Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы практических занятий по курсу изл второй половины ХХ В.

Поиск

Темы практических занятий по курсу ИЗЛ второй половины ХХ в.

  1. Своеобразие трактовки темы «трагической вины» и «преодоления прошлого» в романе Г. Грасса «Жестяной барабан»
  2. Жанровые традиции и новаторство в романе-антиутопии У. Голдинга «Повелитель мух»
  3. Реальность и абсурд во французской «антидраме» 1950 – 1960-х гг.
  4. Парадоксы содержания и формы культового романа Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
  5. Самобытность и парадоксы классики японской прозы ХХ в. (на материале произведений Ю. Мисима и Я. Кавабата)
  6. Латиноамериканский «магический реализм» (на примере романа Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества»)
  7. Хорхе Луис Борхес – новеллист и реформатор современной прозы
  8. Жанровая поливалентность в постмодернистском романе У. Эко «Имя розы»
  9. Роман Т. Моррисон «Возлюбленная» в контексте афроамериканской литературы и мультикультурализма

 

Практическое занятие № 1. Своеобразие трактовки темы «трагической вины» и «преодоления прошлого» в романе Г. Грасса «Жестяной барабан»

1. «Немецкая катастрофа»: годы фашистской диктатуры (1933-1945) и «день ноль» в литературе и истории Германии. Судьбы немецких писателей (внешняя и внутренняя эмиграция, коллаборационизм, подполье).

2. «Группа 47»: основоположники и последователи, тематика произведений.

3. Личность Г. Грасса и его творчество. Его место в «Группе 47» и в немецкой литературе в целом. Автобиографические мотивы в романе «Жестяной барабан» (1959)

4. «Жестяной барабан» - «прививка» от потери памяти:

- оценка романа современниками (литературный скандал и премия «Группы 47»)

- место романа в «Данцигской трилогии»; пространство действия; гротескный историзм (история как трагифарс)

- особенности повествовательной манеры (гротескный натурализм описаний, функции «эффекта очуждения», повествовательные стратегии и др.);

- образ Оскара Мацерата, его своеобразие и проблема конформизма; символика «карликовости»

- ироническое переосмысление литературных традиций

- жестяной барабан как ключевой символ, его значения. Смысл заглавия

- жанровая многоплановость романа: антивоенный роман, роман о художнике, сатирический роман и т.п.

 

Литература

1. История литературы ФРГ. – М., 1982.

2. История литературы ГДР. – М., 1982.

3. История зарубежной литературы ХХ в. / под ред. Михальской

4. Гребенникова, Н. С. Зарубежная литература. ХХ в. – М., 1999.

5. Зачевский, Е.А. «Группа 47» и становление западногерманской литературы. – Л., 1989.

6. Руцкая, Г.С. Поэтика драматического и трагического в антивоенной немецкой прозе второй половины ХХ века. – Пермь, 1998.

 


Литература

1. Анджапаридзе, Г. А. Уильям Голдинг / Г. А. Анджапаридзе, B. П. Скороденко // Английская литература: 1945-1980 / отв. ред. А. П. Саруханян.- М, 1987. - С. 137-157.

  1. Зельченко, В. Предисловие / В. Зельченко // Голдинг, У. Повелитель мух. - СПб, 2000.
  2. Зинде, М. М. Творчество Уильяма Голдинга. К проблеме философского аллегорического романа. Автореф. уч.степ. канд.филол.наук / М. М. Зинде. - МГУ, 1979.
  3. Ивашева, В. Патриарх из Солсбери: Уильям Голдинг / В. Ивашева //Английские диалоги - М., 1971. - С. 353-377.
  4. Ивашева, В. Что сохраняет время: Литература Великобритании: 1945 - 1977 / В. Ивашева. - М.: Сов. писатель, 1979.- С. 183-189.
  5. Кузнецова, А. И. Роман «Повелитель мух» в художественном мире Уильяма Голдинга / А. И. Кузнецова // Зарубежная литература. XX век: практикум / В. А. Пронин [и др.]; под общ. ред. Н. П. Михальской. - М., 2007.- С. 188-211.

