установлено, что причиной части сложного исследуемого явления не служат известные предшествующие обстоятельства, кроме одного из них, то можно предположить, что это обстоятельство- причина части исследуемого явления. Пример: При помощи этого метода - открыта новая планета Нептун. Наблюдаемое движение Урана не согласовывалось с рассчитанным. Оно, то замедлялось, то ускорялось. Нарушения в движении Урана было из-за влияния небесных светил, когда произвели вычитание известного воздействия, то в остатке получалось нарушение. Предположили, что причина в существование какой-то неизвестной планеты. Ею оказался Нептун. Метод можно выразить схемой: 1. Предшествующие обстоятельства А Б В Г вызывают явление - а б в г. 2. Известно, что обстоятельства А Б В вызывают явление - а б в. Вероятно, обстоятельство Г есть причина явления г.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.118.149 (0.008 с.) |