Значение и необходимость финанс.пл-я. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение и необходимость финанс.пл-я.



Предмет, обьект и субьект

Ныне жесткое планир-е эк-ки п/п-я как сложной эконом-й системы, включающей неогранич-е число взаимосвязей и взаимозавис-й м/у элементами, не м.б. эффект-м. П/п-е само ответственно за орг-ю планир-я своего разв-я, никто не м вме­шиваться в этот процесс. Существ-о повыш-ся роль таких показателей, как прибыль, себестоимость, окупаемость. Появл-ся новые показатели: норма прибыли на капитал, наличность, ликвид-ь и др. Гл-е - новые показатели требуют новой психологии мышле­ния специал-в и руков-й п/п-й.

Предмет науки «Планир-е на п/п-и АПК» - иссле­дование закономерн-й, принципов и ме построения воз­можных состояний п/п-я в будущем.

Объект науки - процесс конкретного воспроизв-ва продук­ции на п/п-и отрасли.

«Планир-е на п/п АПК» - эк-я наука. Она основ-ся на достижениях эк--й теории в обла­сти познания закономерностей и законов развития смешанной эк-ки, выяснении тенденций соц-эк-го и НТП в условиях ее трансформации.

Наука тесно связана с экон-ми дисциплинами: экон-я теория, экон-ка АПК, экон-ка п/п-я, орг-я произв-ва на п/п-и АПК, менеджмент, маркетинг и др. Наряду с теоретич-м и методологич-ми ос­новами экон-й теории и отмеченными выше дисциплина­ми «Планир-е на п/-и АПК» широко исп-т дос­тижения биолог-х и технич-х наук, особенно агроном-й и зооинженерной.

Задачи науки «Планир-е на п/п-и АПК» вытекают из целей и методологии подготовки специалистов по агроэкономичес­ким специальностям. Они опр-ся стратегией развития п\п-я в усл-ях регулируемой рыночной экон-и, нацелен­ной не т-о на его эфф-е функцион-е в настоя­щeм, но и на развитие в будущем. Экономист должен всесторонне изучить сущность, принципы и ме план-я, способы и приемы практической реализации планов на п/п-и.

Планир-м на п/п занимаются руководители всех уровней упр-я, экономисты-менеджеры и специалисты разных категорий. От применяемых теоретико-методологических положений, методических и практических рекомендаций, состава персонала, его проф-й подготовки, труд-го потен­циала, предприн-х способностей зависит орг-эк-е и фин-е состояние п/п-я.


4 и 6.Сущность фин планир на п/п

Эффективное упр-е п/п-м возможно лишь при взаимоувяз-м и согласов-м план-и произв-ва, маркетинга и финансов.

Фин-е планир-е - это процесс определения будущих действий по организации фин-х ресурсов и ден-х пото­ков на пред-и. Фин-е и ден-е потоки представле­ны сгруппиров-м по определ-м признакам, движением фин-х ресурсов как совок-ти денежных фондов, имеющих целевое назначение, и денежных ресурсов как обезличенной массы ден-х средств в распоряжении пред-я.

Фин-е и ден-е ресурсы исп-ся пред-ем в произв-й и фин-й деят-ти. Однако сферы их исп-я различны. Фин-е ресурсы постоянно ме­няют натурально-вещес-ю форму и лишь кратковременно пребывают в ден-м виде. При этом они накапливаются в уставном, добавочном и резервном капитале или нераспределенной прибыли, фиксируя конкретные источники формирования соответствующих активов: внеоборотных и оборот­ных. Они уменьшаются лишь в результате убыточной работы.

Фин-е и денежные потоки взаимосвязаны. Нередки слу­чаи, когда прибыльные п
п-я становятся несостоят-ыми из-за несогласов-ти движения де­н-х потоков.

Объекты фин. планир-я на п/п-и - денеж­ныe фонды и их конкретное вопло­щение в активах п/п. Следовательно, в процессе фин-го планир-я опр-т будущие финансово-кред-е отношения п/п-я: внутренние - приемлемые границы затрат, желаемые дохо­ды, возможности развития произ-ва, и внешние - желаемые параметры связей с поставщиками, покупателями, кредиторами, инвесторами, налоговыми органами и т.д. От доверия партнеров зависит возможность эфф-й работы пред-я, поэтому фин-й план д б достаточно обоснован.

