Практические занятия по курсу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические занятия по курсу



Практическое занятие 1.

Тема 1. Логика, ее предмет и значение (2 ч)

План

1. Мышление и его роль в познании.

2. Понятие о законах и формах мышления. Формы и законы

мышления как предмет логики.

3. История логики, этапы ее развития. Значение логики как науки.

Литература (ко всем темам курса)

Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.

Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 2001.

Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г.Логика: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Гетманова А.Д. Логика. Словарь и задачник: уч пособ для студ вузов. М., 1998

Гетманова, А.Д. Учебник логики. Со сборником задач / А.Д. Гетманова. М., 2006..

Грядовой, Д.И. Логика. Практический курс основ формальной логики:

Гусев, Д.А. Логика: учебное пособие. М., 2005.

Ивин А.А. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарики, 2007.

Ивлев Ю.В.Логика. Сборник упражнений. – М., 1998.

Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И.Упражнения по логике: Уч. пособ. Изд. 6-е. М., 2011

Кузина Е.Б. Лекции по теории аргументации. М.: Изд-во МГУ, 2007.

Курбатов В.И. Логика. Для ССУЗ. Изд 2-е. Ростов-на-Дону, 2007.

Логика: учебное пособие в кратком изложении и упражнениях / Д.И. Грядовой. М., 2004..

Попов Ю.П.Логика: уч. пособ. Изд. 3-е. М., 2011

Рузавин, Г.И. Логика: Практический курс: учебник для вузов. М. 2002.

Светлов Ю.П.Логика: уч. пособ. СПб., 2011

Скрипай В.А., Каверин Б.И., Демидов И.В.Логика и теория аргументации.- М., 2006.

Шадрин Д.А. Логика: конспект лекций. М., 2006.

Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарики, 2005..

 

Методические рекомендации

При изучении первой темы, прежде всего, необходимо понять, в чем суть мышления как особого вида деятельности человека. Познание человека – сложный процесс, в нем очень важная роль принадлежит мышлению, посредством которого создаются обобщенные образы интересующей человека реальности.

Мышление является объектом изучения разных наук, оно изучается философией, физиологией высшей нервной деятельности, лингвистикой и логикой. У каждой науки есть свой аспект изучения мышления, точнее свой предмет. Логика рассматривает мышление как деятельность, которая осуществляется в определенных формах, по четким правилам и законам.

Переходя к рассмотрению форм и законов мышления, надо усвоить их главную особенность: формы и законы мышления универсальны и едины для всего человечества. Все люди во все времена, независимо от времени, конфессиональной, этнической и расовой принадлежности мыслили в единых формах и по одним и тем же законам.

При характеристике законов мышления, выявленных логикой, следует иметь в виду то, что они по своей сути равнозначны законам природы, т. е. объективны, общезначимы и имеют необходимый, устойчивый, повторяющийся характер. Законов логики много, но среди них особое место принадлежит базовым, основным законам (или принципам), которые были в основном выявлены и описаны еще Аристотелем в IV в. до н. э.

Первым из них традиционно считается закон тождества или, иными словами, закон определенности мышления. В ходе любого обсуждения той или иной проблемы, будь это судебное заседание или научная дискуссия, объект мысли, рассматриваемый в данном конкретном случае должен оставаться самим собой. За этим законом объективно стоит определенность или тождественность объектов бытия самим себе. При всей изменчивости существующей реальности любой объект мысли на данный момент его рассмотрения остается равным самому себе, так как в противном случае невозможно определить, что же является предметом рассмотрения. Своеобразным отражением закона постоянства и является логический закон тождества, требующий не подменять рассматриваемый или исследуемый объект мысли чем-то иным.

Второй базовый закон – закон логического непротиворечия, согласно которому необходимым требованием нормального мышления является принцип: два противоположных высказывания об одном и том же объекте мысли в одном и том же отношении одновременно истинными быть не могут. Сознательное использование этого закона в практике мышления позволяет избегать противоречивых высказываний и обеспечивает логическую убедительность и обоснованность приводимых аргументов в доказательстве.