Скороденко, В. Притчи Уильяма Голдинга / В. П. Скороденко // Голдинг, У. «Шпиль» и др. повести: пер. с англ. -М., 1981. - 1981. -С. 3-22.

Сост. А. С. Полушкин


Литература

  1. Анастасьев. Н. Миры Джерома Сэлинджера / Н. Анастасьев // Молодая гвардия. - 1965. - № 2.
  2. Галинская, И. Л. Загадки известных книг / И. Л. Галинская. - М., 1986.
  3. Галинская, И. Л. Философские и эстетические основы поэтики Д. Д. Сэлинджера / И. Л. Галинская. - М., 1975.
  4. Завадская, Е. Что Сэлинджер ищет в «дзэн»? / Е. Завадская // Историко-филологические исследования. М., 1967.
  5. Иткина, Н. Л. Поэтика Сэлинджера / Н. Л. Иткина. – М.: РГГУ, 2002.
  6. Литературная история Соединенных Штатов Америки: в 3-х т. – М., 1975. – Т. 1.
  7. Морозова, Т. Л. Образ молодого американца в литературе США (битники, Сэлинджер, Беллоу, Апдайк) / Т. Л. Морозова. - М., 1969.
  8. Очерки творчества писателей XX века / отв. ред. В. Б. Земсков, А. Ф. Кофман. - М.: ИМЛИ РАН, 2005.
  9. Прозоров, В. Г. Ступени свободы: очерки истории и литературы США: 1950-2000 / В. Г. Прозоров. - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2001. - 342 с.
  10. Хиз, Д. Бунт на продажу: Как контркультура создает новую культуру потребления: пер. с англ. / Д. Хиз, Э. Поттер. - М.: Добрая книга, 2007.

Сост. А. С. Полушкин


Практическое занятие № 5. Самобытность и парадоксы классики японской прозы ХХ в. (на материале произведений Ю. Мисима и Я. Кавабата)

1. «Бум» японской культуры и литературы в ХХ – ХХI в. и его истоки:

– влияние «политики открытых дверей» на японскую культуру, традиции и модернизация;

– открытие европейской и русской литературы и ее влияние на японскую литературную традицию;

– религиозная и мировоззренческая основа японской литературы (буддизм, синтоизм, атомная катастрофа и ее влияние на культуру, экологическая тематика и т.п.);

– специфика японской литературы в ХХ в. (синтез традиций и новаторства), ее истоки (Акутогава Рюноскэ, Эдогава Рампо и др.)

2. Кавабата Ясунари как выразитель сути японского мышления:

– парадоксы мировосприятия и этапы творческого пути;

– проблематика и композиция романа «Тысячекрылый журавль»;

– отражение японских обычаев, традиций, быта и психологии: реальность и мифы; эстетика дзен в романе;

– изображение природы и функции пейзажа в романе;

– орнаментальность стиля как художественный принцип, отражение поэтической традиции;

3. «Последний самурай» Юкио Мисима:

– личность Мисимы: факты и мифы;

– мировоззрение Мисимы: национализм, экстремизм, ницшеанство, рецепция традиционной культуры;

– культ сильной личности в романе «Золотой храм», философия насилия и эстетика бунта;

– проблематика романа и специфика образа главного героя, перестройка тела и духа;

– особенности стиля Мисимы: традиции классической японской прозы и Томаса Манна, влияние Достоевского;

4. Кавабата и Мисима как два диаметрально противоположных начала современной японской прозы, их влияние на последующую национальную и мировую литературу;

Тексты:

Мисима Юкио Золотой храм; Кавабата Ясунари Тысячекрылый журавль

Литература:

  1. Бенедикт, Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры: пер. с англ. / Р. Бенедикт. – СПб.: Наука, 2004. – 360 с.
  2. Григорьева, Т. Человек общество // Григорьева, Т. Японская литература XX в. – М., 1983. – С.184-248.
  3. Григорьева. Т. Мудрецы, правители и мастера // Человек и мир в японской культуре. –М., 1985. – С.135-165.
  4. Мещеряков, А. Н. Герои, творцы и хранители японской старины. – М., 1988.
  5. Натан, Д. Мисима: биография: пер. с англ. / Д. Натан. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 352 с.
  6. Очерки творчества писателей XX века / отв. ред. В. Б. Земсков, А. Ф. Кофман. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – 687 с.
  7. Рехо, К. Современный японский роман. – М., 1977.
  8. Ролен, О. Пейзажи детства: Хемингуэй. Набоков. Борхес. Мишо. Кавабата: эссе: пер. с фр. / О. Ролен. – М.: Изд-во Независимая газета, 2001. – 208 с.
  9. Сто лет русской культуры в Японии. – М., 1989.
  10. Чхартишвили, Г. Ш. Жизнь и смерть Юкио Мисимы, или Как уничтожить храм // Мисима, Ю. Золотой Храм. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2003.

Сост. А. С. Полушкин


Практическое занятие № 6. Латиноамериканский «магический реализм» (на примере романа Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества»)

  1. Латинская Америка как особое культурное и историческое пространство. Феномен «нового латиноамериканского романа» и «латиноамериканского бума» в литературе ХХ в., его причин и истоки. Эстетические координаты: «магический реализм», «новый мифологизм», «необарокко» и др.
  2. Феномен Г. Гарсиа Маркеса. Его взгляды, философская и эстетическая позиция.
  3. Художественная концепция романа «Сто лет одиночества». Тематический спектр (история, миф, насилие, отсталость, мужчина и женщина, ребенок, чудеса, война, религия и др).
  4. Жанровая полифония и многообразие повествовательных традиций (миф, сказка, притча, сатира, модернистский роман и др.). Фантастика и реальность.
  5. Мифологическое пространство: Макондо как модель универсума. Род Буэндиа – латиноамериканское генеалогическое древо, мифологическая символика инцестуозных мотивов. Отражение в романе истории Латинской Америки, ее трансформация.
  6. Мифологическое время в романе и его законы.
  7. Одиночество и насилие как два вектора пути семьи Буэндиа. Смысл названия. Интерпретации финала романа. Апокалиптические мотивы и их значение
  8. Цыган Мелькиадес – олицетворение творческого метода писателя. Особенности стиля и художественные приемы Г. Гарсиа Маркеса. Магия слова. Роль смеха в романе.
  9. Проблема традиций и новаторства (контекст латиноамериканский и европейский). Общечеловеческое звучание.

Тексты:

Гарсиа Маркес, Г. Сто лет одиночества (любое издание)

Г. Гарсиа Маркес о литературе, о себе, о своем творчестве // Вопросы литературы. 1980. № 3.

Литература

  1. Зверев, А. Чистилище смеха и плача // Вопросы литературы. – 1987. – №12. – С.235–242.
  2. Земсков, В. Б. Габриэль Гарсиа Маркес. Очерк творчества / В. Б. Земсков. – М.: Худ. лит., 1986.
  3. Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. – М.: Сов. писатель, 1983.
  4. Мамонтов, С. П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки ХХ в. – М.: Высш. шк., 1983.
  5. Папоров, Ю. Габриэль Гарсия Маркес: Путь к славе / Ю. Папоров. -СПб.: Азбука-классика, 2003.
  6. Петровский И.М. Проблемы поэтики Гарсиа Маркеса (на материале романа «Сто лет одиночества») // Актуальные проблемы зарубежной литературы ХХ века. - МГУ, 1989. - С.81-95.
  7. Покальчук, Ю. В. Современная латиноамериканская проза. – Киев: Навукова думка, 1978.
  8. Рощин, М. Призма Г. Гарсиа Маркеса // Иностранная литература. 1980. - № 6
  9. Столбов, В. «Сто лет одиночества» – роман-эпос (Габриэль Гарсиа Маркес) // Столбов, В. Пути и жизни (о творчестве популярных латиноамериканских писателей). - М., 1985. - С.269-318.
  10. Художественное разнообразие литератур Латинской Америки. – М.: Наука, 1976.
  11. Ялтов, В. Фантазия и реальность в творчестве Габриэля Гарсиа Маркеса // Г. Гарсиа Маркес. Недобрый час. - М., 1975.