Цель фин. плани-я состоит в обеспечении воспро­изв-го процесса соответств-и по объему и структу­ре фин-ми и ден-ми ресурсами. Достичь этой цели можно разными способами. В адм-но-командной эк-ке годовые фин. планы составляли на основе конт­рольных цифр, доводимых п/п-м отраслевыми мини­стерствами и ведомствами: по объему и номенклатуре товарной продукции, распределению прибыли, размеру и источникам финансиров-я кап-х вложений, ценам реализации и др. В этих условиях фин-й службе п/п-я отводилась роль исполнителя: реальной потребности в фин-м планир-и и прогнозиров-и движения денежных ресурсов на низовом уровне не было.

За годы эконом-х реформ в с/х-е России сложилась опред-я система фин. планир-я. Од­нако она имеет сушеств-е недостатки:

планир-е объема реализации продукции на основе марке­тинговых исследований не яв-ся исходным звеном всего про­цесса план-я и фактором, определяющим параметры про­из-ва;

при план-и выручки от реализации исп-ют затратный механизм ценообразования без учета рын конъюнктуры;

не осуш-тся системное планир-е всех видов фин-х и денеж-х ресурсов и их исп-я на п/п-и часто отсутствует разделение затрат на посто­ян-е и перемен-е, что не позволяет планировать маржиналь­ную прибыль, порог рентабельности, точку безубыт-ти и оп­ределять запас фин. прочности;

действующая система фин. планир-я выручки и затрат основана т-о на исп-и бух. «метода начисления», основанного на сравнении доходов с затратами, свя­занными с их получением; практически не исп-ся «кассо­вый метод», являющийся основой для расчета потребности в де­нежных ресурсах, кредитах и займах.

В рез-те такого подхода планир-е потребности в заем­ных средствах, а также возможностей погашения кратко- и долго­ср-х ссуд полностью выпадает из сферы фин-го плани­р-я п/п.


5.Принципы и функции планир

Основные ф. планир-я на п/п след-е:

Функция руководства - обоснование стратегии и тактики, целей и задач пред-я, оценка и анализ внеш и внутр среды функцион-я, распределение ограничен­ных ресурсом, орг-ю и контроль выполнения намеченных планов. Стратегия развития предприятия форму­лируется и разрабатывается руководи­телем предприятия и его гл специалистами, а тактика — специалистами и руководителями подразделений. При этом составление перспек-х планов яв­-ся обязанностью высшего руководства. Руководители сред­него и низшего звеньев упр-я предоставляют соот-щую инф-ю и обеспечивают обратную связь.

Функция обеспечения — это устойчивые виды деятельности, вы­полняемые на пред-и непоср-но для произ-ва продукции, р и у. Функция определяется этапами произ­-го цикла деят-ти пред-я (закупка, произ­водство, сбыт), элементами произв-го обеспечения (ма­т-техническое оснащение, ресурсы, связь, транспорт) и направлениями деят-и (персонал, инновации, инвестиции, проекты, финансы, снабжение и сбыт, маркетинг, безопасность, риски, междунар-я деят-ть).

Функция координации предполагает при разработке планов взаимоувязку их на всех уровнях план-я — от предприя­тия в целом до каждого подразделения.

Функция контроля процесса реализации плана развития пред­-я укрепляет связь план-я с действительностью, спо­собствует соверш-ю орг-и упр-я, стиля и методов работы руководителей и спец-в, позволяет выяв­лять доп-е резервы для выполнения план-х заданий, своевременно обнаруживать отклонения в плановых показателях, принимать необходимые меры по ликвидации диспропорций, обеспечивает повыш конкурентосп-ти производимой продукции и эк-й эфф-ти предприн-й деят-ти.

Для выполнения функций план-я требуется четко опред-ть:

·объект планирования (что планируется);

·субъект планирования (кто);

·период планир-я (срок);

·средства планир-я (например, компьютерные технологии);

·методику планир-я (как планир.;

·согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

Принципы

науч обоснов-ти

ед полит и экон

реальности и направ-ти

директивности договорных обязательств

обоснованности

пропорциональности и сбалансированности

сочетания интересов гос, общ-ва и п/п


Виды б-п.Цели изадачи

Основная цель разработки БП - планирование хо­зяйственной деятельности пред-я в соответствии с потреб­ностями рынка и возможностями получения необходимых ресур­сов. Другие цели могут быть различными, например:

·получение кредитов или привлечение инвестиций;

·определение степени реальности достижения намеченных ре­зультатов;

•доказат-во целесообразн-ти реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

• убеждение сотрудников компании в возможности достижения кач-х или кол-х показателей, намеченных в проекте.