Третий закон – закон исключенного третьего − является дополнением к закону логического непротиворечия и утверждает, что из двух противоречащих друг другу высказываний одно истинно, другое ложно, а третьего не дано. При знании истинности одного из противоречащих суждений можно отбрасывать другое как несомненно не истинное, не прибегая к доказыванию этой неистинности.

Четвертый закон – закон достаточного основания − был сформулирован уже в Новое время в ХVII в. немецким философом Лейбницем.

Этот закон требует, чтобы выдвигаемое утверждение, если оно не самоочевидно, было достаточно обосновано. По поводу этого закона в современной логике нет однозначного мнения. Что касается обоснованности теоретических утверждений, то вряд ли здесь можно обойтись данным законом. В юридической деятельности этот закон сохраняет свое значение в полном объеме. Любое юридическое решение не может не быть достаточно обоснованным.

В заключение к теме «Предмет логики» надо обратиться к истории этой науки и рассмотреть ее возникновение и развитие на основе развития культуры общества и возникновения первых элементов научного знания. Логика возникает как составляющая философии и до сих пор остается философской наукой, несмотря на высокий уровень ее формализации.

Важным стимулирующим фактором становления логики послужило начало судопроизводства и связанная с этим потребность в умении доказать истинность или по крайней мере обоснованность позиций, занимаемых истцом и ответчиком. Другим источником становления логического знания было развитие античной математики. Возникнув еще в античности, логика развивалась в последующие эпохи, и до сих пор развивается, обогащаясь новыми разделами и новыми решениями традиционных проблем.

Основы логики как теоретического знания сформулировал древнегреческий мыслитель Аристотель в IV в. до н. э., хотя отдельные логические идеи присутствуют в учениях Древнего Китая и Древней Индии. Аристотель описал формы мышления, выявил три базовых закона мышления и заложил основы силлогистики. Лишь в ХVII в. на основе нового этапа развития естествознания начинается новый этап развития логики, возникает индуктивная логика, разрабатываются методы научной индукции. В этот же период закладываются основы математической логики. Наука логика − не завершенное знание, она все время обогащается, оставаясь открытой для новых решений.

Контрольные вопросы

1. Что изучает наука «логика»?

2. Когда сформировалась наука логика?

3. Что такое формы мышления?

4. Что такое законы логики?

5. Чем законы логики отличаются от законов права? Общества? Природы?

6. В чем значение науки логики для политолога, специалиста-гуманитария?

 

 

Тема 2. Понятие как форма мышления (2 ч)

План

1. Общая характеристика понятия. Понятие и имя. Логические

приемы формирования понятия.

2. Содержание и объем понятия. Виды понятий по объему и содержанию. Закон обратного соотношения объема и содержания понятий.

3. Отношения между понятиями. Логические операции с понятиями.

4. Определение и деление понятий.

Список литературы

1. Демидов И. В. Логика. − М., 2000. − Гл. 2.

2. Иванов Е. А. Логика. – М., 2001. − Перв. разд., гл. 1, 2, 3, 4.

3. Ивин А. А. Логика. – М., 2004. − Гл. 2, 3, 4.

4. Ивлев Ю. В. Логика. – М., 2005. − Гл. VI, VII.

Методические указания

Обращаясь к изучению данной темы, необходимо исходить из того, что понятие является по сути результатом всей мыслительной деятельности человека. Понятие содержит наиболее полное и существенное знание об окружающем человека мире и о самом человеке.

Понятие развивается, оно исторично и становится все более богатым

по содержанию по мере увеличения знаний о данном объекте мысли.

Очень важно различать понятие как форму мысли и имя как материальный знак. Имя – это символ, заменяющий в рассуждении объект мысли. Имена различаются в разных языках по произнесению и начертанию, но понятия едины для человечества. Различая понятие и имя, надо уметь дифференцировать постоянство имени и изменчивость понятия.

