Практическое занятие № 4. Парадоксы содержания и формы культового романа дж. Д. Сэлинджера «над пропастью во ржи» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие № 4. Парадоксы содержания и формы культового романа дж. Д. Сэлинджера «над пропастью во ржи»



  1. 1950-е гг. в американской культуре и литературе. Контркультура, движение битников. Протест против общества потребления, холодной войны и маккартизма.
  2. Дж. Д. Сэлинджер – культовая фигура американской литературы. Загадки Сэлинджера. Сэлинджер и философия дзен. Основные понятия древнеиндийской поэтики, воспринятые Сэлинджером.
  3. Культовый роман «Над пропастью во ржи» и его парадоксы:

- Образ Холдена и жанровые традиции исповеди подростка. Подростковая психология и нонконформизм

- нравственные ориентиры Холдена: Али и Фиби как два полюса притяжения (смерть и любовь). Проблема одиночества

- Холден как трикстер, его отношения с окружающими: Холден и семья; Холден и сверстники; Холден и Салли; Холден и учителя (поиск наставника)

- Проблема самопознания и самовыражения в романе. Внутренний смысл путешествия Холдена по Нью-Йорку, вопрос об утках

- Критика общества потребления («липа») и мир взрослых. Суть конфликта с обществом. Смысл названия романа. Литературные параллели. Отношение Холдена к литературе (комментарий к собственным сочинениям)

- Язык Сэлинджера. Проблемы перевода. Новый тип диалога у Сэлинджера.

- Жанровая многоплановость романа

  1. Рецепция романа «Над пропастью во ржи» в американской и мировой культуре и литературе. Сэлинджер и битники, Сэлинджер и хиппи. Трагедия М. Д. Чепмена. Судьбы романа в ХХI веке.

Тексты: Сэлинджер, Дж. Д. Над пропастью во ржи (любое издание)

Литература

  1. Анастасьев. Н. Миры Джерома Сэлинджера / Н. Анастасьев // Молодая гвардия. - 1965. - № 2.
  2. Галинская, И. Л. Загадки известных книг / И. Л. Галинская. - М., 1986.
  3. Галинская, И. Л. Философские и эстетические основы поэтики Д. Д. Сэлинджера / И. Л. Галинская. - М., 1975.
  4. Завадская, Е. Что Сэлинджер ищет в «дзэн»? / Е. Завадская // Историко-филологические исследования. М., 1967.
  5. Иткина, Н. Л. Поэтика Сэлинджера / Н. Л. Иткина. – М.: РГГУ, 2002.
  6. Литературная история Соединенных Штатов Америки: в 3-х т. – М., 1975. – Т. 1.
  7. Морозова, Т. Л. Образ молодого американца в литературе США (битники, Сэлинджер, Беллоу, Апдайк) / Т. Л. Морозова. - М., 1969.
  8. Очерки творчества писателей XX века / отв. ред. В. Б. Земсков, А. Ф. Кофман. - М.: ИМЛИ РАН, 2005.
  9. Прозоров, В. Г. Ступени свободы: очерки истории и литературы США: 1950-2000 / В. Г. Прозоров. - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2001. - 342 с.
  10. Хиз, Д. Бунт на продажу: Как контркультура создает новую культуру потребления: пер. с англ. / Д. Хиз, Э. Поттер. - М.: Добрая книга, 2007.

Сост. А. С. Полушкин


Практическое занятие № 5. Самобытность и парадоксы классики японской прозы ХХ в. (на материале произведений Ю. Мисима и Я. Кавабата)

1. «Бум» японской культуры и литературы в ХХ – ХХI в. и его истоки:

– влияние «политики открытых дверей» на японскую культуру, традиции и модернизация;

– открытие европейской и русской литературы и ее влияние на японскую литературную традицию;

– религиозная и мировоззренческая основа японской литературы (буддизм, синтоизм, атомная катастрофа и ее влияние на культуру, экологическая тематика и т.п.);

– специфика японской литературы в ХХ в. (синтез традиций и новаторства), ее истоки (Акутогава Рюноскэ, Эдогава Рампо и др.)

2. Кавабата Ясунари как выразитель сути японского мышления:

– парадоксы мировосприятия и этапы творческого пути;

– проблематика и композиция романа «Тысячекрылый журавль»;

– отражение японских обычаев, традиций, быта и психологии: реальность и мифы; эстетика дзен в романе;

– изображение природы и функции пейзажа в романе;

– орнаментальность стиля как художественный принцип, отражение поэтической традиции;

3. «Последний самурай» Юкио Мисима:

– личность Мисимы: факты и мифы;

– мировоззрение Мисимы: национализм, экстремизм, ницшеанство, рецепция традиционной культуры;

– культ сильной личности в романе «Золотой храм», философия насилия и эстетика бунта;

– проблематика романа и специфика образа главного героя, перестройка тела и духа;

– особенности стиля Мисимы: традиции классической японской прозы и Томаса Манна, влияние Достоевского;