Стратег-е и тактические задачи:

•организационно-управленч-я и финансово-экон-я оценка сегодняшнего состояния п/п;

•выявление потенциальных возможностей предприниматель­ской деят-ти с акцентированием внимания как на сильных, так и на слабых сторонах;

•формирование инвестиционно-проектных целей деят-ти на планируемый период.

Результаты:

•обосновать экон-ю целесообр-сть направлений развития п/п (стратегий, концепций, проектов);

•рассчитать ожидаемые финан-е результаты деятельности, в 1-ю очередь объемы продаж, прибыль, доходы на вложенные средства;

• определить источники финансирования выбранной страте­гии;

• подобрать персонал, способный реализовывать данный план.

Для практической реализации БП важно соблюдать следующие принципы:

• гибкость

·непрерывность

·коммуникативность, под которой понимают координацию и интеграцию усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимоза­висимо);

• интерактивность - творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;

• многовариантность

• участие в процессе планирования всех возможных субъектов будущего предприятия;

• адекватность

По объему, полноте изложения фактов, документально под­твержденных и научно обоснованных аргументов БП мо­жет быть трех видов.

Полный БП, содержащий все расчеты, справки, свиде­тельства, др.материалы (с вариантами и поисковыми рассуж­дениями). Он должен храниться у руководителя п/п предъявляться ограниченному числу заинтересованных лиц.

Достаточный БП, то есть содержащий все разделы биз­нес-плана (компьютерные версии) по предлагаемому варианту, но не обязательно включающий подробные расчеты по альтернатив­ным вариантам. Он носит доказательный характер относительно перспектив реализации проекта и развития п/пя.

БП в виде резюме, то есть представляющий собой крат­кие выводы по каждому разделу без обоснования и расчетов (мо­жет быть приложением к деловому предложению). Такой бизнес­план, содержащий от одной до четырех страниц текста «советов без рещений», играет роль «визитной карточки» или даже рекламы предприятия либо разрабатываемой продукции (проекта, про­граммы, услуги).


12.Назначение прогноза при финан-м планировании.

Основу перспективного планир-я состав-т прогнозuров-е, которое явл-ся воплощением стратегии компании на рынке. Прогнозирование (от греч. prognosis - предвидение) состоит в изу­чении возможного финансового состояния предприятия на длитель­ную перспективу. В отличие от планир-я задачей прогнозиро­вания не явл-ся реализация разработанных прогнозов на практи­ке, так как они представляют собой лишь предвидение возможных измeнений. Прогнозирование предполагает разработку альтернатив­ных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся (но заранее спрогнозированных) тенденциях из­менения ситуации на рынке позволяет определить один из вариан­тов развития финансового положения предприятия.

Круг показателей прогноза может значительно отличаться от круга показателей будущего плана. В чем-то прогноз может казаться менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем-то он будет бо­лее детально проработан.

Основу прогнозирования составляют обобщение и анализ имею­щейся информации с последующим моделированием возможных ва­риантов развития ситуаций и финансовых показателей. Методы и спо­собы прогнозирования должны быть достаточно динамичными, что­бы своевременно учесть эти изменения.

Отправным моментом прогнозирования служит признание фак­та стабильности изменений основных показателей деятедьности хо­зяйствующего субъекта от одного отчетного периода к другому. Это положение тем более верно, что информационную базу прогнозов составляют бухгалтерская и статистическая отчетности предприятия.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов-прогнозов:

-отчета о прибылях и убытках;

-движения денежных средств;

-бухгалтерского баланса.

Прямое комбайнирование

Продолжит. Раб. Дня= 10ч., часовая производительность комбайна 2,1 га, срок уборки: яр. Пшеница 5 дней, ячмень и овес 3 дня.

Потребность в комбайнах= объем работ/часовая производительность* кол-во дней * продолжительность раб. Дня

Общая потребность в горючем= S *расход на 1 га.

Расход на 1 га = 7,1

Раздельное комбайнирование

Скашивание в валки: Кол-во дней- озимая рожь 3 дня производительность 2,4 га., подбор и обмолот 4 дня производительность 1,6 га,

Яровая пшеница: на скашивание 3 дня, подбор 4 дня, производительность та же;

Ячмень: скашивание и подбор по 3 дня; -//-

Овес: скашивание и подбор 2 дня, -//-

Гречиха и просо: скашивание и подбор 2 дня, производительность на скашивании 1 га. на подборе 1,2 га.

