Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Темы практических занятий по курсу изл второй половины ХХ В.
Темы практических занятий по курсу ИЗЛ второй половины ХХ в.
- Своеобразие трактовки темы «трагической вины» и «преодоления прошлого» в романе Г. Грасса «Жестяной барабан»
- Жанровые традиции и новаторство в романе-антиутопии У. Голдинга «Повелитель мух»
- Реальность и абсурд во французской «антидраме» 1950 – 1960-х гг.
- Парадоксы содержания и формы культового романа Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
- Самобытность и парадоксы классики японской прозы ХХ в. (на материале произведений Ю. Мисима и Я. Кавабата)
- Латиноамериканский «магический реализм» (на примере романа Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества»)
- Хорхе Луис Борхес – новеллист и реформатор современной прозы
- Жанровая поливалентность в постмодернистском романе У. Эко «Имя розы»
- Роман Т. Моррисон «Возлюбленная» в контексте афроамериканской литературы и мультикультурализма
Практическое занятие № 1. Своеобразие трактовки темы «трагической вины» и «преодоления прошлого» в романе Г. Грасса «Жестяной барабан»
1. «Немецкая катастрофа»: годы фашистской диктатуры (1933-1945) и «день ноль» в литературе и истории Германии. Судьбы немецких писателей (внешняя и внутренняя эмиграция, коллаборационизм, подполье).
2. «Группа 47»: основоположники и последователи, тематика произведений.
3. Личность Г. Грасса и его творчество. Его место в «Группе 47» и в немецкой литературе в целом. Автобиографические мотивы в романе «Жестяной барабан» (1959)
4. «Жестяной барабан» - «прививка» от потери памяти:
- оценка романа современниками (литературный скандал и премия «Группы 47»)
- место романа в «Данцигской трилогии»; пространство действия; гротескный историзм (история как трагифарс)
- особенности повествовательной манеры (гротескный натурализм описаний, функции «эффекта очуждения», повествовательные стратегии и др.);
- образ Оскара Мацерата, его своеобразие и проблема конформизма; символика «карликовости»
- ироническое переосмысление литературных традиций
- жестяной барабан как ключевой символ, его значения. Смысл заглавия
- жанровая многоплановость романа: антивоенный роман, роман о художнике, сатирический роман и т.п.
Литература
1. История литературы ФРГ. – М., 1982.
2. История литературы ГДР. – М., 1982.
3. История зарубежной литературы ХХ в. / под ред. Михальской
4. Гребенникова, Н. С. Зарубежная литература. ХХ в. – М., 1999.
5. Зачевский, Е.А. «Группа 47» и становление западногерманской литературы. – Л., 1989.
6. Руцкая, Г.С. Поэтика драматического и трагического в антивоенной немецкой прозе второй половины ХХ века. – Пермь, 1998.
Литература
1. Анджапаридзе, Г. А. Уильям Голдинг / Г. А. Анджапаридзе, B. П. Скороденко // Английская литература: 1945-1980 / отв. ред. А. П. Саруханян.- М, 1987. - С. 137-157.
- Зельченко, В. Предисловие / В. Зельченко // Голдинг, У. Повелитель мух. - СПб, 2000.
- Зинде, М. М. Творчество Уильяма Голдинга. К проблеме философского аллегорического романа. Автореф. уч.степ. канд.филол.наук / М. М. Зинде. - МГУ, 1979.
- Ивашева, В. Патриарх из Солсбери: Уильям Голдинг / В. Ивашева //Английские диалоги - М., 1971. - С. 353-377.
- Ивашева, В. Что сохраняет время: Литература Великобритании: 1945 - 1977 / В. Ивашева. - М.: Сов. писатель, 1979.- С. 183-189.
- Кузнецова, А. И. Роман «Повелитель мух» в художественном мире Уильяма Голдинга / А. И. Кузнецова // Зарубежная литература. XX век: практикум / В. А. Пронин [и др.]; под общ. ред. Н. П. Михальской. - М., 2007.- С. 188-211.
Скороденко, В. Притчи Уильяма Голдинга / В. П. Скороденко // Голдинг, У. «Шпиль» и др. повести: пер. с англ. -М., 1981. - 1981. -С. 3-22.
Сост. А. С. Полушкин
Литература
- Анастасьев. Н. Миры Джерома Сэлинджера / Н. Анастасьев // Молодая гвардия. - 1965. - № 2.
- Галинская, И. Л. Загадки известных книг / И. Л. Галинская. - М., 1986.
- Галинская, И. Л. Философские и эстетические основы поэтики Д. Д. Сэлинджера / И. Л. Галинская. - М., 1975.
- Завадская, Е. Что Сэлинджер ищет в «дзэн»? / Е. Завадская // Историко-филологические исследования. М., 1967.
- Иткина, Н. Л. Поэтика Сэлинджера / Н. Л. Иткина. – М.: РГГУ, 2002.
- Литературная история Соединенных Штатов Америки: в 3-х т. – М., 1975. – Т. 1.
- Морозова, Т. Л. Образ молодого американца в литературе США (битники, Сэлинджер, Беллоу, Апдайк) / Т. Л. Морозова. - М., 1969.