4. Кавабата и Мисима как два диаметрально противоположных начала современной японской прозы, их влияние на последующую национальную и мировую литературу;

Тексты:

Мисима Юкио Золотой храм; Кавабата Ясунари Тысячекрылый журавль

Литература:

  1. Бенедикт, Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры: пер. с англ. / Р. Бенедикт. – СПб.: Наука, 2004. – 360 с.
  2. Григорьева, Т. Человек общество // Григорьева, Т. Японская литература XX в. – М., 1983. – С.184-248.
  3. Григорьева. Т. Мудрецы, правители и мастера // Человек и мир в японской культуре. –М., 1985. – С.135-165.
  4. Мещеряков, А. Н. Герои, творцы и хранители японской старины. – М., 1988.
  5. Натан, Д. Мисима: биография: пер. с англ. / Д. Натан. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 352 с.
  6. Очерки творчества писателей XX века / отв. ред. В. Б. Земсков, А. Ф. Кофман. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – 687 с.
  7. Рехо, К. Современный японский роман. – М., 1977.
  8. Ролен, О. Пейзажи детства: Хемингуэй. Набоков. Борхес. Мишо. Кавабата: эссе: пер. с фр. / О. Ролен. – М.: Изд-во Независимая газета, 2001. – 208 с.
  9. Сто лет русской культуры в Японии. – М., 1989.
  10. Чхартишвили, Г. Ш. Жизнь и смерть Юкио Мисимы, или Как уничтожить храм // Мисима, Ю. Золотой Храм. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2003.

Сост. А. С. Полушкин


Практическое занятие № 6. Латиноамериканский «магический реализм» (на примере романа Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества»)

  1. Латинская Америка как особое культурное и историческое пространство. Феномен «нового латиноамериканского романа» и «латиноамериканского бума» в литературе ХХ в., его причин и истоки. Эстетические координаты: «магический реализм», «новый мифологизм», «необарокко» и др.
  2. Феномен Г. Гарсиа Маркеса. Его взгляды, философская и эстетическая позиция.
  3. Художественная концепция романа «Сто лет одиночества». Тематический спектр (история, миф, насилие, отсталость, мужчина и женщина, ребенок, чудеса, война, религия и др).
  4. Жанровая полифония и многообразие повествовательных традиций (миф, сказка, притча, сатира, модернистский роман и др.). Фантастика и реальность.
  5. Мифологическое пространство: Макондо как модель универсума. Род Буэндиа – латиноамериканское генеалогическое древо, мифологическая символика инцестуозных мотивов. Отражение в романе истории Латинской Америки, ее трансформация.
  6. Мифологическое время в романе и его законы.
  7. Одиночество и насилие как два вектора пути семьи Буэндиа. Смысл названия. Интерпретации финала романа. Апокалиптические мотивы и их значение
  8. Цыган Мелькиадес – олицетворение творческого метода писателя. Особенности стиля и художественные приемы Г. Гарсиа Маркеса. Магия слова. Роль смеха в романе.
  9. Проблема традиций и новаторства (контекст латиноамериканский и европейский). Общечеловеческое звучание.

Тексты:

Гарсиа Маркес, Г. Сто лет одиночества (любое издание)

Г. Гарсиа Маркес о литературе, о себе, о своем творчестве // Вопросы литературы. 1980. № 3.

Литература

  1. Зверев, А. Чистилище смеха и плача // Вопросы литературы. – 1987. – №12. – С.235–242.
  2. Земсков, В. Б. Габриэль Гарсиа Маркес. Очерк творчества / В. Б. Земсков. – М.: Худ. лит., 1986.
  3. Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. – М.: Сов. писатель, 1983.
  4. Мамонтов, С. П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки ХХ в. – М.: Высш. шк., 1983.
  5. Папоров, Ю. Габриэль Гарсия Маркес: Путь к славе / Ю. Папоров. -СПб.: Азбука-классика, 2003.
  6. Петровский И.М. Проблемы поэтики Гарсиа Маркеса (на материале романа «Сто лет одиночества») // Актуальные проблемы зарубежной литературы ХХ века. - МГУ, 1989. - С.81-95.
  7. Покальчук, Ю. В. Современная латиноамериканская проза. – Киев: Навукова думка, 1978.
  8. Рощин, М. Призма Г. Гарсиа Маркеса // Иностранная литература. 1980. - № 6
  9. Столбов, В. «Сто лет одиночества» – роман-эпос (Габриэль Гарсиа Маркес) // Столбов, В. Пути и жизни (о творчестве популярных латиноамериканских писателей). - М., 1985. - С.269-318.
  10. Художественное разнообразие литератур Латинской Америки. – М.: Наука, 1976.
  11. Ялтов, В. Фантазия и реальность в творчестве Габриэля Гарсиа Маркеса // Г. Гарсиа Маркес. Недобрый час. - М., 1975.

Сост. А. С. Полушкин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.108.174 (0.006 с.)