Потребность в комбайнах рассчитывается аналогично.

23.Содержание и назначение год-го произ – фин плана п/я.

Для сост-я год-го плана основой явл-ся перспективный план разв-ия с-х пр-ва.Годовой план предст-т собой программу работы х-ва на конкрет-й календар-й год.Год-й план по сравн-ю с перспект-ым более конкретен.Его разраб-т по большому числу показ-лей, детализируют сроки выпол-я заданий, доводят их до исполнителей.Вначале пров-ся большая подгот-я работа.Тщательно анализ-ся рез-ты деят-ти за прошлые годы на п/пи в целом, а также по бригадам, фермам, хозрасчетным подразделениям.Сравн-т их с показ-ми передовых хоз-в.Это позволяет выявить недостатки, проанал-ть их причины и найти резервы.Основной бланк производств-но фин-й Дея-ти х-ва сод-т 30 форм, кот-е м-о сгруппировать в 7 осн-х раз-в: 1юр. статус,; 2-орг-я стр-ра; 3-осн-е эк-е пок-ли произ-но фин-й д-ти; 4-осн-е пок-ли произ-й прог-мы; 5-ценообраз-е; 6-инвест-я Дея-ть; 7-фин-я Дея-ть. 1.Юр. статус- Вкл-т решение след-х вопр-в: гос-ая регистрация учред-х док-ов; участие в совместной деят-ти; договор, заключенный с местной админ-ией; распределение им-ва и зем-х угодий по формам собственности. 2.Орг-я стр-ра. В этом разделе отражается орг-я стр-ра п-п: осн-е прои-е направления, а также другие отрасли и виды деят-ти, которые есть на п/п-и. 3. Осн-е эк-е пок-ли. В этом разделе сод-ся отчетные и итоговые экон-е показ-ли на планируемый год. 4.Производственная программа –вк-ет раз-ку всех факторов пр-ва в отраслях: рас-ва, жив-ва, вспомогательного производ-ва, учит-ся порядок формирования затрат, указ-ся экспортная и импорт-я операция. Основу плана сос-ет дог-р,закл-й с потр-ми произ-й пр-ции или с пост-ми матер-но тех-х рес-в. При расс-ии дог-в д-ны б-ть обоюдно выгод-ми, д-ны учит-ть вопросы налогообложения, снабжения и взаим-я с банками. Прогр-ма раз-я рас-ва вк-ет раз-ку след-х пок-й: посевные площ-ди, Ур-ть, ВС, затр-ты на пр-во пр-ции, опре-е в потр-ти в семенах, раз-я баланс пр-ции раст-ва, план севооб-в, увязка жив-ва и рас-ва ч-з клрмопр-во.Прог-ма раз-я жив-ва –раз-ся сл-е пок-ли пог. жив-х., прод-ть, их воспр-во 5.Ценообр-е. Основной экон-х отношений на рынке с/х прод-и,сырья явл-ся рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения.Цены определяют возможный объем реализ-и,а значит и масштабы произв-ва, уровень доходности п/п-я. 6. Инв-деятельность.- пл-е КВ, ввод в Дей-е произ-х мощ-й, ист-ки КВ. 7. Финансовая деятельность -рас-т пост-я ср-в и рез-в реа-ции пр-ции, ВД.


24.Оперативное фин-е план-е, сущность и структура.

Оперативное финансовое планирование — разработка фи­нансовых планов (платежных, налоговых, календарей, кассовых и кредитных) на месяц, декаду, неделю. Производится с целью обеспечения платежеспособности предприятия.

Составление детальных оперативных финансовых планов необходимо для реализации стра­тегических и тактических решений и обеспечения стабильной рабо­ты всех служб организации.

Задачи:

• конкретизация установленного бюджетного задания для струк­турных подразделений;

•контроль (мониторинг) исполнения бюджета самими струк­турными подразделениями и финансово-экономической службой;

•увязка финансовых показателей с движением материальных ценностей и с системой материального стимулирования;

•эффективное управление оборотным капиталом (денежными средствами и дебиторской задолженностью) и кре­диторской задолженностью, исходя из критерия выбора оптималь­ных альтернатив в рамках утвержденного бюджета.

В целях оперативного контроля денежных средств разрабатывается более детальный бюджет — платежный календарь на предстоящий месяц (квартал) с разбивкой по декадам или дням.