- Очерки творчества писателей XX века / отв. ред. В. Б. Земсков, А. Ф. Кофман. - М.: ИМЛИ РАН, 2005.
- Прозоров, В. Г. Ступени свободы: очерки истории и литературы США: 1950-2000 / В. Г. Прозоров. - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2001. - 342 с.
- Хиз, Д. Бунт на продажу: Как контркультура создает новую культуру потребления: пер. с англ. / Д. Хиз, Э. Поттер. - М.: Добрая книга, 2007.
Сост. А. С. Полушкин
Практическое занятие № 5. Самобытность и парадоксы классики японской прозы ХХ в. (на материале произведений Ю. Мисима и Я. Кавабата)
1. «Бум» японской культуры и литературы в ХХ – ХХI в. и его истоки:
– влияние «политики открытых дверей» на японскую культуру, традиции и модернизация;
– открытие европейской и русской литературы и ее влияние на японскую литературную традицию;
– религиозная и мировоззренческая основа японской литературы (буддизм, синтоизм, атомная катастрофа и ее влияние на культуру, экологическая тематика и т.п.);
– специфика японской литературы в ХХ в. (синтез традиций и новаторства), ее истоки (Акутогава Рюноскэ, Эдогава Рампо и др.)
2. Кавабата Ясунари как выразитель сути японского мышления:
– парадоксы мировосприятия и этапы творческого пути;
– проблематика и композиция романа «Тысячекрылый журавль»;
– отражение японских обычаев, традиций, быта и психологии: реальность и мифы; эстетика дзен в романе;
– изображение природы и функции пейзажа в романе;
– орнаментальность стиля как художественный принцип, отражение поэтической традиции;
3. «Последний самурай» Юкио Мисима:
– личность Мисимы: факты и мифы;
– мировоззрение Мисимы: национализм, экстремизм, ницшеанство, рецепция традиционной культуры;
– культ сильной личности в романе «Золотой храм», философия насилия и эстетика бунта;
– проблематика романа и специфика образа главного героя, перестройка тела и духа;
– особенности стиля Мисимы: традиции классической японской прозы и Томаса Манна, влияние Достоевского;
4. Кавабата и Мисима как два диаметрально противоположных начала современной японской прозы, их влияние на последующую национальную и мировую литературу;
Тексты:
Мисима Юкио Золотой храм; Кавабата Ясунари Тысячекрылый журавль
Литература:
- Бенедикт, Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры: пер. с англ. / Р. Бенедикт. – СПб.: Наука, 2004. – 360 с.
- Григорьева, Т. Человек общество // Григорьева, Т. Японская литература XX в. – М., 1983. – С.184-248.
- Григорьева. Т. Мудрецы, правители и мастера // Человек и мир в японской культуре. –М., 1985. – С.135-165.
- Мещеряков, А. Н. Герои, творцы и хранители японской старины. – М., 1988.
- Натан, Д. Мисима: биография: пер. с англ. / Д. Натан. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 352 с.
- Очерки творчества писателей XX века / отв. ред. В. Б. Земсков, А. Ф. Кофман. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – 687 с.
- Рехо, К. Современный японский роман. – М., 1977.
- Ролен, О. Пейзажи детства: Хемингуэй. Набоков. Борхес. Мишо. Кавабата: эссе: пер. с фр. / О. Ролен. – М.: Изд-во Независимая газета, 2001. – 208 с.
- Сто лет русской культуры в Японии. – М., 1989.
- Чхартишвили, Г. Ш. Жизнь и смерть Юкио Мисимы, или Как уничтожить храм // Мисима, Ю. Золотой Храм. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2003.
Сост. А. С. Полушкин
Практическое занятие № 6. Латиноамериканский «магический реализм» (на примере романа Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества»)
- Латинская Америка как особое культурное и историческое пространство. Феномен «нового латиноамериканского романа» и «латиноамериканского бума» в литературе ХХ в., его причин и истоки. Эстетические координаты: «магический реализм», «новый мифологизм», «необарокко» и др.
- Феномен Г. Гарсиа Маркеса. Его взгляды, философская и эстетическая позиция.
- Художественная концепция романа «Сто лет одиночества». Тематический спектр (история, миф, насилие, отсталость, мужчина и женщина, ребенок, чудеса, война, религия и др).
- Жанровая полифония и многообразие повествовательных традиций (миф, сказка, притча, сатира, модернистский роман и др.). Фантастика и реальность.
- Мифологическое пространство: Макондо как модель универсума. Род Буэндиа – латиноамериканское генеалогическое древо, мифологическая символика инцестуозных мотивов. Отражение в романе истории Латинской Америки, ее трансформация.
- Мифологическое время в романе и его законы.
- Одиночество и насилие как два вектора пути семьи Буэндиа. Смысл названия. Интерпретации финала романа. Апокалиптические мотивы и их значение
- Цыган Мелькиадес – олицетворение творческого метода писателя. Особенности стиля и художественные приемы Г. Гарсиа Маркеса. Магия слова. Роль смеха в романе.