Сост. А. С. Полушкин


Литература.

  1. Андреев Д.А. У.Эко: взгляд в ХХI век// Общественные науки современность. – 1997. - №5. – С.135-148.
  2. Андреева, Е. Постмодернизм: Искусство второй половины XX - начала XXI века / Е. Андреева. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 488 с.
  3. Беседа с У. Эко// Книжное обозрение. – 1998. – 2 июня (№22). – С.13-19.
  4. Бутов М. Отчуждение славой// Нов. мир. – 2000. - №2. – С.188-209.
  5. Вдовин А. К портрету слепого библиотекаря.// Урал. – Екатеринбург.,2000. - №5. – С. 173-177.
  6. Зенкин С. В скриптории холодно (рецензия на книгу У.Эко «Имя розы»)// Лит. обозр. – 1991. №6.- 71-73.
  7. Иванов Вяч. В. Огонь и роза// И. Л. 1998. - №8.
  8. Извеков А. И. Проблема личности постмодерна: Кризис культурной идентификации / А. И. Извеков. - СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 2008. -244 с.
  9. Ильин И.П. Постмодернизм – М., 2001. – 384 С.
  10. Ильин И.П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. -- М., 1998, С. 155-168.
  11. Киреева, Н. В. Постмодернизм в зарубежной литературе: учеб. комплекс для студентов-филологов / Н. В. Киреева. - М.: Флинта: Наука, 2004. -214с.
  12. Лексикон нон-классики: Художественно-эстетическая культура XX столетия / под общ. ред. В. В. Бычкова. - М.: РОССПЭН, 2004. - 607 с.
  13. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. – СПб.,2000.
  14. Олива Р. Спасет ли нас Интернет? Заметки о современной итальянской прозе.// Звезда. -–2000.- №3. – С.185-190.
  15. Рейнгольд С. «Отравить монаха», или человеческие ценности по У.Эко// И.Л. – 1994. - №4. – С. 269-274.
  16. Современное зарубежное литературоведение / Дранов А.В., Козлов А.С., Ильин И.П и др. – М., 1999. 318 с.
  17. Соколов В. Снова в Средневековье? (рец. На кн. У. Эко «Ср. века…»).// Мировая экономика и международные отношения. – 2000. - №2 – 121-128.
  18. Эко У. Имя розы. Заметки на полях «Имени розы» /предисл. Лотмана Ю.М. – М., 1989.
  19. Эко У. Средние века уже начались (эссе)// Иностранная литература 1994.-№4.-259-268.

Сост. А. С. Полушкин


Темы практических занятий по курсу ИЗЛ второй половины ХХ в.

  1. Своеобразие трактовки темы «трагической вины» и «преодоления прошлого» в романе Г. Грасса «Жестяной барабан»
  2. Жанровые традиции и новаторство в романе-антиутопии У. Голдинга «Повелитель мух»
  3. Реальность и абсурд во французской «антидраме» 1950 – 1960-х гг.
  4. Парадоксы содержания и формы культового романа Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
  5. Самобытность и парадоксы классики японской прозы ХХ в. (на материале произведений Ю. Мисима и Я. Кавабата)
  6. Латиноамериканский «магический реализм» (на примере романа Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества»)
  7. Хорхе Луис Борхес – новеллист и реформатор современной прозы
  8. Жанровая поливалентность в постмодернистском романе У. Эко «Имя розы»
  9. Роман Т. Моррисон «Возлюбленная» в контексте афроамериканской литературы и мультикультурализма

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.11.13 (0.009 с.)