Платежный календарь составляется фин-й службой; пла­новые показатели бюджета движения ден-х средств концентри­руются и разбиваются по месяцам и более мелким периодам (на 15 дней, декаду, пятидневку). Сроки определяются исходя из перио­дичности осн-х платежей организации. Необ-мо следить за хо­дом произв-ва и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности.

Этапы составления платежного календаря:

1. Выбор периода планирования. (квартал).

2. Планирование объема продажи продукции.

3. Расчет объема возможных денежных поступлений.

4. Оценка ожидаемых в плановом периоде денежных расходов.

5.Опред-е ден-го сальдо, т.е. разность между поступлением и расходами.

5. Подведение итогов.

Налоговый календарь – разновидность платежного календаря, только статьи налогов указываются, чтобы не было просрочек, пеней.

Кассовый план предприятия обязательный в 3х экземплярах. 1й-банку, чтобы на даты выдачи зарплаты и т.д. банк выделял деньги в нужном размере. 2й- у руководителя. 3й- у гл. бух. Если нет кассового плана, то приходится делать в банк разовые заявки на получение денег. Коммер-му банку он предоставляется в опр-й срок и банк заключает договор о расчетно-кассовом обслуживании.

Схема кассового плана. Суммы за Факт за 2й квартал, План за 3й квартал.

Источники поступления и виды расходов:

I Поступление ден-х средств.

II Расходы

Итого.


25.Стратегического планирования.

Стратегическое планирование — это процесс разработки и реа­лизации стратегии формирования и развития предприятия как со­циально-экономической системы, его структурных подразделений в будущем на основе прогнозирования тенденций, определяющих параметров внешней среды, представляющих угрозу или благо­приятные возможности для расширенного воспроизводства, приоритетных направлений и методов целенаправленного поддержа­ния динамичной пропорциональности и эффективного использо­вания стратегических ресурсов.Задача этого вида планирования — выявление тенденций, опас­ностей, шансов, ситуаций, которые способны изменить сложив­шиеся тенденции.

Исп-ся стратегический анализ, который связывает между собой перспективы и цели. На их основе разрабатывают стратегические программы, бюджеты и планы, осущ-ся стратеги­ческий контроль. Стратегические планы закладывают основу будущей эффективности предпринимательской деятельности на предприятии. Принципы страт-го план-я:

• стратегическая направленность всех моментов стратегиче­ского планирования;• ориентация на систему хозяйствования, легко адаптирующу­юся к изменениям внеш и внутр среды пред-я;• обоснование временного горизонта решения стратегических задач;

• ориентация на стратегические точки роста и приоритетные направления развития пред-я и его подразделений;

• обеспечение max децентрализации в сочетании с элементами необх-й централизации и интеграции при орга­низации план-я;

• оптимальное исп-е стратегических возможностей;

• взаимосвязь между стратегическим и тактическим план-ем.

Функции стратегического планирования:

• определение стратегии, целей и задач развития пред-я;

• создание стратегических хозяйственных подразделений;

• обоснование и уточнение основных целей маркетинговых ис­следований;

• выполнение ситуационного анализа и выбор направления эк-го роста пред-я;

• разработка стратегии маркетинга и укрупненное план-е производства продукции;

• выбор тактики, планирование способов и средств достижения поставленных задач;

• контроль и оценка осн-х результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.

Персональную ответственность за разработку стратегическо­го плана несет руководитель предприятия. В его функции входят выработка и согласование основных це­лей и плановых показателей с правлением предприятия, подбор персонала, обеспечение соответствия текущей деятельности стратегическим ориентирам, принятие окончательных решений по любым вопросам.

Этапам стратегического планирования:

• анализ внешней и внутренней среды пред-я — оценка сложившихся тенденций в экономике, внешних факторов, соб­ственного эк-го потенциала;

• прогноз-е состояния внеш среды и в связи с этим возможностей расширенного воспроизводства;

• разработка альтернативных стратегий и выбор базовой и функц-х стратегий;

• разработка стратегических целевых программ и проектов, си­стемы стратег-х планов;

• обоснование стратег-х мероприятий и методов выпол­нения стратег-х программ, проектов и планов;

• реализация стратег-х программ, проектов и планов;

• контроль за ходом и результатами стратег-го план-я, корректировка стратег-го плана.

Основ направления:

1)Выход на путь экономического роста предприятия. При этом:• активизация рыночных отношений на основе усиления про­цесса проникновения на рынок, развития того или иного рынка.