- Проблема традиций и новаторства (контекст латиноамериканский и европейский). Общечеловеческое звучание.
Тексты:
Гарсиа Маркес, Г. Сто лет одиночества (любое издание)
Г. Гарсиа Маркес о литературе, о себе, о своем творчестве // Вопросы литературы. 1980. № 3.
Литература
- Зверев, А. Чистилище смеха и плача // Вопросы литературы. – 1987. – №12. – С.235–242.
- Земсков, В. Б. Габриэль Гарсиа Маркес. Очерк творчества / В. Б. Земсков. – М.: Худ. лит., 1986.
- Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. – М.: Сов. писатель, 1983.
- Мамонтов, С. П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки ХХ в. – М.: Высш. шк., 1983.
- Папоров, Ю. Габриэль Гарсия Маркес: Путь к славе / Ю. Папоров. -СПб.: Азбука-классика, 2003.
- Петровский И.М. Проблемы поэтики Гарсиа Маркеса (на материале романа «Сто лет одиночества») // Актуальные проблемы зарубежной литературы ХХ века. - МГУ, 1989. - С.81-95.
- Покальчук, Ю. В. Современная латиноамериканская проза. – Киев: Навукова думка, 1978.
- Рощин, М. Призма Г. Гарсиа Маркеса // Иностранная литература. 1980. - № 6
- Столбов, В. «Сто лет одиночества» – роман-эпос (Габриэль Гарсиа Маркес) // Столбов, В. Пути и жизни (о творчестве популярных латиноамериканских писателей). - М., 1985. - С.269-318.
- Художественное разнообразие литератур Латинской Америки. – М.: Наука, 1976.
- Ялтов, В. Фантазия и реальность в творчестве Габриэля Гарсиа Маркеса // Г. Гарсиа Маркес. Недобрый час. - М., 1975.
Сост. А. С. Полушкин
Литература.
- Андреев Д.А. У.Эко: взгляд в ХХI век// Общественные науки современность. – 1997. - №5. – С.135-148.
- Андреева, Е. Постмодернизм: Искусство второй половины XX - начала XXI века / Е. Андреева. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 488 с.
- Беседа с У. Эко// Книжное обозрение. – 1998. – 2 июня (№22). – С.13-19.
- Бутов М. Отчуждение славой// Нов. мир. – 2000. - №2. – С.188-209.
- Вдовин А. К портрету слепого библиотекаря.// Урал. – Екатеринбург.,2000. - №5. – С. 173-177.
- Зенкин С. В скриптории холодно (рецензия на книгу У.Эко «Имя розы»)// Лит. обозр. – 1991. №6.- 71-73.
- Иванов Вяч. В. Огонь и роза// И. Л. 1998. - №8.
- Извеков А. И. Проблема личности постмодерна: Кризис культурной идентификации / А. И. Извеков. - СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 2008. -244 с.
- Ильин И.П. Постмодернизм – М., 2001. – 384 С.
- Ильин И.П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. -- М., 1998, С. 155-168.
- Киреева, Н. В. Постмодернизм в зарубежной литературе: учеб. комплекс для студентов-филологов / Н. В. Киреева. - М.: Флинта: Наука, 2004. -214с.
- Лексикон нон-классики: Художественно-эстетическая культура XX столетия / под общ. ред. В. В. Бычкова. - М.: РОССПЭН, 2004. - 607 с.
- Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. – СПб.,2000.
- Олива Р. Спасет ли нас Интернет? Заметки о современной итальянской прозе.// Звезда. -–2000.- №3. – С.185-190.
- Рейнгольд С. «Отравить монаха», или человеческие ценности по У.Эко// И.Л. – 1994. - №4. – С. 269-274.
- Современное зарубежное литературоведение / Дранов А.В., Козлов А.С., Ильин И.П и др. – М., 1999. 318 с.
- Соколов В. Снова в Средневековье? (рец. На кн. У. Эко «Ср. века…»).// Мировая экономика и международные отношения. – 2000. - №2 – 121-128.
- Эко У. Имя розы. Заметки на полях «Имени розы» /предисл. Лотмана Ю.М. – М., 1989.
- Эко У. Средние века уже начались (эссе)// Иностранная литература 1994.-№4.-259-268.
Сост. А. С. Полушкин
Темы практических занятий по курсу ИЗЛ второй половины ХХ в.
- Своеобразие трактовки темы «трагической вины» и «преодоления прошлого» в романе Г. Грасса «Жестяной барабан»
- Жанровые традиции и новаторство в романе-антиутопии У. Голдинга «Повелитель мух»
- Реальность и абсурд во французской «антидраме» 1950 – 1960-х гг.
- Парадоксы содержания и формы культового романа Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
- Самобытность и парадоксы классики японской прозы ХХ в. (на материале произведений Ю. Мисима и Я. Кавабата)
- Латиноамериканский «магический реализм» (на примере романа Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества»)
- Хорхе Луис Борхес – новеллист и реформатор современной прозы
- Жанровая поливалентность в постмодернистском романе У. Эко «Имя розы»
- Роман Т. Моррисон «Возлюбленная» в контексте афроамериканской литературы и мультикультурализма
|