Особое внимание надо уделить проблеме соотношения смысла имени и значения имени, что, в свою очередь, позволит не включать в область логического рассмотрения классы пустых имен или пустых множеств. Процесс обучения человека – это процесс его включения в мир понятий, созданных обществом. Начинается знакомство с понятиями на уровне повседневном, где надо усвоить некоторый набор понятий, связанных с бытом, привычным образом жизни и т. д. В последующем человек овладевает научными понятиями и учится ими оперировать. Умение оперировать понятиями повседневности не требует особой логической культуры. Приобщение к научным понятиям сопряжено со знанием логического процесса формирования понятий, с такими мыслительными приемами, как сравнение, анализ, абстрагирование, синтез, обобщение. Овладение процессом образования понятий позволит более четко различать понятие как результат мышления и представление, которое формируется на уровне чувственного познания и носит нестрогий характер.

При изучении темы «Понятие» надо научиться давать полную логическую характеристику понятиям, для чего требуется усвоить их классификацию по объему и содержанию и закон обратного соотношения объема и содержания понятий. Это, в свою очередь, позволит овладеть умением производить разные операции с понятиями, различать понятия сравнимые и несравнимые, а среди сравнимых − совместимые и несовместимые. Умение производить эти процедуры с понятиями развивает гибкость мышления, способствует более грамотному и строгому усвоению понятий, входящих в арсенал профессиональных терминов. Завершает изучение данной темы овладение логическими процедурами определения и деления понятий, что позволяет раскрывать содержание понятий (определение понятий) и объем понятий (деление понятий). Изучение вопроса определения понятий имеет очень большое значение для профессиональной деятельности.

Повседневные, бытовые понятия усваиваются традиционно на уровне представлений и остенсивных определений. Для понятий научных и понятий профессионально значимых необходимо знать варианты явных определений, обратить особое внимание на определение через ближайший род и видовое отличие, усвоить правила определения. Для будущих специалистов необходимо уметь использовать не только строгие логические определения, но и приемы, сходные с определениями, такие, как характеристика и описание.

Не менее важно умение раскрыть объем понятия, т. е. логически

корректно с соблюдением правил производить деление понятий. Деление понятий, если оно произведено правильно, делает результат этого логического действия убедительным и надежным, что принципиально значимо и в научном исследовании, и в практической деятельности.

Контрольные вопросы

1. Что такое понятие?

2. Как различаются понятие и имя?

3. Как различаются имя, понятие и значение имени?

4. Как различаются пустые и непустые понятия?

5. Как различаются по объему пустые понятия?

6. Что такое содержание понятия?

7. В чем сущность закона обратного соотношения объема и со-

держания понятий?

8. Какие есть виды определения понятий?

9. Какие есть правила определения понятий?

10. В чем значение кругов Эйлера при характеристике понятий?

11. Какие есть виды деления понятий, по каким правилам осуществляется в логике деление понятий?

Упражнения

I Дайте полную логическую характеристику понятиям:

1) Сила, гражданин, государственная служба, президент, французский император ХVIII в., подкованная блоха.

2) Адвокат, история Англии, Российская конституция, гражданство, Вселенная, азбука.

3) Календарь, преступность, законопослушный гражданин, космонавтика, государственная символика, русалка.

4) Лозунг, Эстонский император, правонарушение, либерализм, второй президент СССР, государство.

5) Система права, риторика, экономика, правонарушение, избушка на курьих ножках, римское право.

II Правильно ли сделаны следующие определения; если в них есть

ошибки, объясните их:

1. а) Правильной дробью называется простая дробь, числитель которой меньше знаменателя.

б) Смешное – это то, что заставляет смеяться.

в) Лень – мать всех пороков.

2. а) Леопарды – это разновидность кошек.

б) Парк – это место, где отдыхают люди.

в) Пауки – это не насекомые.

3. а) Больной – это человек, который болен.

б) Квадрат – это прямоугольник с равными сторонами.

в) Дети – цветы жизни.

4. а) Мулы – это не лошади.

б) Политолог – это специалист по проблемам политики.

в) Логика – это наука о законах, формах и правилах мышления.

5. а) Буддизм – это мировая религия.

б) Цилиндр – это геометрическое тело, образованное вращением

прямоугольника вокруг одной из его сторон.

в) Фейерверк – это прекрасное зрелище.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.026 с.)