• смена предприниматель­ской деятельности;

• расширение внешнеэкономической деятельности и т. д.

2)При выборе стратегии стабилизации предприятия ставят перед собой 2 цели — краткосрочную и долгосрочную. Краткосрочная- остановить спад в экономике: снижение объемов производства и продаж, уровня рентабельности и ряда других показателей; долгосроч­ная — подготовить процесс оживления экономики, осуществляя реструктуризацию его стратегических ресурсов.

3)Переход предприятий из фазы глубокого кри­зиса к депрессии возможен за счет всемерной экономии, ориентации на инновационное предпринимательство, рекон­струкции активной части основных производственных средств, освоения новых видов предпринимательской деятельности.

План соц.-экон.развития,методика его сост-ия.

План эк-го и соц-го раз-я сост-ся на 3-5 лет Предпол-ет не т-о постр-е но и осущ-е проекта орг-но хоз-го устр-ва п-п. Он более конкретен, вкл-ет раз-ку произ-й и соц-й программы. В произ-й части плана сод-ся раз-лы: юр. статус; спец-я, концентрация и размеры хоз-ва; комплекс отрас-й раст-ва и жив-ва с учетом меж-хоз-й коопер-ции; вспомогательные и подсоб-е произ-ва; раб сила, ОТ, баланс трудовых рес-в.При разраб-ке этих разделов предусматр-т внедр-е в пр-во достиж-ий отеч. И заруб-й науки,техники,производственной практики;шир-е примен-е интенс-х технологий воздел-ия с/х к-ур,прогресс-х технологий содержания скота и птицы,более соверш-х форм орг-ии труда и пр-ва.В социальную программу вкл-т вопросы: потреб-ть и обесп-ть кадрами; подгот-ка пов-я квал-ции кадров; улучшение условий труда; раз-е соц-й инфраструктуры,; раз-е ЛПХ. Гл-е показ-ли и балансы пр-ва разраб-т по каждому году план-го п-ода. При план-ии произ-й и соц-й прог-м учит-т план фин. обеспечения.

27.Особенности план-я в с-х.

Предприятие АПК обладает рядом черт, которые характе­ризуют его как систему. Это открытый характер по отношению к внешней среде, комплексность, динамизм, саморегулирова­ние.

Как известно, внешняя среда для предприятия — народное хо­зяйство в целом, другие предприятия и организации, органы уп­равления АПК и т. д.

Предприятию АПК свойственна комплексность, которая опре­деляется широтой целей и задач, а также разнообразием присущих ему процессов производства и управления.

Предприятия в России сталкиваются со следующими трудностями:

неустойчивость и незавершенность правовой реформы; жесткий налоговый прессинг и крайняя усложненность систе­мы налогообложения;

дефицит оборотных средств;

проблемы с получением банковских кредитов;

давление теневого капитала;

проблемы кадрового обеспечения и т. д.

Предприятие АПК — это динамическая система, обладающая способностью изменяться, развиваться, переходить из одного со­стояния в другое, не разрушаясь. Глубина и полноценность пла­нирования на предприятии АПК в значительной мере обусловле­ны степенью изучения динамического характера его функциони­рования.

Предприятию АПК как системе присуще свойство эмерджентности (целостности). Свойство целостности — это качествен­но новые свойства системы, отсутствующие у ее элементов. Система в целом — это нечто большее, чем сумма ее составляющих. Чтобы все элементы производственной системы воссоединились в единое целое, ее необходимо организовать, т.е. спроектировать, построить и обеспечить функционирование пред-я.

Предприятие АПК — это саморегулирующаяся систе­ма, которая может приспособиться в определенных пределах как к внутренним, так и к внешним изменениям. В условиях рынка спрос определяет предложение, которое порождает соответствующий объем спроса. На механизме взаимодействия спроса и предложения построены не только сис­тема рыночного саморегулирования, но и планирование на уровне предприятия.

Планирование на предприятии позволяет находить ответы на главные вопросы, возникающие на современном рынке:

• Какую продукцию следует производить?

• Сколько продукции выгодно производить?

• Какие экономические ресурсы следует использовать?

• Как производить экономически выгодную продукцию?

• По каким ценам можно продать эту продукцию?

• Кто будет потреблять произведенную продукцию?

• Как предприятие будет адаптироваться к внутренним и вне­шним изменениям рынка?

Сегодня предприятия АПК, исходя из рыночного спроса на то­вары, работы и услуги, требований рационального исп-я эк-х ресурсов, получения максим-й прибыли, по­вышения доходов работников, самостоятельно планируют произ­водственно-фин-ю деятельность, определяют стратегию со­ц-эк-го развития.

Основная сложность планирования с-х производства связана с компонентами понятия «природно-клима­тический потенциал» (осадки, продолжительность вегетационно­го периода развития растений, уровень солнечной радиации, сре­днегодовая температура).

В сельском хозяйстве сложная отрасль — животноводство. Здесь две труднорешаемые проблемы — преобладание ручного труда при выполнении основных и вспомогательных производственных опе­раций и отсутствие сбалансированной системы кормления живот­ных.

При план-и и анализе использования основных произ­водственных средств в с-х важно то, что определенная часть их –многолетние насаждения и продуктивный скот, обладающие биол-ми свойства­ми живых организмов.

При планировании необходимо учитывать следующее. 1) срок ввода в эксплу­атацию многолетних насаждений и продуктивного скота следует связывать с началом их продуктивного или производительного пе­риода. 2) при прочих равных условиях эффективность этих основных средств будет тем выше, чем больше в их составе растений и животных с максимальной продуктивностью. 3) многолетние насаждения и продуктивный скот используют до тех пор, пока обеспечивается возмещение издержек на их содер­жание.

Производство в с-х наиболее рискованное, ка­питалоемкое и энергоемкое. В связи с этим отрасль наименее привлекательна для предпринимателей и инвесторов.

Средства производства в с-х — растительные и животные организмы. Их воспроизводство происходит на естественной основе. Есть цикл их развития, процессы которого разграничены во времени и находятся в строгой последовательности. Каждая фаза цикла д.б. материально обеспечена в строго определен­ное время. Задержка сева из-за недостатка семян, несвоевремен­ное обеспечение топливом и смазочными материалами, поломка техники приводят к значительно большему ущербу, чем перерывы производства во многих отраслях промышленности. Но в услови­ях рыночных отношений процесс своевременного обеспечения средствами производства становится рискованным и проблема­тичным.

Неблагоприятные природно-климатические факторы (засуха, наводнение, вымерзание) пока еще стохастичны, но с-х товаропроизводители дол­жны полностью адаптироваться к хозяйственному риску, научить­ся им управлять.

Рисковая ситуация в АПК обострена неодинаковой степенью либерализации цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Цены на с-х продукцию зави­сят не только от эк-х, но и от соц-х, политиче­ских факторов. Они не полностью свободны, в определенной мере регулируются гос-м. Монополия в пе­рерабатывающей промышленности, ее слабая материально-техни­ческая база приводят к тому, что предприятия этой отрасли «дик­туют» цены на сельскохозяйственное сырье.


Планирование кормовой базы, методика расчета.

Планирование развития кормовой базы включает решение сле­дующих вопросов:

•планирование потребности в кормах и обеспеченность ими;

• определение источников поступления кормов, прежде всего за счет собственного кормопроизводства;

• планирование заготовки и хранения кормов;

•планирование приготовления и скармливания кормов;

• определение стоимости кормов.

Потребность в кормах на календарный год для каждой живот­новодческой отрасли и в целом по животноводству рассчитывают двумя способами.

Первый способ основан на произведении планового объема производства каждого вида животноводческой продукции и норм расхода кормов, выраженных в кормовых единицах, в расчете на 100 кг производимой продукции, на 1000 яиц, а для лошадей на 1 голову. Так определяется общая потребность в кормах по каждому виду продукции.

Нормы расхода кормов по отдельным видам и группам скота устанавливают в тесной связи с уровнем продуктивности живот­ных, условиями их содержания, технологией производства про­дукции.

При расчете потребности в кормах на производство молока учитывают приплод телят. Потреб­ность в кормах на производство молока ‍‍‍‍‍‍‍‍увел-ют, исходя из равенства 1 голова приплода = 150 кг молока. Расход кормов на быков-производителей относят на производство молока. При определении потребности в кормах для свиноводства к валовому приросту ж.м. свиней прибавляют ж.м. плани­руемого приплода. Используемые в этой отрасли корма для хря­ков-производителей и основных свиноматок относят на прирост ж.м. свиней.

Потребность в кормах для производства каждого вида живот-й продукции распределяется по их видам в соот-и со структурой годового расхода. При этом структура кормовых рационов для скота и птицы должна удовлетворять физиологичес­кие потребности жив-х в питательных веществах и быть эк-ски эффективной.

С потребностью в кормах опред-ся потреб­ность в переваримом протеине в соответствии с реком-ми нормами его содержания в расчете на 1 корм. ед. для различных видов скота.

Количество каждого вида корма в кормовых единицах переводят в физ-й (натуральный) корм путем де­ления кормовых единиц на коэфф-ты питательности кор­мов в корм-х ед-х.

По второму способу потребность в кормах определяют исходя из планового среднегодового поголовья животных каждой произ­водственной группы и годовых норм расхода кормов по отдель­ным видам на 1 голову каждой производственной группы скота и птицы. Годовые нормы расхода кормов на 1 голову устанавлива­ют на основе уровня продуктивности, суточных норм и рационов кормления скота в разные периоды года. Рационы должны быть сбалансированы по переваримому протеину и другим питатель­ным веществам.

В качестве исходной инфор-и в расчетах используют сле­д показатели: среднегодовое поголовье жив-х, валовой прирост ж.м. скота — из оборотов стада; объемы произ­водства молока, шерсти, яиц — из допол-х расчетов, оп­ределяемых в годовом плане пред-я; нормы расхода кор­мов на 100 кг продукции или 1 голову скота и среднегодовую структуру рациона жив-х определяют из нормативных спра­вочников или на основе среднегодовых факт-х данных пред-я.

Первый метод позволяет сэконо­мить рабочее время и избежать многих ошибок в расчетах.

Общая потребность в кормах по видам на календарный год распределяется на 2 периода:

-с 1 января до урожая планируемого года;

-от урожая планируемого года до 1 января будущего года.

Это распределение необходимо для того, чтобы выяснить, сколько кормов потребуется на первую половину планируемого года, когда обеспеченность ими осуществляется за счет прошло­годнего остатка. Тем самым можно определить потребность в по­купке кормов.

Корма, имеющиеся на нача­ло года, и корма производства пла­нируемого года имеют разную стоимость, что учитывается при опре­делении себестоимости продукции животноводства.

Для производства запланированной продукции рассчитывают также страховой фонд. Размер фонда определяют по концентрирован­ным кормам в пределах месячной потребности — 8—10 %, по сену, соломе, сенажу, корнеплодам— 15, по силосу —20% запланиро­ванной годовой потребности в этих кормах. Определяют необходимые объемы кормов для скота, находящего­ся в ЛПХ работников пред-я, исходя из наличия скота у населения и норм расхода кормов с учетом особенностей рационов кормления в ЛПХ.

Рассматривают ис­точники поступления кормов, производят увязку кормового баланса в натуральном выражении, в кормовых единицах и по переваримо­му протеину. Для определения уровня обеспеченности поголовья скота кормами сопоставляют потребность в них с их производ­ством.

Осн этапы составления БП

Этап разработки

1 сбор и анализ инф-и о продук­ции, услуге

2 сбоp и ан-з инф-и о рынке сбыта

3 анализ состояния конкуренции на рынке сбыта

4 анализ состояния и возможностей п/п и перспективности отрасли

5 разработка стратегии маркетинга, товарной, цен-й, сбыт-й и комму­никатив-й политики

6 опред-е потребности и путей обеспечения зданиями, сооруж-и, пло­щад-и, оборуд-м,кадрами, др. ресуроами

7 расчет необходимого капитала, опреде­ление затрат, анализ и планирование основных финансовых показателей

8 опред-е источников финансиров-я направлен-ти и масштабности проектa, расчет эффект-ти

9разработка организац-й структуры, правовогобесп-я и графика реали­зации проекта

10решсние вопросов рисков и гарантий

11 составление краткого содержания проекта

12 составление аннотации на проект

13 оформление титульного листа

При подготовке БП необходимо учитывать ряд об­щих требований:

• БП - это 1-е, что узнает о фирме потенциаль­ный инвестор, поэтому необходимо, чтобы его оформление соот­ветствовало имиджу преуспевающей фирмы: было привлекатель­ным, но не броским;

• материал д. б. четким, наглядным, кратким (80 с.);

• не следует включать второстепен-ю и справочную инфор­мацию; ее лучше вынести в приложение;

• изложение должно быть простым без языковых и терминоло­гических барьеров, убедительным, лаконичным, пробуждать ин­терес у партнеров; следует исходить из двойственного характера БП - с одной стороны, это серьезный аналитический документ, с другой - средство рекламы;

• необх-мо разумное дозирование пр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.155 с.)